Классный час "Добро и зло. Честь и достоинство" 10 кл.
классный час (10 класс) на тему

Келлер Лилия Ивановна
"Добро и зло. Честь и достоинство"  10 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11234_-_.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  "Добро и зло. Честь и достоинство"  10 кл.

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре, зле, чести, совести и достоинстве; воспитание стремления совершать добрые дела.

Задачи: расширять знания о таких качествах, как добро и зло, честь и достоинство, совесть; обучать умению вести дискуссию; развивать творчество; подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки.

Планируемые результаты:

знать:

– определение понятий “добро”, “зло”, “достоинство”, “совесть”, “честь”;

– что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;

– что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.

уметь:

– характеризовать критерии морального поведения;

– доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;

– обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных.

1 слайд   День прав человека - 10 декабря 2008 года

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА:

документ международного права,

принятый Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г.

 Эту декларацию называют еще Хартией прав человека.

60-я годовщина принятия Всеобщей декларации,

Именно во Всеобщей декларации почти 60 лет назад были впервые

 провозглашены ценности,

которые сегодня мы именуем универсальными: права человека

неотъемлемо присущи всем людям и все международное сообщество должно обеспечивать их соблюдение. В мире, над которым

нависла угроза расового, этнического, экономического и

 религиозного сепаратизма, мы должны как никогда ранее активно

защищать и провозглашать универсальные принципы справедливости, беспристрастности и равенства,

которые столь дороги людям во всех уголках планеты и которые впервые были сформулированы в Деклараци

2 слайд

Декларация стала первым документом, в котором на весь мир было заявлено о том,

что сегодня воспринимается нами как должное: о присущих всем людям достоинстве и равенстве».

Генеральный секретарь Пан Ги Мун Отделения ООН, расположенные по всей планете, используют

текст Декларации, переведенной на 360 языков, чтобы помочь людям разных

стран узнать об их правах. Декларация была первым международным официальным признанием того,

что все люди имеют равные права и свободы по праву рождения; этот документ и сегодня не потерял

своей актуальности и значимости.

Тема кампании «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас» призывает расширить восприятие

 Декларации как обязательства перед достоинством человека и справедливостью, а не рассматривать ее в виде элемента роскоши и излишества.

притча “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спрос

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

Слайд 4

– Это и будет темой нашего классного часа: “Добро и зло. Честь и достоинство”.

– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.

Слайд  5

Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.

Высшее проявление добра – мир и любовь? (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.)

Высшее проявление зла? (война, убийство).

Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. Как вы думаете о чем говорит это поверье? 

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой состоит смысл человеческой жизни.          

 Доброта  – это признак сильной личности. Добрый человек он не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека.  Добро – оно спокойное и немногословное. Народная мудрость гласит: « Добро – не лихо, ходит тихо». А вы, ребята, какие еще пословицы и поговорки о добре и зле знаете? (Ребята говорят и комментируют.)  слайд

-Всяк добр, да не до всякого.

- Добра желаешь – добро и делай.

- Добро на худо не меняют.

- Доброе дело без награды не остается.

- Доброе смолчится, худое молвится.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

- Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

- Добрые вести прибавят чести.

- Добрые чувства – соседи любви.

Добру противостоит зло.  Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.

Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества.  Как вы думаете почему?

 К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло. Как вы думаете почему? (потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.) 

Не закаленные в нравственном отношении умы, сердца и души людей начинает разъедать злость. Случалось ли с вами подобное? Задумывались ли вы над тем, на сколько вы добры. Я предлагаю вам проверить себя тестом «Добры ли вы?» (у ребят на столах лежат листы бумаги)

Отвечайте «да» или «нет»

Слайд 7  ( «песня дорога добра »)

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказал вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?
  3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
  4. Часто ли вы говорите людям приятное, просто чтобы поднять настроение?
  5. Любите ли вы злые шуточки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, если начинает проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. вы охотно выполняете просьбы?
  12. станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Слайд 8

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1,3,4,7,11. и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Посчитаете свои балы. И сейчас вы можете сверить свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры как вам казалось? Или вам еще предстоит совершать добрые дела, чтобы соответствовать высокому званию «человека»?

Слайд 9

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь  иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

Вы набрали от 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж и плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми,  чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Но не менее важными качествами в иерархии человеческих ценностей являются совесть честь и достоинство.

Слайд 11

Так что же такое “совес

.

Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное? Есть такое понятие – муки совести. Как вы его понимаете? Испытывали ли вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть?

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме, подобно тому, как это делает боль.

Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть – о нарушениях этических.

А еще понятия чести и совести нашли яркое отражение в устном народном творчестве.

Слайд 16

  1. Совесть без зубов, а грызет.
  2. Когда совесть раздавали, его дома не было.
  3. Без стыда лица не износишь.
  4. Чего стыдимся, о том таимся.
  5. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
  6. Всякому своя честь дорога.
  7. По заслугам и честь.
  8. Не кусок пирога, а честь дорога.
  9. В ком честь, в том и правда.
  10. Совесть – это наш внутренний судья (Гольдбах)
  11. Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау)
  12. Честь – это внешняя совесть,  совесть –это внутренняя честь (Шопенгауэр)
  13. Честь есть нечто иное, как хорошее мнение о нас других людей (Манденвиль)

Слайд 17

Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия - честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека - надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

   Понятием "достоинство" определяется отношение человека к самому себе и общества как к признанной ценности. Этим понятием обозначается совокупность представлений о самоценности   личности, ее социальное равенство с другими людьми, с помощью которых определяют конкретную степень общественной ценности человека. Представление о достоинстве выполняют функцию регулятора человеческого поведения: за любой ситуации человек должен вести себя так, чтобы не потерять своего "лица". Содержание понятий чести и достоинства изменялось в зависимости от времени, типа личности и общества

Слайд 18

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.

Б.Окуджава

А сейчас мы с вами подведем итоги нашего классного часа.

Слайд 19

Вы напишете синквейн. Для этого вы разделитесь  на 3группы. У каждой группы свое слово: 1-я группа – слово честь, 2-я группа – слово совесть,3-я группа - слово достоинство. Пожалуйста, напишите синквейн с этими словами, а мы посмотрим, что же у вас получилось. Правила написания синквейна таковы:

1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3. На третьей строчке записывают три глагола, обозначающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. На четвертой строчке размещается - состоящее из нескольких слов предложение с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

5. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.

Пример:

1. Книга.

2. Увлекательная, познавательная.

3. Помогает, раскрывает и доказывает.

4. Это неиссякаемый источник знаний.

5. Мудрость.

Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто Божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется совестью, которая есть закон естества (Св. Дороф

– Помните, ребята, все в ваших ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Честь и достоинство"

Способствует раскрытию высоких моральных понятий, их осознанию и развитию личного самосознания учащихся....

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Презентация к уроку ОБЖ в 11 классе.Тема: "Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества"...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Классный час "Добро и зло. Честь и достоинство" 10 кл.презентация

Классный час "Добро и зло. Честь и достоинство"  10 кл.презентация...

Классный час на тему «Честь и достоинство»

В результате занятия  учащиеся узнают, что такое честь и достоинство, будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинств...

Классный час "Честь и Достоинство"

Классный час "Честь и Достоинство"...