классный час: "Из Ленинграда - потомкам"
классный час (6 класс) на тему
Вводная часть.
Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о прошедшей войне. Этому есть масса причин:
- мало часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны;
- параграфы перегружены событиями, фактами, цифрами, которые не затрагивают эмоциональную сферу;
- почти не осталось в живых очевидцев событий,
- родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по ТВ, учащиеся не смотрят.
Поэтому только школа в состоянии ликвидировать этот пробел в воспитании подрастающего поколения.
Данный классный час предназначен для учащихся 5 класса.
Основные цели:
- формирование у учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;
- изучение роли операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
- создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.
Оснащение: мультимедийный проектор, стол, свеча, кусочки хлеба.
Интерьер музея; полумрак, дети рассаживаются полукругом.
Действующие лица: ведущий(это может быть учитель, а может и ученик старших классов), мальчик, девочка, девушка(ученица старшего класса). Слова и стихи раздаются заранее. Проводится предварительная репетиция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 30.61 КБ |
iz_leningrada_-_potomkam.ppt | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Из Ленинграда - потомкам»
Выполнила:
учитель высшей категории
Гамова Оксана Викторовна
Вводная часть.
Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о прошедшей войне. Этому есть масса причин:
- мало часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны;
- параграфы перегружены событиями, фактами, цифрами, которые не затрагивают эмоциональную сферу;
- почти не осталось в живых очевидцев событий,
- родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по ТВ, учащиеся не смотрят.
Поэтому только школа в состоянии ликвидировать этот пробел в воспитании подрастающего поколения.
Данный классный час предназначен для учащихся 5 класса.
Основные цели:
- формирование у учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;
- изучение роли операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
- создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.
Оснащение: мультимедийный проектор, стол, свеча, кусочки хлеба.
Интерьер музея; полумрак, дети рассаживаются полукругом.
Действующие лица: ведущий(это может быть учитель, а может и ученик старших классов), мальчик, девочка, девушка(ученица старшего класса). Слова и стихи раздаются заранее. Проводится предварительная репетиция.
Ход работы.
Ведущий:
Слайд 1-2 | Более 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору великой отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев. Девятисотдневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Давайте вспомним, как это было. |
Ведущий: Слайды 3-11 | На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гении русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие. Это имя – как гром и как град Петербург, Петроград, Ленинград. Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей. |
Ведущий: Слад11( Рёв самолетов, свист бомб) | 22 июня 1941 го да фашистская Германия напала на СССР. Речь сегодня пойдет об одном геройском эпохальном эпизоде этой страшной войны. Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 - 27 января 1944. 900дней ужаса, отваги, голода, выживания. |
Ведущий: Слайды 12-14 | На Ленинград, обхватом с 3-х сторон, шёл Гитлер силой 40 дивизий. 8 сентября 1941 г фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве. Сумеете ли вы оценить и понять всё, что выстрадали Ленинградцы в эти суровые, страшные, блокадные дни? Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. «После поражения России нет никакого смысла в дальнейшем существовании этого большого населенного пункта». Но враг просчитался. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. Ленинградцы построили 35 км. Баррикад, 4170 домов, 22 тыс. огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство на крышах домов, оборудовали медпункты. |
Ведущий: Слайды 17-20 | Вместе со взрослыми были и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш» |
Мальчик | На развороченном пути стоит мальчишка лет 5. |
Ведущий Слайды 21- 24 | Зимой 1941 – 42 г.г. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах, с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду и потом под обстрелом доставлять её домой. Остановилось движение трамваев и автобусов. На работу людям приходилось ходить пешком по занесенным снегом улицам. Основным «транспортом» жителей города были детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни, дерева на гробы не было. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода. |
