Урок мужества "А может не было войны?"
классный час по теме

Курильская Татьяна Николаевна

Разработка содержит материал, который можно использовать при проведении внеклассного мероприятия о ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva_a_mozhet_ne_bylo_voyny.doc50.5 КБ
Office presentation icon urok_muzhestva.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества «А может не было войны?», посв.

Дню защитника Отечества.

Классы: 8, 9.

Классный руководитель: Курильская Т.Н.

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с героическими страницами истории России.
  2. Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.
  3. Формировать потребности знать и помнить исторические события.
  4. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой отечественной войны.

Предварительная работа: проведение конкурса на лучшее сочинение о войне, встречи с ветеранами, запись интервью, бесед с ними и их родными.

Оформление:

Выставка сочинений,  «древо Памяти», листочки для учащихся, экран для презентации, различные видео- и звукозаписи.

Вступительное классного руководителя.

Здравствуйте. Приближается знаменательная дата – день 23 февраля, день защитника Отечества. 2015 год – год 70 – летия великой Победы и поэтому сегодня мы проводим совместный классный час  на тему « А может не было войны?» Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941 – 1945 годов. Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых. Ребята, а может стоит с этим согласиться или у кого-то из вас другое мнение?

Беседа с учащимися.

Это верно, мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но и помнить необходимо о том, кому мы обязаны счастьем жить на земле.

Именно тем, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну посвящаем мы Книгу Памяти, которую сегодня мы напишем все вместе.

Страница 1 “А может, не было войны…”

Демонстрируется клип на песню А.Розенбаума «А может не было войны…»

Классный руководитель:

А может, не было войны,
И людям все это приснилось?

 Беседа с учащимися.

Нет, нам и людям ничего не приснилось. Это все было.

Страница 2 “Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!..”

Чтец 1.

Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слова “война”.
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду.
Уходили из детства ребята
В сорок первом грозном году.

Вышел мальчик из дому
В летний день, в первый зной,
К миру необжитому
Повернулся спиной.
Улыбнулся разлуке,
На платформу шагнул,
К пыльным поручням руки,
Как слепой протянул.
Он с другими со всеми,
Не окрепший еще,
Под тяжелое время
Он подставил плечо.
Под приклад автомата,
Расщепленный в бою,
Под бревно для каната,
Под Отчизну свою.

Классный руководитель:

Уходили на фронт совсем юные ребята: юноши и девушки. Некоторым из них было всего 17 лет. 21 июня 1941 года прошли выпускные вечера в школах, а утром вчерашние школьники вставали в очередь к военкомату.

Давайте послушаем песню Булата Окуджавы « До свидания, мальчики».

Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»

Какие чувства вызывает у вас эта песня? Что хотел передать автор своими строчками?

Страница 3. “У войны не женское лицо?..”

Классный руководитель:

Грозные годы… Как они изменили судьбы, обагрили кровью и слезами, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушили светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли “из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод”…Они хотели вернуться в теплые дома, чтоб посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели… но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.

Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок?

Беседа с учащимися.

Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность “за Россию, за народ и за все на свете”…И на таком крутом душевном переломе юноши и девушки обрели высшее мужество, которое привело к победе через четыре, казавшихся бесконечными года войны. За свои идеалы они боролись, они дрались, шли на смерть.

Мы встречались с ветеранами войны и их родственниками, проживающими в нашем селе, с родственниками Героя Советского Союза И.И.Говорухина, записывали их воспоминания о войне. Давайте послушаем Шумских Веру. Она расскажет нам о встрече с Астаховой А.В.

Чтец 2.

Землю жгли смертельные метели.
Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девушек война.

Рассказ Шумских В., демонстрация воспоминаний Астаховой А.В.

Чтец 3.

Вы не плачьте, женщины военные,

Девушки сороковых годов.
Ваши слезы, слезы сокровенные,
Тяжелей сибирских зимних льдов…
Непосильны вам воспоминания…
Но, вернувшись в прошлое на час,
Вопреки всем ранам, всем страданиям
В прежних превращаетесь девчат…

Страница 4 “Жизнь в тылу”.

Классный руководитель:

Фронт проходил всюду – в далеком тылу и на передовой. Воевали все – мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне. В нашем школьном музее с фотографий гладят на нас ветераны труда, которые в годы войны были чуть постарше вас. Сейчас мы послушаем рассказ о Салищевой Таисии Васильевне, которая работала шофером, трактористкой, комбайнером на полях Варненского района.

Рассказ Салищевой Л.П. о матери.

Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек, и защищавшей страну вместе с мужчинами.

В годы войны они заменили мужчин в заводских цехах и на полях. Мы не вправе забывать о тех, кто работал для фронта, для Победы. Это был тот же фронт, только трудовой, тяжелый изнурительный, с безразмерным рабочим временем.

Страница 5 “ Мы помним…”

Классный руководитель:

Война как всегда стала испытанием человеческого духа и плоти. Мы с вами никогда не слышали вой сирен, извещающих о воздушной тревоге. Человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон…

Для нас Великая Отечественная война – история, но ее должен знать каждый, уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.

Чтец 4.

Не забывают кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми…
Живой, не забывай!

Звучит “Реквием” Моцарта. На фоне музыки читают ведущие.

Чтец 5.

Помните через века, через года, помните,
О тех, кто уже не придет никогда, помните,
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших, будьте достойны, вечно достойны!!!

Покуда сердца стучатся, помните,
Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните.
Песню свою, отправляя в полет, помните
О тех, кто уже никогда не споет, помните…

Убейте войну, прокляните войну, люди земли,
Мечту пронесите через года и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, помните…

Классный руководитель:

Объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

Метроном отсчитывает минуту, а на экране и на сцене высвечивается пламя Вечного огня.

 Классный руководитель:

Сейчас в каждом классе нашей школы заполняется альбом – эстафета «Великая Отечественная война в истории моей семьи». У вас на партах лежат листочки. Это листочки памяти. Давайте сейчас вспомним имена своих родственников и прикрепим их к символическому дереву памяти.

Звучит песня из к/ф «Офицеры»:

Чтец 6.От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, что приняли смертный бой,
Стали просто землей, травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Это вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Нет в России семьи такой, -
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

Ребята, давайте еще раз прочитаем тему сегодняшнего урока мужества. Ответьте на вопрос: «А может не было войны?» может надо все забыть и надо убивать людей, чтобы как в боевиках спасти мир?

Блиц – опрос.

В нашей книге памяти всего пять страниц, но их можно написать великое множество. Вот и закрылась последняя страница символической книги Памяти. Мы все вместе написали ее сегодня  как дань памяти погибшим, как дань мужественным людям, защитникам Отечества.

Литература:

  1. Вакуленко В.Я. Поэзия 40-х годов (Русская советская лирика). Фрунзе. “Кыргызстан”, 1977
  2. Песни: Окуджава Б. До свиданья, мальчики, Розенбаум А. А может не было войны и др.
  3. Ромашкова Е.И.День защитника Отечества. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  4. Синова И.В. Государственные праздники России. Справочник школьника. СПб.: Литература, 2006.
  5.  Черных О.Г., Дмитриева А.А. Внеклассные мероприятия в 9 классе. М. ВАКО, 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А может, не было войны...

Сведения о моей семье: дедушка, дядя, которые принимали участие в Великой Отечественной войне....

Внеклассное мероприятие «А может, не было войны»

Внеклассное мероприятие «А может, не было войны»...

Открытый урок русского языка в 8 кл по теме"Односоставные предложения" Имя урока « Не может быть здоровья тела без здоровья души»

Данный урок может быть использован в качестве повторительно-обобщающего урока по теме "односоставные предложения" в 8 классе...

Сценарий классного часа или литературного вечера "А, может, не было войны?"

Сценарий посвящён 75-летию Победы. Главная тема: "Война и юность"....

Классный час "А может, не было войны?"

Цели:Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя вели...

Сценарий социального проекта "А может, не было войны..."

В каждой школе патриотическое воспитание должно быть приоритетным. Каждый учитель должен быть инициатором привития любви у детей к своей стране, желания стать защитником Родины. Школе в одиночку не сп...

Муниципальный конкурс педагогических разработок «Содружество» сценарий общешкольного проекта «А может, не было войны…»

Социальный проект был приурочен к  годовщине Победы советского  народа в Великой Отечественной войне.  Рассчитан на детей 8 – 18 лет, учащихся с 1 по 11 класс МКОУ «Кал...