классный час " Доброта"
классный час (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Доброта творит чудеса».
Цели. 1. Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность.
2. Учить находить у людей, такие качества личности как доброта, щедрость, отзывчивость.
3. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Ход классного часа
- Добрый день, дорогие гости, учителя, ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен извечной теме , но тему нашего классного часа вы узнаете чуть позже.
Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?
-Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.
А сейчас я предлагаю вам послушать одну легенду.
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила она обратиться к старому, седому волшебнику:
-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь на условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
-Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвертую – Печаль, а пятую – Доброта.
-Они все прекрасны,- сказала Любовь – не знаю кого и выбрать…
-Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но сейчас выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
-Ребята кого бы выбрали вы ,если бы были на месте этой девушки?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
-как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту?
-Итак, вы догадались, о чем мы с вами будем говорить? (о доброте)
Прежде, чем перейти непосредственно к теме нашего классного часа, мне бы хотелось прочесть следующее стихотворение:
В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить засучив рукава.
(Булат Окуджава. Избранное.)
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Ученик 1.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Ребята, сегодня мы поговорим о доброте. Тема нашей встречи «Доброта творит чудеса».
Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта или нет? Полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Именно доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощёных обид.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Учитель: Каждый из вас имеет свою индивидуальность, характер, темперамент, а вместе мы - классный коллектив, который не может не существовать без доброты, взаимоуважения и взаимовыручки. .
Мы постараемся, разобраться, какую роль в жизни каждого из нас играет доброта? Может ли каждый из вас сотворить чудо?
А сейчас я предлагаю вам немного поработать. Перед вами чистые листы, положите на него свою руку и обведите. В центре, на ладошке напишите слово ДОБРОТА. А на пальчиках напишите качества, которые характеризуют вас как добрых людей.
Легко или трудно быть добрым?.
Так как мы определили тему, а как думаете вы, что такое доброта… (ответы детей)
А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.
Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добро- всё положительное, хорошее, полезное. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
Какого человека можно назвать добрым?
( Добрый человек это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережет природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша помощь. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы посадим этот сад.
Дерево первое «Пословицы о добре»
Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них. Я попрошу вас выполнить задание- собрать пословицы и попытаться объяснить их значения.
1.Доброе слово … и кошке приятно.
2.Не одежда красит человека, … а его добрые дела.
3.Торопись на доброе дело,…а худое само приспеет.
4.Не хвались серебром, …а хвались добром.
5.Кто добро творит, … того Бог отблагодарит.
6.В ком добра нет, …в том и правды мало.
7.Не ищи красоты-…ищи доброты.
Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево.
К большому сожалению, в современном мире такие понятия, как доброта, отзывчивость, уважение уходят на второй план. Злоба, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону многих людей. Часто можно наблюдать неуважение к старшим, товарищам, близким.
Дерево 2. «Добрые герои сказок»
Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если он добрый, вы поднимаете руки вверх, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали:
Иван –царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Красная – Шапочка, гуси – лебеди, водяной, баба- яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Снежная королева.
Молодцы, ребята! Ещё одно дерево прижилось.
Дерево 3. «Добрые чувства»
Мы с вами знаем, что чувства есть добрые, а есть, к сожалению злые.
А сейчас, я вас попрошу отделить злые чувства от добрых.
(Ребята выходят к доске и размещают чувства, написанные на карточках в два столбика)
Добрые чувства Злые чувства
Любовь. Безразличие
Дружба Равнодушие
Доверие Злоба
Радость Ненависть
Внимание Вражда
Забота Недоверие
Понимание Антипатия
Симпатия Раздражение
Дерево 4 «Наши поступки».
А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.
- Твой друг заболел , не ходит в школу ,как ты поступишь ?
( буду навещать его , расскажу о жизни в школе , принесу задание , объясню , помогу выполнить его ,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение )
- Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия?
( разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)
- Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься ?
( Иногда оскорбляют , чаще всего мальчики . Мне не нравится такое поведение .Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно , тому , кого оскорбили )
- Расскажи, как в нашем классе мальчики относятся к девочкам ? Есть ли у нас рыцари в классе ?
( Иногда мальчики обижают девочек . Мне кажется у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками , поможет открыть дверь , пропускает девочек вперед , помогает во всем )
Ребята, а ваши взаимоотношения в классе являются добрыми?
Каких добрых поступков от мальчиков ждут наши девочки? Запишите на сердечках, которые лежат у вас на партах. Мальчики запишут свои пожелания, адресованные девочкам. Обменяйтесь сердечками.
Ребята, а какие добрые дела совершали вы?
(Ответы учащихся.)
Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.
Классный руководитель. Да, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.
Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.
Классный руководитель. А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?
Ученики. МАМА.
Составить Ромашку Доброты.
Учитель. Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в природе? Запишите их на лепесточках ромашки и соберите ее? (Ответы учащихся).
Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.
Примерные ответы:
- Помочь по дому
- Помочь товарищу в школе
- Сказать кому-то доброе слово
- Пожалеть кого-то
- Сходить за хлебом для слабой старушки
- Покормить бродячего щенка
- Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжёлую сумку..
- Когда кто-либо приходит к вам, помоги снять куртку.
- Если кто-то что-либо уронил, подними.
- Старайтесь маме или бабушке помочь по хозяйству.
- В школе и дома не мусори.
- Уступи место в троллейбусе, трамвае, автобусе пожилым людям.
- Пишите письма домой и друзьям, когда уезжаете.
- Защищайте девочек, маленьких детей.
- Старайтесь во всем помочь ближнему.
- Не допускайте грубости.
- Будьте добрым человеком!
Классный руководитель. Вот таким у нас получилось дерево доброты. Я надеюсь, что все ваши пожелания от чистого сердца.
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.
– Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.
В заключении давайте встанем все в круг и возьмемся за руки. Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла оборвать на себе, не пускать ее дальше по кругу.
Я хочу вам подарить закладки с правилами, которые помогут вам всегда оставаться добрыми.
Правила доброты.
1. Будь приветлив, вежлив.
2. Будь внимателен к людям.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.
В заключение хочется
Всем пожелать здоровья,
Надежды, веры, доброты.
Пусть будет дом согрет любовью
И все исполнятся мечты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Доброта и красота спасут мир"
Материал расчитан для учащихся 5-7 классов. Основная цель - воспитание толерантности учащихся. Материал может быть использван как на классных часах, так и на внеклассных мероприятиях школы...
Классный час "Доброта украшает человека"
Как уберечь наших детей от дурных поступков?Как посеять в их сердцах семена добра,чтобы получить благодатные всходы7 Эти вопросы волнуют каждого педагога, воспитателя, родителя.представленная методиче...
Классный час: «Доброта – это…»
Тема: «Доброта – это…» Классный час для учащихся 5-7 классов. Цель классного часа: Поразмышлять с учащимися о нравстве...
Презентация к открытому классному часу "Доброта и красота спасут мир"
Классный час на тему толерантности.Материал использовался на открытом классном часе для параллели 5-7 классов. В мероприятии принимали участие учащиеся 7-И класса, МБОУ СОШ№7 города Когалыма....
Сценарий классного часа "Доброта"
Цель классного часа: Становление нравственно-зрелой личности....
Классный час"Доброта вокруг нас"
Внеклассное мероприятие для 5 класса...