Девочка | Да, мы не скроем: в эти дни Мы ели землю, клей, ремни; Но, съев похлёбку из ремней, Вставал к станку упрямый мастер, Чтобы точить орудий части, Необходимые войне. Но он точил, пока рука Могла производить движенья. И если падал - у станка, Как падает солдат в сраженье |
Ведущий: | Блокада – далеко это слово |
Ведущий: (на экране – портрет Тани) Слайды 25-26 (Стук метронома). Девочка (озвучивает записи дневника Тани) Ведущий: | Многие знают печальную историю 11 – летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая, дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у неё родных и сделала сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. «Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года» Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник. Семья Савичевых была большая и дружная. Жили в большом старинном доме на Васильевском острове — на углу 2-й линии и Большого проспекта, недалеко от Академии художеств. Отец Тани, по профессии пекарь, рано умер, и хозяйкой в доме была мать — Мария Игнатьевна. Она работала швеей. Были у Тани бабушка — Евдокия Григорьевна, два дяди, братья отца, Василий Родионович и Алексей Родионович (дядя Вася и дядя Леша); два брата — Лека и Миша, две сестры — Женя и Нина. Таня, самая младшая, родилась в 1930 году. Когда началась война, Мария Игнатьевна стала шить обмундирование для фронтовиков, рукавицы для «окопников». Леку в армию не взяли из-за зрения — он работал судомехаником. Миша ушел в партизаны. Женя, старшая сестра, работала на заводе, перешедшем на выпуск корпусов мин. Нина была конструктором на Невском машиностроительном заводе имени Ленина. Дядю Васю и дядю Лешу, которые защищали Петроград от банд Юденича, на фронт не взяли по возрасту, и они несли службу в МПВО. Первая запись появилась в дневнике Тани 28 декабря 1941 года: «Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го; 17 марта — Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля; 10 мая — дядя Леша; мама — 15 мая». Последние записи — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Но Савичевы умерли не все. Остались живы Нина и Миша. Нина Николаевна Савичева (Павлова) сначала со стройбатом работала на Ладоге, потом уехала на Большую землю, а Миша воевал в Гдовском партизанском отряде. Они вернулись после снятия блокады Ленинграда и отыскали Танин след, когда ее уже не было в живых. Нина нашла ее дневник в шкатулке, где хранились семейные реликвии, и передала его в Музей обороны Ленинграда. Этот дневник — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников. Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии. |
Ведущий Слайды 27 -28 | Вызовом врагу была работа 30 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды и идти приходилось часто, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе. |
Девочка | Девчонка руки протянула |
Ведущий | В августе 1941 года,когда последние пути, ведущие из Ленинграда в страну, были перерезаны и заняты немцами, кольцо блокады плотно сдавило город, радио было почти единственным средством общения города со страной. Только по радио узнавала Россия, что делается в Ленинграде. Она должна была знать о нём правду! Ведь немцы, бешено штурмуя город, ежедневно на весь мир кричали о том,что с минуты на минуту Ленинград будут взят,ведь в занятых уже районах Ленинградской области немецкие газеты печатали обширные извещения о ''падении Ленинграда'', помещали- разумеется, смонтированные-снимки: эсэсовец стоит на посту у Гостиного двора. Ведь немецкое командование громогласно назначила сроки торжественного парада на Дворцовой площади и офицерского банкета в ресторане ''Астория''.У них ведь,как известно, даже билеты на этот банкет были заготовлены… |
Девушка (сидя за столом, на котором зажжена свеча и положен кусочек хлеба) | Из дневника ленинградской девушки Лидии Ильиной:''2 января 1942 года. Второй день 1942 года начался для меня в абсолютной темноте. Масло в коптилке всё догорело, и пришлось всё делать ощупью. Раскрыла светомаскировку с окон и пользовалась лунным светом и спичками. Ужасом веет от современной жизни. Народ продолжает умирать. Сегодня попались мне навстречу четыре гроба. Ждем прибавки хлеба с 1 числа, но напрасно. Большинство людей ходят по улицам, как тени. Всё чаще попадаются изнурённые восковые лица с опухшими подглазниками. Лица закопчены сажей от всевозможных фитильков и коптилок. 5 января. Из продуктов осталось только 50 грамм чечевицы, две картофелины и сто граммов коноплянного масла. Сегодня съем одну картофелину. Завтра -другую и масло с хлебом. Послезавтра-чечевицу. А потом буду сидеть на одном хлебе. Больше ничего нет. Потерять сейчас карточки- это могила. |
Ведущий Слайд 29 | Снабжение города и войск удалось наладить по «Дороге жизни» (через Ладожское озеро), но только в осенне-зимний период. В январе 1943 года блокада была прорвана на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера 14 января 1944 войска Ленинградского, Волховского (генерал армии К. А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (генерал армии М. М. Попов) фронтов перешли в наступление (27 января окончательно ликвидировали блокаду) и к марту 1944 отбросили противника на 220-280 км от Ленинграда. В июне-августе 1944 в ходе Выборгской и Свирско-Петрозаводской операции были разбиты финские войска и снята угроза Ленинграду с севера. |
Ведущий Слайды 30-33 | Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 5000 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников. |
Видеофильм. | |
2-3 ученика ( девочки и мальчики0 | Мы чашу горя выпили до дна. |
Ведущий. Слайд 35 | Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. Спасибо за участие! Я надеюсь, что сегодняшний разговор оставил в ваших сердцах и душах много чувств, эмоций о трудной победе наших людей в этой страшной, ужасной войне. Вы прочувствовали насколько, стойко люди выдерживали страшные годы: голода, смерти, невыносимых условий. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Город – Герой Ленинград
Вводная часть. Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о прошедшей войне. Этому есть масса причин: мало часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны; параграфы перегружены событиями, фактами, цифрами, которые не затрагивают эмоциональную сферу; почти не осталось в живых очевидцев событий, родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по ТВ, учащиеся не смотрят. Поэтому только школа в состоянии ликвидировать этот пробел в воспитании подрастающего поколения. Данный классный час предназначен для учащихся 5 класса. Основные цели: формирование у учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан; создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины; воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам; развитие творческих способностей учащихся; повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству. Оснащение: мультимедийный проектор, стол, свеча, кусочки хлеба. Интерьер музея; полумрак, дети рассаживаются полукругом. Действующие лица: ведущий(это может быть учитель, а может и ученик старших классов), мальчик, девочка, девушка(ученица старшего класса). Слова и стихи раздаются заранее. Проводится предварительная репетиция.
Блокадный Ленинград 8 сентября 1941 – 27 января 1944
Первый день догорал… Как потом оказалось, Впереди оставалось ещё 900… В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду. Они пытались захватить город с налета, но были отбиты.Тогда враги окружили город плотным кольцом.
ВСЕ ПОМНИТСЯ, НИЧТО НЕ ПОЗАБЫТО , ВСЕ ПОМНИТСЯ, НИКТО НЕ ПОЗАБЫТ! И ДНЕМ, И НОЧЬЮ В ЧАШЕ ИЗ ГРАНИТА СВЯТОЕ ПЛАМЯ ТРЕПЕТНО ГОРИТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Блокада Ленинграда"
Классный час "Блокада ЛДенинграда"...
Классный час "Блокада Ленинграда"
В работе предлагается классный час посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...
Классный час "Блокада Ленинграда"
Классный час 5 класса«Блокада Ленинграда»...
классный час "Блокада Ленинграда"
В этом году страна отмечала 69-ю годовщину снятия Блокады Ленинграда. И я решила рассказать и показать учащимся те страшные годы, в которых жили люди....
Классный час "Блокадный Ленинград"
Классный час "Блокадный Ленинград"предназначен для учащихся 5-7 классов. В разработке есть презентация, которая помогает более глубоко понять те страшные дни, которые пришлось пережить ленинградц...
Классный час "Блокада Ленинграда"
В данной разработке представлен материал, посвященный страшным дням блокады города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся узнают о планах немецкого командования, о героическом подвиге...
Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара
quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...