Масленица
классный час (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
Общешкольное мероприятие
Проводы масленицы.
Провели:
Зиновьева Л.А.
Стадникова В.Н.
Март 2016
Цель:
- познакомить школьников с обычаями и традициями русского народа.
- прививать интерес к изучению элементов русской народной культуры;
- развивать ловкость, смекалку;
- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
- воспитывать бережное отношение к сохранению традиций и обычаев русского народа;
Необходимое оборудование: обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, маршрутные листы(2 шт.).
Ход мероприятия
Ведущий 1:
«Масляна неделя
В город к нам прилетела
В школу родную нашу зашла,
Радость всем нам принесла.
Ох, Масленица хороша!
От неё поёт душа!
Кукол мы нарядим
И посадим рядом.
Будем петь и веселиться
И по станциям пойдём,
Много интересного
Мы в пути найдём»
Ведущий 2
Наш праздник посвящён проводам русской зимы и называется Масленица. Масленица- древний народный праздник, который отмечают на последней неделе перед Великим постом. Пост завершается празднованием Светлого Христова воскресенья - Пасхой. Это событие отмечается в разные дни каждый год, поэтому проведение Масленицы зависит от того какого числа празднуется Пасха. В этом году мы отмечаем Пасху 1 мая, а Масленицу начинаем отмечать с 7 марта.
Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике.
Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:
Понедельник-«Встреча»
Вторник-«Зайгрыш»
Среда-«Лакомка»
Четверг-«Разгуляй четверток»
Пятница-«Тёщины вечера»
Суббота-«Золовкины посиделки»
Воскресенье-«Прощёный день»
Ведущий 1:
«Добро пожаловать на наш праздник,
Затей у нас много разных!
Песни, частушки послушаем,
Блинов со сметаной покушаем,
Спляшем весёлую пляску,
Покатаемся на салазках,
А ещё будут здесь состязания,
Разные смешные задания.
Победители и те, кто рядом,
Получат сегодня призы и награды.»
Ведущий 2
«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»
(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)
Ведущий 1
I. Понедельник-«Встреча»
«Первая станция называется «Встреча».
Здесь мы услышим интересные речи.
Нет веселья без частушек,
Посиделок без подружек,
Нету без гармошки пляски,
Небылицы нет без сказки.
Расскажите небылицы
В монологе или в лицах,
Фантазируйте, друзья,
Грустить на Масленицу нельзя!»
Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.
Команды двигаются дальше.
Ведущий 2
II. Вторник-«Заигрыш»
( на эту станцию обе команды приходят одновременно).
«Все на «заигрыши» к нам:
Предлагаем игры вам!
Ну-ка, кто из вас сильней?
Поворотливей, умней!
Покажи – ка свою удаль
Перед девушками, сударь!»
«Две команды у нас есть
По делам хвала им, честь
Кто в игры с нами поиграет?
Победителем кто станет?
Раз, два, три, четыре
Играем, что есть силы.»
Ведущий 1
Эстафета 1«Обруч»:
- По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.
Ведущий 2
Эстафета 2 «Сани»:
- Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.
Ведущий 1
Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:
- Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.
Ведущий 2
«А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет - стар и млад
Перетягивать канат?»
Эстафета 4«Перетягивание каната».
Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.
Команды двигаются дальше.
Ведущий 1
III. Среда-«Лакомка»
(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете
«Станция «Лакомка».
Здесь гречкою пахнет,
Варится каша в котлах.
Ну-ка, узнаем сколько рецептов
Содержится у вас в головах.
Кто больше? Кто вкусней?
Из гречи суп и каша
У нас текут уж слюнки!
Ну, где же ложка наша?»
Ведущий объясняет правила игры. ( На доске висят два чугунка. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).
Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.
Команды двигаются дальше.
IV. Четверг «Разгуляй четверток»
(Проводится в холле).
Ведущий 2
А на нашей станции «Четверток широкий»
Вас встречают русские
Весёлые скоморохи.
Здесь частушки мы услышим
Ну, а лучшие - запишем
Разгуляй - гуляй, народ,
Бери Масленицу в оборот!
Пой частушки, веселись;
Хлопай громче, улыбнись!»
Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.
Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.
Команды двигаются дальше.
V. Пятница «Тёщины вечера»
Ведущий 1
«На тёщиных вечерках
Зятья тёщ угощают,
За столы накрытые
Родню всю приглашают.
Загадаю загадку,
Отгадай ответ:
Лучше милой тёщи
Для зятя друга…(нет!)»
Сценка (приглашаются капитаны команд. Кто быстрее подберет рифму – балл команде)
Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зятья.
Тёща:
«Будете со мной стих читать, в рифму слова подбирать»
Зятья: «Будем»
«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем теще!»
Ребята: -ДА!
Теща:
Зять решил устроить бал,
Тещу в гости он…(позвал).
Купил муки, купил творог,
Испёк рассыпчатый…(пирог).
Зять мамашу в гости ждёт,
Но что – то тёща…(не идёт).
Он долго у стола ходил,
Потом кусочек…(отхватил).
Затем подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел),
Когда же тёща подошла,
То даже крошек…(не нашла).
«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»
Участники должны отвечать хором.
Загадки:
1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)
2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)
3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)
4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)
5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)
6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)
Ведущий 1
Тещу «умаслили»,
Блины от тещи получили.
Побежали дальше.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.
Команда двигается дальше.
VI. Суббота «Золовкины посиделки»
Ведущий 2
«Золовкины посиделки-
Это вам не безделки.
Ну-ка , поговорки
Про Масленицу вспомните,
Мудрые пословицы
Ребятам всем напомните
Про блины и про весну,
Про гулянья яркие,
И про проводы зимы, весёлые и жаркие»
«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»
Пословицы:
1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);
2. Зима без снега – лето…(без хлеба);
3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);
4. Работать не станешь, ноги с голоду…(протянешь);
5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);
6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);
7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);
8. Что с возу упало…(то пропало).
А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.
Команды двигаются дальше.
VII. Воскресенье «Прощёный день»
(Проводится на улице. Все становятся вокруг чучела).
Ведущий 1
«В день прощёный – воскресенье
Попроси у всех прощенья.
Может, кто тебя обидел,
Может, ты кого,
Умышленно, случайно ли-
Теперь уже всё равно.
Улыбнись и повинись,
С близким другом обнимись,
И с теми, с кем поссорился,
Сегодня помирись!»
Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.
(Все просят прощения друг у друга).
«Бог простит!
« Пора прощаться нам с Зимой,
Повстречаться всем с Весной.
Зиму будем доставать,
На костре большом сжигать.
Но к ней пройти не каждый сможет,
Есть здесь смелые, кто поможет!»
Выбегают мальчики, поджигают чучело.
Все участники кричат:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!»
Ведущий 2
«Вот и кончилось маслице,
Прошла, прошла Масленица!
До чего нас довела!
До хлеба, до редьки,
До пареной репки,
До горького хвоста,
До Великого поста.»
- Дорогие ребята, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.
Подведение итогов:
Ведущий 1
Две команды так старались.
Мы ими просто любовались.
И за обе мы болели-
Молодцы вы, в самом деле!
Мы по солнышку вам дарим,
Чтоб вы улыбались,
Чтоб учились, чтоб дружили
И соревновались!
Чтоб вы лучики – конфетки
Съели непременно.
И тогда весенние
Наступят перемены.
Зазвенит весна ручьями,
Соловьями запоёт.
Пусть вам Масленица наша
Пятёрок больше принесёт.
(Дарят всем участникам солнышки).
Ведущий 2
«Ребята, наш праздник имеет не только соревновательный характер, но и познавательный. Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным».
Ведущий 1:
«На чай с блинами приглашаем.
Приходите, не стесняйтесь!
Хороши блины! Всем хватит!
Угощайтесь! Угощайтесь!
А блины- то круглые
Прямо с пылу с жару.
Подходите, подходите,
Ближе к самовару
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».
Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....
Презентация по ИЗО: Масленица. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Б.М.Кустодиев «Масленица». 5 класс
Цель:Познакомить учащихся с Масленицей – народным праздником...
ОЙ, ТЫ МАСЛЕНИЦА – ЧУДО МАСЛЕНИЦА!
Сценарий праздника в ДОУ...
сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"
В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....
сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"
В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....
Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")
Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....