Формы работы классного руководителя по организации жизнедеятельности учащихся
статья на тему

Жолоб Елена Викторовна

Ваш класс - ваш мир! В статье рассматриваются различные формы работы с классным коллективом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы классного руководителя по организации жизнедеятельности учащихся

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности.

Особая роль в воспитании в школе принадлежит классному руководителю. Именно он помогает ученику социализироваться, научиться любить, дружить, помогать другим, вместе с одноклассниками трудиться и отдыхать, радоваться и переживать. В руках у классного руководителя - целый мир веселых и задумчивых, неугомонных и медлительных, спортсменов и музыкантов, целый мир детей и их родителей. И этот мир должен трудами и заботами классного руководителя превратиться в созидающий и воспитывающий мир единомышленников.

Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

  • познавательной, которая расширяет кругозор школьников, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
  • трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде само обслуживающего, общественно полезного и производительного труда
  • художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, художественную самодеятельность школьника;
  • спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;
  • общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности;
  • ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира
  • свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.

Необходимо сказать и о роли классного руководителя в формировании успешности учеников. Успешность – это возможность ставить себе цели и достигать их. Ей может соответствовать разный статус  и разная степень социального признания. Успешность – это умение человека реализовывать те потенциальные способности, которыми наделила его природа. Каждый учитель должен знать, как создать у ребенка ситуацию успеха, которая будет мотивировать его к учению. Но, по-моему, только классный руководитель формирует успешность класса, как способность коллектива единомышленников ставить себе цели, достигать их общими усилиями, гордиться полученным социальным признанием.

Мне очень нравятся слова замечательного педагога Симона Львовича Соловейчика: «Дети на ошибках не учатся, дети учатся не на ошибках, а на своих успехах, достижениях. Дети развиваются прибавлением положительного, а не вычитанием отрицательного. Знака минус в педагогической арифметике нет, в ней только «плюс», умножить да еще разделить с детьми их тревоги и трудности».

Исходя из этого основными задачами классного руководителя необходимо принять следующие:
    1.  Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей;
    2.  Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
    3.  Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни;
    4.  Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося;
    5.  Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
    6.  Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.

Формы работы классного руководителя с детьми 

          Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что:

              -  ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей взрослой жизни;

              -  в жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике, конкретные условия и события в городе, районе, школе;

              -  нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;

              -  каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;

              -  при отборе форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе.

          Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:

              -  дискуссионных, игровых, состязательных;

    -  творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;

    -  психологических (позволяющих ребенку осознать самого себя).

Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

Класс - он тот же муравейник!

Каждый должен быть при деле:

Строить мегаотношенья,

Понимая их значенье,

И, конечно же, общенье,

Получая одобренье,

Ну а главное- уменье показать себя в красе!

                            Морозова Н.В. школа №7 г. Остров Псковской обл.

Многие классные руководители существуют в рамках: «от нас требуют» (администрация школы, района и пр.) и «мы им должны» (обеспечить, предоставить, продемонстрировать). В лучшем случае в подтексте присутствует: «мы им должны, чтобы они от нас поскорее отвязались». В худшем они кооперируются  с требующими в одну команду и по отношению к классу выступают как посланник и представитель администрации - давят, распекают, унижают, высмеивают. Словом, практикуют весь полный набор взаимодействий, несовместимых с взаимным уважением.

Назревшая конфликтная ситуация вынудила задуматься: а что такое по-настоящему хороший классный руководитель? Он лишь воплощает волю администрации? Или же все-таки несет самостоятельную точку зрения, способен быть посредником между официальной позицией и психологическими потребностями своих подопечных? Как ему балансировать между теми, кто с него требует, и теми, кто ему должен, но не хочет (учениками)?

Интуитивно начинаешь понимать, что

  1. не стоит дергать по мелочам (требовать от ученика и всерьез ставить его перед проблемой не по частным случаям, а по повторяющимся, обозначившимся как устойчивая трудность)
  2. нужно не нападать,  а выгораживать «своих» перед «чужими» (т.е. перед администрацией и другими учителями), что конечно же не отменяет критики и разборок внутри класса
  3. нужно чаще интересоваться у каждого из учеников, как идут их личные дела, и стараться не заводить назидательных разговоров об успеваемости, беседовать о жизни как таковой
  4. нужно проводить больше внеучебных мероприятий, чтобы у класса была особенная внеучебная жизнь.

Отрывок из книги.

Ваш класс - ваш собственный мир. Это ваш роман, ваша поэма, ваш научный труд. Работайте над ним, пусть он будет вашим шедевром.

                                                                                     Симон Соловейчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы классного руководителя с родителями

Выступление на ШМО классных руководителей...

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей.

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ...

Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе

Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....

Выступление на тему "Инновационные формы работы классного руководителя"

Получение образования – основной фактор развития общества и важнейшее условие успешности человека в жизни. А инновационное образование – это тот ведущий механизм, который может реально изменить качест...

Формы работы классного руководителя с родителями

В данном докладе рассматриваются формы работы с родителями....

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей...