В помощь классному руководителю
материал на тему
Социально-педагогическая работа с обучающимися
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка для педагога
Внешние поведенческие признаки ребенка,, находящегося в социально опасном положении
- Систематические опоздания в школу.
- Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).
- Боится идти домой.
- Убегает из дома.
- В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
- Часто беспричинно отсутствует в школе.
- Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
- Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).
- Замкнут (или депрессивен).
- Агрессивен.
- Избегает физического контакта.
- Имеет следы побоев.
- Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви).
- Имеет неприятный внешний вид.
- Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.
- Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.
- Преобладает низкая самооценка.
- Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
- Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
- Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
- Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя) в нетрезвом состоянии (эпизодически/систематически).
При наличии у ребенка четырех и более признаков
педагогу необходимо обратиться
в социально-психологическую службу.
Предварительный просмотр:
Рекомендации
классному руководителю
по работе с несовершеннолетними,
не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в Школе.
- Ежедневно вести дневник педагогических наблюдений. Накопительный материал: характеристика ученика, акты обследования семей, сведения о пропусках занятий, нарушения Устава школы и правил поведения учащихся.
- Систематически вести учет индивидуальных профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних и их семей.
- Ежедневно следить за посещаемостью занятий учащимися.
- Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
- Каждый месяц заслушивать учащихся, пропускающих занятия по неуважительным причинам на классных собраниях, заседаниях родительского комитета. При необходимости приглашать на Совет профилактики безнадзорности и правонарушений.
- Организовать работу родительской общественности с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины.
- Организовать работу самоуправления в классе. Членам комитета дисциплины и порядка поручить индивидуальное шефство за учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины.
- По итогам четверти предоставить информацию о пропусках уроков обучающихся в школьный банк данных.
- Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
- Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
- Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, использование общественных поручений.
- Вовлекать подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
- Поддерживать тесную связь с социально-психологической службой Школы.
Классный руководитель:
– Ежедневно учитывает пропуски обучающихся в классном журнале, заполняет журнал мониторинга пропусков.
– В случае пропусков обучающимся занятий по болезни, классный руководитель лично информирует об этом учителей, работающих в классе, а администрацию школы – при серьезных заболеваниях и травмах. В день выхода ученика после болезни, классный руководитель своевременно вкладывает справку в классный журнал (для отчета).
– Сообщает родителям (законным представителям) обучающихся обо всех случаях пропусков уроков без уважительных причин (по контактному телефону и ставит в известность об отсутствии ребенка в школе) во избежание усугубления ситуации.
– Сообщает заместителю директора по ВР и социального педагога о пропусках уроков без уважительной причины учащимся, превышающих 1-2 учебных дня.
– Принимает профилактические меры для предотвращения пропусков уроков без уважительных причин (должен найти ученика и побеседовать с ним лично, соблюдая нормы педагогической этики, конфиденциальности и уважения к личности обучающегося с целью выявления истинных причин пропусков уроков в школе).
- В случае пропусков уроков учащимся без уважительной причины своевременно заполнить форму «Индивидуальная работа с несовершеннолетними, не посещающими или систематически пропускающими занятия по неуважительным причинам занятия в школе» (приложение № 1 к Положению о пропусках занятий).
- В случае систематических пропусков уроков без уважительной причины, отсутствия реакции родителей (законных представителей), обратиться к администрации школы с целью проведения Совета профилактики.
– Предупреждает в письменной форме родителей, не принимающих надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования (Закон РФ "Об образовании"). Сообщает при неявке родителей по вызову о ситуации заместителю директора по ВР в форме служебной записки (приложение № 2 к Положению о пропусках занятий)
– Несет ответственность за своевременное оформление документов для постановки обучающегося на внутришкольный учет, учет в КДН и ЗП, другие органы.
Предварительный просмотр:
Выступление социального педагога Земцовой Е.А.
на совещании для классных руководителей сентябрь 2014 г.
Тема: «Взаимодействие социального педагога и классного руководителя»
1 слайд
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих проявлений.
2 слайд
Основные задачи, которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:
Классный руководитель:
- Является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми;
- Делает первичный запрос и даёт первичную информацию о ребёнке;
Социальный педагог:
- Изучает жизнедеятельность ребёнка вне школы;
- Организует профилактическую и коррекционную работу;
- Взаимодействует с общественностью для решения проблемных ситуаций.
3 слайд
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем осуществляется по следующим направлениям:
1.Социальная диагностика.
1. Используется для выявления проблем учащихся Результаты данного направления являются ключевыми при определении путей профилактической, просветительской и особенно коррекционно-развивающей работы. Составление социальных характеристик классов.
2. Совместное выявление семейного неблагополучия, учащихся, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.
3. Индивидуальные беседы с педагогами.
4. Совместное посещение семей.
5. Анкетирование, социологические опросы
2. Профилактическая работа
1. Обмен информацией по вопросам учёбы, поведения учащихся, семейного воспитания.
2. Вовлечение учащихся состоящих на внутришкольном контроле в кружки и спортивные секции.
3. Организация контроля за посещением школы «трудных» учащихся.
4. Совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного неблагополучия и детей, находящихся в социально опасном положении
5. Педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов учащихся класса и конфликтов в классном коллективе.
3. Просветительская работа
Предполагает знакомство в области педагогики, психологии, права.
1. Совместное проведение мероприятий, классных часов, родительских собраний.
2. Участие в работе педсоветов школы.
3. Выступления на психолого-педагогических семинарах, семинарах классных руководителей, педагогических консилиумах.
4. Коррекционно – развивающая работа
1. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного взаимодействия с учащимися и родителями.
2. Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель»; обучение приёмам и методам бесконфликтного взаимодействия
3. Коррекция поведения учащихся состоящих на учёте ОДН, ВШК.
5. Консультативная работа
Оказание помощи в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Консультирование по вопросам:
- заполнения социально-педагогической характеристики класса;
- профессионального определения учащихся класса;
- разрешение конфликтов;
- особенностей межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками;
- работы кружков, клубов, центров, медицинских и других организаций;
- системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями, а также профилактики правонарушений.
4 слайд
Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с трудными детьми.
В школе работа с этими детьми происходит следующим образом:
- Выявляются, заносятся в банк данных.
- После неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный контроль с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя.
- При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений и неуспеваемости,
с ними проводятся профилактические мероприятия не только специалистами школы, но и инспектором ОДН.
В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха и зависит от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.
5 слайд
В обобщении вышесказанного можно выделить 5 ключевых слов, которые объединяют деятельность социального педагога и классного руководителя.
ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование.
УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.
НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни;
формирование нравственности, воспитание трудолюбия.
ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи
в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии.
ОБЩЕНИЕ: педагог – ученик; педагог – родитель; родитель – ученик.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи: Классный руководитель: 1. Является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми; 2. Делает первичный запрос и дает первичную информацию о ребенке. Социальный педагог: 1. Изучает жизнедеятельность ребенка вне школы; 2. Организует профилактическую и коррекционную работу; 3. Взаимодействует с общественностью для решения проблемных ситуаций.
Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям: Социальная диагностика. 2. Профилактическая работа. 3. Просветительская работа. 4. Коррекционно-развивающая работа. 5. Консультативная работа
Работа с трудными детьми происходит следующим образом: 1. выявляются, заносятся в банк данных; 2. после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный контроль с последующим обследованием социальным педагогом и педагогом - психологом при непосредственной помощи классного руководителя; 3. при необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений и неуспеваемости.
5 ключевых слов, которые объединяют деятельность социального педагога и классного руководителя ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование. УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности. НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни; формирование нравственности, воспитание трудолюбия. ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии. ОБЩЕНИЕ: педагог-ученик; педагог-родитель; родитель-ученик.
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников»
- Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе
Начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
Родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность. Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя.
У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей.
- Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
Чувство «Отчуждение» выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.
Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
- Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года
Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала.
Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.
Предлагаю всем вместе разработать свои предложения по оптимизации процесса адаптации пятиклассников.
Вся группа учителей разбивается на мини-группы по 3-4 человека, каждая из которых за определенное время (10 минут) разрабатывает и представляет проект по заданным темам. Затем от группы выступает 1 человек, «защищая» разработанный проект, остальные слушают, задают вопросы, обсуждают.
Задания для групп:
выработать и написать на ватмане:
1 гр.
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:
1. Дети не знают имен учителей - на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников - на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.
2 гр.
Меры, способствующие организации работы в классе
1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
3 гр.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
• здороваемся стоя;
• не перебивать ни учителя, ни ученика;
• поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
• опоздания не допускаются;
• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
• проявлять уважение друг к другу;
• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
5. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
6. Можно подготовить и провести впервые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
7. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».
Рекомендации социального педагога классным руководителям 5-х классов
• Совместно с педагогом - психологом и социальным педагогом, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга, и т. д.).
• Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.
• Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.
Осуществлять психологическую поддержку ребенка
Для этого необходимо:
• Опираться на его сильные стороны.
• Избегать подчеркивания промахов.
• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
• Уметь взаимодействовать с ребенком.
• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
• Принимать индивидуальность каждого ребенка
• Проявлять эмпатию и веру в учеников.
• Демонстрировать оптимизм.
Поддержать можно посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам
• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Рекомендации социального педагога родителям
• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
• Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
• Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
• Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
• Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
• Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
• Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Особенности психического развития школьника (10-11 лет)
Интеллектуальное развитие:
• конкретно-операционная стадия когнитивного развития;
• способность к логическим рассуждениям;
• развитие теоретического мышления (мышление в понятиях);
• мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной точкой все, же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипотетического или противоречащего фактам предположения.
Психическое развитие:
• к концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как рефлексия, произвольность, саморегуляция;
• период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок;
• мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.
Физическое развитие:
• дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются;
• продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными;
• продолжается формирование сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива;
• увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.
Социальная адаптация:
• кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность);
• дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.
Психологическая помощь младшим подросткам в период адаптации. Причины дезадаптации у младших подростков
1. Пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту.
2. Несформированность коммуникативных навыков.
3. Недоразвитие психической сферы: отсутствие адекватной мотивации, низкая самооценка, недостаточная сформированность рефлексии, саморегуляции, теоретического мышления.
4. Профессиональная некомпетентность педагогов. Недостаточное понимание трудностей адаптационного периода.
5. Эмоциональное неблагополучие.
6. Отсутствие преемственности в работе психологов и педагогов.
7. Плохое здоровье.
Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения
• Установите и сохраните отношения взаимного уважения.
• Определите цель или причину негативного поведения подростка.
• Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
• Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.
• Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:
• совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;
• объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;
• принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;
• сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия;
• научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".
Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....
Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)
Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...
ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по ру...
В помощь классному руководителю "Классный час. Каким ему быть?"
Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру....