Разработки классных часов и родительских собраний
методическая разработка на тему
Материал может быть использован в качестве подручного при подготовке различных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание | 16.84 КБ |
Родительское собрание | 28.73 КБ |
Классный час. | 71.5 КБ |
Классный час. | 31.5 КБ |
Классный час. | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Тема: «Поощрение и наказание»
Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по - новому на использование наказаний, переосмыслить их.
В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания.
А. Макаренко.
Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.
На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.
Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?
Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.
Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.
- Телесные наказания унижают и запугивают ребёнка. Они озлобляют его и ущемляют его достоинство.
- Если ребёнка всё время наказывать, то каким он вырастет?
- Конечно, озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому прежде всего нужно любить ребёнка, отдавать ему своё сердце, нежность, ласку.
Первый и главный совет: обращайте внимание не только на отрицательное, но и на положительные стороны поведения ребёнка. Найдите время хотя бы несколько раз в день сказать ребёнку добрые, ободряющие слова.
Прости меня, сынок!
Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.
Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”
Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”
“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.
Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...
“Разбил... Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.
Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.
— Что же ты, сыночек?
Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:
- Я разбил вазу.
— Я знаю, сынок, — ответила она. — Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.
Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:
Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!
Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня... ”, а поцеловала в щёку и сказала:
“Ну, до вечера!”
Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин — пожарил картошку.
С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?
Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник — там не было никаких двоек.
Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.
Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение.
Нельзя злоупотреблять не только наказанием, но и поощрением. Незаслуженное поощрение, захваливание ребенка приносит вред общему делу воспитания. Оно развивает у ребенка самодовольство, тщеславие, зазнайство. Поощрять надо в меру, чтобы поощрение действительно выполняло функцию стимула, чтобы у ребенка появилось желание еще лучше учиться, исправить свое поведение в чем-то еще.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
по профилактике суицидального поведения.
Цель: вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.
Добрый вечер уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча не случайная, мы собрались для того, чтобы обсудить очень важную тему, это детское самоубийство. Я очень рада, что сегодня здесь собрались люди, за плечами которых уже имеется жизненный опыт, и не важно, каким он был, положительным или отрицательным, общая цель нашей встречи - это любовь и забота к нашим детям, внимание к их формирующейся личности. Мы для них - любимые родители, которые заботятся о них и стараются сформировать те способности и ценности, которые помогут быть успешными в жизни.
Сегодня мы поговорим о неблагоприятной ситуации, которая сложилась в России в 21 веке: об увеличении числа самоубийств среди подростков. Постараемся расширить ваши знания о причинах подросткового суицида. О методах и приёмах профилактики суицида.
– Так что же такое суицид? И почему же это страшное явление проявляется именно в подростковом возрасте?
Суицид – геройство или слабость,
или в нервном потрясенье срыв?
Есть, скажите, у кого-то храбрость
вскрыть его причинности нарыв?
Можно долго рассуждать о многом,
осуждать, оправдывать, корить.
Но не высказать высоким слогом,
что порвало тоненькую нить
между жизнью и мгновенной смертью,
у которой за спиной развал.
Кто расскажет, как, в какие сети
не по воле человек попал?
Обсуждая тему, психиатры,
говорун-философ, – чудаки,
как на сцене скучного театра,
с пафосом шлифуют языки.
Но никто не знает, не узнает,
сколько б не потратил он труда,
почему самоубийца выбирает
путь себе такой вот в никуда.
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций.
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас педагогов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
Одна из причин кроется в семье и специфическом представлении некоторых родителей о «правильном» воспитательном процессе.
Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.
Что же происходит с родителями, какие отношения могут быть в семье, если их собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что их ребенку пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?
Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания, где все нормы и правила обязательны к выполнению, и ориентация воспитания в основном на внешнее благополучие. В таких семьях можно часто услышать: «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано.
Не позорь меня перед соседями». Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего. Для многих детей родители – это люди, которые никогда не совершали проступков – они всегда правы. Потому что их родители никогда не показывали, что они тоже люди, что они тоже были детьми, подростками, что у них тоже были такие проблемы. Словно это было так давно, что уже и не важно. А вместо понимания и сочувствия зачастую можно услышать: «Мне бы твои проблемы, вот где денег достать. –А это пройдет!» Упрекая ребенка, родители, произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто слова сказаны в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают своего ребенка на опасный для жизни поступок.
НАМ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это к стати проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущиеся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере. Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. Но необходимо не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением.
Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может довести подростка до самоубийства. Эксперты поясняют: в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой.
За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете.
Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве.
В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.
При этом, как отмечает главный психиатр Минздравсоцразвития ракдикальные меры здесь не помогут. Отключать ребенку Интернет совсем и лишать его такого источника информации не стоит. Нужно контролировать, чем занимается ребенок в Сети. К тому же, если ребенок все свободное время проводит в Сети, избегает живого общения, то стоит обратить на это внимание. По сути, сегодняшние самоубийцы – первое поколение детей, выросшее на виртуальном общении. Психологи зачастую называют их «потерянным поколением»: многие дети практически лишены родительского внимания – взрослые были заняты выживанием и зарабатыванием денег. А в сети, которая заменяет им живое общение, практически невозможно понять, что подразумевают записи «Хочу уйти из жизни» - простое бравирование, глупую шутку или скрытый крик о помощи.
Еще причиной высокого уровня суицидов в стране является моральное “одичание” общества, потеря нравственных ориентиров, утрата смысла жизни. Иллюзия жизни как потребления подменяет подлинный смысл жизни, агрессивно встраивается в сознание людей.
Типы суицидального поведения:
Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, оказание давления на окружающих с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности. Аффективное суицидальное поведение - суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. Истинное суицидальное поведение - характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, самобичевания, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.
Истинное. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
Признаки готовящегося самоубийства
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
5. Словесные указания или угрозы. 6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
8. Бессонница
Как помочь подростку в предсуицидальной ситуации.
Уважаемые родители! У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже нам взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Поэтому если малыш доверил вам свое «горе», не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда малыш немного успокоится и сможет более спокойно мыслить. Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличии большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу «все или ничего». Их не утешают слова «много будет у тебя таких Петей, Васей». Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение «ничего». Очень важно! формировать у подростков такие понятия, как « ценность человеческой жизни », « цели, смысл жизни », а также индивидуальные приемы защиты в сложных жизненных ситуациях; повышать стрессоустойчивость путем подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формировать готовность к преодолению ожидаемых трудностей.
Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
Рекомендации родителям:
1.Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.
2.Не обижайте ребёнка, не унижайте, не наказывайте.
3.Доверяйте ему и воспринимайте, как самостоятельную личность со своим мнением и желанием.
4.Загляните в глаза ребёнка, который рядом с вами.
5.Как можно чаще ведите с ребёнком «разговоры по душам».
6.Общение с ребёнком ведите на позитиве.
7.Создавайте «ситуацию успеха» для ребёнка.
8.Повышайте самооценку ребёнка, ведь заниженная самооценка ведёт к тревожности, замкнутости, неуверенности, комплексу неполноценности. 9.Чаще улыбайтесь, дарите радость детям.
10.Любите и дорожите своим ребенком.
11.Чаще обнимайте своего сына и дочь.
12.Покажите своему ребёнку, что он вам небезразличен, пусть он почувствует себя любимым. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, что все беды – временны! И вы всегда будете с ним рядом
Психолог:
Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.
Анкетирование родителей.
Я предлагаю вам ответить на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.
- Рождение вашего ребёнка было желанным?
- Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
- Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
- Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
- Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
- Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
- Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
- Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
- Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
- Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
- Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
- Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
- Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
- Вы первым идёте на примирение, разговор?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
Социальный педагог:
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Первый и самый важный момент во взаимоотношениях – это слышать их. Услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Человек с такой проблемой не видит адекватно свою ситуацию, реальность воспринимается им искаженно. Подход к каждому должен быть индивидуальный.
Уважаемые родители уделяйте как можно больше внимания своим детям!
Мы бы хотели вам показать один мультфильм, который вы, наверняка, все видели. Он называется «Волк и теленок» (просмотр).
Как вы думаете, зачем мы вам показали этот фильм?
И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».
Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы и следовали им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами!Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.
Литература:
- “О мерах профилактики суицида среди детей и подростков” Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86.
- “Профилактика суицидального поведения” Л. И. Адамова.
- “Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков” М. Г. Усов.
- “Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста”. Питер. Санкт-Петербург 1999 год.
Предварительный просмотр:
« С Победой в сердце!»
Цели:
- Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников,
- Расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, о героизме советского народа.
- Познакомить учащихся с творчеством поэтов, участников Великой Отечественной войны.
Ход единого урока.
Слайд 1 (заставка)
Ученик: Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слез
Майский день сорок пятого года,
Тот, который Победу принес.
Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.
Счастье Родины - мир и свобода,
Нерушимы они как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит.
Учитель:
Война… произносишь это слово - и страшны картины встают в нашем воображении. Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утрат родных и близких.
Как трудно было выстоять, обеспечить армию всем необходимым для Победы! Победа на фронте во многом зависела от успехов в тылу. На предприятии, в поле вышли и стар, и млад, ковали оружие победы, растили хлеб.
Вот уже прошло 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Но время не властно предать забвению те страшные суровые военные годы. Есть память, которой не будет конца.
Сегодня мы вспоминаем события давних лет. Но очень уж глубоки раны, нанесенные войной - и детям солдат, и их внукам. Всем нам. И потому не забудется это. Помниться будет вечно. Шёл смертный бой "не ради славы, ради жизни на земле". Но даже в дни тяжелых испытаний - в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре - наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.
Ученик: Четыре года в яростном сраженье:
"За Родину!" - и в бой, кровавый бой,
Четыре года - гнет и униженье...
Мы победили, но какой ценой?!
Слайд 2
Учитель:
1418 дней и ночей невиданной по своим масштабам битвы на тысячекилометровых фронтах, морских и воздушных пространствах и 27 миллионов унесенных жизней.
27 миллионов...., это значит, каждый восьмой житель нашей страны погиб во время Великой Отечественной войны. 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек каждую минуту….. И наш с вами край был не исключение. Мы помним тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, помним живых и усопших, и в первую очередь - тех, кому природой предназначено продолжить жизнь.
Злодеяния фашистов на Кубанской земле
Оккупировав большинство районов края, фашисты попытались привлечь казачество на свою сторону. За 6 месяцев им удалось сформировать несколько отрядов общей численностью 800 человек. Потерпев поражение с заигрыванием с местным населением, фашисты начали действовать с особой жестокостью. За одного убитого партизанами немца расстреливалось до 40 заложников. В Краснодаре оккупанты впервые стали использовать машины-душегубки с помощью которых замучили более 6 000 человек, в поселках Михизеева Поляна, Фарском всех жителей сожгли заживо. С территории края было вывезено в Германию 130 581 человек, в том числе 81 089 женщины, 38 022 ребенка в возрасте до 16 лет.
И за каждой из этих страшных цифр мы видим их, наших сверстников.
Слайд 3
- Рассказ о пионерах-героях Кубани.
Продолжаем разговор. Обратите, пожалуйста, внимание на экран. Здесь – портреты мальчишек, ваших ровесников – Коли Шульги и Жени Попова. Они – ваши земляки.
Когда началась война, Коле Шульге исполнилось 11 лет. В 1941 году его отец ушел на войну и погиб. Вместо отца в семье стал Коля. В оккупированной станице Кисляковской Кущевского района мальчик решил мстить за гибель отца, за все злодеяния фашистов. Ему удалось установить связь с партизанским отрядом, и он начал выполнять посильные задания. Он переправлял партизанам оружие. По заданию командования партизанского отряда Коля перерезал главный телефонный кабель, связывающий гитлеровские воинские части со штабом. Связь прервалась. Этим воспользовались партизаны, совершив нападение на фашистское воинское подразделение. На одном из допросов кто-то из жителей станицы высказал подозрение, что повреждение кабеля – дело рук Коли Шульги. Он был немедленно арестован и подвергнут жестоким пыткам, но не выдал своих товарищей. После многочисленных допросов, ничего не добившись, измученного и изуродованного Колю, фашисты столкнули в яму и закопали живым. Коля Шульга прожил короткую, но яркую жизнь. В его родной станице сооружен обелиск юному герою.
Во время оккупации в Майкопе стали появляться листовки, призывающие население города к борьбе с фашистами. Часть таких листовок были написаны пионером Женей Поповым и его друзьями. Рано утром или поздно вечером ребята расклеивали их по городу. На заборах появлялись написанные мелом такие слова: «Бейте гитлеровских оккупантов!», «Смерть фашистам!». Женя перерезал телефонные провода в тщательно охраняемой зоне, благодаря чему был выброшен наш десант. Но однажды мальчику не удалось благополучно уйти, его схватили, в течение месяца держали в гестапо, пытали. В свой день рождения, 17 января 1943 года, после месяца пребывания в застенках фашистов, Женя был расстрелян гитлеровцами. Во дворе школы, где учился Женя Попов, установлен памятник герою.
За оказание помощи партизанам был закопан живым в станице Кавказской- Федя Токарев, сожжен заживо Шура Белик, повешен Жора Ероско, недалеко от Горячего Ключа расстрелян Леня Тараник, в Майкопе- Женя Попов, в Анапе- Катя Соловьянова, в станице Брюховецкой- Витя и Лена Голубятниковы, в Краснодаре- Володя Головатый.
Словарная работа.
Как можно назвать этих мальчишек? (героями).
А кто такой герой ?
Дается справка из словаря:
- Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
- Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, доблестный, знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий, отважный, подлинный, признанный, прославленный, славный, смелый, храбрый.
- А как еще можно назвать такого человека? (ПАТРИОТ, ГРАЖДАНИН).
Слайд 4
Кубанские города, удостоенные боевых наград
Наиболее ожесточенные бои проходили при защите кубанских городов Новороссийска, Туапсе, в Крымском и Абинском районах. Великий подвиг милосердия совершили медицинские работники г. Сочи, возвратив в строй 336 тысяч раненных и больных воинов. За мужество, героизм, самоотверженность, проявленные воинами и жителями Новороссийску присвоено звание «Город-герой» и орден Ленина. Кроме того, город награжден орденом Отечественной войны I степени, также как и города Сочи и Туапсе.
Слайд 5
Весной 1943 г. в небе Кубани происходила одна из самых крупных воздушных битв, в которой участвовало более 2 тыс. самолетов. Гитлеровцы потеряли 1100 самолетов. 52 советских летчика былиудостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А. И. Покрышкин, в прошлом воспитанник Краснодарского аэроклуба. В небе Кубани он сбил 20самолетов врага. Появление Покрышкина, наводившее ужас на гитлеровских летчиков, всегда сопровождалось криком наблюдателей в эфире: «Внимание! Внимание! Ас Покрышкин в воздухе!»
Слайд 6
Поэзия военных лет
Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы не можем не сказать о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.
Поэзия была самым популярным жанром военных лет.
Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Но остались потрясающие стихи.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. Эта песня пробудила дух патриотизма, подняла народ на защиту Родины, призывала каждого к ответственности за судьбу страны.
Писатели чувствовали эту ответственность особенно остро. 940 из них ушли на фронт, 417 не вернулись.
На фронте они были не только военными корреспондентами, но и рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, танкистами, лётчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.
Поэзия была необходима людям на фронте и в тылу, ведь она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру в победу. Она не боялась правды, даже горькой и жестокой.
Поэты Кубани, в своём творчестве отразили события Великой Отечественной войны. Они сами являлись очевидцами и участниками войны.
Беляков Иван Васильевич
Беляков Иван Васильевич более 40 лет жил и писал в нашем крае. Вся творческая жизнь поэта посвящена детям. Он писал для них и о них.
Родился Беляков 8 декабря 1915 г. в деревне Мокряй Горьковской области.
Учёба в школе фабрично-заводского обучения и железнодорожном техникуме, служба в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке - начало пути будущего писателя.
В 1938 году поступает в Литературный институт им. Горького в Москве, а когда началась Великая Отечественная война, Иван Васильевич, не задумываясь, уходит с третьего курса института на фронт. Это были годы испытаний для всей страны и для молодого поэта прошедшего путь от рядового солдата до офицера, сначала в штабе 49-го стрелкового корпуса, затем, после ранения, на восстановительных работах в железнодорожных войсках. Куда бы война не бросала Ивана Васильевича - техник роты, старший техник батальона, корреспондент газеты "Военный железнодорожник", - любовь к поэзии, желание творить не покидало его.
В 1947 году после демобилизации Иван Васильевич приехал на Кубань. Работал в газетах " Советская Кубань" и "Комсомолец Кубани".
Боевой офицер, прошедший кровопролитную войну, стал писать, добрые, светлые книги для детей. Ему хотелось, чтобы мальчишки и девчонки знали о своих погибших ровесниках, которые так и не успели возмужать, повзрослеть. Тема патриотизма отличительная черта творчества поэта.
Сегодня лётчик боевой
Сегодня лётчик боевой
Пришёл к могиле братской.
Поправив прядь
Седых волос,
Он поклонился низко
И положил букет из роз
К подножью обелиска.
Стоял он долго недвижим
В своей большой печали.
И чётко,
Властно перед ним
Воспоминанья встали.
Как будто было всё вчера:
Война, бои, зарницы.
В степях горели хутора,
Посёлки и станицы.
Сражались люди на воде
И под водой сражались,
Сражались люди на земле
И в небо поднимались -
И в небе
Смертный бой вели.
Вели зимой и летом
Бои
За честь родной земли,
За жизнь
Страны Советов.
Варавва Иван Фёдорович
Варавва Иван Фёдорович родился 5 февраля 1925г. в хуторе Новобатайске Самарского района Ростовской области.
В 1942г., окончив среднюю школу в ст. Староминской, Иван Фёдорович ушёл добровольцем на фронт, под рокот стрельбы и содроганий земли от близкого боя. Дважды невредимым выходил из железного окружения, когда в живых оставались считанные единицы. Горел, был засыпан землёй от взорвавшейся бомбы." - вспоминал поэт.
В битве за Кавказ весной 1943г. Варавва принимал участие в прорыве вражеской "Голубой линии" на Новороссийском направлении. В мае того же года, при штурме высоты "Сопка героев", под ст. Крымской был тяжело ранен и контужен. Вернувшись из госпиталя, в составе 290-го мотострелкового полка, освобождал г. Новороссиск от немецких захватчиков.
Двадцатилетним сержантом в мае 1945г. И. Варавва оставил свой автограф на стене рейхстага в поверженном Берлине. Награждён орденами Отечественной войны 1й и 2 й степени, орденами Красной Звезды и "Знак почёта", медалями "За отвагу", "За оборону Кавказа", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина".
Первые стихи он написал для дивизионной газеты в окопе.
В творчестве поэта ярко высвечивается неразрывная связь истории разных времён, где сыновья любовь к Отечеству всегда остаётся неизменной.
Ребята из тихой станицы.
Ребята из тихой станицы -
Горячий, зелёный народ,
С судьбой не успели сродниться
В то лето, в тот памятный год!
Мы шли в автоматные роты,
Тянули под минами связь,
Ходили в разведку с охотой,
Месили дорожную грязь.
И юность, что прежде бросала
Своих голубей в небосвод, -
В терновниках насмерть стояла
У дымных таманских высот.
Одним на земле обелиски
В тиши площадей возвели,
Другие в армейские списки -
В посмертную службу вошли.
А третьи в родную станицу
Вернулись в положенный срок.
Походную пыль заграницы
Смахнули с тяжёлых сапог!
Ребята из тихой станицы -
Сверкает в чубах седина.
А если беда повторится,
Ту горькую чашу вина
Кто выпьет до самого дна?
Ребята из нашей станицы.
Слайд 7
Учитель.
Героические поступки наших соотечественников нашли отражение в таких произведениях художественной литературы о войне, как: «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Атака сходу» В. Быкова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Полководец» В. Карпова, «Война» И. Стаднюка.
Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа. И всегда будем помнить, тех, кто не вернулся. А песни и стихи тех далёких лет мы вспоминаем и сейчас, потому, что они помогают нам стать сильными, смелыми, отважными.
История пережитой народом трагедии и великой Победы живет сегодня с нами. Эта история - летопись боли и горечи, гордости и славы нашего народа.
Художественная литература о Великой Отечественной войне, отражая драматические и героические события, глубоко и эмоционально-чувственно раскрыла подвиг народа и армии с первых залпов войны до Великой Победы.
Героические поступки наших соотечественников нашли отражение в таких произведениях художественной литературы о войне, как: «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Атака сходу» В. Быкова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Полководец» В. Карпова, «Война» И. Стаднюка.
Герои произведений о войне, о тружениках тыла - это реальные люди: мужчины и женщины, дети, для которых в первый день войны прозвучал последний звонок их детства; это обыкновенные люди, со своими привычками и слабостями.
Победа - это широкое понятие. Это и великий праздник, и результат работы над собой, над теми преградами, которые встают при достижении цели, и звания победителя достоин тот, кто боролся и борется честно и открыто. У каждого поколения свои герои. Кубань славится выдающимися учеными, космонавтами, спортсменами.
Слайд 8
Это ученые: В.С. Пустовойт, Н.И. Вавилов, А.И. Носатовский, П.П. Лукьяненко, супруги С.Д. и В.Х. Кирлиан; талантливые врачи - С.В. Очаповский, В. А. Порханов; космонавты - Г.И. Падалка, В.В.Горбатко. Гордится Кубань и своими спортсменами: И.В.Караваева, Е.А.Кафельников, А.Н. Москаленко. Двенадцать кубанских спортсменов приняли участие в Олимпиаде -2014 в г. Сочи. Эти знаменитые, успешные люди поверили в свои силы, преодолевая преграды и трудности на своем пути.
У нашего края славное прошлое и не менее славное настоящее и будущее, нам есть чем гордиться и к чему стремиться, есть что сохранять и развивать. И вам, нашим ученикам, пополнять копилку достижений Краснодарского края своими победами и открытиями, поэтому очень значимы ваши личные победы в учебе, спорте, творчестве как продолжение великих побед соотечественников.
Слайд 9
Каждый из нас сегодня прочувствовал, как и почему пришла к нам победа…
Какую цену мы за неё заплатили.
Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни.
И совершенно прав поэт писавший:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она как правда нам нужна.
Слайд 10
В заключение нашего классного часа, мне бы хотелось, чтобы вы написали
письмо-благодарность доблестным защитникам России и своим землякам, защищавшим в разное время наше Отечество и край.
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
Все началось в Миннеаполисе, а продолжилось в Сан-Франциско, где «евангелическую группу» Джонса очень полюбили разные либеральные протестанты за ее «социальную» направленность и обращенность к бедным и обездоленным слоям населения. Даже левое правительство города поначалу поддерживало «Народный храм» и назначало его лидера на ответственные социальные посты.
Лишь по прошествии нескольких лет начали просачиваться слухи о суровом контроле, установленном над членами секты, финансовых поборах, обожествлении лидера, жестоких наказаниях и других нарушениях прав человека. Запахло скандалом, и Джонс объявил о новом, вдохновленном свыше решении: всем нужно покинуть этот растленный город и ехать в Латинскую Америку, в Гайану, где в прекрасном теплом климате, в девственных лесах, на свежем воздухе, вдали от грязи и социальной несправедливости американских городов истинные верующие построят себе рай на земле. Большая часть сектантов, одурманенных и запуганных своим богоподобным лидером, последовали за ним.
«Всемогущий бог» начал с того, что обнес место строительства идеального города колючей проволокой и по периметру поставил вышки с вооруженными до зубов охранниками. Он называл их своими ангелами и предупреждал: «Если кто захочет покинуть земной рай, мои ангелы о нем позаботятся».
Рабочий день под палящим солнцем в удушающей влажности болотистой, малярийной местности продолжалась 12 часов под присмотром тех же охранников. Жили люди в бараках на двух-трех этажных нарах. Кормили рисом с подливкой из бульонных кубиков и муки, а в особые дни добавляли немного бобов. Это при том, что на заграничных счетах Джонса лежали десятки миллионов долларов, полученных от последователей, которые обязаны были отдавать ему всю свою собственность, а затем бесплатно работали на него.
Сам Джим Джонс жил в отдельном домике, специально построенном для него. К окончанию рабочего дня он, изрядно накачавшись алкоголем, выходил наружу и начинал молитвенное собрание, которое продолжалось до двух-трех часов ночи. Подъем секты был с восходом солнца.
За малейшее нарушение правил полагались жестокие наказания, зачастую включавшие избиения и пытки. Не освобождались от истязаний даже дети, которых, например, опускали в колодец, покуда они не начинали захлебываться. После завершения наказания полуживой человек должен был громко и долго выкрикивать, обращаясь к Джиму Джонсу: «Благодарю тебя, Отче!»
Все контакты с внешним миром строго контролировались. И все же новости об истинном положении просочились наружу. Многие отказывались в них верить. Но все же в конце концов в Джонстаун была направлена инспекционная группа из США, состоявшая из журналистов и адвокатов. Возглавлял ее конгрессмен Лео Райан.
Вначале членам группы очень понравилось увиденное. Чисто выметенные улицы, приветливые люди, наперебой уверяющие, что они очень довольны своей жизнью, скромный, но питательный обед (для такого случая Джонсу пришлось разориться на показательную кормежку), замечательный детский концерт и неподдельный энтузиазм всех «коммунаров». Конгрессмен Лео Райан просто негодовал на клеветников, написавшие всякие ужасы о такой замечательной коммуне.
Лишь поздно ночью, уже готовясь ко сну, он нашел в своей хижине несколько записок, повествующих о подлинной жизни в Джонстауне. Несколько человек, пользуясь темнотой, проползли к нему в жилище и рассказали такое, от чего конгрессмен уже не мог заснуть. Утром он попросил Джонса построить людей.
«Кто хочет уехать со мной?» - спросил Лео Райан. – Не бойтесь, пока я тут, с вами ничего не случится». Вперед шагнул один человек. За ним еще один, и еще, и еще…
«Заберите нас отсюда,- просила целая толпа. – Мы не можем тут оставаться, мы погибнем, нас убьют». Людей оказалось гораздо больше, чем могло вместиться в два маленькие самолета. Райан отобрал самых больных, переписал имена остающихся и обещал вернуться за ними через день. Но и тех, кого отобрал конгрессмен, было слишком много. Тем не менее все они направились к взлетной полосе.
И тут у Джонса сдали нервы. Забившись в истерике, он послал погоню за «предателями». Самолеты еще не взлетели. Группа преследования немедленно открыла огонь. Райан и несколько журналистов были убиты, но летчик второго самолета под шквальным огнем все же смог поднять свой борт в воздух.
Джонс понял, что для него все кончено, и, созвав народ на главную площадь, объявил о последнем акте веры, который принесет всем спасение от наступающих агентов капитализма, расизма и мировогозла. Всем нужно выпить «эликсир жизни» и забыться сладким сном. Эта сцена репетировалась уже много раз: Джонс по тревоге созывал народ, разогревал его проповедью, призывал сохранить верность ему до конца и выпить предложенное. Половником из большой кастрюли в стаканчики разливался растворимый сладкий напиток красного цвета «Кул Эйд», и люди пили его, готовясь умереть. Потом Джонс объявлял, что это была лишь проверка, и все смирно расходились по своим баракам.
И на этот раз никто не знал, репетиция ли это. Люди выстроились в молчаливую очередь к кастрюле с напитком. Вооруженные охранники выдавали каждому подходившему по стаканчику. Лишь когда первые жертвы начали падать на землю и с криками корчиться от страшных болей – характерный признак действия цианистого калия, - все поняли, что репетиция наконец перешла в действительность. Но сектанты продолжали подходить и послушно брать в руки смертоносный напиток. Матери вначале давали выпить детям, а затем пили сами. Младенцам красную жидкость брызгали в рот из шприца. Затем сектанты отходили в сторону и ложились на землю. Если кто-то проявлял нерешительность, ему насильно впрыскивали яд или стреляли в затылок. Лишь нескольким удалось спрятаться или убежать. Джонс и охранники были последними покончившими с собой.
Когда на следующий день к месту трагедии прибыл отряд морских пехотинцев, было уже поздно. Было установлено, что не менее 700 из 912 погибших были убиты и лишь остальные ушли из жизни «добровольно», 276 жертв были дети. Многих из них не опознали и похоронили в братской могиле. Это был первый ставший широко известным в современном мире случай, продемонстрировавший смертоносность религиозного тоталитаризма. Первый, но, к сожалению, далеко не последний.
