Родительское собрание Наши дети-девятиклассники
материал (9 класс) на тему
9 класс- сложный период для самих детей и родителей. Важно помочь родителям найти подход своим детям, показать трудности этого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_nashi_deti-9_kl.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Наши дети-девятиклассники».
Цель: 1. Расширить знания родителей о возрастных особенностях подросткового возраста.
2.Помочь родителям в общении с детьми-подростками.
Ход собрания
- Вступление. Приветствие.
Итак, наши дети учатся в 9 классе. Они - подростки. Что такое подростковый возраст, какие особенности и возможности представляет этот возраст, об этом мы и поговорим на нашем собрании.
Для начала дадим определение слову «подросток»: (в центре доски написано слово «подросток», от этого слова протянуты лучики. Родители предлагают одно слово, которое ассоциируется у них со словом «подросток». Каждый родитель должен сказать один вариант. Учитель записывает все слова за родителями.)
подросток |
Далее учитель предлагает обвести в кружок три слова из предложенных, которые они считают основными или главными. Затем из обведенных слов они должны составить определение к слову «подросток». Родители зачитывают свои получившиеся определения).
- Объяснение учителя. Особенности подросткового возраста.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса", которому свойственно:
- чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
- крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели. Возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к "маленькому". Одно он не делает сам, другое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права.
Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") и т.д.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.
Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
- Тест «Знаете ли вы подростковую психологию?»
Тест для родителей
«Знаете ли вы подростковую психологию?»
Инструкция: Предлагаем вашему вниманию опросник, который содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.
Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны – знак «- »; если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».
№ вопроса | Высказывания | Ответ |
Поверхность – характерная черта подростков. | ||
По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию. | ||
Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем». | ||
Подростковому возрасту присуща категоричность суждений. | ||
Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. | ||
Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности. | ||
К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. | ||
Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода. | ||
Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте. | ||
Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах. | ||
Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков. | ||
В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. | ||
Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. | ||
«Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста. | ||
Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. | ||
Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей. | ||
Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. | ||
Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки. | ||
Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. | ||
Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. | ||
Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. | ||
Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. | ||
Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. | ||
Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам. |
Ключ к тесту для родителей
«Знаете ли вы подростковую психологию?»
№ вопроса | Высказывания | Ответ |
1 | Поверхность – характерная черта подростков. | + |
2 | По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию. | + |
3 | Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем». | - |
4 | Подростковому возрасту присуща категоричность суждений. | + |
5 | Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. | - |
6 | Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности. | + |
7 | К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. | - |
8 | Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода. | + |
9 | Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте. | - |
10 | Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах. | - |
11 | Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков. | - |
12 | В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. | - |
13 | Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. | - |
14 | «Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста. | + |
15 | Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. | - |
16 | Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей. | + |
17 | Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. | - |
18 | Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки. | + |
19 | Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. | + |
20 | Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. | + |
21 | Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. | - |
22 | Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. | + |
23 | Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. | - |
24 | Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам. | - |
Обработка полученных данных
Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком – менее 9 баллов, среднем – 9-15 баллов, высоком – более 15 баллов.
Испытуемые со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом.
Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла.
Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.
- Обсуждение результатов теста.
- Групповая работа. Родители делятся на 3-4 группы (с помощью цветных карточек). Каждой группе предлагается разыграть определенную ситуацию, связанную с проблемами, обусловленными особенностями этого возраста. После - все группы обсуждают.
1 группа - ситуация, когда сын (дочь) постоянно грубят родителям.
2 группа - ситуация, когда сын (дочь) постоянно «зависают» в интернете и родители не могут узнать, на каком сайте, или с кем переписываются.
3 группа – ситуация, когда сын (дочь) не хотят учиться, не интересуются ничем. Стали замкнутыми.
(Родители обсуждают все ситуации и предлагают свои способы решения).
- Родители сами составляют памятку родителям подростков.
- Заключение. Итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Наше будущее - дети"
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от 3ех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. ...
Родительское собрание "Наши дети"
Воспитательную работу вести по проектам: здоровье и спорт - «Спорт нам поможет силы умножать»;учеба - «Учеба - наш главный труд»;экология - «Зеленый мир»;милосердие - «Доброе сердце»;труд - «Дел...
Родительское собрание "Наши ошибки в воспитании детей"
Материал включает в себя разработанный сценарий родительского собрания "Наши ошибки в воспитании детей" (Разработка тематического родительского собрания Соркомовой Елены Алексеевны, учителя начальных ...
родительское собрание "Наша новая школа"
Родительское собрание "Наша новая школа"...
Родительское собрание "Наши трудные дети"
Сценарий родительского собрания...
Сценарий родительского собрания "Наши трудные дети", 6 класс
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.2. Развивать умения поиска выхода в трудных си...
Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»
Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...