Классный час на тему "Как успешно сдать ЕГЭ?"
классный час (10 класс) на тему

Хоршева Светлана Николаевна

Классный час для учащихся 10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uspeshno_sdat_ege.docx25.39 КБ
Файл kak_uspeshno_sdat_ege.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа: «Как успешно сдать ЕГЭ?»

Актуальность

Роль классного руководителя во время подготовки к ЕГЭ трудно переоценить. Именно он выполняет координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс.  Классный руководитель является главным связующим звеном в цепочке:  учителя - предметники – обучающиеся – родители выпускников. На учителя во многом ложится моральная, психологическая поддержка выпускников, связь с родителями, их информированность, учет требований предметников. Классный руководитель может помочь учащимся своего класса сформировать у детей конструктивное восприятие экзамена. Конечно, невозможно заставить их радоваться предстоящему экзамену, но в силах классного руководителя сделать все для создания у учащихся и родителей положительной мотивации, создать такую положительную психологическую атмосферу, что каждый участник образовательного процесса чувствовал себя защищенным. Задача классного руководителя – снять напряжение, оказать психологическую помощь обучающимся и их родителям.

Целевая группа: учащиеся 10 класса.

Цель занятия: активизация сильных сторон личности старшеклассника и формирование адекватного мнения о ЕГЭ.

Задачи:

1. Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ.

2. Помощь в выработке стратегии подготовки к экзаменам.

3. Помощь в преодолении психологического барьера, мешающего успешной сдаче ЕГЭ

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация,
  • компьютер, проектор;
  • чистые листы формата А 4.

Ход занятия.

  1. - Обратите внимание на высказывания, записанные на слайде и попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. (Шарль Луи Монтескье)

Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна. (Екатерина II Алексеевна)

Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!(Фридрих Ницше)

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Петроний Арбитр Гай)

-Наш классный час будет посвящен подготовке к ЕГЭ.  Вопрос “Как успешно сдать ЕГЭ?» актуален для всех нас. И всё чаще вы слышите от учителей, от родителей предостережения, а от сверстников байки связанные со сдачей ЕГЭ. Посмотрите на экран.

Не решается задачка – хоть убей!
Думай-думай, голова, поскорей!
Думай, думай, голова, дам тебе конфетку,
А потом, после ЕГЭ, подарю беретку!
С мылом вымою тебя! Расчешу!
Думай, думай – в кои веки прошу!
Мы ж с тобою не чужие друг дружке, 
Выручай! А то как дам по макушке!

(М. Бородицкая в обработке В. Пименовой)

- Как вы думаете, когда возможно оказаться в такой ситуации?

 - Почему возникла такая ситуация?

-  Как избежать волнений на экзамене?

-  Что необходимо сделать, чтобы быть подготовленным?

Хорошо, вы понимаете, что необходимо делать. Но как грамотно, рационально и качественно организовать эту работу знают (согласно опросу) только 12% выпускников. И задачей нашего форума является разработка дальнейшей стратегии, которая позволит преодолеть барьеры лени и страха, позволит всем вам сдать успешно ЕГЭ.

  1. - Каждый вопрос полезно начинать с изучения исторической справки. Знаете ли вы значение слова экзамен? Известно ли какие изменения экзамен претерпевал? Обо всём этом и других интересных фактах расскажет нам Юля.

Юля

Экзамен в переводе с латинского - язычок, стрелка у весов, в переносном значении, оценка, испытание — наиболее распространённая оценка знаний человека. Существуют различные виды экзаменов: институтские, военные, школьные, экзамен в ГАИ, on-line экзамен и т. д., но все они объединены одинаковыми традициями.

Формы школьных экзаменов: устная, письменная. Виды школьных экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. С помощью экзаменов проводят проверку знаний вновь поступающих, переходящих в следующий класс или курс и оканчивающих учебное заведение.

