"Что хотят родители и дети от школы?"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
"Александроневская средняя общеобразовательная школа"
Убинского района Новосибирской области
Педагогический совет на тему:
«Что хотят родители и дети от школы?»
Швидкая И.А.
29 января 2014
Педагогический совет на тему:
«Что хотят родители и дети от школы?»
Цель: выявить проблемы обучения и воспитания в школе и определить
пути её развития.
Задачи:
1. Обсудить современные пути развития в учебно-воспитательной работе
школы.
2. Проанализировать результаты микроисследований, проведённых к
педагогическому совету среди учащихся и их родителей.
3. Разработать систему мер для качественного повышения уровня воспитания
и обучения в школе, устранения недостатков в работе.
Школа. Никто не избежал ее участия в своей судьбе. Приходя в первый класс, маленькие человечки и их родители с восторгом смотрят на открывающийся им новый мир, радуются, что вот теперь они уже совсем взрослые. Любящие родители планируют судьбу своих любимых деток лет на тридцать вперед и готовы совместно с потомками осваивать заново науки, с гордостью водить или возить их в школу. Уже ко второму классу родители, как правило, начинают испытывать немалое утомление от учебы. Замечают, что как-то и не очень их детки стремятся соответствовать планам на их будущее. С учебой по некоторым предметам возникают проблемы, отношения со школой перестают быть радужными и все чаще начинают возникать взаимонеприятные вопросы. Хотя насколько они приятны или нет для той или иной стороны больше зависит от отношения, чем от фактической стороны дела. К сожалению, в наш затянувшийся переходный период мы плохо умеем слушать и слышать друг друга, с трудом воспринимаем критику и не хотим не то, что меняться, а и верить сказанному. Это в равной мере относится и к родителям, и к школе.
После того, как были предоставлены возможности СМИ, появилась возможность составить между нами – родителями и учителями, детьми и воспитателями, директорами и бабушками с дедушками понятный и честный диалог о том, что есть сегодняшняя школа, какими выглядят дети вне семьи и без присмотра родителей, почему педагоги не всегда могут найти общий язык с учащимися, каковы роли семьи и школы в процессе воспитания и образования наших детей.
Работая в школе, слышишь множество вопросов от родителей, детей, представителей различных организаций. Откуда берутся программы, и кто их выбирает для той или иной школы, по каким принципам распределяется учебная нагрузка, как лучше подготовиться к ЕГЭ, зачем ходить на уроки физкультуры и так далее, далее и далее.
Давайте попробуем начать с самых азов и постепенно, формируя общее мнение и подходы, выработать не только общие взгляды, но и разобраться как семье и школе лучше понять друг друга, сблизиться не по обязанности, а в силу взаимного уважения и необходимости для наших детей.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Учебно-воспитательный процесс – это процесс формирования и постоянного развития личности, который осуществляется во взаимодействии внешней среды и личности, с учетом потребностей и возможностей личности. В процессе образования и воспитания человек овладевает и вырабатывает вновь значимый опыт путем получения знаний, умений и навыков.
Основной путь учебно-воспитательного процесса, конечно же, обучение, которое никак невозможно осуществить без должного воспитания. Современные дети, особенно из обеспеченных семей, уже и ходят то с трудом, все больше ездят. На фоне телевидения и Интернета значительно ослабевает интерес к занятиям спортом, занятиям в кружках. В итоге мы удивляемся, что мобильный телефон становится лучшим другом нашего ребенка, а внешний вид его стремится к современным, мягко сказать, чудаковатым стандартам.
Что мы ожидаем от школы? Такой вопрос задают себе родители и дети. Получения аттестата с достойными оценками, глубоких знаний, предпрофессиональной подготовки и помощи в выборе будущей профессии, общего развития ребенка? Сама школа на сегодня является крайне многообразной. Это не хорошо и не плохо, это требование времени и тех реалий, в которых мы живем. Практически все школы не похожи друг на друга, с одной стороны - это результаты непрекращающихся экспериментов в образовании, с другой - социального расслоения общества, с третьей - большей свободы выбора для педагогов и руководителей учебных учреждений. Мы много говорим об инновациях в образовании, но может быть, не все они, отражая экономические и политические сложности государства, идут однозначно на пользу.
Мы учителя считаем, что качественный урок – это «насыщенный урок», когда на уроке удаётся много сделать, использовать разнообразные формы работы. А какой урок, какое внеклассное мероприятие нравиться детям, что ученики и их родители хотят получить от школы?
Дмитрий Метелкин: «Родители пока не знают, чего хотят от школы»
Общее образование не может развиваться без опоры на родительское мнение и родительскую поддержку, считает заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин. В интервью порталу Сибкрай.ru он рассказал, как взаимодействуют современная школа и современные родители.
Как известно, живя в обществе, нельзя быть от него свободным. В применении к школе эту мысль можно уточнить: нельзя быть свободным от родительского сообщества. Поскольку все мы, бизнесмены и чиновники, врачи и журналисты, в целом составляющие социум, – чьи-то мамы и папы, бабушки и дедушки, и все мы очень озабочены ситуацией в образовании вообще и в том конкретном учреждении, куда ходит наш ребенок, в частности. Каждая школа существует в окружении этого озабоченного, заинтересованного и крайне критично настроенного сообщества.
И каждая школа вынуждена с этим сообществом не только считаться, но и выстраивать отношения. По возможности — дружеские и партнерские, но иногда бывает, что неприязненные и даже антагонистические. Почему сегодня образование не может развиваться без опоры на родительское мнение и родительскую поддержку и как сделать так, чтобы школа отвечала общественным ожиданиям и интересам? – на эти и другие вопросы ответил заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин.
В поисках отмычки
– Интересно наблюдать, как меняется позиция родителя по отношению к школе, как расширяются права, а вместе с ними и обязанности общественности в том, что касается сферы образования. Еще 15 лет назад не могло быть и речи, чтобы мамы с папами имели свое мнение и предъявляли свои требования по поводу методов и программ обучения. Сегодня это считается не просто возможным, но и необходимым.
– Ничего удивительного. В любом демократическом обществе, как правило, ключевые институты и социально значимые сферы действуют, развиваются и меняются под влиянием внешней, социальной среды. И система образования, как один из таких институтов, не может оставаться невосприимчивой к запросам и ожиданиям тех же родителей. Причем взаимное это влияние – социума на школу и школы на социум – можно оценивать по-разному, не всегда только позитивно.
Если мы попробуем сформулировать, чего же граждане России хотят сегодня от школы, нам придется столкнуться с определенными трудностями. То социально-культурное расслоение, которое сегодня наблюдается в российском обществе, находит отражение и в наших требованиях к образованию.
Начнем с того, есть ли у нас в обществе целостное представление, что такое вообще хорошая школа? Та, где обеспечивают высокий предметный результат, загружая ребенка по полной и требуя от него максимальной отдачи времени и сил? Да, для части родителей это будет хорошей школой. А может быть, та, где предоставляют детям психологически комфортные условия для гармонического развития личности, пусть даже в ущерб оценкам и баллам? Наверняка есть мамы, которые назовут хорошим именно такое учебное заведение.
