Формирование толерантности в семье как задача педагогического воспитания
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tolerantnosti_v_seme.pptx | 157.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. На современном этапе его развития возникают проблемы, которых не было раньше. Одной из таких проблем является нарушение толерантности во взаимоотношениях родителей и дете й.
Значение семьи Семья это живая, постоянно меняющаяся система. В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная опора с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.
Организация и совершенствование работы с семьей - это важное направление повышения эффективности воспитательной работы с детьми.
Исследование причин неврозов детей выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка.
Модель толерантного отношения в семье На вопрос: “К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?” данная категория детей отвечают: “К родителям”. «Почему именно к родителям?» на такой вопрос дети отвечают: «Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить, и т.д.».
Конфликты между детьми и родителями. Не признание за ребенком право: на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, быть самим собой, отличаться от родителей таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Желание взрослых подчинить ребенка своим требованиям Безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Отказ взрослых от монополии «знания истины», где «истина» всегда находится на стороне родителей, а «ошибки» делают дети.
К чему приводит конфликт к дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей. к снижению социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, способность совместно решать возникающие вопросы, к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций у детей и взрослых, чувства постоянного беспокойства и как их следствие - отклонения в поведении различного характера. негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека.
Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми , на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.
Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка.
Как мы понимаем толерантность и что собой представляет воспитание толерантности у родителей и детей Толерантность - понятие сложное и многоаспектное . Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.
1 характеристика толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка, его развитие и поведение в целом.
2 характеристика толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых Сочетание устойчивости как способности детей и взрослых реализовать свои личные позиции с гибкостью - как способности с уважением относиться к позициям и ценностям других членов семьи.
3 характеристика толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых Совместный анализ действий и поступков членов семьи. Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи.
В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., в статье 1, п. 1.2. «Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…».
Значимость толерантности для воспитания подрастающего поколения Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее.
Основная аксиома педагогики К.Д. Ушинского «Личность формируется личностью, а характер - характером»
Педагогическая мысль выработала собственное понимание толерантной сферы как гуманистического образовательного идеала включает в себя любовь к человеку, ценностное отношение к личности ребенка, заключающееся в его уважении и понимании, создание условий для свободной жизнедеятельности.
В оспитание ребенка и его семьи - это психолого-педагогическое сопровождение событий семейной жизни. Жизнь семьи состоит из множества различных событий, которые ее члены воспринимают по-своему, каким-либо образом относятся к ним и принимают решения в соответствии с происходящими событиями. Должны учитывать событийный ряд, который происходил в семье до момента ее встречи с педагогами и психологами.
Принципы успешного решения задач воспитания толерантности во взаимоотношениях детей и их родителей : 1. Принцип субъектности 2. Принцип адекватности 3. Принцип индивидуализации 4. Принцип рефлексивной позиции 5. Принцип создания толерантной среды
Принцип субъектности требует опоры на активность членов семьи, стимулирования их самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
Условиями реализации принципа субъектности добровольность включения семьи в ту или иную деятельность; доверие семье в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого члена семьи к самовоспитанию толерантности; учет интересов членов семьи, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.
В практической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: Нужно опираться на активную позицию членов семьи, их самостоятельность и инициативу; в общении между членами семьи должно доминировать уважительное отношение к друг к другу; специалист должен не только воспитывать толерантность, но и сам обладать ею; он должен защищать интересы семьи и помогать ей в решении актуальных проблем;
Принцип адекватности Требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными членами семьи.
Условиями реализации принципа адекватности соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в ближайшем социуме; реализация параллельного действия на семью и ребенка; ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
В практической деятельности специалистов этот принцип отражается в следующих правилах: Процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений школа не должна замыкать воспитательную работу с семьей в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума; все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка и членов его семьи; предоставление возможности каждому члену семьи для самореализации и самораскрытия .
Условиями реализации принципа индивидуализации мониторинг изменений толерантного сознания у членов семьи; учет индивидуальных качеств каждого члена семьи, его ценностных ориентаций при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности; предоставление возможности самостоятельного выбора средств общения друг с другом.
В практической деятельности принцип индивидуализации реализуется в следующих правилах: работа, проводимая с семьей, должна ориентироваться на нормы, включающего каждого ее членом; осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться объективной информацией о семье;
Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей и их родителей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются: стимулирование проведения детьми и их родителями самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями; самооценка своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими и членами своей семьи в дальнейшем; стимулирование самопознания детей и их родителей в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
В практической деятельности принцип рефлекции реализуется в следующих правилах: проблемы отношений детей и их родителей надо решать с детьми и родителями, а не за них; члены семьи должны добиваться успеха в своих отношениях только на основе осознания необходимости установления этих отношений;
Принцип создания толерантной среды Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников воспитательного процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.
Условия реализации принципа создания толерантной среды : принятии общих правил отношений, единых для всех членов семьи; предоставлении возможности каждому для самореализации и самовыражения; формировании позитивного отношения к творчеству
В практической деятельности принцип создания толерантной среды реализуется в следующих правилах: необходимо реально уважать мнение детей и их родителей, а не играть в уважение к ним; каждый в семье должен быть творцом отношений и новых дел; толерантный специалист воспитывает толерантных членов семьи и учащихся.
Рассмотренные принципы являются общими, лежащими в основе процедуры психологического консультирования как одного из средств воспитания толерантности во взаимоотношениях детей и родителей
Вывод Воспитание и формирование т олерантности во взаимоотношениях детей и взрослых зависит от самых разнообразных факторов, таких как тип семьи, представительство в семье разных поколений, возраст детей, социальный статус семьи, ближайшее окружение семьи, проблемы, имеющиеся в семье. И от того будет складываться работа специалиста. При воспитании толерантности детей в семье надо учитывать отношения друг другу всех членов семьи, особенно отношения между отцом и матерью, т.к. эти отношения играют огромную роль для подражания и складывания дальнейшей их жизни. Жизнь родителей без конфликтов равняется жизнью детей без конфликтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание толерантности в семье»
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет а...
"Воспитание толерантности в семье" родительское собрание
Родительское собрание...
Воспитание толерантности в семье
Речь пойдет о воспитание толерантности в семье...
Родительское собрание "Воспитание толерантности в семье" (презентация)
Презентация в формате Power Point...
Лекция для родителей "Воспитание толерантности в семье"
Рассматриваются вопросы, такие как: что такое толерантность, актуальность этой темы в современном мире, роль родителей в воспитании толернатности у детей....
Формирование педагогической толерантности на основе индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя
Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира"....
Родительское собрание "Воспитание толерантности в семье"
Родительское собрание посвящено вопросам толерантности, уважительных отношений в семье...