А теперь немного истории. По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу. Срок обучения установлен не был, а зависел от того, как ученики усвоили свои будущие обязанности. Царь Петр I сам следил за ходом преподавания наук в роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Его преемницей стала Елизавета Петровна. 24 января 1755 г. подписала указ “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Позже, при Екатерине II 28 июня 1774 г открыто Петербургское горное училище. Каждые полгода студенты сдавали экзамены, которые проводились в присутствии президента Берг – Коллегии и ее членов. На сессии также приглашались крупные ученые и специалисты горного дела. После Октябрьской революции экзамены были вовсе отменены. Но недостаток систематических знаний заставил правительство действовать. И вскоре было принято постановление “О начальной и средней школе”, в нем говорилось о обязательной периодической проверки знаний. В 1932 году появилось постановление “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”, в котором указывалось на необходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся, также были введены обязательные приемные испытания по главным общеобразовательным предметам для поступающих в высшие учебные заведения. До 1956-57 учебного года экзаменационная система общеобразовательной школы строилась на сочетании переводных экзаменов, где проверялись знания учащихся за учебный год или с выпускными экзаменами, где проверялись знания за весь курс обучения. Затем такие экзамены были отменены, учащиеся переводились в следующие классы по годовым оценкам. Такая система существует на сегодняшний день с некоторыми изменениями. В 2007 году Государственной Думой был принят Федеральный Закон об использовании ЕГЭ на всей территории России. Цель введения ЕГЭ – уравнение шансов учащихся при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступление в ВУЗы.

- Спасибо, Юля. Как видите, история подтвердила, что экзамен необходим.

3. - Давайте теперь попытаемся понять, что может лично вам дать ЕГЭ в случае его успешной сдачи?

- Запишите на листке все возможные варианты.

Техника:

        (Очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в Едином государственном экзамене. Поэтому следует провести «мозговой штурм» на тему «Что может мне дать ЕГЭ?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопрос. Учитель должен «погрузить» учащихся в проблему.)

Правила мозгового штурма:

  • чем больше список идей, тем лучше
  • идеи не оценивать и не критиковать
  • разрабатывая проблему, расширяй и углубляй ее.
  • слово предоставляется каждому
  • полная свобода мнений.

Возможные варианты ответов учащихся:

  • поступить в вуз;
  • подтвердить свои знания и отметки
  • воспитать в себе чувство ответственности
  • бесплатное обучение сэкономит бюджет семьи
  • возможность одаренным не столичным детям попасть в престижные учебные заведения
  • выпускной экзамен является вступительным в ВУЗ или колледж.

Сделать вывод.

- Итак, в сдаче ЕГЭ есть положительные стороны, которые трудно не заметить. Давайте теперь попытаемся понять от кого или от чего зависит ваш успех на экзамене.

Упражнение «Круг ответственности»

  Каждая группа получает лист формата А3 с нарисованным на нем кругом.

- Представьте себе, что этот круг являет собой стопроцентный успех выпускника на экзамене. Этот успех зависит от многих факторов: от работы школы, от самого учащегося, от случая, может быть от родителей… Пожалуйста, разделите этот круг на части в зависимости от того, кто и насколько, по-вашему, отвечает за ваш успех на экзамене. Может быть, вы считаете, что успех на 50% зависит от школы? А может, на 15%? Мне интересно ваше мнение!»

Вывод: успех на экзамене зависит от ...

Упражнение «Мозговой штурм»

 - У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом своими идеями, это значительно обогатит каждого из нас. Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача – просто набросать как можно больше идей.

- Озвучьте получившийся у вас список идей.

  1. - Для успешной сдачи ЕГЭ вам необходимо разработать индивидуальную стратегию подготовки и сдачи экзамена. Для этого необходимо учесть свои личностные особенности, которые вы можете использовать для получения лучших результатов. Вы уже сдавали экзамены в прошлом году, и сами можете оценить свои сильные и слабые стороны. Но советы учителей, родителей и бывших выпускников помогут вам более эффективно организовать свою подготовку к ЕГЭ.

Во-первых, – это ваши сверстники, успешно сдавшие экзамен. Чтобы получить информацию «из первых уст», можно позвонить по телефону 8-800-550-90-40 на линию «Отличник ЕГЭ». Такая линия запущена Рособрнадзором с 10 апреля 2014 года. На ней поделятся своим опытом сдачи ЕГЭ выпускники прошлых лет, успешно сдавшие ЕГЭ. А я предлагаю вам послушать советы наших лучших выпускников. (видео. Юля последняя о самостоятельной подготовке)

  1. - Рассказать о сайтах по подготовке к ЕГЭ и о подготовительных курсах. Какими печатными изданиями лучше воспользоваться вам подскажут ваши учителя. По каждому предмету есть список рекомендуемой литературы и рекомендуемые авторы.

Сайты на слайдах. Ссылки скину всем. Расскажу о курсах.

На первый взгляд, курсы мало чем отличаются друг от друга. Но это только на первый взгляд. На самом деле – есть разница в программах и качестве подготовки. Как же сделать правильный выбор? Начинаем с того, что собираем информацию. Если вы уже определились, в какой вуз будете подавать документы, значит, стоит идти на курсы при этом вузе. А если нет? Тогда задача усложняется. Прежде всего, стоит обратить внимание на сам вуз – выяснить, какое место он занимает на рынке образовательных услуг, какова его специфика, на какие дисциплины делается упор. А дальше – собирать информацию о курсах. Как правило, ее можно получить у координатора курсов.

Что стоит выяснить о подготовительных курсах:

  • сколько лет существуют подготовительные курсы
  • какова продолжительность и интенсивность занятий
  • обеспечат ли вас необходимыми раздаточными материалами

Лучше выбирать подготовительные курсы “со стажем”, проверенными программами и опытными педагогами, специализирующимися именно на подготовке в вуз.

В группах выходного дня обучение организовано по субботам и воскресеньям, что удобно для старшеклассников, которые готовятся сразу по нескольким предметам.

Долгосрочные курсы имеют ряд достоинств перед другими формами подготовки.

  • Длительный срок обучения. За год-два занятий можно наверстать пропущенное из школьной программы, детально проработать все темы и вопросы, разобраться в сложных случаях. Необходимо время, чтобы новый материал уложился в голове, поэтому долгосрочная подготовка – оптимальный вариант.
  • Равномерность нагрузки. Длительное обучение позволяет более последовательно, без рывков и перегрузок изучать материал – и не в ущерб школьной программе. Совсем другое дело – подготовка к ЕГЭ за короткий срок. Выпускники бросают все силы на краткосрочные курсы, и оценки в школе начинают “хромать”.
  • Отработанная методика преподавания. Преподаватели работают по проверенным авторским методикам, которые позволяют эффективно усваивать учебный материал. Они хорошо знают, какие темы и задания часто вызывают затруднения и подробно останавливаются именно на них.
  • Проводятся тренинги. Слушатели выполняют творческие работы, выступают с докладами, пишут сочинения. Абитуриенты учатся эффективно распределять время, правильно писать тезисы, выстраивать логику ответа и преодолевают страх перед экзаменами.
  • Чувствуется атмосфера вуза

Несмотря на все положительные стороны, у подготовительных курсов есть недостатки.

  • Обучение поставлено на поток. Занятия проходят в больших аудиториях, на потоке от 50 человек – преподаватель не в силах уделить внимание каждому абитуриенту.
  • Недостаток контроля. Существенный минус подготовительных курсов – проверять и контролировать выполнение домашних заданий преподавателям некогда.
  • Одни лекции. На занятиях всего лишь начитывают материал, такая учеба хороша для студентов, но мало эффективна для школьников, которым важно иметь постоянную обратную связь с преподавателем”.
  • Нет возможности поменять преподавателя
  • Оплата и место занятий

На курсах при вузах, как правило, нужно внести деньги за весь срок обучения вперед. Многие абитуриенты, даже разочаровавшись в курсах, продолжают ходить именно из-за того, что родители оплатили учебу. И ездить им приходится в вуз, даже если на дорогу уходит несколько часов.

Говорить о выпускных экзаменах, мы будем еще не раз, поэтому тема форума не закрыта. Вы будете знакомиться с правилами поведения и вашими правами на ЕГЭ, будете учиться заполнять бланки. Надеюсь, что форум не прошёл сегодня для вас без следа, и многие сегодня сделали для себя какие-то пометки, которые помогут улучшить вашу подготовку.

  1. Видео выпускников или анкета.
  2. Готовьтесь к экзаменам, не пускайте все на самотек и не надейтесь на «авось». Не рассчитывайте на "списать" или "мне помогут" - это не пройдёт и скачать готовые ответы на ЕГЭ тоже. Экзамен будет действительно сложным. Рассчитывайте только на свои силы, больше вам никто не поможет!

 А закончить наш сегодняшний разговор мне бы хотелось притчей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как успешно сдать ЕГЭ? Подзаголовок слайда

Слайд 3

Экзамен (язычок, стрелка у весов) в переносном значении, оценка, испытание — наиболее распространённая оценка знаний человека.

Слайд 4

По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу.

Слайд 5

Ел изавета Петровна 24 января 1755 г. подписала указ “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”.

Слайд 6

При Екатерине II 28 июня 1774 г открыто Петербургское горное училище.

Слайд 7

После Октябрьской революции экзамены были вовсе отменены.

Слайд 8

В 1932 году появилось постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

Слайд 9

Затем такие экзамены были отменены, учащиеся переводились в следующие классы по годовым оценкам.

Слайд 10

В 2007 году Государственной Думой был принят Федеральный Закон об использовании ЕГЭ на всей территории России.

Слайд 11

Обзор сайтов для подготовки к ЕГЭ http://www.ege.edu.ru Официальный сайт ЕГЭ, на котором разъясняется все, что с ним связано, достоверно, точно и актуально. http://www.fipi.ru Сайт Федерального института педагогических измерений – ФИПИ. http://www.gotovkege.ru Сайт позволяет в онлайн режиме окунуться в атмосферу проведения ЕГЭ в плане формулировки контрольных заданий, режима тестирования, которые позволят на реальном ЕГЭ сориентироваться с выполнением заданий, распределить время на трудоемкие и сложные пункты. http://www.alleng.ru Очень полезные учебные пособия для бесплатного скачивания, книги в помощь в подготовке к ЕГЭ по различным предметам, демонстрационные версии экзаменов, множество вариантов ЕГЭ, тренировочные работы.

Слайд 12

http://www.ege.do.am Включает подготовительные материалы, учебные пособия, разбор заданий, типовые примеры экзаменов по различным дисциплинам, решебники , видеоуроки , которые можно скачивать просто зарегистрировавшись. http://www.edu.ru Бесплатное онлайн тестирование по разным дисциплинам (9 вариантов на каждую), результаты высвечиваются сразу же с указанием ошибок, требуется регистрация. http://www.ucheba.pro Демонстрационные варианты с решениями и разбором ответов, а также с примерами часто допускаемых ошибок – будут хорошим подспорьем для абитуриента. Активно функционирует форум, на котором пользователи могут совместно решать трудные задачи, советоваться и подсказывать.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ»

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...

Как успешно сдать ЕГЭ

Советы участникам ЕГЭКак настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ- День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов ...

Как успешно сдать ЕГЭ?

Системе сдачи ЕГЭ скоро исполнится 10 лет.У этой неё есть свои плюсы, есть минусы. О том, насколько объективно и качественно система оценивает знания учащихся, спорят до сих пор. Тем не менее, сдавать...

Как успешно сдать ЕГЭ

Сдаем единый экзамен В этом разделе собраны рекомендации при подготовке и сдаче экзаменов Подготовка к экзаменам: советы психолога. Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровь...

Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ?

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...

«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»

Практическое занятие для родителей направлено на  развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок», и на изменение отношения родителей к проц...

Родительское собрание на тему "Как успешно сдать ГИА"

Рекомендации родителям об успешной сдачи ГИА...