И какую бы идеальную модель образовательного учреждения мы ни нарисовали, она не сможет удовлетворить всех. Разнообразие взглядов на то, как должен выглядеть искомый «идеал», слишком велико. Часть родителей всегда будет недовольна, чьи-то интересы останутся «за бортом». Поэтому, на мой взгляд, современная система образования должна быть гибкой, предлагая разным социальным группам разные варианты программ – разумеется, при сохранении общего стандарта. В одном случае это будет инклюзивное образование, в другом – здоровьесберегающие технологии и формирование физической культуры, в третьем – индивидуальные траектории обучения…
Расставив для себя эти акценты и выстроив систему приоритетов, школа сможет предъявить их родительскому сообществу, а родители, в свою очередь, будут решать, соответствует эта система их ожиданиям и требованиям или нет и какую модель из предложенных им лучше всего выбрать и предпочесть. При всем многообразии современных педагогических подходов нельзя найти тот универсальный ключ-отмычку, который бы подошел ко всем замкам и открыл бы все двери.
Процесс кристаллизации системы ценностей и приоритетов в педагогическом сообществе – дело долгое и очень непростое. Оно требует от учителей определенного уровня профессиональной рефлексии. Большинство школ находятся в самом начале этого пути. Очень немногие образовательные учреждения могут сегодня внятно сформулировать то, что на западном управленческом жаргоне называется «миссией организации». Но без этого невозможно построить взаимопонимание и наладить взаимодействие между школой и родителями — только четко выраженная позиция, осознание своего предназначения и готовность в честном, открытом диалоге заявить об этой позиции и этом предназначении обществу.
– У семьи должен быть выбор. Думаю, подавляющее большинство родителей с этим согласится. И до недавнего времени такой выбор, хотя и ограниченный географическими, финансовыми и прочими обстоятельствами, у нас был. Но вот уже второй год действует приказ Минобрнауки России, по которому первоклашек принимают в школы только по месту жительства и за каждым образовательным учреждением закреплен свой микроучасток. Если вам повезло иметь прописку рядом с 1-й гимназией или 9-м лицеем, вы можете рассчитывать, что ваш ребенок попадет в престижную школу, если нет – извините. Ни о каком выборе речь уже не идет.
– Давайте расставим точки над i. Во-первых, муниципалитет вправе своим решением придать той или иной школе экстерриториальный статус, и тогда любой ребенок из любого района, пройдя вступительные испытания, может стать ее учеником. В Новосибирске есть такие образовательные учреждения, которые работают по особым программам для одаренных детей. Подобная практика существует и в специализированных классах. Остальные школы обеспечивают базовый уровень общего образования, и к ним применимы федеральные нормы о микроучастках.
Во-вторых, давайте представим: а что будет, если завтра эти нормы вдруг отменят? Вообразите, какая начнется неразбериха, какие будут возникать конфликты, какие очереди выстроятся к кабинетам директоров. И что тогда станет основанием для зачисления ребенка в школу? Кто из родителей быстрее добежал и у кого крепче локти, тот и пробился?
Можем ли мы обеспечить равный доступ граждан к любому образовательному учреждению, просто сняв столь мешающие всем территориальные ограничения? Очевидно, нет. Что мы вместо этого получим? Ситуацию неопределенности, повышенной нервозности и отсутствие прозрачности при принятии решений в отношении детей. И разумеется, сразу резко вырастет коррупциогенный фактор, который и без того присутствует в образовательном пространстве.
На самом деле проблема заключается вовсе не в микроучастках. Сегодня в обывательском сознании существует всего два цвета, в которые люди готовы окрасить систему образования. Черный и белый. Есть школы «хорошие», и есть «плохие». Разумеется, каждый родитель мечтает для своих детей о «хорошей». Поэтому ежегодно вокруг лицеев и гимназий возникает ажиотаж и нормативные границы трещат под натиском желающих, во что бы то ни стало засунуть своего ребенка в элитное заведение.
Но действительность куда богаче и разнообразнее, и красок для раскрашивания многоцветной карты образования на самом деле гораздо больше. Школы не делятся на «хорошие» и «плохие», они разные. Это совсем другая система координат. И я вас уверяю, что подавляющее большинство родителей, которые стремятся пристроить свое чадо в 1-ю гимназию или 9-й лицей, понятия не имеют, чем отличаются учебные программы в этих учреждениях, и не видят разницы между гимназическим и лицейским образованием.
Что является для них основанием для выбора? Некое условное, умозрительное представление о «хорошей» школе, в которую их ребенку непременно надо попасть. И тогда эти родители объявляют «привязанность» образовательного учреждения к микроучастку социально значимой проблемой, и эта проблема муссируется в СМИ и вырастает до глобальных размеров…
На самом деле никакой проблемы нет, она существует только в головах у людей. Люди обычно находятся в плену стереотипов. И именно на них основываются при выборе школы. А когда эти стереотипы сталкиваются с действительностью, наступает разочарование. Школа, в которую так упорно стремились записать своих детей родители, далеко не всегда оправдывает их ожидания. Ни в одном учебном заведении – я за эти слова отвечаю – не может быть однородно высокопрофессионального коллектива. В каждой гимназии и в каждом лицее есть свои лидеры, свои середнячки и свои отстающие. И детям в процессе учебы предстоит сталкиваться с педагогами очень разного уровня.
– Как правило самые брендовые, самые раскрученные наши образовательные учреждения вызывают больше всего нареканий и нелицеприятных откликов. При том что об обычных школах пишут вполне благожелательно.
– И это тоже результат неоправданных родительских ожиданий и следствие бытующих в обществе стереотипов. Вместо того чтобы собрать информацию, провести анализ, сравнить разные образовательные программы и сделать осознанный выбор, родители руководствуются привычным черно-белым шаблоном – «школа хорошая» или «школа плохая». И приложив массу усилий, чтобы попасть в «хорошую», с удивлением и возмущением обнаруживают, что реальность оказывается далека от их представлений.
А в итоге каждое образовательное учреждение вырабатывает свою педагогическую программу, свою позицию, свое кредо. Причем вырабатывает с учетом особенностей того социального окружения, в котором существует конкретная школа, – особенностей экономических, культурных, национальных, любых. Чтобы в конечном итоге максимально отвечать требованиям и интересам своего микросоциума – своего, говоря казенным языком, микроучастка.
И тогда территориальные нормы, которые сегодня воспринимаются многими родителями как ограничение свободы, перестанут выступать в роли раздражителя общественного сознания.
Школа, опять же в идеале, должна располагаться недалеко от места жительства – в пешеходной доступности. Это, кстати, элемент нормальной социализации ребенка. Чтобы путь от дома и обратно он совершал самостоятельно, чтобы этот путь не был связан с транспортными маршрутами и не сильно «напрягал» родителей необходимостью обеспечить сопровождение.
И не сильно «напрягал» самого ребенка – потому что длинные переезды отнимают время, силы и здоровье, а они у нынешних школьников и так в дефиците.
Наша задача сегодня – не увеличивать дифференциацию образовательных учреждений, не идти на поводу у этих процессов, а по возможности их затормозить и нивелировать. Попробовать сделать так, чтобы развитие образования шло по пути выравнивания качества. И здесь помимо принятия чисто управленческих решений, связанных с ростом профессиональных компетенций педагогов и улучшением ресурсной обеспеченности школ, нам предстоит еще огромная работа с общественным мнением.
Мы должны привлечь на свою сторону родительскую общественность. Мало сделать хорошую школу, надо, чтобы люди узнали, поняли и поверили, что она действительно хорошая. Если этого не случится, все наши усилия, все наши старания, все наши действия, предпринятые для того, чтобы подтянуть и выровнять образовательные учреждения, пропадут впустую – привычная черно-белая картинка в головах у людей останется без изменений.
Читаешь информацию в Интернете и СМИ и удивляешься – сколько негатива собирает школа. Понятно, что граждане России много чем недовольны: и политикой, и здравоохранением, и пенсионной системой… Но почему-то именно сфера образования вызывает больше всего возмущенных откликов.
Ну, это как раз понятно. Если посчитать количество интеракций, как назвали бы это психологи, средней семьи со всеми социальными институтами, то первое место, безусловно, достанется сфере образования. Одни члены семейства сталкиваются с ней напрямую, например дети, которые проводят в школе чуть ли не половину жизни. По другим – родителям, дедушкам и бабушкам – эти столкновения бьют рикошетом. В общем, неудивительно, что погруженность большинства граждан России в проблемы отечественного образования очень велика.
Тревожит другое - характер высказываний в подавляющем большинстве негативный. Очень мало позитива и совсем нет конструктива. Если мы посмотрим интернет-источники, блогосферу, форумы, СМИ, то убедимся, что встретить там доброжелательный отзыв – это натолкнуться на редкого зверя.
Плохо не то, что такая реакция есть, плохо, что она не переходит в практическое русло. В моем понимании, после первого эмоционального критического отклика должно последовать рациональное действие. Мы недовольны тем-то и тем-то, а дальше что? Что в этой ситуации можно сделать?
А у нас пар, как всегда, уходит в свисток. Повозмущались в своем кругу, в магазине, в замкнутом пространстве интернета – и все, на этом общественная активность закончилась. Простите за биологическое сравнение, но это как загнивающая микрофлора в аквариуме, которая ни к чему не стремится, поскольку там сложился свой биоценоз, свои пищевые цепочки, каждый свою маленькую пользу из этого «диалога» извлекает. Никакого выхода на изменение реальности нет.
Но ведь тогда эти узкие места в системе общего образования, о которых с такой болью пишут участники форумов и которые, что греха таить, действительно существуют, так и не будут исправлены. Получается, что этот пласт мнений просто-напросто бесполезен с точки зрения развития системы. Он не обеспечивает обратной связи, не дает импульса к дальнейшему движению, не становится драйвером для изменений сферы образования к лучшему…
– Мы начали разговор с того, что позиция родителей по отношению к школе в последние годы заметно поменялась. Но верным будет и обратное утверждение: школа тоже иначе осознает свои отношения с семьей. Вспомнить хотя бы недавнюю ситуацию с бесплатными учебниками: чтобы решить проблему, директорам пришлось обратиться к родительскому сообществу за помощью – обратиться с просьбой, с надеждой на понимание, как к партнерам, как к союзникам.
– Мне кажется, в этом диалоге между педагогическим и родительским сообществами роль модератора, роль организатора общения, роль хедлайнера дискуссии должна принадлежать школе. Просто потому, что эта функция школой лучше осознается – профессионально и с пониманием всей сложности задачи.
Все-таки, что ни говори, но достаточно аморфный состав родительского сообщества сильно затрудняет агрегирование единого мнения. Школе проще мобилизовать свои силы, сформулировать свою позицию и предъявить ее родителям. И получить обратную связь — разделяют они эту позицию или не разделяют. И попытаться их убедить и доказать свою правоту, если согласия нет. И пойти на уступки, компромиссы и коррективы, если есть такая необходимость.
Но при любом сценарии, при любом алгоритме активной стороной диалога должна быть школа, ибо мяч – на ее стороне и она в этом гейме – подающий.
Юрченко Василий
На XIII Съезде работников образования региона, посвящённом приоритетным задачам развития до 2020 года, обсуждались такие вопросы, как повышение эффективности управления системой образования региона, проект федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, реализация регионального проекта «Школа — центр физической культуры и здорового образа жизни», развитие одарённых детей и многое другое. На пленарном заседании губернатор Новосибирской области Василий Юрченко отметил принципиальную важность этих проектов и программ: «Сегодня необходимо выстроить систему, которая пронизывала бы все ступени образования». Сегодня государство вкладывает беспрецедентные средства в систему среднего образования: ремонтируются здания, создаются новые учебные классы, улучшаются условия труда учителей. При этом тревога и беспокойство родителей за то, что происходит за школьными дверьми, не уменьшаются...
Татьяна Чепель (директор ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования») говорила на заседании о проблеме, которая, является самой важной — взаимодействие семьи и школы: «В последние годы в силу ряда объективных обстоятельств взаимодействие семьи и школы только ухудшается. Представим себе тысячи семей, дети которых через несколько дней войдут в школу, а мы, родители, бабушки и дедушки, останемся за дверьми. Спокойны ли мы за то, что происходит за ними? Скажу честно: нет. Родители волнуются за то, будет ли ребёнок чувствовать себя защищённым, даже в этих отремонтированных классах? Сможет ли он освоить школьную программу? Как будет протекать жизнь семьи на фоне школьных проблем ребёнка? Не станет ли каждый звонок классного руководителя предвестником семейного скандала? Это реальность, о которой мы должны знать.
Нужно обратить внимание и на то, что схожее волнение испытывают и педагоги, которые тоже задаются множеством вопросов: какие семьи приведут детей? Будут ли это родители, готовые оказывать поддержку и возглавлять управляющие советы, ходить на родительские собрания и работать в родительских комитетах? Или это будут равнодушные наблюдатели, сталкивающие на школу все проблемы воспитания? Общаясь с современными родителями, отмечают ещё одну любопытную особенность: «От родителей слышу многочисленные важные и серьёзные вопросы, которые почему-то не задаются на родительских собраниях, не обсуждаются с учителями. Например, почему не каждого ребёнка можно зачислить в специализированный класс? Почему мамы и папы первоклассников часами выполняют домашнее задание, хотя на собрании их уверили в том, что задания в первом классе на дом не задаются? Почему родители четвероклассников и пятиклассников проводят всё вечернее время за созданием электронных презентаций, которые потом называют школьными проектами? Таких вопросов масса. Почему-то эти вопросы возникают, но зачастую не находят ответов в диалогах родителей с учителями и руководителями школы. Для того есть объективные причины, над которыми пора задуматься. И сделать это надо педагогам».
Чего ждут родители от школы?
Отец поздравил сына с днём рождения:
«Тебе семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На прегрешенья взрослых:
На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино –
Уж года три, как бросил я всё это».
Это стихотворение вызывает улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой…Какой?
Отец ничего не знал о жизни сына, о его привычках, о его поступках.
А ведь такие семьи встречаются сплошь и рядом. Семьи, где дети и родители живут, не пытаясь, понять друг друга, не зная внутренний мир близких людей, не зная его проблем. В большинстве семей царит разобщённость, даже отчужденность. Отсюда и возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а не пилят и не придираются к ним постоянно. Большинство детей, совершающих правонарушение и преступление, вырастает именно в таких семьях, в неблагополучных семьях. Семья может быть полной и родители не пьяницы, но если в семье царит отчуждённость, неуважение друг к другу, отсутствует взаимопонимание, доверие – это неблагополучная семья.
Было проведено анкетирование среди детей и родителей (Результаты анкет - Яна Владимировна)
Что нужно детям от школы?
Школа – прежде всего, учит, но она должна ещё и развивать способности обучающихся, учить их применять полученные знания. Дарования ученика можно рассмотреть во внеклассной внеурочной деятельности. Низкая результативность в учебной деятельности приводит к тому, что ученик теряет потребность в прекрасном. Если ученик не уважает свой труд, он не имеет желания и сам трудиться. Ребёнок в школе должен получить удовольствие от того, что сделал. Этим должны любоваться и окружающие. Только в этом случае у ребёнка появляется желание в творчестве.
Будущее детей….Каким мы хотим его видеть? Безоблачным или полным тревог и огорчений, стабильным или неопределенным, светлым или мрачным?
Русский философ, педагог-новатор Николай Федоров напоминает нам из XIX века: «Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать». И он прав, будущее, как известно, закладывается в настоящем. Заботливые дети – это достойная старость родителей, грамотные специалисты – это процветающее общество, настоящие граждане страны – это стабильность и безопасность государства и мира в целом.
Что нужно детям от школы?
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут всё без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из Школ.
И если всё мне показать,
Я выучу урок.
Школа – прежде всего, учит, но она должна ещё и развивать способности обучающихся, учить их применять полученные знания.
На сегодняшний день мы не перестаём считать, что воспитание – это «наставление на путь истинный». Это же есть не что иное, как авторитарный метод взаимодействия со своими учениками. Авторитарный метод помогает раскрывать индивидуальность обучающихся. Дарования ученика можно рассмотреть во внеклассной внеурочной деятельности. Низкая результативность в учебной деятельности приводит к тому, что ученик теряет потребность в прекрасном. Если ученик не уважает свой труд, он не имеет желания и сам трудиться. Ребёнок в школе должен получить удовольствие от того, что сделал. Этим должны любоваться и окружающие. Только в этом случае у ребёнка появляется желание в творчестве.
Что же в первую очередь нужно детям от школы?
Учащимся нашей школы была дана анкета с целью определения степени удовлетворённости школьной жизнью. (С результатами анкетирования познакомит Артемьева Яна Владимировна)
Анкетирование показывает, что за время обучения в школе одни обучающиеся получают в школе навыки общения, другим не хватает умения работать в коллективе. А в целом многое зависит от деятельности классного руководителя. Именно он учит самостоятельности, умению взаимодействовать с окружающими, но положительный результат будет в том случае, если определённые навыки заложены с детства и родители не безучастны в воспитательном процессе.
Чтобы всё это было, мы должны знать, чего хотят для себя ученики, чего они ждут, чтобы потом предложить им это. И иметь мужество исправить то, что не идёт на пользу развития нашего подрастающего поколения. И может быть тогда, все наши выпускники захотят именно к нам привести своих детей.
Родители и их мечты.
Что же родители хотят получить от школы?
Характер ребенка закладывается очень рано, и важное значение имеют наследственность и индивидуальные особенности личности. Но и роль родителей в этом процессе огромна.
Родители хотят, чтобы школа была чутка к своим воспитанникам и могла раскрывать их таланты, но слишком много правил школе диктуется извне.
Большинство родителей в своих мечтах и чаяниях совершенно не похожи друг на друга. Многие из них думают, что главное - это бумажка, в которой стоит, что их ребенок успевает по всем предметам и может учиться в высшем учебном заведении. При этом не учитываются ни способности ребенка, ни его желания, ни голос разума. Другие, вообще, полагают, что как только ребенок пошел в первый класс, все обязанности по его образованию и воспитанию, автоматически, перекладываются на школу. А значит, если ребенок плохо учиться, то виновата только школа. Еще одна разновидность родителей -экстремалов - это те, кто находится в вечном поиске, переводя ребенка из одной школы в другую, после первой же жалобы чада на трудности с учением или одноклассниками. Но основная масса родителей, все же, предпочитает пассивно жаловаться на недостатки школьного образования, и пытается восполнить пробелы с помощью альтернативного обучения. При этом все же забывается, что среднее общеобразовательное учебное заведение - это важная, но не последняя школа для детей. Решающими в их дальнейшей жизни станут не оценки в табеле, а приобретенные человеческие качества. Человек, «отсидевший» 12-13 лет в школе, которая научила его только зубрежке, вряд ли сможет выдержать обучение в ВУЗе, но даже если: неужели вы пожелаете обратиться к врачу, который вызубрил справочник о болезнях, но не способен понять смысл производимых им действий? Или главное, чтобы зарабатывал большие деньги, а каким способом - не важно? А может быть, вы желаете жить в доме, который спланировал бездарный, но очень усидчивый архитектор, вызубривший все, что нужно было для диплома, но так и не понявший в чем суть профессии зодчего?
В связи с этим предлагаем рассмотреть «типы родителей».
«Требовательный родитель».
«Требовательные родители« ведут себя как диктаторы, главный мотив их поведения: «Я твой начальник, а ты мой подчиненный». В доме постоянно звучит как заклинание: «Слушайся, слушайся, слушайся».
«Требовательные родители» любят своих детей, но выражают любовь неадекватно. Они действительно хотят добра своему чаду, но плоды их воспитания прямо противоположны ожиданиям.
Они лишают ребенка права выбора, сами принимая за него решения. Поэтому дети не имеют возможности делать ошибки и извлекать из них уроки. Знания можно почерпнуть из книг, а мудрость — только из собственного опыта, а ошибки, как известно, и есть важнейший жизненный опыт.
Жить с «требовательными родителями» почти то же самое, что находиться в тюрьме. За ними, как и за надзирателями, остается последнее слово. Детей трудно убедить, что надзиратели их любят. В свою очередь ребенку тоже трудно любить таких папу и маму.
«Требовательные родители» часто толкают детей на достижение целей, иногда недостижимых вообще, требуя для этого от ребенка неоправданных затрат времени и сил. Они хотят видеть в нем героя семьи, не считаясь с тем, есть ли у ребенка для этого силы и возможности.
В результате такие дети вырастают слабыми, безвольными людьми, живущими с постоянным чувством вины, ложной маской зрелости, их поведение часто инфантильно.
Иными словами, вне родительского дома ребенок «требовательных родителей» не способен защищать свои интересы. Уже став взрослым, он неосознанно даже тянется к тем, кто его обижает. Дети «требовательных родителей» вынуждены лгать так часто, что привыкают ко лжи и постепенно теряют связь с реальностью.
«Требовательные родители часто вы повторяете своему ребенку слова «сделай это сейчас же», «убери свою комнату немедленно», «потому что я так сказала», «прекрати сейчас же!»
«Критикующие родители».
В поведении своих детей «критикующие родители» всегда находят недостатки, за которые можно поругать.
Критика может быть как явной: «Ты хоть что-нибудь можешь сделать толково или у тебя руки не оттуда растут?», так и скрытой: «Ты такая замечательная девочка, и умница, и красавица, но характер у тебя... Не завидую тому, кто будет иметь несчастье на тебе жениться».
Критика может выглядеть и так: девочка приносит из детского сада рисунок, расхваленный воспитательницей перед группой, а отец берет его, долго вертит в руках, а затем говорит: «Нет, не может быть, чтобы это нарисовала ты».
За внешне уверенными в себе, твердо знающими, как и что нужно делать, родителями обычно скрываются недовольные собой люди, которые в детстве безуспешно пытались добиться похвалы и любви родителей. «Критикующий родитель» подвергался критике со стороны своих родителей, поверив во все то, в чем его упрекали. Всю жизнь такие родители стремятся к совершенству любой ценой, даже за счет благополучия своих детей.
Ощущающие себя неудачниками, в жизни эти родители — перфекционисты (от англ. perfect — совершенный, безупречный). Они постоянно стремятся быть лучше всех и нацеливают своих детей только на успех. Перфекционизм — постоянное стремление к совершенству — к тому, чего в принципе нельзя достигнуть, так как нет в мире совершенства. Поэтому нацеленность на успех оружие обоюдоострое: стремясь к призрачным целям, родители и себя, и детей ставят в ситуацию провала, неудачи, поражения.
В то же время, подчеркивая недостатки ребенка, «критикующие родители» возвышаются в собственных глазах. Им нравится доказывать, что они правы, а другие ошибаются. Они словно остерегаются быть разоблаченными. Ведь на самом деле они не так уж совершенны, как им бы хотелось. Поэтому и боятся, что дочь может оказаться привлекательнее матери, а сын — умнее отца.
Почему «критикующие родители» так себя не любят? Возможно, потому, что они сами выросли под негативной «бомбардировкой» своих родителей. Всю жизнь такие люди испытывают трудности, потому что мучительно жить на уровне высочайших, запредельных требований, не дающих права на ошибку. Теперь это ощущение жизни они передают своим детям.
Ребенок «критикующих родителей» вырастает злобным, в свою очередь критикует всех вокруг себя и не рискует, чтобы не наделать ошибок. Каких бы успехов ни достиг такой ребенок в жизни, голос критикующих родителей будет его преследовать всегда: «О чем ты думала, когда это делала?», «Ах ты, тупица!», «Я не могу поверить, что это сделала ты», «Ты никогда ничего не можешь сделать как следует!», «Сколько раз я говорила тебе, что этого нельзя делать», «Ну и что ты думаешь о своем поведении?», «Ты — папуля номер два. Такая же неряха», «Сядь прямо, перестань грызть ногти» и т. д.
Вряд ли надо говорить, что подобными словами можно только разрушить чувство собственного достоинства ребенка. «Критикующие родители» мало проявляют положительных эмоций, словно боясь, что часто проявляемая любовь слишком сблизит их с детьми и они распознают внутреннюю слабость взрослых.
«Сверхопекающие родители».
Не только лишения в детстве толкают таких родителей на сверхопеку, некоторые из них сами были окружены со стороны своих родителей сверхвниманием и заботой и ни в чем не нуждались. Им было необходимо научиться принимать самостоятельные решения и развивать в себе навыки преодоления трудностей, а за них это обычно делали взрослые.
«Сверхопекающие родители» всем своим поведением внушают детям: «Ты не можешь сделать этого, во всяком случае без моей помощи».
Подобными внушениями «сверхопекающие родители» убеждают своих детей, что они не знают, как о себе позаботиться, они их буквально выталкивают из процесса принятия решения. И ребенок постепенно привыкает к мысли о своей некомпетентности в любых жизненных делах, не верит в себя, боится рисковать, бросить вызов чему бы то ни было. Еще не приступив к делу, такие дети уже скулят: «Я не могу», «Я не знаю как...»
Если этот механизм у ребенка простаивает, то он не развивается, а разрушается. В результате душевная дистанция между детьми и «сверхопекающими родителями» все увеличивается, поддерживаемая чувством вины и страха. Родители боятся выпустить ребенка из-под контроля, а он боится самой жизни.
Возможна и противоположная крайность: когда дети чрезмерно заботливых родителей безоглядно рискуют, ведут безответственную жизнь.
«Сверхопекающие родители» лишают своих детей шанса стать зрелыми, ответственными взрослыми, подобно тому как это делают «требовательные». Различие состоит лишь в том, что «сверхопекающий родитель» достигает своей цели, манипулируя чувством вины в ребенке: «Мы тебе дали все, а ты неблагодарный...» — а «требовательный родитель» использует силу и давление. Однако и в том, и в другом случае дети вынуждены соглашаться с родителями и подчиняться им.
«Отстраненные родители».
«Отстраненные родители» недоступны для своих детей. Они или слишком заняты, или очень устали, или постоянно больны, чтобы заниматься ребенком, — это делают бабушки, воспитатели, репетиторы, вообще другие люди. Многие «отстраненные родители» как будто боятся эмоциональной привязанности к детям и тех взаимоотношений, где требуется реальная забота о других. Впрочем, о себе они тоже не умеют заботиться. Для них любовь — трудное дело, поскольку они сами воспитывались в атмосфере нелюбви или недостаточной любви. Возможно, родители их и любили, но не сумели выразить свою любовь так, чтобы дети в ней не сомневались. Неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка чревато серьезными последствиями для его личности и судьбы. Если ребенок бежит к отцу показать рисунок, а мама говорит ему: «Разве ты не видишь, что папа устал, не приставай», — то ребенок переживает: его отвергли!
Дети «отстраненных родителей» начинают и сами к себе относиться как к малозначимым, ничего не стоящим людям: «Если у родителей нет для меня того ценного, что они называют временем, значит, и я для них не ценный, а то, что я думаю, не так уж и важно». Фактически дети таких родителей не любят себя. Следовательно, они легко могут стать и на путь саморазрушения — алкоголизма, наркомании и т. п.
В глубине души дети «отстраненных родителей», чувствуя свою отверженность, даже себе в этом не признаются. Душевная боль у них скорее может трансформироваться в гнев либо в чувство вины. Ребенок может испытывать смятение, замешательство и не знать, что же он должен чувствовать. Если работа родителей приносит в дом достаток, то думать об отверженности вроде бы и неверно — в конце концов, разве ребенок не выигрывает от успешной карьеры родителя? И гнев, недовольство взаимоотношениями с родителями легко превращаются в чувство вины. Иногда — это смешанное чувство гордости и стыда за взрослых. Прямо дети гнев не выражают, они просто не смеют восставать против родителей. Зато могут дать волю чувствам в детском саду.
Иногда «отстраненные родители» проявляют интерес к жизни ребенка, но потом все откладывают и откладывают удовлетворение его душевных потребностей. Многие из них полны гнева точно так же, как их дети, потому что тоже несчастливы и обделены любовью, склонны подавлять, вытеснять свои чувства или отрицать их.
«Ответственные родители».
Вместо постоянного контроля над жизнью детей надо доверять им, давать право выбора. Это залог того, что они вырастут уверенными в себе, с большими личностными ресурсами и умением принимать ответственные решения.
Если родители научились быть ответственными, они не станут демонстрировать свое превосходство над детьми, а всячески будут внушать им, что надо полагаться на самого себя. «Ответственные родители» убеждены, что они нисколько не лучше, но и не хуже своего ребенка. Тогда дети вырастают уверенными в своем равенстве с другими детьми, что помогает им прочно стать на ноги.
Взаимное уважение — вот главный принцип «ответственных родителей». Они избегают ситуаций, в которых дети чувствуют себя виноватыми. Без чувства вины ребенку легче уважать своих родителей и себя, проще налаживать контакт со сверстниками.
«Ответственные родители» не боятся обнаружить перед детьми свое несовершенство, но не забывают и о сильных сторонах, реальных достоинствах — как своих, так и детей.
Ребенок, воспитанный в такой семье, фокусирует свое внимание на решении конкретных жизненных задач, не думая о возможном провале, не испытывая страха по поводу того, что не справится или как на это посмотрят другие люди.
Дети склонны рассматривать свои ошибки как брошенный им вызов и пытаются сделать то же самое снова и снова, пока, наконец, не добьются успеха. Дети «ответственных родителей» гораздо терпимее к другим.
Такие родители учат детей собственным примером. Они не боятся сказать, когда нужно, «нет» ребенку, но в основном они говорят: «Мне действительно очень нравится, как ты это сделал», «Это свидетельствует, как много труда ты вложила», «Я понимаю твое огорчение, потому что знаю, как ты старался», «Я так горжусь тобой!», «Ты и вправду оказываешь мне огромную помощь», «Я действительно уважаю твое мнение» и т. д.
Что же родители хотели получить от школы?
Нами было предложено родителям учащихся нашей школы ответить на
2 вопроса: «В нашей школе: хорошо… плохо…».
По результатам анкетирования можно выделить основное.
Хорошо | Плохо |
В школе есть фельдшер и столовая в одном здании | Отношение учителей к родителям |
Бесплатные учебники | Дети редко бывают на экскурсиях, в музеях, бассейне |
Бесплатное питание | Отсутствует видеонаблюдение |
В школе тепло | В спортзале холодно |
Туалеты |
|
Мало учеников в классе | Нет продлёнки и интерната |
На уроках используются современные средства обучения, свет над доской | Мало спортивных секций и кружков по интересам |
| |
Выводы.
Решение педагогического совета.
Обсуждение основного доклада продолжилось в группах. Коллектив педагогов и сотрудников школы был разделен на три группы:
1.Учебная группа рассматривала вопросы повышения качества знаний.
2.Воспитательноя группа рассматривала вопросы воспитания и внеклассной работы.
3.Хозяйственная группа рассматривала вопросы улучшений условий труда учителей и учебы школьников.
Каждая группа должна была представить модель будущей школы.
Первая группа пришла к следующим выводам: необходимо создавать благоприятный микроклимат в трудовом коллективе, что будет способствовать профессиональному росту учителей; внедрять инновационные технологии в учебный процесс и изучать новые методики развивающего обучения; оптимально организовывать учебный день и учебную неделю учителя и ученика с учетом санитарно – гигиенических норм; развивать творческие способности учащихся; повышать статус учителя(презентация).
Вторая группа предложила привлекать родителей к организации кружковой работы, если возможно, то провести ремонт в помещении тира и бывшего магазина для организации в них кружков. Активнее привлекать специалистов дополнительного образования для ведения кружков (музыка, танцы, и др.) Организовать лекторий для родителей с привлечением специалистов. Провести школьный референдум для родителей по введению школьной формы. Привлекать родителей к участию в рейдах полицейского патруля(презентация).
Третья группа отметила, что улучшение материально – технической базы зависит от денежных средств и предложила заложить в план ремонтных работ установку вытяжки в столовой, замену окон на 1,3этажах, в столовой. Для уборки пришкольной территории ввести ставку дворника (после установки заграждения). Активнее привлекать родителей к выращиванию посадочного материала для озеленения школьного участка. Упорядочить вход родителей в здание школы в целях безопасности и комфортности учащихся.
Решение педсовета:
1.Объединить усилия коллектива педагогов и родителей для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса путем создания благоприятного микроклимата в школе, привлечения современных методик развития творческих способностей учащихся, повышения статуса учителя, проведения совместных круглых столов, внеклассных мероприятий, родительских конференций и др. форм работы.
2.Чаще проводить открытые уроки и внеклассные мероприятия, лектории для родителей с их персональным приглашением.
3. Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству.
4.Осуществлять индивидуальную работу с родителями, исходя из особенностей ребенка, привлекая специалистов со стороны: психолога, логопеда.
Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители — один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.
Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля».
Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей.
Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Анализ социальных паспортов с 1-11 класс за 2013-2014 учебный год показал
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
муниципального образовательного учреждения
на 2013 -2014 учебный год
1. Сведения об учащихся
1.1. Общее количество учащихся 60
Из них: мальчиков –____28______, девочек – ____32________
Число классов-комплектов _______10 + 2_________________
Число детей, обучающихся на дому_______________________________
1.2. По возрастному составу:
Количество учащихся в 1 ступени обучения: __________22_____________
Количество учащихся в 2 ступени обучения: __________34____________
Количество учащихся в 3 ступени обучения: __________4___________
Детей с 7-13 лет-_____________________47__________________________
Подростков с 14-18 лет- ______________13_________________________
1.3. Занятость учащихся во внеурочное время:
В школе (чел) – _____56
Вне школы – _______22
1.4. Посещают учреждения дополнительного образования:
Детскую музыкальную школу – ___1
ДЮСШ (секции)– школа олимпийского резерва г. Новосибирск - 22
1.5. Количество учащихся состоящих на внутришкольном учёте (ВШУ):_12
1.6. Количество учащихся состоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних (ИПДН) ____2
1.7. Количество учащихся «группы риска»____10
2. Социальный статус учащихся и их семей
2.1. Количество полных семей - ___30______ в них учащихся - _____46
2.2. Количество неполных семей - _5____ в них учащихся- ______6___
2.3. Количество малообеспеченных семей- ___19____ в них учащихся- _25____
2.4. Количество многодетных семей - _11___ в них учащихся- ___24______
2.5. Количество многодетных малообеспеченных семей - 11, в них уча-ся - 25
2.6. Количество детей находящихся под опекой- _________3
2.7. Количество детей находящихся в приемной семье- ___4
2.8. Число детей-инвалидов - __ 1
2.9. Образование родителей:
Высшее - _____3_______
Среднее специальное (профессиональное) – ____17______
Среднее – _____15_______
Без образования – без образования (9 кл.) - 24, спец.школа - 2
2.10. Количество семей, воспитывающих:
1 ребенка - ______13_________ 2 детей - ______11___________
3 детей - ________8_________ 4 детей - ________2_________
5 детей и более -
Анализ посещения семей на дому за 2012-2013, 2013-2014 учебный год показал:
2012-2013 | 2013-2014 семья/ семей | ||
Абдулина Р.М. |
| Абдулина Р.М. |
|
Гунбатова Н.А. | Гунбатова Н.А. | 1 | |
Грушева А.А. | Грушева А.А. | ||
Артемьева Я. В. | Артемьева Я. В. | ||
Ким О.В. | Ким О.В. | ||
Петрушкова О.П. | Петрушкова О.П. | 2 | |
Родько О.А. | Родько О.А. | ||
Миронченко А.В. | Миронченко А.В. | ||
Терентьева А.С. | Терентьева А.С. | 2 | |
Всего | семей | Всего | 5 семей |
Из таблицы видно, что многие классные руководители ни разу не посетили семьи. Поэтому мы не можем говорить, что данные социального паспорта школы отражают полную социальную картину.
Учителя, планируя посещение той или иной семьи, ставят себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учебе. При посещении семей, обследовании жилищно-бытовых условий можно лучше узнать и увидеть в каких условиях проживают наши дети, не нарушаются ли их права при возможности оказать педагогическую помощь, а при необходимости и социальную.
Если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на учебно -воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение учебно-воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Классный руководитель привлекает родителей к организационной деятельности класса:
а) обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы, класса
б) участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театры, музеи; помощь в оформлении кабинета;
в) создание органов самоуправления, организация их деятельности в школе и классах (родительские собрания, родительский комитет и т.д.)
Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью классные руководители проводят в классах мероприятия с участием мам, пап, бабушек и дедушек. Организовывают выставки семейных творческих работ, работают совместно над проектами. В классах проводятся совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, рассказывают о родословной семьи, своих семейных традициях. Родители видят заинтересованность классного руководителя, доброжелательное отношение к ребенку и к себе, поэтому в начальных классах нет проблем с родительскими собраниями, родительскими всеобучами и т.д.
При переходе ребенка в среднее звено у классного руководителя начинаются проблемы с посещением родителями родительских собраний, всеобучей. Почему? Ответ у каждого классного руководителя найдется свой и конечно аргументированный.
По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей работы. Одни не хотят слушать постоянные упреки учителей и классных руководителей, краснеть перед другими родителями, другие, вероятно, потеряли веру в возможность перевоспитать своих детей, третьи не видят в собраниях никакой пользы.
Чтоб родители посещали родительские собрания, внеклассные мероприятия, интересовались жизнью класса, и принимали участие в воспитательном процессе класса, классный руководитель должен:
- Установить доброжелательные отношения с родителями
- Помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире
- Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
- Определить совместные требованиях к ребенку, не ущемляя его права
- Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
- Выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению.
- Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремясь к повышению их педагогической культуры.
- Организовывать, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
- Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности
Необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка.
Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям:
- Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. Это направление деятельности классного руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинения о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и другие формы.
- Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении кабинета;
- Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса отражается в следующих пунктах плана воспитательной работы: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями, установления связей с шефами, окружающим социумом, общественностью.
- Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большого взаимодействия в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому классный руководитель включает в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учащихся, направление родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.
Работа с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются
на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Классные родительские собрания — это действенная форма работы классного руководителя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях школы и семьи.
Анализ планов воспитательной работы классных руководителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей. Темы собраний разнообразны, о чем свидетельствует справка по итогам внутришкольного контроля, по проверке протоколов родительских собраний в 2010-2011 учебном году,
с которой классные руководители были ознакомлены на МО
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и педагога и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания школьника.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, охране его психики, здоровьесбережению, обучению различным предметам, составления режима дня, организации занятости несовершеннолетнего в свободное от учебы время. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в школе они могут получить поддержку и совет.
Педагоги начальных классов, классные руководители 5-6 классов используют в своей работе нетрадиционные формы общения с родителямм (в 90 годы эта форма работы использовалась и классными руководителями старшего звена, но постепенно стала маловостребована.)
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает профессор Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, запросов, потребностей, уровня педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой школы, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров уроков, внеклассных мероприятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет |
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях школы, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами обучения и воспитания детей, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность учителя, классного руководителя.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя и всего педагогического коллектива.
Таким образом, формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на учебно-воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Давайте помнить слова В.А.Сухомлинского, который был убежден в том, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.
Обозначив проблему, с которой согласились участники дискуссии, Татьяна Леонидовна предложила и пути её решения.
— В будущем взаимоотношения с родителями должны строиться с учётом нескольких основополагающих идей. Первое, родители должны отчётливо понимать, что и как меняется в школе. Информировать их об этом нужно доступно, профессионально и убедительно, веря в то, что те изменения, которые мы производим в школе, важны. А не перекладывать на них наши сомнения: нужны или нет нововведения, хороший закон или плохой и т.д. Второе, родители должны иметь полное право разговаривать с учителем и директором школы не только по инициативе школы. Это должно быть установленное время, так как это часть его труда. Третье, убеждена, что родители имеют право на то, чтобы школа поддерживала их родительский авторитет, семейные ценности, несмотря на то, что их взгляды могут отличаться от государственных, официальных и педагогических подходов. Сегодня же зачастую учитель невольно роняет авторитет семьи и родителей своими замечаниями. Наконец, последнее. Родители должны иметь возможность участвовать в управлении школы. Не в плане её материального обеспечения, постановки задач и содержания школьного образования. Но они могут и должны заботиться о благоприятной психологической атмосфере, о хорошем психологическом состоянии учителя и учеников. Так будет меньше конфликтов и непонимания в стенах школы. А, профессионалам, надо оставить право определять программы развития, цели, задачи, содержание и методы образования. Наступила пора школе от авторитарных отношений с родителями и семьёй перейти к сотрудничеству. Педагогические коллективы должны к этому подойти, осознать и выстроить такую работу.
Родители хотят, чтобы школа была чутка к своим воспитанникам и могла раскрывать их таланты, но слишком много правил школе диктуется извне. Это не даёт возможность по - настоящему осуществлять индивидуальный подход к детям.
В последнее время от школы ожидают то, что она станет институтом, позволяющим не только обучать, но и адаптировать подрастающее поколение к условиям современной жизни. Эту функцию школа всегда выполняла и старалась, как-то выровнять те изгибы характера, которые приобрёл ребёнок в семье, часто неблагополучной.
Решение:
- Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями. (Отв. Зам. директора по ВР, психолог, Кл. руководители.)
- Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству. (Отв. классные руководители.)
При подготовки доклада использованы следующие Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/413799/pril.ppt
http://shkola-1.ucoz.net/doc/sborka.doc
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/1/pedagogicheskiy_sovet_na_temu.docx
http://otvet.mail.ru/question/31886023
http://news.mail.ru/inregions/siberian/54/society/14573616/
http://sibkray.ru/news/6/456914/
http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=42442
http://sibkray.ru/news/6/456914/?SECTION_ID=6&ELEMENT_ID=456914&print=Y
Новосибирские родители стали придирчивее выбирать школы для своих детей
Накануне нового учебного года Новосибирский «Институт мониторинга и развития образования» провел опрос родителей, отправляющих своих детей в первый класс. Специалистов Института интересовало: Как выбирают родители школу для своего ребенка? От чего зависит успешная адаптация к школе? Как готовят родители к школе будущих первоклассников и как субъективно оценивают их готовность? И наконец, какие они, наши первоклассники 2012 года? В анкетном опросе приняли участие более тысячи родителей.
Оказалось, что большинство родителей – традиционалисты, которые выбирают для своего ребенка ту школу, которая находится рядом с домом. Главный критерий выбора школы родителями – близость к дому. Около 68% респондентов выбирают школу по месту прописки и (или) фактического проживания. Большинство первоклассников смогут ходить в школу самостоятельно, без сопровождения взрослых. И только 31% родителей специально ищут учебное заведения для своего ребенка и готовы его туда возить.
Согласно опросу, сейчас родители более ответственно относятся к выбору школы, чем раньше. При выборе школы они руководствуются в основном факторами, обеспечивающими высокое качество образования: достойные знания, хорошая репутация школы, сильный педагогический коллектив. Репутация школы, например, важна для 38% родителей, наличие «сильного педагогического коллектива» - для 24%.
Около 22% родителей хотят отдать своего ребенка в школу к конкретному учителю. Мотивов у родителей несколько. Первый из них – родители основательно готовятся к новому и важному событию в жизни ребенка, второй – предполагают возможность после четвертого класса перевести ребенка в другую школу.
Часть родителей специально выбирают школу для своего ребенка. Интересен тот факт, что именно они высоко оценивают уровень готовности своего ребенка к школе и меньше других тревожатся по поводу того, справится ли ребенок с учебой. Кроме того, специально выбирают школу для своего ребенка в основном родители в возрасте от 35 лет, в то время как остальные предпочитают отдавать его в школу рядом с домом.
Более половины будущих первоклассников Новосибирской области пойдут в школу в возрасте 7-8 лет (51%). Этот возраст считается психологами оптимальным для обучения. Около 42% первоклассников пойдут в школу в возрасте 6-7 лет, 7% - в возрасте младше 6 лет, что в будущем может быть связано со сложностями в адаптации ребенка.
Успешная адаптация будущих первоклассников зависит от многих обстоятельств. Например, от желания ребенка пойти в школу. По словам родителей, практически все дети идут в первый класс с интересом и большим желанием (93%). Тех, кто хотел бы еще побыть дома или в садике – мало (7%). Не менее важна психофизиологическая готовность к новому виду деятельности, отношение семьи к началу нового этапа в жизни ребенка.
Большинство опрошенных родителей серьезно относятся к началу обучения ребенка в школе, считают важным событием, к которому готовятся заранее (66%).
Примерно половина родителей испытывает те или иные переживания в отношении начала школьной жизни. Большинство из них связаны с будущими учебными результатами (30%), остальные – с возможными психологическими проблемами (отношениями с одноклассниками и поведением ребенка в классе).
Уровень тревожности родителей зависит от многих факторов, прежде всего от состава семьи, возраста ребенка и родителей. Больше других тревожатся родители дошколят в возрасте до 6 с половиной лет. Их основные опасения связаны с тем, справится ли ребенок с учебой (44%). Родители восьмилеток, наоборот, не испытывают никаких страхов по поводу предстоящей учебы.
Анализ результатов опроса выявил интересную зависимость: родители детей, которые не хотят идти в школу, не испытывают никаких страхов и переживаний, не придают большого значения новому этапу в жизни ребенка.
По мнению психологов, адаптация к школе у детей, посещавших детский сад, проходит более мягко. Большинство будущих первоклассников Новосибирской области ходили в детские сады (87%), причем 90% из них посещали детский сад более 2 лет.
Успешность адаптации ребенка в школе во многом зависит от правильной стратегии поведения родителей в этот сложный период. В первую очередь, они должны следить за здоровьем первоклассника и режимом его дня.
Интересно было узнать, как готовят современные родители своих детей к школе: занимаются сами, надеются на детский сад, пользуются услугами развивающих центров?
Самыми востребованными в Новосибирской области стали подготовительные занятия в школе (59%). Чаще всего будущие первоклассники посещают подготовительные курсы в школе, в которой они в будущем хотят учиться. Пятая часть респондентов отметили, что их дети не проходили дополнительную подготовку к школе. Около 20% родителей готовят к школе самостоятельно, 13% водят детей на занятия с логопедом. Репетиторы у дошкольников менее популярны, их услугами пользуются только 5% респондентов.
Более интенсивно готовят ребенка к школе родители, у которых он единственный.
Пока ещё ребенок не пошёл в школу, уровень его готовности могут оценить родители. Понятно, что их оценка будет субъективной и слегка завышенной. Около 25% опрошенных родителей будущих первоклассников оценили уровень готовности ребенка к школе как высокий, 71% - как средний и только 4% как низкий.
Полагаясь на мнение психологов, выделяем один из главных показателей готовности ребенка к школе – умение общаться и осваиваться в новой обстановке. У дошкольников Новосибирской области это получается. Так считают 93% родителей. Высоко оценивают родители умение общаться со сверстниками (93%), учителями (94%), несколько ниже – умение адаптироваться и самостоятельность дошколят (около 83%).
Родителям предложили оценить и навыки, которые пригодятся ребенку для начала обучения в школе: чтение, письмо, счет.
Большинство респондентов отметили, что их дети обладают отдельными навыками чтения: узнавание букв (93%), чтение слов (78%) и предложений (60%). Достаточно высоко оценили родители и навыки устного счета: счет от 1 до 10 и обратно (93%), сложение и вычитание в пределах 10 (76%). Несколько ниже оценили навыки письма: написание отдельных букв и слов (66%).
Большинство родителей стараются научить своих детей читать и считать (78%) ещё в дошкольном возрасте, а вот обучение письму, как правило, происходит в первом классе.
Занимаются будущие первоклассники даже английским языком: 19% узнают буквы и 9% читают отдельные слова.
По мнению родителей, выше навыки чтения, письма и устного счета у дошкольников, которые ходили в детский сад и (или) проходили специальную подготовку к школе.
Анкета для родителей
- Удовлетворяет ли Вас качество преподавания учебных предметов в школе?
- Чувствуете ли Вы, что Ваш ребенок любит школу?
- Удовлетворяют ли Вас учителя, работающие с вашим ребенком?
- Чувствуете ли Вы себя желанным гостем в школе?
- Удовлетворены ли Вы качеством информирования Вас об учебных
успехах и поведении Вашего ребенка?
- Устраивает ли Вас то, как в школе следят за посещаемостью?
Что в школе хорошо | Что в школе плохо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий....
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.
Методический бюллетень...
Cоветы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.
Не все родители могут помочь своим детям выполнять домашние задания. Эта статья может им помочь....
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашнего задания
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданийРодители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких об...
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий
Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса ...
консультация для родителей "Почему дети не хотят учиться?"
консультация...
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий....