Описание системы работы классного руководителя
статья (7 класс) на тему

Каверзина Алена Викторовна

В данной статье представлены приоритетные направления в работе класса (здоровье, социальная активность, познавательная активность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_klassnogo_rukovoditelya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 

Описание системы работы

Классного руководителя

МБОУ г.Иркутска СОШ № 67

Каверзиной Алёны Викторовны


Одним из показателей процветания нации является состояние здоровья детей. Пожалуй, самая важная роль в формировании здорового образа жизни среди подрастающего поколения отводится школьному учителю. Именно он помогает сформировать систему ценностных ориентаций так, чтобы бережное отношение к своему здоровью стало неотъемлемой частью поведенческих реакций ребенка. Однако было бы неправильно ограничивать сферу деятельности учителя только занятиями в школе. Настоящего педагога не может не волновать, что делает, как живет, чем увлекается его воспитанник после уроков. Поэтому здоровьесберегающая работа в школе должна быть системной и комплексной, подкрепленной внеклассными воспитательными мероприятиями.
Кратковременные и хронические отклонения в состоянии здоровья сказываются на умственной работоспособности учащихся, преобладание статических нагрузок способствует искусственному сокращению объема двигательной активности ребят. Поэтому в настоящее время много внимания уделяется физическому развитию. Но хорошо известно, что образованный, физически развитый человек может оказаться злым и безнравственным.
Родители и учителя должны осознавать важность трех направлений развития – умственного, физического и нравственного.
Психологи установили, что самый благоприятный возраст для формирования полезных привычек – дошкольный и школьный. В этот период большую часть времени дети проводят в семье, в школе, среди сверстников, педагогов, чей образ жизни и поведение становится сильнейшим фактором формирования их представлений о жизни, о сохранении здоровья

Тема  моего самообразования:

Педагогические условия формирования личности, признающей приоритет здорового образа жизни.

Цель воспитательной системы в классе:

Развитие личности, признающей приоритет здорового образа жизни.

Для достижения цели я пытаюсь решить следующие задачи:

1.Создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремлении прийти на помощь.
2. Создание атмосферы взаимного уважения среди учащихся, родителей и педагогов.
3. Отслеживание и мониторинг состояния здоровья учащихся.
4. Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий в школе.
5. Стремление достичь во внеклассной работе массовости.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Формирование социальных навыков, способствующих социальной адаптации и профилактике вредных привычек.

 При этом в действие вступают следующие принципы воспитания:
– Принцип природосообразности. Не бороться с природой ребенка, не переделывать его, а развивать то, что уже есть.
– Принцип смыслового равенства взаимоотношений «учитель – ученик».
– Принципы демократизма и гуманизма, культуросообразности, творческого начала, опоры на лучшие качества человека, системности воспитания.

Приоритетными направлениями в работе класса  являются:

I направление– «Здоровье»

Цель: показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Задача: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физического и психического).

Функции классного руководителя: 1) изучение физического и психологического здоровья учащихся и разработка совместно с администрацией школы программ коррекции здоровья детей в урочной и внеурочной деятельности;

2) проведение совместно с мед. работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;

3) проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений         и навыков в экстремальных ситуациях;

4) организация активных форм сохранения и развития физического здоровья детей (соревнований, экскурсий, походов, спортивных праздников, олимпийских игр);

5)тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей;

6) сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья (мед. учреждениями, спортивными клубами, секциями, психологическими клубами).

II направление– «Социальная активность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.

Задача: 1) развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям;

2) воспитывать умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания других людей;

3) воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться;

4) развивать волевые качества ученика;

5) формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать выводы о самом себе.

Функции классного руководителя: 1) изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся; регулярное проведение классных часов на данные темы;

2) создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности;

3) формирование у детей потребности оказания помощи больным и слабым, желание заняться благотворительностью.

III направление – «Познавательная активность»

Цель: помочь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде.

Задача: 1) развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию; привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся;

3) развивать мотивацию к обучению на основе активизации познавательной деятельности;

4) формировать умения научно- исследовательской деятельности

Функции классного руководителя: 1) использовать активные формы работы ( конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры - путешествия, идеи, конференции, защиты проектов)

2) использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать своё мнение, доказывать, аргументировать, отстаивать);

3) сотрудничать с учителями – предметниками для реализации данного направления и создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных умений и достижений;

4) определение причин отставания в учебной деятельности;

5) создание групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях;

6) посещение уроков.

Компоненты воспитательной системы класса:

I Ценностно– ориентационный

II.Функционально- деятельностный

III. Пространственно- временной

IV Индивидуально– групповой представляет собой общество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса

V. Диагностико- результативный

(Подробно каждый компонент расписывается в модели воспитательной системы класса)

Вот показатели здоровья моих детей

Группа здоровья

I – 0 человека

II – 17 человек

III – 9 человек

IV–1 человек

Физкультурная группа

Основная – 24человек

Подготовительная – 3человека

Нарушение осанки – 2 человека

Контроль зрения – 4 человека

Чтобы сохранить эти показатели, нужно приложить немало усилий. В первую очередь, изучив  интересы и склонности детей, я предложила им занятия в различных спортивных секциях. Приглашала на классные часы и родительские собрания руководителей школьных секций, рассказывала о достижениях юных школьников. Затем мы вместе радовались спортивным успехам детей, гордились ими.

Кроме того, дети с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях, таких как: спортивные соревнования по волейболу, футболу и баскетболу, кроссе «Золотая осень», «Лыжня России» и других.

Одной из традиций нашего класса является День здоровья, который мы проводим вместе с родителями на КБЖД, стараемся ежегодно совершать туристические походы.

В системе ведутся и классные мероприятия, направленные на формирование потребности здорового образа жизни. С учащимися проводятся классные часы по темам:

Курение – вред!

Любимое творческое дело.

Уроки – тренинги по профилактике курения и алкоголизма

Как дожить до 100 лет?

Разработан и реализуется классный проект «Хочешь быть здоровым, будь им!», ежемесячно проводятся классные часы по профилактике ДТП.

Совместно с медицинским работником нашей школы проводятся беседы: гигиена подростка, профилактика респираторных заболеваний, кишечных инфекций, травматизма.

К подготовке и проведению классных часов стараюсь чаще привлекать самих ребят. Таким образом, в этом учебном году совместно с детьми были проведены беседы: о вреде курения и о том, как нужно укреплять свое здоровье, дискуссия «Почему люди курят и употребляют алкоголь?». Дети готовились к беседам дома, а в классе высказывали свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, искали пути решения в тех или иных ситуациях.

Кроме того, в прошлом учебном году дети самостоятельно подготовили и провели в начальной школе «Веселые старты».

Большую помощь в формировании здорового образа жизни школьников оказывают учителя физкультуры и ОБЖ.

Родители и дети участвовали в спортивных состязаниях, интеллектуальных конкурсах, а болельщики с плакатами и приветственными «кричалками» отвечали на вопросы викторины, зарабатывали очки для своей команды.

 В этом учебном году Трубиной В.М. был проведен классный час: «Оценка состояния своего физического здоровья», на котором дети определяли по физическим показателям уровень своего здоровья и работу сердечно-мышечной системы по индексу Руфье.

Жилкиной И.Н. в этом учебном году была проведена игра - практикум «Тревога» по противопожарной безопасности, спортивная эстафета по ОБЖ.

Ученики моего класса выступали в роли консультантов и проверяющих на различных этапах, таких как «Спаси ребенка», «Потуши пожар», кроссворд «Юный пожарный» и других.

Кроме того, к своей работе над формированием здорового образа жизни привлекаю психолога школы. С ее помощью в системе провожу диагностические исследования и тесты, по которым я делаю выводы о развитии детей, их психофизиологических особенностях, а сами ребята узнают, как развита их память, внимание, умеют ли они общаться, могут ли избегать конфликтов, раздражительны ли они и прочее.

Моя работа на протяжении трех лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса всего один курящий (который приобрёл эту привычку еще в начальной школе) и нет пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, 12 человек из 27 учатся только на 4 и 5. А 3 человека с одной и двумя «тройками» по предметам, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.

Предполагаю продолжить работу по формированию потребности здорового образа жизни, учитывая психофизиологические и возрастные особенности своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Описание системы работы классного руководителя

Краткий рассказ как я работаю с классом...

Описание опыта работы классного руководителя.

Тема:«Эффективность воспитательной работы в аспекте коллективной творческой деятельности обучающихся как личностно ориентированной воспитательной технологии». ...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Описание системы работы классного руководителя

Материал для педагогического конкурса "Педагогический марафон"...