Урок нравственного прозрения (классный час для учащихся 11 класса)
классный час (11 класс) на тему
Урок нравственного прозрения "Умей ценить..." для учащихся старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_nravstvennogo_prozreniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Час нравственного прозрения
«Умей ценить… или все начинается с семьи».
Цель: способствовать формированию нравственных устоев семьи, воспитывать чувство ответственности за воспитание детей в семье.
Эпиграф: Ценности – это желания и надежды,
Стремления и убеждения.
Ход мероприятия.
1.Слово учителя.
Моя семья – как свято это слово
Во все века и времена.
Семья для всех была опорой,
Хранителем домашнего тепла.
Семья создается не для потехи,
И не на день, не на год.
Семья – продолжение жизни и рода.
Мне кажется, каждый это поймет.
- Как вы думаете, почему именно семье отводится такая большая роль в жизни общества?
-Послушаем мнение детей, а также их родителей.
( в семье человека окружают близкие люди; дома , в семье комфортно, уютно, хорошо. Всем необходимым для жизни умениям человек учится в семье, детей в семье воспитывают)
-Действительно, самая ответственная задача семьи – воспитание детей. Ведь от того, какое воспитание получит ребенок в семье, зависит его дальнейшая судьба, а значит, судьба общества , страны.
Именно в семье дети получают первый жизненный , в том числе и нравственный опыт. Нравственное воспитание – прямой долг и обязанность родителей. Ведь именно оно определяет будущую судьбу ребенка. Семья учит ребенка уважению к старшим. Развивает чувство радости, сострадания, сочувствия.
Когда речь заходит о воспитании, о нравственности, ребята почему-то ждут, что им будут читать нотации и нравоучения. Сегодня этого не будет. Любому родителю и педагогу хочется, чтобы их ребенок стал хорошим человеком.
-А что такое хороший человек в вашем понимании?
-Что вы более всего цените в жизни?
- Какие жизненные ценности выбираете для себя для взрослой жизни?
Ведь то, кем вы хотите стать в жизни, чего достичь, тесно связано с тем, что вы более всего цените в жизни.
Диаграмма «Я и мои жизненные ценности»
Инструкция: Укажи стрелками разной длины наиболее важные или менее значимые по отношению к тебе ценности.
Образование Друзья
Карьера Деньги
Здоровье Путешествие
Семья Развлечения
Религия
Любовь
Искусство
Мир
Выбери из предложенных вариантов и запиши 6 наиболее важных для тебя ценностей и расположи их в порядке приоритетности, где первая ступень – самая важная.
- 2- 3- 4- 5- 6-
Составим синквейн на тему «Жизненные ценности»
Что такое синквейн? Это стихотворение, состоящее из 5 строк (незарифмованных)
В синквейне человек выражает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна ( ученик пишет вместе с мамой).
1 строка –одно ключевое слово, существительное, определяющее содержание.
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.
4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
5 строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Я составила синквейн на тему «Здоровье»
1.Здоровье.
2.Физическое, нравственное.
3. Укреплять, заботиться, поддерживать.
4.Здоровье есть – все будет.
5. Ценность.
(Чтение созданных синквейнов.)
Семья, дом, любовь – это извечные ценности человеческого бытия.
В семейном кругу мы с вами живем!
Основа семьи – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Еще раз повторюсь, что действительно – самая ответственная задача родителей – это воспитание детей.
Сегодня я хочу предложить вам один текст, в котором тоже говорится о семье , о воспитании детей. Это современная притча Рафаэля Мустафина «Три сундука» (напечатана в журнале «Идель» №11 2006 год)
Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее позаботились об их будущем – подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданым. А там – и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было чин-чинарем, чтобы не стыдно было людям в глаза смотреть.
Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет – тяжело расставаться с родимыми кровинушками. Да и с нажитым добром – тоже жалко.
Но прошло сколько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком впридачу. Подкинула сына бабушке , а сама укатила в город в поисках лучшей доли.
Через некоторое время также вернулась и средняя дочь, а за нею и младшая. И обе, подкинув ребятишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз , натыкаясь на них, ругается, грозится их выкинуть к чертовой матери. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется…, а вдруг еще понадобятся. Зря надеется…
-О чем говорится в этой притче?
(О воспитании детей, духовном и материальном богатстве, об ответственности родителей за воспитание детей)
-А почему притча называется «Три сундука»? Символом чего они являются?
(символ богатства, материального благополучия)
_Как вы думаете, чему учит эта история, к чему призывает, ради чего написана?
Родители, заботясь о накоплении материального состояния, забыли о самом главном – о подготовке дочерей к семейной жизни, о духовном нравственном воспитании.
Перед нами две пословицы.
Не с богатством жить – с человеком.
Большое приданое мужа не сделает.
- Созвучны ли они с данной притчей?
Часто родители, желая своим детям счастливого будущего , думают только о материальном состоянии, благополучии. Конечно, это не последний пункт в приобретении счастья, особенно в наше время. Но на одном богатстве никогда не построишь крепкую семью. В семье должны царствовать любовь, уважение, взаимопонимание.
Услышь и задумайся!
Если детей одаривают любовью,
Они возвращают ее.
Если им ничего не дается,
Им нечего возвращать.
Росс Кэмпбэлл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...
Статья "Уроки нравственного прозрения, или "болевые точки" преподавания литературы (из опыта работы)
Если в преподавании литературы недооцениваются эстетические возможности, то учитель мало чего добьется на уроке. Нравственные ценности произведения можно донести до учащихся при условии определенной с...
классный час для учащихся класса духовых инструментов на тему "Оркестровая этика"
Материал направлен на воспитание оркестровой этики у учащихся , закреплению правил поведения в оркестре, используется интересный прием, когда преподаватель вместе с детьми анализирует жизненные ситуац...
Портфолио ученика как средство оптимизации ВР классного руководителя с учащимися класса
Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени ...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Нравственное прозрение по повести В. Распутина "Живи и помни"
Открытый урок в 11 классе ко Дню школы....
Урок-презентация "Творчество Василия Макаровича Шукшина"... часы воодушевления, эмоционального подъема... нравственного прозрения...
Знакомство с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих. Василий Макарович Шукшин вспыхнул на го...
Родительский урок «Читаем вместе» (Классный час для учащихся адаптивной школы)
Важность чтения в жизни любого человека настолько очевидна, что каждый, наверняка, хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Сухомлинский заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени ...