Трудные дети.
консультация на тему
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике
Часть1.
Основные причины девиантного поведения школьников
Проблема девиантного поведения детей школьного возраста занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Современный школьник живет в мире, сложном по своему содержанию и способности к социализации. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантное поведение учащихся, можно сказать, что масштабы этого явления растут по многим критериям. Педагоги и психологи отмечают, что дети школьного возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой школьников.
Это связано с многими причинами. Рассмотрим их.
1. В настоящее время быстрыми темпами идут научно - технические преобразования, которые предъявляют к современным школьникам новые требования. Школьное образование предъявляет непосильные требования к учащимся в виде усложненных программ, особенно в старших классах, что ведет к появлению умственной перегрузки, сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера, результатами учебной деятельности. Если эти болезненные переживания сочетаются с отрицательными эмоциями, то это формирует комплекс неполноценности и, как следствие, возникает девиантное поведение. Неблагоприятный климат в школьном коллективе может быть одной из причин появления девиантного поведения, а причиной неблагоприятного климата может быть авторитарный педагогический стиль. У авторитарного учителя ученики часто испытывают психологический дискомфорт, неудовлетворенность. Иногда подобное происходит и в классах с попустительским отношением педагога, где учитель устраняется от выполнения своих обязанностей по сплочению коллектива. Без правильного педагогического руководства, законы коллективной жизни в классе могут подменяться жёсткими законами группы и быть направлены на подавление отдельных учащихся, а это в свою очередь является ещё одной причиной девиации.
2. Современный мир дает возможность и доступ к огромному потоку разнообразной информации, которая не всегда положительна для растущих детей, у которых еще не выработано четкой жизненной позиции, не сформированы идеалы, нет цели. Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. Определяющим фактором в информационном обществе является формирование и развитие информационной культуры личности. Для формирования информационной культуры личности необходимо понять, каковы основы информационной культуры общества - какие нормы морали и права приемлемы, каков вектор развития информатизации, на чем она строится, каковы ее мировоззренческие основы и ценности.
3. Напряженная, неустойчивая социальная и экономическая обстановка в обществе способствует росту различных отклонений в личностном развитии и поведении учащихся. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних изменяются ценностные ориентации.
4. Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее учащийся формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Школа является местом социализации. Она представляет собой модель существующего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка. Социализация школьников не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои функции. В результате учащийся приобретает нежелательные для общества черты. Кроме того, сам школьник даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения. Социализация детей школьного возраста почти всегда имеет отклонение. Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения. Своевременная и успешная социализация школьника предупреждает развитие девиантного поведения, способствует профилактике правонарушений среди детей и подростков, решению психологических проблем в общении с людьми, самореализации будущих граждан.
5. Социальный статус семьи также может быть причиной девиантного поведения ребенка. Социальный статус семьи можно рассматривать по количеству детей в семье, по наличию одного родителя - так называемые неполные семьи, и по ситуации, когда дети, воспитываются у бабушек или опекунов. Безусловно, на благополучие семьи влияют и такие факторы, как алкоголизм родителей, безработица, психологические отклонения. Влияет на поведение детей и ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, а также сверхзанятость родителей, конфликтная ситуация в семье, случаи жестокого обращения с детьми, отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы и типичные ошибки родителей в воспитании детей. Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих изменение личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их расхождение.
Проблему вызывают неблагополучные семьи, так как имея низкий социальный статус, они не справляются с возложенными на них функциями воспитания ребенка. Формирование поведения ребенка протекает с большими трудностями, медленно, с незначительным результатом.
Так же существуют и асоциальные семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. В таких семьях, как правило, и воспитанием детей никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
6. Уровень развития личностных качеств, еще один фактор, формирующий поведение учащегося. В подростковом возрасте всегда идет формирование таких важных психических процессов, как мышление, ощущение, восприятие. У подростков меняется мир эмоций и чувств, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента , способности, формируется «Я - концепция». «Я - концепция» - это устойчивая неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.
