Описание системы работы классного руководителя
статья (7 класс) на тему
В данной статье представлены приоритетные направления в работе класса (здоровье, социальная активность, познавательная активность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_klassnogo_rukovoditelya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы работы
Классного руководителя
МБОУ г.Иркутска СОШ № 67
Каверзиной Алёны Викторовны
Одним из показателей процветания нации является состояние здоровья детей. Пожалуй, самая важная роль в формировании здорового образа жизни среди подрастающего поколения отводится школьному учителю. Именно он помогает сформировать систему ценностных ориентаций так, чтобы бережное отношение к своему здоровью стало неотъемлемой частью поведенческих реакций ребенка. Однако было бы неправильно ограничивать сферу деятельности учителя только занятиями в школе. Настоящего педагога не может не волновать, что делает, как живет, чем увлекается его воспитанник после уроков. Поэтому здоровьесберегающая работа в школе должна быть системной и комплексной, подкрепленной внеклассными воспитательными мероприятиями.
Кратковременные и хронические отклонения в состоянии здоровья сказываются на умственной работоспособности учащихся, преобладание статических нагрузок способствует искусственному сокращению объема двигательной активности ребят. Поэтому в настоящее время много внимания уделяется физическому развитию. Но хорошо известно, что образованный, физически развитый человек может оказаться злым и безнравственным.
Родители и учителя должны осознавать важность трех направлений развития – умственного, физического и нравственного.
Психологи установили, что самый благоприятный возраст для формирования полезных привычек – дошкольный и школьный. В этот период большую часть времени дети проводят в семье, в школе, среди сверстников, педагогов, чей образ жизни и поведение становится сильнейшим фактором формирования их представлений о жизни, о сохранении здоровья
Тема моего самообразования:
Педагогические условия формирования личности, признающей приоритет здорового образа жизни.
Цель воспитательной системы в классе:
Развитие личности, признающей приоритет здорового образа жизни.
Для достижения цели я пытаюсь решить следующие задачи:
1.Создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремлении прийти на помощь.
2. Создание атмосферы взаимного уважения среди учащихся, родителей и педагогов.
3. Отслеживание и мониторинг состояния здоровья учащихся.
4. Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий в школе.
5. Стремление достичь во внеклассной работе массовости.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Формирование социальных навыков, способствующих социальной адаптации и профилактике вредных привычек.
При этом в действие вступают следующие принципы воспитания:
– Принцип природосообразности. Не бороться с природой ребенка, не переделывать его, а развивать то, что уже есть.
– Принцип смыслового равенства взаимоотношений «учитель – ученик».
– Принципы демократизма и гуманизма, культуросообразности, творческого начала, опоры на лучшие качества человека, системности воспитания.
Приоритетными направлениями в работе класса являются:
I направление– «Здоровье»
Цель: показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Задача: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физического и психического).
Функции классного руководителя: 1) изучение физического и психологического здоровья учащихся и разработка совместно с администрацией школы программ коррекции здоровья детей в урочной и внеурочной деятельности;
2) проведение совместно с мед. работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;
3) проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях;
4) организация активных форм сохранения и развития физического здоровья детей (соревнований, экскурсий, походов, спортивных праздников, олимпийских игр);
5)тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей;
6) сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья (мед. учреждениями, спортивными клубами, секциями, психологическими клубами).
II направление– «Социальная активность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
Задача: 1) развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям;
2) воспитывать умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания других людей;
3) воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться;
4) развивать волевые качества ученика;
5) формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать выводы о самом себе.
Функции классного руководителя: 1) изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся; регулярное проведение классных часов на данные темы;
2) создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности;
3) формирование у детей потребности оказания помощи больным и слабым, желание заняться благотворительностью.
III направление – «Познавательная активность»
Цель: помочь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде.
Задача: 1) развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию; привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся;
3) развивать мотивацию к обучению на основе активизации познавательной деятельности;
4) формировать умения научно- исследовательской деятельности
Функции классного руководителя: 1) использовать активные формы работы ( конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры - путешествия, идеи, конференции, защиты проектов)
2) использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать своё мнение, доказывать, аргументировать, отстаивать);
3) сотрудничать с учителями – предметниками для реализации данного направления и создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных умений и достижений;
4) определение причин отставания в учебной деятельности;
5) создание групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
6) посещение уроков.
Компоненты воспитательной системы класса:
I Ценностно– ориентационный
II.Функционально- деятельностный
III. Пространственно- временной
IV Индивидуально– групповой представляет собой общество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса
V. Диагностико- результативный
(Подробно каждый компонент расписывается в модели воспитательной системы класса)
Вот показатели здоровья моих детей
Группа здоровья
I – 0 человека
II – 17 человек
III – 9 человек
IV–1 человек
Физкультурная группа
Основная – 24человек
Подготовительная – 3человека
Нарушение осанки – 2 человека
Контроль зрения – 4 человека
Чтобы сохранить эти показатели, нужно приложить немало усилий. В первую очередь, изучив интересы и склонности детей, я предложила им занятия в различных спортивных секциях. Приглашала на классные часы и родительские собрания руководителей школьных секций, рассказывала о достижениях юных школьников. Затем мы вместе радовались спортивным успехам детей, гордились ими.
Кроме того, дети с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях, таких как: спортивные соревнования по волейболу, футболу и баскетболу, кроссе «Золотая осень», «Лыжня России» и других.
Одной из традиций нашего класса является День здоровья, который мы проводим вместе с родителями на КБЖД, стараемся ежегодно совершать туристические походы.
В системе ведутся и классные мероприятия, направленные на формирование потребности здорового образа жизни. С учащимися проводятся классные часы по темам:
Курение – вред!
Любимое творческое дело.
Уроки – тренинги по профилактике курения и алкоголизма
Как дожить до 100 лет?
Разработан и реализуется классный проект «Хочешь быть здоровым, будь им!», ежемесячно проводятся классные часы по профилактике ДТП.
Совместно с медицинским работником нашей школы проводятся беседы: гигиена подростка, профилактика респираторных заболеваний, кишечных инфекций, травматизма.
К подготовке и проведению классных часов стараюсь чаще привлекать самих ребят. Таким образом, в этом учебном году совместно с детьми были проведены беседы: о вреде курения и о том, как нужно укреплять свое здоровье, дискуссия «Почему люди курят и употребляют алкоголь?». Дети готовились к беседам дома, а в классе высказывали свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, искали пути решения в тех или иных ситуациях.
Кроме того, в прошлом учебном году дети самостоятельно подготовили и провели в начальной школе «Веселые старты».
Большую помощь в формировании здорового образа жизни школьников оказывают учителя физкультуры и ОБЖ.
Родители и дети участвовали в спортивных состязаниях, интеллектуальных конкурсах, а болельщики с плакатами и приветственными «кричалками» отвечали на вопросы викторины, зарабатывали очки для своей команды.
В этом учебном году Трубиной В.М. был проведен классный час: «Оценка состояния своего физического здоровья», на котором дети определяли по физическим показателям уровень своего здоровья и работу сердечно-мышечной системы по индексу Руфье.
Жилкиной И.Н. в этом учебном году была проведена игра - практикум «Тревога» по противопожарной безопасности, спортивная эстафета по ОБЖ.
Ученики моего класса выступали в роли консультантов и проверяющих на различных этапах, таких как «Спаси ребенка», «Потуши пожар», кроссворд «Юный пожарный» и других.
Кроме того, к своей работе над формированием здорового образа жизни привлекаю психолога школы. С ее помощью в системе провожу диагностические исследования и тесты, по которым я делаю выводы о развитии детей, их психофизиологических особенностях, а сами ребята узнают, как развита их память, внимание, умеют ли они общаться, могут ли избегать конфликтов, раздражительны ли они и прочее.
Моя работа на протяжении трех лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса всего один курящий (который приобрёл эту привычку еще в начальной школе) и нет пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, 12 человек из 27 учатся только на 4 и 5. А 3 человека с одной и двумя «тройками» по предметам, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.
Предполагаю продолжить работу по формированию потребности здорового образа жизни, учитывая психофизиологические и возрастные особенности своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Описание системы работы классного руководителя
Краткий рассказ как я работаю с классом...
Описание опыта работы классного руководителя.
Тема:«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии». ...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Описание педагогической системы работы классного руководителя.
Система работы классного руклводителя...
Описание системы работы классного руководителя
Материал для педагогического конкурса "Педагогический марафон"...