Клуб "Русичи"
проект (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Межпоселенческая библиотека Советского района»
«Утверждаю»
Директор муниципального
учреждения культуры
«Межпоселенческая библиотека
Советского района»
_____________ Галимова М.В.
Клуб «Русичи»
Проект по формированию патриотического сознания и толерантного мировоззрения подрастающего поколения
Советский
2015
Пояснительная записка
Современное общество с его демократическими тенденциями развития выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. Все чаще в молодых семьях распространены такие явления, как утрата престижа отцовства и материнства, утрата традиций домашнего воспитания, которые прежде передавались из поколения в поколение, т.к. современные бабушки этим наследством не владеют.
Следовательно, сегодня перед нами стоит проблема нравственного оздоровления, которая требует активизации всех форм и методов духовно-нравственного воспитания детей, возрождения воспитательной работы с семьей по педагогическому просвещению родителей и реализации совместной воспитательной деятельности по приобщению детей к национальной русской культуре.
Все это можно определить несколькими направлениями:
1. Глубокое изучение особенности истории русского народа, его традиций и культуры
2. Изучение русской воинской традиции на основе народных игр. Игра помогает раскрыться, в защищенной форме пройти сложные ситуации общения и научиться новым способам их решения, приобрести новые умения и сделать обучение привлекательным и интересным.
3. Изучение национального русского декоративно прикладного искусства и фольклора через:
- песенный фольклор. Открываются большие возможности в музыкальном воспитании детей. В процессе музыкальной деятельности, следуя русской культурной традиции, решаются не только задачи развития музыкальных способностей, но и эстетические задачи (научить ребенка слушать музыку, понимать ее язык, эмоционально реагировать на ее изменения), одновременно активизирует внимание, собранность, интеллектуальную, речевую нагрузку, расширяет знание детей о музыкальных народных произведениях – песнях и хороводах.
- работу по народному календарю, связанному с временами года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу, учит видеть красоту окружающего мира, позволяет стать его активным преобразователем.
- пословицы, т.к. все народы внушают подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей. По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании.
- загадки, т.к. загадки высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание, развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).
4. Работа с родителями – знакомство с педагогическим опытом , накопленного предшествующими поколениями, консультирование по вопросам общения с детьми, проведение совместных с детьми занятий и праздников.
Таким образом, соприкосновение с устным народным и музыкальным творчеством, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Несомненно, духовное развитие невозможно без целостного осознания себя, поэтому целью является не просто дать ребятам знания о русской истории, народной культуре, но помочь им понять себя как человека с неповторимым жизненным путем, который может быть хозяином своего мира, своей жизни.
Цель проекта
Формирование патриотического сознания, гордости за свой народ, поддержание интереса к русской истории и культуре.
Задачи проекта
- Воспитание патриотов России граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость
- Изучение, сохранение русской народной культуры и истории, возрождение традиций русского народа.
- Развитие творческих способностей детей к различным видам деятельности
Сроки реализации проекта
2015-2018 гг.
Место реализации проекта
Библиотека микрорайона СУ-881 муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района».
Участники проекта
Руководитель и автор проекта: Галина Николаевна Замесина, гл. библиотекарь
библиотеки микрорайона СУ – 881 МБУК МБСР.
Участники проекта: обучающиеся 7а класса МБОУ СОШ №1 г.Советский,
Татьяна Александровна Шумихина, классный руководитель 7а класса.
Содержание и механизм реализации проекта
№ | Мероприятие, форма | Содержание | Дата проведения | Ответствен ные |
1. | Информационный час «Все мы разные – но мы вместе» | Вводный слайд-рассказ о народах населяющих нашу страну | сентябрь | Замесина Г.Н. |
2. | Фольклорно - праздничная | Знакомство с русским, православным праздником Покров | октябрь | Замесина Г.Н. Шумихина Т.А |
3. | Этнографическая лекция, посвященная Дню народного единства: «У истоков праздника» |
| ноябрь | Замесина Г.Н. |
4. | Литературно-музыкальный час «Новый год у разных народов» | 1.История праздника 2. Особенности празднования национального русского Нового года 3. Праздник Рождества | декабрь | Замесина Г.Н. |
5. | Литературный час «Сказки дедушки на | 1.Знакомство со святочными традициями 2. Мультфильм | январь | Замесина Г.Н. |
6. | Семинар для родителей «Воспитание | 1.Знакомство с традицией 2.Особенности воспитания 3.Домострой | февраль | Замесина Г.Н. |
7. | Интерактивная игра «Конституция в России – мои права и обязанности» | февраль | Замесина Г.Н. | |
8. | Литературно –музыкальная программа «Подарок |
| март | Замесина Г.Н. Мишустина С.Ю. |
9. | Христианский час: Православный праздник «Пасхальная звезда», мастер – класс по росписи яиц |
| апрель | Замесина Г.Н. Мишустина С.Ю. |
10. | Культурно-просветительский час, посвященный дню Победы в Великой | Музыкальный слайд-фильм | май | Замесина Г.Н. |
11. | Виртуальная фольклорно –этнографическая экспедиция с целью изучения истории и традиций казачества | Рассказ о казацкой жизни | сентябрь | Замесина Г.Н. |
12. | Литературный час: Роль пословиц в жизни русского народа | 1.Знакомство с пословицами. Их роль и значение в воспитании | октябрь | Замесина Г.Н. |
13. | Час истории: Нижегородская керамическая игрушка «Русские народные сказки» | 1.Слайд – рассказ об истории гончарного мастерства 2.Мастер – класс | ноябрь | Замесина Г.Н. |
14. | Детская праздничная программа |
| декабрь | Замесина Г.Н. Шумихина Т.А |
15. | Беседа: Женское пространство |
| Январь | Замесина Г.Н. |
16. | Беседа: традиционная мужская |
| февраль | Замесина Г.Н. |
17. | Музыкальная игра: Узнай инструмент |
| март | Замесина Г.Н. |
18. | Праздничная программа, посвященная Дню Петра и Февронии – Дню семьи, любви и верности |
| апрель | Замесина Г.Н. |
19. | Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице». |
| май | Замесина Г.Н. |
20. | Беседа: Поговорим о куклах |
| сентябрь | Замесина Г.Н. |
21. | Литературный час: русские народные загадки |
| октябрь | Замесина Г.Н. |
Ожидаемые результаты
- Пробуждение интереса к историческому прошлому и культуре своей Родины;
- Приобретение знаний о русских традициях, обычаях, праздниках и играх;
- Формирование чувств национального достоинства;
- Развитие творческих способностей;
- Сближение детей и родителей в процессе реализации проекта.