Кем быть?
проект (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОГКООУ «Санаторная школа-интернат»
Исследовательский проект
«Кем быть?»
Для обучающихся 8, 9 классов.
Воспитатель: Ильина М.В.
2015-2016
Содержание
Стр.
1. Введение. Пояснительная записка. 2
2. Структура программы проекта 4
3. КТП реализации проекта 4
4. Библиографический список 10
Пояснительная записка.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Учащимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос ученик должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.
Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.
Цель: формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Задачи программы:
- психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
- принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;
- принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
- принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
Структура программы проекта.
Программа рассчитана на 25 академических часов, по 1 часу в неделю. В программе 3 блока: введение в мир профессий, основы профессионального выбора, планирование профессионального пути. Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
Календарно-тематическое планирование (на 2015-2016 учебный год)
Дата План/факт | Тема | Цель | Рекомендуемые приёмы и методы | Материалы (оборудование, наглядность) | ||||||||
1 четверть | ||||||||||||
3.09 | Знакомство с курсом «Кем быть?» | 1.Ввести в проблему профессионального самоопределения. 2.Познакомить с правилами ведения факультативных часов. 3.Формировать умения по анализу необходимой информации. | лекция, беседа | Тетради-дневники (для каждого занятия) | ||||||||
10.09 | Мы пришли в школу. Экскурсия «Безопасность на дороге – моё стиль жизни» | Дать определения понятий самоопределение, развитие, саморазвитие | Беседа | Презентация, лекция. | ||||||||
17.09 | Я – человек. Зачем человек рождается. Экскурсия «Шуя и интернет» | Дать представления о понятиях человек, жизнь. Научить анализировать, делать выводы. | Беседа | |||||||||
24.09 | Я – человек. Здоровье человека. Экскурсия из цикла «Кем быть» | Дать основные понятия здоровье, наследственность Научить развивать способности и самоопределению и самореализации. | Диспут | |||||||||
1.10 | Я – человек. Как я отношусь к другим. | Дать понятие отношения. Научить принимать на себя личную ответственность за свое решение. | Примеры о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, помогают друг другу. Презентация по теме. | |||||||||
8.10 | Я – отличаюсь от других. Мои способности. Потребности. Мои интересы и увлечения. | Научить анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения, анализировать наиболее типичные социальные ситуации. | Лекция, презентация. | |||||||||
15.10 | Я – выбираю. Свобода выбора и ответственность. Результаты выбора и их ответственность. | Научить анализировать собственные помыслы и поступки. «Я люблю тебя любого» | Практикум. | Творческие задания. | ||||||||
22.10 | Типы профессий по предмету труда (теоретическое занятие) | 1.Дать общее представление об основных компонентах профессиональной деятельности, о предмете труда. 2.Расширить кругозор ребят о мире профессий. 3.Воспитывать интерес к миру современных профессий. | Семинар с элементами лекции | Тетради-дневники (для каждого занятия) | ||||||||
29.10 | Психологическая игра «Выбор профессии» | 1.Определить наиболее подходящие для подростка профессий на основе выбора соответствующих характеристик трудовой деятельности. 2.Воспитывать уважение к профессиям, связанным с физическим трудом. 3.Развивать наблюдательность. | Психологическая игра | комплект карточек (список характеристик трудовой деятельности). | ||||||||
2 четверть | ||||||||||||
12.11 | Склонности и интересы | 1.Продолжить знакомство с миром профессий. 2.Повышать активность ребят в поиске необходимой информации. 3.Учить выявлять свои профессиональные склонности и интересы, определять степень устойчивости. | Практическая работа. Тестирование. | Тесты, бланки к тестам. | ||||||||
19.11 | Способности | 1.Изучить уровень интеллектуального развития учащихся. 2.Развивать познавательные способности учащихся. 3.Воспитывать любовь к учебе. | Практическая работа. Тестирование. | Тесты, бланки к тестам. | ||||||||
26.11 | Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней. | 1.Изучить уровень самооценки учащихся 2.Познакомить учащихся с приемами работы над самооценкой 3.Формировать адекватную самооценку учащихся. | Практическая работа. Тестирование | Тесты, бланки к тестам. | ||||||||
3.12 | Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо») | 1.Познакомить учащихся с тремя факторами выбора профессии. 2.Развивать у учащихся мышление. 3.Формировать культуру общения. | Семинар с элементами лекции | |||||||||
10.12 | Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения. | 1.Познакомить со структурой профессионального выбора. 2.Развивать у учащихся понимание своих особенностей. 3.Воспитывать интерес к рынку труда. | Диспут | Тетради-дневники | ||||||||
17.12 | Мышление и развитие мышления. | 1.Дать оценку развитию своего мышления. 2.Сформулировать некоторые советы по развитию мышления. 3.Развивать мышление учащихся. | Семинар-практикум | Материалы для тестов | ||||||||
24.12 | Память и внимание, их развитие. | 1.Познакомить с различными видами памяти, внимания. 2.Дать возможность исследовать свои особенности памяти, внимания. 3.Сформулировать некоторые советы по развитию памяти и внимания. | Семинар-практикум | Материалы для тестов | ||||||||
3 четверть | ||||||||||||
14.01 | Воображение и его роль в профессиональной деятельности. | 1.Показать роль воображения в профессии человека – художественный образ. 2.Исследовать развитие воображения у ребят. 3.Сформулировать советы по развитию воображения. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||||||
21.01 | Темперамент и его виды. | 1.Познакомить с типами темпераментов. 2.Показать роль темперамента при выборе профессиональной деятельности. 3.Повышать интерес учащихся к самим себе, к своей личности. | Семинар с элементами лекции | |||||||||
28.01 | Характер | 1.Познакомить учащихся с понятием «характер». 2.Показать влияние профессии на характер. | Семинар с элементами лекции | Материалы для тестов. | ||||||||
4.02 | Характер (практическое занятие) | 1.Провести диагностику некоторых особенностей характера. 2.Показать влияние профессии на характер. | Семинар-практикум | |||||||||
11.02 | Общение - основа человеческого бытия | 1.Познакомить с теоретическими основами общения (функции, средства,). 2.Провести диагностику уровня общительности. 3.Развивать коммуникабельность учащихся. | Семинар с элементами лекции, тренинга | Материалы для тестов. | ||||||||
18.02 | Невербальное общение | 1.Познакомить с понятием «невербальное общение». 2.Рассмотреть теорию происхождения (врожденное или приобретенное). 3.Провести диагностику уровня владения невербальными компонентами в процессе общения. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||||||
25.02 | Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. | 1.Познакомить с различными стилями поведения людей в конфликтных ситуациях. 2.Провести диагностику способа поведения учащихся в конфликтных ситуациях. 3.Развивать эмпатию. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||||||
3.03 | Правила поведения в конфликте | 1.Познакомить учащихся с основными правилами поведения в конфликтной ситуации. 2.Отработать на практике некоторые варианты поведения в конфликтной ситуации. 3.Развивать наблюдательность. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||||||
10.03 | Воля | 1.Познакомить учащихся со способами развития воли. 2.Провести диагностику волевых качеств личности. 3.Воспитывать волевые качества. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||||||
17.03 | Эмоции и чувства | 1.Выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии; 2.Познакомить с основными эмоциональными состояниями; 3.Обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||||||
4 четверть | ||||||||||||
31.03 | Роль жизненных ценностей при выборе профессии | 1.Актуализировать ценности. 2.Обсудить тему ценностей и их влияния на выбор. 3.Выявить особенности поведения учащихся в ролевом общении. | Семинар-практикум | Материалы для тестов, карты с эмоциями, булавочки. | ||||||||
7.04 | Развитие умений по принятию решений. | 1.Дать знания об алгоритме принятия решения. 2.Проследить освоение алгоритма на практике. 3.Воспитывать самостоятельность в принятии решения. | Семинар-практикум. Решение проблемных задач | Материалы для тестов. | ||||||||
14.04 | Планирование профессионального пути. | 1.Предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний. 2.Дать необходимые знания по планированию профессионального пути. 3.Развивать навыки планирования. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||||||
21.04 | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора. | 1.Проверить усвоенные навыки и знания. 2.Развивать творческие способности. 3.Воспитывать умение подводить итоги. | Урок-смотр знаний | Тетради-дневники. | ||||||||
28.04 | Диагностическая методика «Профессиональная готовность» | определение уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||||||
5.05 | Экскурсии в ПТУ, в предполагаемое место работы или учёбы | |||||||||||
12.05 | Экскурсии в ПТУ, в предполагаемое место работы или учёбы | |||||||||||
19.05 | Экскурсии в ПТУ, в предполагаемое место работы или учёбы |
Список литературы
- Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
- Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.:Просвещение, 1995.-239с.
- Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.:Генезис, 2006.-208 с.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.:Генезис, 2002-80 с.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:Генезис, 2004.- 125 с.
- Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.