Адаптация пятиклассников в школе
материал (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад
«Адаптация пятиклассников в школе»
Подготовила Трунова Н.Н. – классный руководитель 5 класса.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся - так как детям в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних, и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов, привыкание к новым «пространствам» учреждения).
Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. И эта резкая перемена вызывает стресс. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов и родителей.
Для слабых учеников адаптационный период может пройти под знаком «Я начинаю новую жизнь». Это шанс перевернуть страницу и показать себя с лучшей стороны. Задача педагога: подвести ребят к видению этой перспективы. Конечно, делать все это нужно не прямо, а исподволь, в тактичной форме.
Помимо индивидуальных различий следует принимать в расчет возрастные особенности, а также специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно считаются группами риска. Скажем, первый класс. Понятно, почему: для первоклассников все внове. Примерно по той же причине к группе риска относят пятый и десятый классы.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Признаки успешной адаптации:
∙ удовлетворенность ребенка процессом обучения;
∙ ребенок легко справляется с программой;
∙ степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
∙ удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов — неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни.
Признаки дезадаптации:
∙ усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
∙ нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
∙ стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
∙ нежелания выполнять домашние задания.
∙ негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
∙ жалобы на те или иные события, связанные со школой.
∙ беспокойный сон.
∙ трудности утреннего пробуждения, вялость.
∙ постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Как преодолеть трудности периода адаптации.
Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа.
Первый – время эйфории. Ребята встречаются после долгой разлуки, у них много впечатлений, которыми они хотят поделиться. Все испытывают прилив новых сил.
Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта. И даже если у кого-то что-то не задается, на летнем ресурсе многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимают новые задачи и требования, предъявляемые школой.
Период эйфории длится первые две недели сентября. А следующие 2-3 недели позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. На школу накатывает рутина повседневности, летний запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки.
Второй этап растягивается тоже на две-три недели. А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель-предметник уже представляет, какой у него класс. В период адаптации не нужно требовать по максимуму, но и не позволять совершенно расслабиться.
Обычно адаптационный период длится 2-3 месяца. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо понимать, что все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года.
Очевидно, что успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность. Таким ученикам нужно прежде всего помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен.
Другая ситуация, когда ребенку все дается легко. Перейдя на новую ступень обучения, такие дети нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим.
Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе...
Оптимизация адаптационного периода – задача не отдельных педагогов, а всей школы. Школьным администраторам надо помнить, что учителя тоже проходят период адаптации. Есть смысл также выделить различные группы учителей. Например, учитель уже несколько лет работал только со старшеклассниками, а теперь на него «свалились» совсем маленькие. И какой бы он ни был опытный, все равно человек чувствует себя не очень уверенно. Точно такая же проблема встает перед учителями, выпустившими четвертый и берущими первый класс. Специфические сложности присущи не только начинающим, но и опытным учителям.
Есть очень важная вещь, которая работает на адаптацию детей и взрослых. Возьмем типичную ситуацию (это просто пример!!!! не из нашей школы!!!): учитель математики не обратила внимания на то, что ребенок написал «зодача», а учитель русского языка исправила букву в этом слове да еще сделала замечание. И как понять эту ситуацию ребенку? Или, допустим, один учитель не требует, чтобы дневник лежал на столе, а другой требует. Один говорит: пишите, три клеточки отступив справа, а другой – пишите как хотите, можете вообще без полей. Детей, особенно пятиклассников, это очень сбивает. Они привыкли делать так, как им говорит педагог. Иначе получается – один, плохой, учитель слишком много задает и спрашивает, а другой, хороший, не напрягает. Чтобы такого разделения не произошло, следует придерживаться единых требований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"
Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...
Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе
Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"
При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....
Адаптация пятиклассника к школе
Процесс адаптации пятиклассников будет протекать значительно легче при специально организованной классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой обязательной должны быть задействован...
Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...
Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".
Цель родительского собрания - познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....