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»
Цель: Духовно – нравственное воспитание обучающихся через обобщение знаний о православном празднике «Рождество Христово».
Задачи:
- знакомство детей с историей праздника Рождества Христова,
- сценическое и творческое развитие детей.
Ход мероприятия.
УЧЕНИК.
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землей зажглась звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце, светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир был краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!
УЧИТЕЛЬ: Россия – страна, в которой семейные ценности играют большую роль в жизни. Рождество – один из самых больших христианских семейных праздников. День празднования, 7 января, был определен Православной церковью еще в IV веке, но до сих пор этот праздник остается самым любимым у народа. Были годы, когда его широко не праздновали в нашей стране, когда боялись влияния церкви на души людей, а пропаганда была атеистической. Но и тогда люди не забывали об этом светлом празднике.
Рождественская ночь - время чудес. Уже две тысячи лет люди с замиранием сердца ждут, когда в этот вечер на небе появятся звезды. Одна из них - Вифлеемская, та, что светила над колыбелью Христа и привела к Нему пастухов и волхвов. Немудрено, что именно в ночь светлого Христова Рождества все невольно ждут удивительных и добрых событий, которые лишний раз подтвердят - на землю пришла Божья Любовь. Уже в самом слове «рождество» таится какое-то очарование. Забыты разногласия и ссоры, дружеские чувства пробудились в давно остывших сердцах, любящие сердца вновь соединяются и повсюду царит доброта и благожелательность.
Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество собиралась у семейного очага, где трещали в огне весёлые смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник. Лампа, которая висела над столом, освещала вкусные угощения. В углу стояла красавица-ёлка, сверкая огнями и цветными фонариками. Светло, тепло, уютно – вся семья в сборе.
В давние времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтоб у бедных людей тоже был праздник. Их приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощеньем.
В деревне же в ночь перед рождеством приводили в дом животных – козу или собаку, чтоб они погрелись у домашнего очага.
Всемогущий Бог так любил людей, что этой ночью послал бедным людям своего Сына, тем самым человечество получило шанс на спасение – потому что явился Спаситель Мира.
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
А за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан
УЧИТЕЛЬ.
Как давно это было! Две тысячи лет назад. И, хотя точную дату великого события оспаривают различные календари, всё-таки достоверно известно, что случилось оно 747 года от основания Рима и случилось ночью, и ночь та была холодной. Эта ночь, перевернувшая судьбу человечества, была отмечена явлением яркой новой звезды на чёрном небосклоне. Вот тогда и родился мальчик, которому дали имя - Иисус Христос.
УЧЕНИК.
Широко раскинув ветви, в зимней шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка ввысь ушла стрелою
На красавицу лесную лунный луч упал
И огнями лёд кристаллов в ветках заиграл.
Бриллиантовые нити в хвое заплелись,
Изумруды и рубины на снегу зажглись.
Ясной звёздочкой у ёлки светятся глаза,
Наступает день великий. День Рождения Христа!
Дети исполняют песню «Рождество Христово»
Рождество Христово – ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
Вы, люди, ликуйте все днесь,
Торжествуйте Днесь Христово Рождество!
Пастыри в пещеру первые пришли
И Младенца-Бога с Матерью нашли.
Стояли, молились, Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество!
Все мы согрешили Спасе пред тобой.
Все мы люди грешны, Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дам нам оставленье –
Днесь Христово рождество.
УЧИТЕЛЬ.
А сейчас, ребята, давайте с вами вспомним библейскую историю о рождении Младенца Иисуса Христа... Согласно одной народной легенде, вблизи пещеры-хлева, к которой спешили пастухи, росли три деревца: Елочка, Пальма и Олива. Теперь посмотрите, что рассказывают старые люди, почему мы наряжаем елочку к Рождеству Христову.
Появляются пастухи. В руках у них клубки красивой овечьей пряжи. Они идут по залу к хлеву. Останавливаются перед ним.
1-й пастух. Вот он, наш хлев! Неужели мы, бедные вифлеемские пастухи, найдем здесь Спасителя Мира?
2-й пастух. Так оповестили нас ангелы. Они ведь сказали, что мы увидим в кормушке для скота Младенца, который и есть родившийся Спаситель всем людям!
1-й пастух. Смотри! (Указывает на Звезду). Эта необычная Звезда над хлевом сияет еще ярче, чем там, в поле.
2-пастух. Ты прав! Зайдем же скорее.
Заходят в хлев.
Пальма (к Ели и Оливе). Вы слышали? Слышали, что сказали пастухи? В хлеву Дитя, родившееся спасти мир!
Олива. Давайте осторожненько заглянем в окно. Так хочется посмотреть на Него.
Олива, Пальма и Ель приближаются к окну, заглядывают внутрь хлева. Следуют мимические сцены. Пастухи, Мария и Иосиф обмениваются приветствиями. Мария показывает Младенца Пастухам. Пастухи кланяются Младенцу и кладут возле яслей клубки овечьей пряжи, затем усаживаются рядом с яслями, чтобы любоваться Младенцем.
