Родительское собрание Наши дети-девятиклассники
материал (9 класс) на тему
9 класс- сложный период для самих детей и родителей. Важно помочь родителям найти подход своим детям, показать трудности этого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Наши дети-девятиклассники».
Цель: 1. Расширить знания родителей о возрастных особенностях подросткового возраста.
2.Помочь родителям в общении с детьми-подростками.
Ход собрания
- Вступление. Приветствие.
Итак, наши дети учатся в 9 классе. Они - подростки. Что такое подростковый возраст, какие особенности и возможности представляет этот возраст, об этом мы и поговорим на нашем собрании.
Для начала дадим определение слову «подросток»: (в центре доски написано слово «подросток», от этого слова протянуты лучики. Родители предлагают одно слово, которое ассоциируется у них со словом «подросток». Каждый родитель должен сказать один вариант. Учитель записывает все слова за родителями.)
подросток |
Далее учитель предлагает обвести в кружок три слова из предложенных, которые они считают основными или главными. Затем из обведенных слов они должны составить определение к слову «подросток». Родители зачитывают свои получившиеся определения).
- Объяснение учителя. Особенности подросткового возраста.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса", которому свойственно:
- чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
- крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели. Возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к "маленькому". Одно он не делает сам, другое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права.
Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") и т.д.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.
Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
- Тест «Знаете ли вы подростковую психологию?»
Тест для родителей
«Знаете ли вы подростковую психологию?»
Инструкция: Предлагаем вашему вниманию опросник, который содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.
Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны – знак «- »; если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».
№ вопроса | Высказывания | Ответ |
Поверхность – характерная черта подростков. | ||
По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию. | ||
Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем». | ||
Подростковому возрасту присуща категоричность суждений. | ||
Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. | ||
Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности. | ||
К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. | ||
Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода. | ||
Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте. | ||
Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах. | ||
Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков. | ||
В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. | ||
Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. | ||
«Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста. | ||
Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. | ||
Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей. | ||
Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. | ||
Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки. | ||
Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. | ||
Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. | ||
Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. | ||
Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. | ||
Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. | ||
Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам. |
Ключ к тесту для родителей
«Знаете ли вы подростковую психологию?»
№ вопроса | Высказывания | Ответ |
1 | Поверхность – характерная черта подростков. | + |
2 | По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию. | + |
3 | Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем». | - |
4 | Подростковому возрасту присуща категоричность суждений. | + |
5 | Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. | - |
6 | Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности. | + |
7 | К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. | - |
8 | Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода. | + |
9 | Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте. | - |
10 | Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах. | - |
11 | Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков. | - |
12 | В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. | - |
13 | Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. | - |
14 | «Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста. | + |
15 | Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. | - |
16 | Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей. | + |
17 | Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. | - |
18 | Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки. | + |
19 | Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. | + |
20 | Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. | + |
21 | Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. | - |
22 | Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. | + |
23 | Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. | - |
24 | Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам. | - |
Обработка полученных данных
Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком – менее 9 баллов, среднем – 9-15 баллов, высоком – более 15 баллов.
Испытуемые со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом.
Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла.
Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.
- Обсуждение результатов теста.
- Групповая работа. Родители делятся на 3-4 группы (с помощью цветных карточек). Каждой группе предлагается разыграть определенную ситуацию, связанную с проблемами, обусловленными особенностями этого возраста. После - все группы обсуждают.
1 группа - ситуация, когда сын (дочь) постоянно грубят родителям.
2 группа - ситуация, когда сын (дочь) постоянно «зависают» в интернете и родители не могут узнать, на каком сайте, или с кем переписываются.
3 группа – ситуация, когда сын (дочь) не хотят учиться, не интересуются ничем. Стали замкнутыми.
(Родители обсуждают все ситуации и предлагают свои способы решения).
- Родители сами составляют памятку родителям подростков.
- Заключение. Итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Наше будущее - дети"
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от 3ех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/04/picture-72295-1622769278.jpg)
Родительское собрание "Наши дети"
Воспитательную работу вести по проектам: здоровье и спорт - «Спорт нам поможет силы умножать»;учеба - «Учеба - наш главный труд»;экология - «Зеленый мир»;милосердие - «Доброе сердце»;труд - «Дел...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/11/picture-60552-1654935190.jpg)
Родительское собрание "Наши ошибки в воспитании детей"
Материал включает в себя разработанный сценарий родительского собрания "Наши ошибки в воспитании детей" (Разработка тематического родительского собрания Соркомовой Елены Алексеевны, учителя начальных ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-191532-1618146550.jpg)
Сценарий родительского собрания "Наши трудные дети", 6 класс
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.2. Развивать умения поиска выхода в трудных си...
Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»
Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...