На основании вышеизложенного, видно, что причины девиантного поведения учащихся лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Таким образом, среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание, и наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействия в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребёнка. Поэтому известный ученый Клейберг Юрий Александрович выделяет только три основных причины девиантного поведения: биологическая, психологическая и социальная. Биологическая причина выражается в физиологических особенностях подростка, его здоровьи. Психологическая причина заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера. Социальная причина отражает взаимодействие подростка в социуме, в семье, школе.
Часть 2.
Характеристика основных признаков девиантного поведения учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст.
Особенность подросткового возраста заключается в переходе от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность. Надо отметить, что возрастные границы учащихся, педагоги часто определяют совершенно по-разному, но большинство педагогов относят к подростковому возрасту временной промежуток 10 - 14 лет, а к юношескому 14 - 18 лет. У отдельных учащихся в последние годы процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста.
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выбора, которое во многом определяет всю последующую жизнь. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Лев Семенович Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
В подростковом возрасте ярко проявляется формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.
Подростковый кризис проявляется в виде свойственных этому возрасту подростковых поведенческих реакциях. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения, реакция протеста, имитация, дромомания.
Рассмотрим эти поведенческие реакции.
Реакция эмансипации.
Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших людей. Это могут быть родители, родственники, педагоги и другие люди старшего поколения. Реакция эмансипации может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Реакция эмансипации формируется в том случае, когда наблюдается чрезмерная опека со стороны старших, существует постоянный мелочный контроль, лишающий подростка всякой свободы. При этом, потребность высвободиться из под контроля, связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.
Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно.
Реакция группирования со сверстниками.
Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества. Реакция группирования со сверстниками - одна из особенностей психического развития подростка. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежит подросток – просоциальной, где соблюдаются нормы поведения или асоциальной, в которых пренебрегают этими нормами. Если эмансипация консолидируется с реакцией группирования со сверстниками, риск девиантного поведения подростков возрастает. В образовательном процессе всегда существует процесс группирования и объединения подростков в формальные группы, такие как классы, кружки, клубы, секции, творческие объединения. Но наблюдения показывают, что формальная группа, находящаяся под неусыпным контролем и наблюдением взрослых, мало привлекает подростков.
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера - его функцию несут разные члены группы в зависимости от того, чем в данный момент группа занята. Состав группы обычно разнополый и нестабильный - одни уходят, другие приходят.
Реакция группирования в подростковой среде объясняет большинство случаев девиантного поведения. В группе сверстников, как правило, подросток приучается к курению, сквернословию, употреблению наркотических препаратов. Реакция группирования нередко проявляется хулиганскими действиями, правонарушениями, пьянством.
Реакция увлечения или хобби-реакция.
Еще одной важной особенностью подросткового поведения является хобби-реакция. По мнению советского психиатра, заслуженного деятеля науки и профессора Андрея Евгеньевича Личко «увлечения составляют особую категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами - с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами. В отличие от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности».
Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения - это происходит или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений или незаконности способов достижения желаемой цели. Азартные увлечения - это увлечения, связанные с глубоким интересом к определенным мероприятиям. Азартные увлечения - картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение различными видами лотерей. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего провоцирует подростков на девиантное поведение.
Информативно-коммуникативные увлечения проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться. Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, бесцельное хождение по улицам, длительное сидение у телевизора. Все это можно считать манерой поведения, формой общения на самом примитивном уровне.
Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость.
Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других.
Любые увлечения, которые несут асоциальный характер, могут стать основой нарушений поведения подростков. Это происходит в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасывается учеба, забываются все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие.
Необходимо понимать, что сами по себе увлечения подростков не несут опасности до тех пор, пока они не приобретут асоциального содержания.
Реакция протеста
Реакция протеста – одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста – это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним. Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, упреки, оскорбления. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником его переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера.
Имитация.
Имитация – это стремление подражать во всем кому–либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. В подростковом возрасте зачастую объектом подражания является "отрицательный" герой. Подростки не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано, они не знают и не бояться социальных последствий правонарушения.
Дромомания.
Под дромоманией принято понимать влечение к побегам из дома, скитанию. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Побеги из дома, чаще всего совершаются как протест против несправедливости, из желания «наказать» таким образом виновного. Нередко подростки сами возвращаются домой измученными и голодными.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, и, прежде всего, со сверстниками. Поскольку у подростков самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить об отклонениях в поведении. У большинства подростков с низкой самооценкой наблюдается отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо. Для подростков с девиантным поведением характерно нарушение правил принятых в обществе.
У подростка с девиантным поведением можно наблюдать такие психологические особенности, как неумение преодолевать трудности, неуверенность в себе, порожденная систематическими учебными неуспехами, а также негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям. Подростки с девиантным поведением часто уклоняются от учебной и трудовой деятельности. У подростков отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы и пробелы в знаниях, делают невозможным дальнейшее продолжение учебы.
У подростков в поведении отсутствует сопротивляемость отрицательному влиянию окружающей среды и велика вероятность асоциального поведения.
С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Не случайно Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и девиантным поведением. Поэтому подростком с девиантным поведением можно называть подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение, носящее социально негативный характер.
Часть 3.
Характеристика основных форм девиантного поведения школьников и организация работы по его профилактике
Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили…мимо прошли…
Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
С. Давидович
3.1. Агрессивное поведение школьников
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни любого человека и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергают агрессию, и при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.
Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело родителям, педагогам психологам. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк.
Агрессивные дети упрямы, обидчивы, драчливы, легко возбудимы, раздражительны, несговорчивы, враждебны к окружающим. Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.
Основными факторами проявлений детской агрессивности являются:
- желание привлечь к себе внимание сверстников;
- получить нужный результат;
- стремление быть главным в коллективе;
- защита от нападения и месть;
- желание обозначить свое превосходство.
Помимо факторов детской агрессивности существуют причины, которые вызывают у ребенка стойкое проявление данных реакцией.
Психолог Светлана Афанасьевна Беличева описывает причины, которые провоцируют проявление детской агрессивности:
1. Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.
2. Ощущение тревоги и страха нападения.
3. Агрессивное поведение как специфический способ привлечения внимания окружающих.
4. Неудовлетворенная потребность ребенка в любви и общении.
5. Транслируя агрессивное поведение, ребенок может высказывать протест, который касается установленных правил и порядков.
Почти в каждом коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения.
Детский психолог Надежда Леонидовна Кряжева дает характеристику агрессивному поведению младшего школьника. Она пишет:
«Агрессивный школьник постоянно создает конфликтные ситуации, нападает на сверстников, употребляет грубые выражения, дерется. Такого агрессивного школьника трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять его поведение. Однако агрессия школьника - это отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их».
Рассмотрим типы агрессии, встречающиеся у школьников.
Агрессивно-бесчувственный школьник.
В школьном коллективе встречаются учащиеся, у которых способность к эмоциональному сопереживанию, сочувствию к другим детям и взрослым людям нарушена. Причины этого явления могут лежать в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной неустойчивости.
Агрессивно-обидчивый школьник.
Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с периодом подросткового взросления, особенностями развития нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком - молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. В той или иной мере в определенных ситуациях чувство обиды переживает каждый человек.
Гиперактивно-агрессивный школьник.
Данный тип проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Это связано с трудностями адаптации ребенка в той среде, которая предъявляет слишком высокие требования для его уровня зрелости, а также характеризует неспособность ребенка структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. Для такого ребенка мир - это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало». У таких школьников необходимо развивать умение признавать собственные ошибки, развивать сочувствие к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому.
Агрессивно-боязливый школьник.
Боязнь, страхи заставляют ребенка «быть во всеоружии», то есть быть готовым отразить нападение или другую опасность. Враждебность, подозрительность – это средство защиты ребенка от мнимой угрозы или мнимого нападения. Как правило, страхи носят преувеличенный характер. И агрессивная реакция ребенка нередко бывает чрезмерной и опережающей.
Ребенок с неправильной самооценкой.
Агрессия неадекватно завышенной самооценки проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности, «гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо к ним относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий.
Агрессия низкой самооценки часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек, издевок. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей. Если такой школьник оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным.
Таким образом, сравнивая разные типы агрессивности детей, можно заметить, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть "хорошими", третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.
Особо следует отметить агрессивность подростков – это одно из самых распространенных, болезненных явлений в образовательном процессе и в обществе. Внешние проявления подростковой агрессии является предметом особого беспокойства взрослых, так как часто агрессия детей переходит все нормы допустимого.
Психологи считают, что агрессия подростков – это одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса, крайне неприятное, но при этом закономерное и естественное явление. Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.
Агрессия подростков может выражаться в разных формах.
- Физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей.
- Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика, сквернословия.
- Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.
- Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».
- Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию через злые шутки, сплетни, травлю.
- Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу и без повода, на конкретного человека, на всех сразу или «на весь мир».
- Пассивно-агрессивное поведение: подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.
Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем, поэтому необходимо определить пути профилактики данного явления.
Профилактика агрессивного поведения - это совокупность государственных, общественных, медицинских и педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и устранение основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Проблема профилактики агрессивности должна решаться в следующих направлениях:
- выявление неблагоприятных факторов, которые обуславливают возникновение агрессивного поведения, и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий;
- современная диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств;
- приобщение подростков к делам общества, когда подросток занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников;
- одним из условий эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок учится желать внимания и одобрения окружающих. Также привязанность может способствовать приспособлению ребёнка к социальным требованиям и запретам;
- наказание как способ профилактики агрессивного поведения, однако прекращенные таким способом агрессивные действия не обязательно исчезнут совсем, а могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее;
- для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить мирные пути решения конфликтов.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у младших школьников и подростков принадлежит семье, родителям. Однако большое значение отводится педагогам и психологам.
3.2. Наркомания как форма девиантного поведения подростков
Наркомания – это еще один вид девиантного поведения подростков, которое ведет к самым худшим последствиям, если вовремя не выявить проблему и не предпринять никаких действий. Подросток, который стал наркоманом, является потерянным для общества, так как начинает деградировать и терять интерес ко всему происходящему вокруг него. Возрастные особенности подростковой наркомании показывают, что интерес к этому явлению начинают проявлять подростки в 12–14 лет, а употребляют наркотики подростки 15–17 лет. Подростковая наркомания постоянно омолаживается, в последние годы возраст подростков уменьшился с 17 лет до 12 лет.
К наркотикам относятся все, что вызывает привыкание, в том числе алкоголь и никотин; наркотики - это кофеин содержатся в кофе , в чае - танин, есть наркотические вещества в какао и напитках типа кока-колы и пепси-колы, а также в некоторых растениях - конопле, маке, кокаиновом кусте.
Рассмотрим основные наркотические зависимости, встречающиеся у подростков в настоящее время:
Морфинизм – болезненное, неудержимое влечение к употреблению опия, который получают из мака и называют морфин. Производные опия называются кодеин и дионин; сюда же относятся синтетический препарат промедол.
Гашишизм - пристрастие к гашишу, который получают из конопли. Синонимы гашиша - анаша, план, марихуана.
Кокаинизм - неудержимое влечение к соку кокаинового куста, вызывающее вначале возбуждение, а затем угнетение нервной системы.
Алкоголизм - привыкание к алкоголю. По терминологии Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм - вид наркомании, и в ряде стран спиртное продается только в аптеках.
Токсикомания - пристрастие к токсическим веществам - ядам любого происхождения и особое место занимают стимуляторы такие как кофеин, эфедрин, танин. Подростки употребляют и такие токсические вещества, как пары клея "Момент", бензина, ацетона.
Курение табака - это никотиновая зависимость, которая разрушительно воздействует на различные органы и системы организма. Никотин - алкалоид, содержащийся в листьях и стеблях табака. При курении вдыхается с дымом, через легкие попадает в кровяное русло, и через несколько секунд попадает в центральную нервную систему.
