Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.
статья на тему
«Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства». В.Сухомлинский.
Федеральный государственный образовательный стандарт характеризует выпускника школы следующим образом: «…мобильная, социально-компетентная, духовно-богатая и конкурентно-способная личность, умеющая пользоваться средствами коммуникации».
Основной смысл классного руководства состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnost_klassnogo_rukovoditelya.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.
учитель русского языка и литературы
Соколовская О.Е.
«Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства». В.Сухомлинский.
Федеральный государственный образовательный стандарт характеризует выпускника школы следующим образом: «…мобильная, социально-компетентная, духовно-богатая и конкурентно-способная личность, умеющая пользоваться средствами коммуникации».
Основной смысл классного руководства состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.
Ориентация на социальный опыт обучающихся предопределяет стратегическую направленность деятельности классного руководителя на превращение группы обучающихся, сформированной администрацией школы на основании возрастной и знаниевой идентичности, в социальную общность, способную устанавливать морально-этические нормы и культурно-поведенческие правила, рассчитанные на самоопределение, самопроявление и самореализацию при решении актуальных для всех и личностно значимых для каждого задач.
При таком понимании целевой установки классных руководителей возникает необходимость внесения уточнений в представления об этой форме профессиональной педагогической деятельности.
Принимая ее к реализации, классный руководитель получает возможность позиционирования в разных профессиональных ролях. Он может выполнять функции не только менеджера внеучебной и внешкольной деятельности обучающихся класса, но и организатора его жизнедеятельности (что значительно шире), и тьютора (что изменяет существенно стиль взаимоотношений с обучающимися), и уполномоченного по их правам (что требует от него новых знаний), и представителя администрации школы (что предполагает новую степень ответственности) и т.д.
В набор функций классного руководителя могут входить организационная, управленческая (включая делопроизводство), координационная, диагностическая, контрольно-оценочная, коммуникативная (по отношению к обучающимся, их родителям и работающим в классе учителям), коррекционно-компенсаторная и иные функции, обеспечивающие эффективность и качество руководства школьным классом с учетом уклада школы, возрастных особенностей обучающихся и уровня их знаний, понимания назначения классного руководства, признаваемых образцов профессиональной педагогической деятельности, предпочитаемого стиля взаимоотношений с обучающимися.
В связи с этим на современном этапе состояния российского образования принципиально важно определить сферы компетенции педагогических работников, принимающих на себя ответственность за организацию жизнедеятельности класса, осознавая, что сужение опасно не менее, чем расширение. Так, в одном случае представленных полномочий может оказаться недостаточно для защиты интересов обучающихся и их поддержки в сложных ситуациях, а в другом будут выполняться обязанности, не обеспечивающие цели руководства классом.
В идеальном варианте сферы компетенции классных руководителей должны быть соотнесены с должностными обязанностями разнонаправленных специалистов, осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность в школе в целом и в классе в частности, и дифференцированы с их учетом. Наличие в современной школе психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования предполагает реальное распределение обязанностей.
Состоявшееся в 20 веке признание прав детей предопределяет направленность деятельности классного руководителя на создание условий, благоприятных для их удовлетворения и развития. Принятая международным сообществом новая этика отношения к обучающимся предполагает уточнения понятия «руководство классом».
Оптимальной может быть признана ситуация, обеспечивающая гармонизацию интересов развивающейся личности с интересами семьи, школы, окружающим миром посредством включения обучающихся в образовательный процесс с субъектной позиции.
Педагогическим работникам необходимо конкретизировать свои представления о классном руководстве как объекте деятельности посредством обретения ощущения целенаправленности и осмысленности своего профессионального поведения.
Классный руководитель должен направить деятельность учеников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
«Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего, самому жить по-человечески». В. Сухомлинский.
«Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать свое
воспитание с самого себя». В. Сухомлинский.
Литература:
1. Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников. – Москва: Планета, 2010.
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных школ. В 2 ч. Ч.1/под ред. А.Я. Данилюка. – Москва: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).
3. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя/Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – Москва: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....
Статья "Вопросы духовно-нравственного воспитания"
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать – значит способствовать становлению духовно-зрячего, серд...
Виды деятельности классного руководителя, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся .
Участие в марафоне педагогических находок классных руководителей....
Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)
Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....
Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности
В статье говорится о разнообразных формах, методах и приёмах в работе классного руководителя по формированию духовно-нравственной личности. Все названные формы подкреплены собственным опытом и примера...
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Педагог сегодня – это спектр, функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. Это человек...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...