"Кем быть?"
проект (9 класс) на тему
Педагогический проект по профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilina_rp_kem_byt_2015-2016.docx | 42.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по профориентации
«Кем быть?»
Составитель: воспитатель Ильина М.В.,
г.о. Шуя 2015 год
Паспорт проекта
1. Наименование проекта: Проект по профориентации подростков «Кем быть»
2. Цель проекта: Формирование профессиональной готовности подростков, оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
3. Авторы проекта: Педагог-воспитатель: Ильина М.В.
4. Срок реализации проекта: октябрь 2015 – май 2016 гг.
5. Категории участников: обучающиеся 8, 9 классов Санаторной школы - интерната (подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (из неблагополучных, многодетных, малообеспеченных семей).
6. Количество участников: 10 -15 подростков 14 – 17 лет.
7. Место реализации: ОГКООУ «Санаторная школа-интернат» г.о.Шуя, Ивановская область.
Пояснительная записка.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Обучающимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в профессиональные лицеи или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос ученик должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Проект «Кем быть» направлен на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов школы-интерната и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
В рамках данного проекта предполагается организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности.
Данная программа должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Концептуальная основа проекта заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить обучающихся на практическое применение знаний о профессиях.
Реализация проекта на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе, о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций, об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач, о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг, о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда, о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;
Овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда, соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий, находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг, определять пути получения профессионального образования, трудоустройства.
Развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности.
Воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг.
Формирование готовности к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, трудоустройству и продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Особенность осуществления проекта состоит в том, что теоретические занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. Цель: формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Задачи проекта:
- психологическое просвещение обучающихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений обучающихся;
- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
- принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности обучающегося, выбор собственного профессионального пути;
- принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся при выборе форм и методов работы;
- принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы в проекте.
Общетехнологическая подготовка
Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Отраслевое деление современного производства товаров и услуг. Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий.
Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Понятие о научной организации индивидуального и коллективного труда. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. Интенсификация труда. Требование к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. (ЕТСК).
Требования к уровню подготовки участников проекта.
В результате изучения технологии на профильном уровне по окончании реализации проекта, ученик должен знать/понимать:
Отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; структуру бизнес-плана; творческие методы решения технологических задач; назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятия; средства и формы рекламы; основные функции менеджера на предприятии; способы нормирования труда; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда и уровень образования управленческого персонала и специалистов распространённых профессий; пути получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По завершению проекта, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
На начало и по завершении проекта участникам предлагается пройти тестирование.
Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год
Дата План/факт | Тема | Цель | Рекомендуемые приёмы и методы | Материалы (оборудование, наглядность) | ||||
1 четверть | ||||||||
3.09 | Знакомство с курсом «Кем быть?» | 1.Ввести в проблему профессионального самоопределения. 2.Познакомить с правилами ведения факультативных часов. 3.Формировать умения по анализу необходимой информации. | лекция, беседа | Тетради-дневники (для каждого занятия) | ||||
10.09 | Мы пришли в школу. Экскурсия «Безопасность на дороге – мой стиль жизни». | Дать определения понятий самоопределение, развитие, саморазвитие. | Беседа | Презентация, лекция. | ||||
17.09 | Я – человек. Зачем человек рождается. Экскурсия «Шуя и интернет». | Дать представления о понятиях человек, жизнь. Научить анализировать, делать выводы. | Беседа | |||||
24.09 | Я – человек. Здоровье человека. Экскурсия из цикла «Кем быть». | Дать основные понятия здоровье, наследственность. Научить развивать способности и самоопределению и самореализации. | Диспут | |||||
1.10 | Я – человек. Как я отношусь к другим. | Дать понятие отношения. Научить принимать на себя личную ответственность за свое решение. | Примеры о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, помогают друг другу. Презентация по теме. | |||||
8.10 | Я – отличаюсь от других. Мои способности. Потребности. Мои интересы и увлечения. | Научить анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения, анализировать наиболее типичные социальные ситуации. | Лекция, презентация. | |||||
15.10 | Я – выбираю. Свобода выбора и ответственность. Результаты выбора и их ответственность. | Научить анализировать собственные помыслы и поступки. «Я люблю тебя любого». | Практикум. | Творческие задания. | ||||
22.10 | Типы профессий по предмету труда (теоретическое занятие) | 1.Дать общее представление об основных компонентах профессиональной деятельности, о предмете труда. 2.Расширить кругозор ребят о мире профессий. 3.Воспитывать интерес к миру современных профессий. | Семинар с элементами лекции | Тетради-дневники (для каждого занятия). | ||||
29.10 | Психологическая игра «Выбор профессии». | 1.Определить наиболее подходящие для подростка профессий на основе выбора соответствующих характеристик трудовой деятельности. 2.Воспитывать уважение к профессиям, связанным с физическим трудом. 3.Развивать наблюдательность. | Психологическая игра. | Комплект карточек (список характеристик трудовой деятельности). | ||||
2 четверть | ||||||||
12.11 | Склонности и интересы. | 1.Продолжить знакомство с миром профессий. 2.Повышать активность ребят в поиске необходимой информации. 3.Учить выявлять свои профессиональные склонности и интересы, определять степень устойчивости. | Практическая работа. Тестирование. | Тесты, бланки к тестам. | ||||
19.11 | Способности | 1.Изучить уровень интеллектуального развития обучающихся. 2.Развивать познавательные способности обучающихся. 3.Воспитывать любовь к учебе. | Практическая работа. Тестирование. | Тесты, бланки к тестам. | ||||
26.11 | Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней. | 1.Изучить уровень самооценки обучающихся. 2.Познакомить обучающихся с приемами работы над самооценкой. 3.Формировать адекватную самооценку обучающихся. | Практическая работа. Тестирование | Тесты, бланки к тестам. | ||||
3.12 | Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо») | 1.Познакомить обучающихся с тремя факторами выбора профессии. 2.Развивать у обучающихся мышление. 3.Формировать культуру общения. | Семинар с элементами лекции. | |||||
10.12 | Психологическая суть жизненного профессиональ-ного самоопределения. | 1.Познакомить со структурой профессионального выбора. 2.Развивать у обучающихся понимание своих особенностей. 3.Воспитывать интерес к рынку труда. | Диспут | Тетради-дневники | ||||
17.12 | Мышление и развитие мышления. | 1.Дать оценку развитию своего мышления. 2.Сформулировать некоторые советы по развитию мышления. 3.Развивать мышление обучающихся. | Семинар-практикум. | Материалы для тестов. | ||||
24.12 | Память и внимание, их развитие. | 1.Познакомить с различными видами памяти, внимания. 2.Дать возможность исследовать свои особенности памяти, внимания. 3.Сформулировать некоторые советы по развитию памяти и внимания. | Семинар-практикум | Материалы для тестовю | ||||
3 четверть | ||||||||
14.01 | Воображение и его роль в профессиональной деятельности. | 1.Показать роль воображения в профессии человека – художественный образ. 2.Исследовать развитие воображения у ребят. 3.Сформулировать советы по развитию воображения. | Семинар-практикумю | Материалы для тестов. | ||||
21.01 | Темперамент и его виды. | 1.Познакомить с типами темпераментов. 2.Показать роль темперамента при выборе профессиональной деятельности. 3.Повышать интерес оюучающихся к самим себе, к своей личности. | Семинар с элементами лекции | |||||
28.01 | Характер | 1.Познакомить обучающихся с понятием «характер». 2.Показать влияние профессии на характер. | Семинар с элементами лекции. | Материалы для тестов. | ||||
4.02 | Характер (практическое занятие). | 1.Провести диагностику некоторых особенностей характера. 2.Показать влияние профессии на характер. | Семинар-практикум. | |||||
11.02 | Общение - основа человеческого бытия. | 1.Познакомить с теоретическими основами общения (функции, средства). 2.Провести диагностику уровня общительности. 3.Развивать коммуникабельность обучающихся. | Семинар с элементами лекции, тренинга | Материалы для тестов. | ||||
18.02 | Невербальное общение | 1.Познакомить с понятием «невербальное общение». 2.Рассмотреть теорию происхождения (врожденное или приобретенное). 3.Провести диагностику уровня владения невербальными компонентами в процессе общения. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||
25.02 | Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. | 1.Познакомить с различными стилями поведения людей в конфликтных ситуациях. 2.Провести диагностику способа поведения обучающихся в конфликтных ситуациях. 3.Развивать эмпатию. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||
3.03 | Правила поведения в конфликте | 1.Познакомить обучающихся с основными правилами поведения в конфликтной ситуации. 2.Отработать на практике некоторые варианты поведения в конфликтной ситуации. 3.Развивать наблюдательность. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||
10.03 | Воля | 1.Познакомить обучающихся со способами развития воли. 2.Провести диагностику волевых качеств личности. 3.Воспитывать волевые качества. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||
17.03 | Эмоции и чувства | 1.Выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии; 2.Познакомить с основными эмоциональными состояниями; 3.Обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||
4 четверть | ||||||||
31.03 | Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней. | 1.Актуализировать знания по самооценке. 2.Выявить уровень самооценки. 3.Выявить особенности поведения обучающихся в ролевом общении. | Тестирование. | Материалы для тестов, карты с эмоциями, булавочки. | ||||
7.04 | Развитие умений по принятию решений. | 1.Дать знания об алгоритме принятия решения. 2.Проследить освоение алгоритма на практике. 3.Воспитывать самостоятельность в принятии решения. | Семинар-практикум. Решение проблемных задач | Материалы для тестов. | ||||
14.04 | Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения. | 1.Предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний. 2.Дать необходимые знания по планированию профессионального пути. 3.Развивать навыки планирования. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||
21.04 | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора. | 1.Проверить усвоенные навыки и знания. 2.Развивать творческие способности. 3.Воспитывать умение подводить итоги. | Урок-смотр знаний | Тетради-дневники. | ||||
28.04 | Диагностическая методика «Профессиональная готовность» | Определение уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор. | Семинар-практикум | Материалы для тестов. | ||||
5.05 | Планирование профессионального пути | определение уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор. | Семинар-практикум | Список наиболее подходящих профессий | ||||
12.05 | Роль жизненных ценностей при выборе профессии | 1.Актуализировать ценности. 2.Обсудить тему ценностей и их влияния на выбор. 3.Выявить особенности поведения обучающихся в ролевом общении. | Семинар-практикум | Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий). | ||||
19.05 | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора. | Урок-смотр знаний. | Профессиограмма |
Список литературы
- Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
- Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.:Просвещение, 1995.-239с.
- Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.:Генезис, 2006.-208 с.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.:Генезис, 2002-80 с.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:Генезис, 2004.- 125 с.
- Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.
Приложение 1
АНКЕТА 1
Уважаемый старшеклассник! Тебя, конечно же, волнуют вопросы: Какую выбрать профессию? Куда пойти учиться после школы? Своими искренними ответами ты сможешь помочь специалистам лучше организовать работу по профориентации в школе. Просим тебя обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.
1. Какая профессия (или профессии) тебя привлекает(ют) больше всего? ________________________________________________________________________
2. Что повлияло на то, что тебе нравится именно эта профессия (профессии)?
возможность творчества;
нравится само содержание работы;
возможность профессионального продвижения и карьеры;
возможность уехать, жить в другом месте, каком, напиши_________________________________________________;
возможность в последующем найти работу у себя дома, вернуться домой;
мнение друзей;
пример авторитетного человека, кого, напиши ______________________________________________________;
престиж профессии в обществе;
возможность хорошо зарабатывать;
с такой профессией ты никогда не станешь безработным;
совет родителей и (или) родственников;
ваши способности к данному виду деятельности
что-нибудь еще, что, напиши___________________________________________________
3. Достаточно ли у тебя информации о той профессии (профессиях), которые тебя привлекают?
1. Знаю все о той профессии (профессиях), которые нравятся
2. В принципе, знаю, но хотел бы знать больше
3. Информации недостаточно, хотел бы многое узнать
4. Если у тебя недостаточно информации по профессии, которая тебе нравится, то что бы ты хотел о ней узнать?__________________________________________________________
5. Из каких источников ты получил информацию о профессии, которая тебе нравится?
из средств массовой информации;
в школе (от учителей, специалистов, лекций, бесед);
из рассказов родителей или родственников;
из экскурсий на предприятия;
сам пробовал работать, участвовал, помогал, наблюдал
откуда еще ты знаешь о профессии, которую выбрал?________________________
5. Куда ты собираешься поступать после школы? __________________________________
6. Почему ты выбрал это учебное заведение? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
престижно;
возможность получить выбранную профессию;
за компанию с другом;
легко поступить;
близкое расположение к дому;
посоветовали родители, родственники;
почему еще, напиши__________________________________________________________
Благодарим за участие в опросе!
Приложение 2
АНКЕТА 2
Уважаемый старшеклассник! Сделать выбор будущей профессии – очень ответственное решение. Волнуются все – родители, учителя и, конечно, сами старшеклассники. Вам советуют, рекомендуют, но выбирать Вам предстоит САМОСТОЯТЕЛЬНО, так как это ВАША ЖИЗНЬ. Чтобы помочь Вам правильно сориентироваться в выборе, узнать Ваши затруднения, проводится данный опрос. Просим Вас обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.
Какую профессию (или профессии) Вы для себя выбираете (перечислите не более 2-х)
__________________________________________________________________________
Что привлекает Вас в выбранной профессии (отметьте не более 3-х позиций):
а) социальная престижность;
б) зарплата;
в) возможность иметь свободное время;
г) возможность сделать карьеру;
д) возможность развить свои способности, какие, напишите_______________________________________________________________________
е) интеллектуальный характер профессии;
ж) возможность командовать другими;
з) творческий характер профессии;
и) возможность приносить людям пользу;
к) возможность общения с людьми;
л) сложность профессии;
м) иное…что именно? ____________________________________________________________
(назовите)
Что, по Вашему мнению, Вы сможете дать обществу, выбирая эту профессию? __________________________________________________________________________
Назовите учебное заведений, в котором Вы собираетесь продолжить образование __________________________________________________________________________
Какие экзамены Вам предстоит сдавать? _________________________________________
__________________________________________________________________________
Как Вы готовитесь к поступлению в ВУЗ? (выделите не более 3-х позиций)
а) изучаете индивидуальные особенности своей личности;
б) интересуетесь требованиями к выбранной профессии;
в) изучаете свои личные затруднения, их причины;
г) знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема («Дни открытых дверей»);
д) читаете справочники для поступающих в ВУЗы, СУЗы;
е) начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы ________________
__________________________________________________________________________
(какие предметы – перечислите)
Из каких источников, от кого Вы черпаете информацию о будущей профессии?
а) родители;
б) родственники;
в) учителя;
г) воспитатели;
д) друзья;
е) телевидение, радио;
ж) газеты, журналы;
з) иное…что именно? (назовите источники)____________________________________________
Что рекомендуют родители:
Мама __________________________________________________________________________
Папа __________________________________________________________________________
Желаем успеха в выборе и освоении профессии!