Подростки, употребляющие наркотики склонны к девиантному и даже преступному поведению. Это обусловлено изменениями в их личности: подростки-наркоманы совершают преступления, связанные как с приобретением наркотиков, так и в связи с тяжелыми расстройствами психики и психозами, развившимися в результате наркомании.
Назовем причины, по которым в подростковом возрасте ребенок прибегает к наркотикам:
- микросреда, в которой вращается подросток, и появление в этой микросреде хотя бы одного наркомана может пагубно на него повлиять;
- раннему приобщению подростков к наркотическим веществам способствует грубость, физическое насилие и жестокость в обращении;
- компании подростков, в которых принято употреблять наркотические вещества;
- несформировавшаяся психика подростка, слабая сила воли, неумение отказываться и уходить от негативных ситуаций;
- депрессивное состояние, отсутствие понимания и радостей в жизни со стороны семьи и друзей;
- психологически неуравновешенные подростки, которые очень болезненно воспринимают все происходящее, прибегают к наркотикам, чтобы поднять свою «ценность» в глазах окружающих, создать иллюзорное чувство собственного достоинства;
- неблагополучные семьи, алкоголизм или наркомания у родителей.
Роль педагога заключается в умении увидеть первые признаки употребления наркотиков. В зависимости от вида наркотического вещества первые признаки наркомании различны, но могут проявляться достаточно ясно:
- появляются неестественный блеск в глазах и сужение или расширение зрачков, независимо от света;
- поведение подростка, употребившего наркотик, сильно отличается от поведения обычного учащихся, появляется необъяснимая вялость или гиперактивность, нарушается координация движения;
- изменяются подчерк письма и манеры речи;
- кожа становится бледной или наоборот беспричинно краснеет;
- быстро меняется настроение, беспричинный смех или гнев, порой переходящий в необъяснимую агрессию;
Различия признаков в зависимости от наркотика:
- при употреблении конопли - у наркомана расширены зрачки, красные глаза, покраснение губ, сухость во рту;
- при приеме опиатов - сонливость, в самые неподходящие моменты человек засыпает, периодически просыпается и сразу начинает принимать участие в разговоре, при этом речь медленная, он может по несколько раз говорить об одном и том же, зрачок, не реагирует на свет;
- при приеме психостимуляторов наркоман необычайно оживлен, не может сидеть на одном месте, очень быстро говорит, перескакивает с одной темы на другую, зрачки у него расширены;
- при приеме галлюциногенов возникают разнообразные визуальные и слуховые галлюцинации: видятся крысы, крокодилы, мухи, жуки, змеи, слышатся голоса, проявляются депрессии, психоз;
- при алкогольном опьянении речь невнятная, заплетающаяся, нарушена координация движений;
- при приеме летучих наркотически действующих веществ поведение напоминает алкогольное опьянение, проявляется шумное вызывающее поведение, от такого ребенка пахнет ацетоном, бензином, клеем.
- при употреблении табака у подростка учащается пульс, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон. Из-за раннего приобщения к курению возникают поражения кожи – угри, себорея, что объясняется нарушениями деятельности не только щитовидной, но и других желёз эндокринной системы.
Профилактика подростковой наркомании должна начинаться с санитарного просвещения в школе. При этом ставится цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики. Разъяснять и развеивать свойственное подросткам легкомысленное отношение к своему здоровью.
Профилактика подростковой наркомании в образовательном процессе должна проводиться действенными способами, например, проводимые лекции, беседы, фильмы, классные часы должны быть подготовлены и проведены на высоком профессиональном уровне, чтобы не спровоцировать у недостаточно устойчивых подростков интерес к наркотикам. Педагог должен формировать у подростков положительные приоритеты, приобщать их к культуре.
Профилактика подростковой наркомании также должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Кроме педагогов, профилактикой наркомании среди подростков, должен заниматься врач-нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии и школьный психолог.
К профилактике наркомании относится и выявление подростков, употреблявших наркотики. При выявлении первых случаев употребления наркотиков подростком, позиция родителей и педагогов должна быть твёрдой, только их крайне жесткое психологическое давление на подростка-наркомана во время его первого употребления наркотика, лишение его материальной поддержки и сомнительных друзей, может в дальнейшем спасти подростка от наркомании. Только такой метод блокады девиантного поведения, используемый взрослыми по отношению к подростку наркоману, является на начальном этапе самым эффективным.
3.3. Суицидальное поведение подростков.
К девиантному поведению подростков относится и суицидальное поведение.
Суицид – это форма поведенческой и психической активности, целью которой выступает добровольное самоуничтожение.
Суицидное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Суицидальное поведение чаще имеет демонстративный характер, в том числе – шантажа. Большинство исследователей отмечает, что суицидное поведение у детей до 13 лет - редкое явление, и только с 14-15 летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.
Суицидальное поведение подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности.
В подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых и характеризуется следующими явлениями: печальное настроение, чувство скуки и усталости, чрезмерная эмоциональность, соматические жалобы, агрессивное поведение, непослушание, плохая успеваемость, прогулы учебных занятий, злоупотребление алкоголем или наркотиками.
К факторам, способствующим суициду, относятся, прежде всего: неблагополучные семьи, школьные проблемы, депрессия, незрелость личности и ее социальных установок, межличностные проблемы.
Суицидальное поведение подростков, в зависимости от форм проявления, можно разделить на три ступени.
Первая ступень такого поведения — это пассивные суицидальные мысли по поводу своей смерти.
Вторая ступень проявляется в суицидальных замыслах — в это время продумывается время место и способ совершения самоубийства.
Третья ступень — это суицидальные намерения, на данной ступени к замыслу присоединяется волевое решение, что приводит к переходу во внешнее проявление поведения.
По форме суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные, скрытые.
Истинный суицид выражает именно желание умереть, он не бывает спонтанным, хотя порой и кажется довольно неожиданным. Такому виду самоубийства всегда предшествуют депрессивное состояние, подавленное настроение, или просто мысли об уходе из жизни.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, он представляется способом обратить внимание на себя, на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — вид суицидального поведения, который не отвечает его признакам в прямом смысле, однако имеет ту же направленность и результат. К скрытому суициду относят действия, способствующие высокой вероятности летального исхода. По большей мере такое поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Данный тип поведения характеризуется, прежде всего, действиями, совершаемыми на высоте аффекта.
Учитывая вышесказанное, можно определить группу риска, в которую входят подростки
- с предыдущей попыткой суицида;
- демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
- у которых в роду были случаи суицидального поведения;
- злоупотребляющие алкоголем, подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов, которые обостряют депрессию, вызывают психозы;
- страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями;
- подростки с выраженными семейными проблемами: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие.
Психологическими особенностями подростков группы риска являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать.
Деятельность по первичной профилактике суицидов является важнейшим направлением работы образовательного учреждения. С целью профилактики суицидальных намерений подростков педагоги должны проводить профилактические мероприятия, направленные на:
− формирование здоровых жизненных установок;
− развитие коммуникативных навыков;
− формирование адекватной самооценки;
− снятие тревожности и улучшение микроклимата в классе и в образовательном учреждении;
− обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций,
− разрешение конфликтов,
− формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения к жизни и здоровью.
Рекомендации педагогу по предотвращению суицида у подростков.
Если подросток склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству
1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.
2. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Не игнорируйте предупреждающие знаки.
3. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет".
4. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
5. Сохраняйте спокойствие, не осуждайте, вне зависимости от того, о чем и что вы говорите.
6. Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.
7. Постарайтесь узнать, есть ли у подростка план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.
8. Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
9. Не предлагайте упрощенных решений типа "Все, что вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро вы почувствуете себя лучше".
10. Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
11. Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
12. Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
13. Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.
3.4. Вандализм - одна из форм разрушительного поведения.
Еще одной формой девиантного разрушительного поведения является вандализм. Вандализм - это бессмысленное разрушение материальных и духовных ценностей, порча имущества в общественных местах. Вандализм выражается в нанесении различных надписей, нередко нецензурного характера, на фасадах зданий, на заборах и иных сооружениях, в загрязнении стен домов, и других сооружениях в населенных пунктах, порче оборудования транспортных средств: сидений, окон, поручней, лифтов и жилых домах и учреждений, повреждение и выведение из строя телефонных автоматов, повреждение садового оборудования и аттракционов в парках.
Вандализм – это своего рода «диалог», который подросток пытается вести со «взрослым» миром. Это попытка быть услышанным, обратить на себя внимание. Именно поэтому молодые вандалы портят не свои вещи, а чужие, безобразничают в «общественных» местах.
Вандальное поведение является начальной стадией преступлений, разбоев, погромов. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми, не достигшими 20 лет. По данным социологов, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. Психологи считают, что практически все подростки, совершающие вандальные действия, находятся в кризисной ситуации.
Английский психолог Д. Кантер выделяет основные мотивы проявления вандализма:
1. Вандализм как способ приобретения, основной мотив разрушения - материальная выгода.
2. Скука, причина - желание развлечься.
3. Вандализм как мщение, разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.
4. Вандализм как игра - это распространенная разновидность детского разрушения, рассматривается, как возможность поднять статус в группе сверстников за счет проявления силы, ловкости, смелости.
5. Злобный вандализм. Представляет собой акты, вызванные чувствами враждебности, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда.
Профилактика вандализма в образовательных учреждениях должна осуществляться по следующим направлениям:
- Воспитание у детей уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности, является основой предупреждения актов вандализма.
- Формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения, развитие чувства патриотизма, любви к своему отечеству, городу, дому, школе, семье во многом способствуют аккуратности и соблюдению порядка, как во внешнем виде, так и во всем окружающем, нетерпимости к разрушениям и порче.
- При изучении таких школьных предметов, как: основы безопасности жизнедеятельности, обществознание необходимо использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся.
- Воспитательная работа в школе должна способствовать формированию у школьников чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия.
- Просветительская работа школы заключается в привлечение подростков к общественно-полезной деятельности, разъяснительной работе среди родителей обучающихся «группы риска», формировании ответственности родителей за поступки своих детей.
- Устранение конфликтов учащихся с родителями, учителями, сверстниками, нормализация обстановки в семье и коллективе во многом способствуют снижению агрессии и протеста, выраженном в разрушительном поведении.
3.5. Интернет-зависимость
Современный человек использует Интернет практически ежедневно. Возрастает количество детей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры. В наше время мир Интернета настолько увлекателен и разнообразен, что многие люди, особенно дети и подростки, отказываются от радостей реальной жизни, посвящая все свободное время компьютеру и Интернету. И это не всегда полезно.
Интенсивное использование Интернета ведет к сужению социальных связей, вплоть до одиночества, к сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний. Исследователи достаточно объективно расценивают как положительные, так и негативные стороны применения Интернета.
Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством Интернета, а именно, общение, познание и игра обладают свойством захватывать подростка целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности. В связи с этим в настоящее время педагогам необходимо обращать внимание и вести профилактику зависимости от Интернета.
По мнению ученых, зависимым можно считать подростка, который в своих виртуальных путешествиях забывает о времени, ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему практически не реагирует. Такой подросток испытывает непреодолимое желание, как можно дольше находиться в виртуальной реальности, забывая обо всем. На тяжелых стадиях зависимости у ребенка бывают воспаленные покрасневшие глаза, высокая степень нервного и физического истощения, слезоточивость, зевание.
Ученые выделяют также другой вид психосоматического расстройства, который по симптоматике схож с интернет-зависимостью, но вызывает еще и нервное и физическое возбуждение. Такая болезнь названа «игроманией», а ее жертвами, в основном, становятся дети и подростки.
В увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках.
Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.
Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков. Увлеченность компьютерными играми является формой девиантного поведения. Выделяются следующие признаки, характерные для такого типа девиантного поведения:
1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
2. Вытеснение прежних интересов, постоянными мыслями об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
3. Потеря контроля и неспособность вовремя прекратить игру.
4. Состояние дискомфорта вне игровой ситуации, раздражительность, беспокойство.
5. Увеличение частоты участия в игре и стремление к все более высокому риску.
Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий и особой форме девиантного поведения. По мнению многих специалистов, "интернетомания" приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается детей.
Очевидным становится тот факт, что необходима профилактика Интернет зависимости среди подростков.
Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких ему людей.
Среди актуальных видов профилактической работы является социально-педагогическая. Чтобы предупредить компьютерную зависимость, нужно заблаговременно активно привлекать подростков к социально-воспитательной жизнедеятельности учебного заведения, способствовать их социальному развитию. Педагогу необходимо привлекать родителей к воспитательной деятельности – это будет способствовать гармонизации отношений с детьми. Классный руководитель должен налаживать контакты с различными социальными институтами для расширения социальных контактов детей и привлечению их к совместной деятельности.
В процессе учебно-воспитательной деятельности необходимо показывать школьнику разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером.
Важным аспектом в деятельности педагога является воспитание у подростков культуры Интернет пользования. Необходимо научить детей использовать царство безграничных возможностей Интернета для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач, например, для изучения иностранного языка или для обучения быстрой печати, получения информации имеющей практическое значение.
Педагогам необходимо вести профилактическую и разъяснительную работу с родителями учащихся и добиваться родительского контроля за детьми. С помощью родительского контроля можно оградить детей и подростков от негативного влияния при работе на компьютере и в Интернете, например, обезопасить ребенка от длительного нахождения за компьютером, от посещения некоторых веб-сайтов, ограничить доступ к веб-ресурсам, предназначенным для взрослой аудитории.
Часть 4.
Организация работы педагогического коллектива с учащимися девиантного поведения.
Профилактика девиантного поведения подростков
Проблемы профилактики девиантного поведения подростков, должны решаться всем педагогическим коллективом школы. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с подростками по предупреждению правонарушений. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в педагогической работе.
Рассмотрим основные направления профилактической деятельности педагогического коллектива:
1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы подростков, имеющих риск возникновения девиантного поведения, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, в отношениях со сверстниками и учителями.
2. Проведение мониторинга развития подростков, определяя группы возможного риска.
3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.
Если значимое окружение представляет угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
4. Обучение подростка навыкам социальной компетентности, коммуникативным навыкам, умению управлять конфликтами.
5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, а также подготовка подростка к жизни в современном обществе, формирование профессионального самоопределения и овладение навыками трудовой деятельности.
6. Психолого-педагогическая и социально-психологическая работа с детьми группы риска в условиях школы.
Для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей в образовательных учреждениях должны проводиться специальные анкетирования и на основании их составляться социальный паспорт школы.
Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо не только знать контингент учащихся «группы риска», но и их психологические особенности. В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога. Характеристика учащихся школы, входящих в «группу риска», обычно показывает, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость разработки программы по их решению.
В задачи программы должны входить:
- своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей;
- своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации;
- своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;
- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
- внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.
Основные проблемы, стоящие перед школой в работе с детьми девиантного поведения актуальны и требуют своевременного и профессионального решения. Каждый педагогический коллектив должен строить работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как оказать помощь «трудным детям»
Муниципальное образовательное учреждениеСпециальная коррекционная общеобразовательнаяшкола VIII вида № 9 ДОКЛАД...
Характеристика трудных детей
характеристика...
Социализация "трудных детей" через предмет "Технология"
В основных документах образования Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС отмечается, что большое внимание ОУ должны уделять воспитанию успешного поколения граждан страны, вла...
Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей
Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей...
Педагогически трудные дети. Родителям трудных детей.
Трудные дети...какие они? Как вовремя рассмотреть отклонения в поведении ребёнка? Что делать родителям и как помочь детям с отклонениями в поведении?...
Трудные дети или трудные родители
Презентация...
Эти трудные – трудные дети
рекомендации...