Ель. Какой чудесный Малыш! Его родители счастливы! Они зовут Его Иисусом!
Пальма. Ах, какую красивую шерсть подарили пастухи Младенцу!
Олива. Мама свяжет Ему тепленькую одежку и одеяльце.
На сцене появляются Мудрецы. В руках у них подарки: золотая шкатулка и амфоры. Ель это замечает.
Ель. Смотрите! Смотрите, какие знатные люди идут сюда.
Пальма. Похоже, это восточные мудрецы.
Олива. Или сами цари!
Мудрецы подходят к хлеву.
1-й мудрец. Звезда привела нас не к дворцу, а к этому жалкому хлеву!
2-й мудрец. И все же именно здесь мы найдем будущего Царя Мессию.
3-й мудрец. Да! Так сказано у пророков. Что ж, мудрейшие, поспешим внутрь.
Заходят в хлев.
Ель, Пальма, Олива вновь заглядывают в окно и наблюдают за происходящим в хлеву: мудрецы обмениваются приветствием с Марией и Иосифом, низко кланяются Младенцу.
Ель. С каким почтением кланяются мудрецы Младенцу!
Мудрецы кладут подарки и усаживаются возле яслей, чтобы любоваться Иисусом.
Пальма. Они подарили ему чудесные вещи!
Олива (увлекая Пальму и Ель от окна). Мы тоже должны одарить Маленького!
Ель. Мысль чудесная! Но что деревца могут Ему подарить?
Несколько секунд деревца раздумывают.
Олива. Я придумала! Я подарю Младенцу свои золотистые оливы! А взрослым, Он всегда найдет отдых в моих рощах.
Пальма. И мои финики, понравятся Младенцу! Он и его семья смогут кормиться моими плодами всю жизнь. А своими ветвями я буду славить Его!
Ель. Почему же я такая несчастная? Мои шишки горькие, а хвоя такая колючая! Мне нечем одарить Младенца. Я умру от огорчения!
Олива. Погоди, Елочка, не печалься! Мы сейчас что-нибудь придумаем.
Пальма. Есть идея! Мы попросим звездочек украсить твои ветви.
Олива. Верно! Ты засверкаешь и понравишься Маленькому не меньше дорогого подарка!
Ель, Пальма, Олива (к небесам). Звездочки, звездочки! Спуститесь к нам!
Появляются Звезды.
1-я звезда. Мы все видели и слышали.
2-я звезда (к Ели). Прими наш звездный наряд!
Звезды набрасывают на Ель золотой и серебряный дождик.
3-я звезда. А это украшение тебе вон от той прекрасной Звезды (показывает на Звезду в небе). Это она возвестила миру о рождении Младенца Иисуса.
Звезды надевают на Ель верхушку - золотистую корону в виде той звезды, что сияет на небе.
Ель. Какой бесценный дар! (Кричит в окошко хлева) Идите все скорее сюда! Пусть Младенец полюбуется на мою красоту!
Мария с Младенцем на руках, Иосиф, пастухи, мудрецы выходят из хлева и окружают Ель.
Все.
Как красиво!
Какое чудо!
Какая дивная елка!
1-я звезда. Жаль расставаться, но мы должны возвращаться на небеса.
2-я звезда. А тебя, Елочка, теперь наряжать станут люди.
3-я звезда. Каждый год в честь рождения Младенца Иисуса они будут украшать тебя, зажигать на твоих ветвях огоньки — звездочки.
Ель. Как я счастлива! Я стану возвещать всему миру светлый праздник Рождества Христова!
Мария (Ели). И люди назовут тебя Рождественской елкой!
Иосиф. Возле тебя будут счастливы и детвора, и взрослые.
Мария. Самые черствые сердца смягчатся у Рождественской елочки. Люди забудут обиды, вспомнят о милосердии, будут с радостью помогать и одаривать друг друга.
Ель. И все вместе, счастливые, мы станем славить рождение Великого Младенца!
УЧИТЕЛЬ.
Вот какое чудесное Рождественское преданье о ёлочке вы услышали сегодня. Теперь мы знаем, почему это деревце наряжают яркими игрушками и бусами в праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Разработки классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
Разработки классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятий....
Тематика классных часов и родительских собраний в 5 классе
Данный материал будет полезен классным руководителям пятых классов....
классные часы и родительские собрания
классные часы и родительские собрания...
Тематика классных часов и родительских собраний по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет.
Тематика классных часов и родительских собраний по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет....
Мастер - класс "Система классных часов и родительских собраний в профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет"
В статье описан опыт работы учителя информатики и классного руководителя по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет...
Ссылки по профориентации для классных часов и родительских собраний
Ссылки для классных часов и родительских собраний...