Система работы по воспитанию толерантности в 5-м классе
материал (5 класс) на тему
Система работы по воспитанию толерантности в 5-м классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti_v_5_klasse.docx | 17.92 КБ |
vospitanie_tolerantnosti_v_5_klasse.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по воспитанию толерантности в 5-м классе
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. (В.А.Сухомлинский)
В последние годы мы часто слышим с экранов телевизоров, от политиков и журналистов новое для нас слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Проблема формирования толерантного сознания особенно актуальна для современной России, где в последнее время участились акты терроризма, нетерпимости, обострились межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Поэтому необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Мы живем в многонациональном государстве. В наших школах обучаются дети разных национальностей, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Умеют ли они “чувствовать рядом с собой человека”, понимать его и принимать таким, каков он есть? Как воспитать толерантную личность в школе?
Поэтому мною была поставлена цель работы: дать учащимся понятие о толерантности, сформировать представления о человеке как уникальной, самоценной, неповторимой личности, воспитывать толерантное отношение к другим членам коллектива, уважение к своим правам и правам других людей, улучшать социально – психологический климат классного коллектива.
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта.
Контингент классного коллектива 6 класса “б” (в нем 19 учеников) неоднороден по социальному статусу и национальному составу, поэтому важнейшей задачей является формирование толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива.
Один из аспектов толерантности – этническая толерантность. В классе обучаются дети разных национальностей (русские, украинцы, армяне, крымские татары). Поэтому для педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
На самом первом классном часе, который называется “Украина- наш общий дом ”, говорим о том, что Украина– многонациональное государство. Чтобы все жили дружно, нужно быть терпимыми, милосердными, добрыми, справедливыми. А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны. “Уроки мужества”, экскурсии в школьный музей боевой славы воспитывают у школьников уважение к людям разных национальностей, победившим в Великой Отечественной войне.
Очень важно создать в классе благоприятные социально – психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ученикам и педагогу. Необходимо научить ребят достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты.
В 1-м полугодии был проведен круглый стол по теме “Агрессивное поведение: как его избежать?” Ребята сформулировали и обсудили правила “В нашем классе все против агрессии!” Было принято решение соблюдать следующие правила:
1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.
2. Не поддерживаем обидчика.
3. Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло.
4. Каждый ставит себя на место жертвы.
5. Обсуждаем все случаи проявления агрессии.
6. Игра должна быть честной.
7. Мы уважаем друг друга!
Дети участвовали также в анкетировании и высказали свое мнение по проблеме агрессивного поведения. Например, на вопрос о том, что могут сделать они сами, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, ребята ответили: “Не драться, не обзываться, объяснять обидчикам, что они не правы, всем разговаривать спокойно, дружить, делать друг другу больше хорошего”.
После выполнения теста и обработки его результатов было предложено обсудить следующие вопросы:
- В чем сходство и различие понятий “спор” и “конфликт”?
- Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?
- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, участвующих в конфликте?
Групповая работа имеет большое значение. Работая в группах, каждый при всей непохожести на других учится слушать и слышать, думать и сопоставлять свою точку зрения с мнением других. Также активно используются ролевые игры, обсуждение ситуаций, тесты, дискуссии.
3. Воспитание культуры поведения, культуры общения и толерантности на уроках этики.
В процессе обучения этики уделяется большое внимание нравственному воспитанию, так как именно в школьные годы закладываются основные представления о нравственных ценностях, которые становятся определяющими в жизни человека. Главные из них - семья, дружба, любовь, добро, честь, милосердие, терпимость.
Основной целью урока этики является формирование нравственных основ человеческой личности, культуры поведения и культуры общения, умения выслушивать мнение других и отстаивать правильность своей позиции. Ребенок учится ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.
По словам Л.Н.Толстого, “человек немыслим вне общества”. Человек постоянно находится среди людей, знакомых и незнакомых. Но умеем ли мы вести себя так, чтобы получать удовольствие от общения? Умеем ли мы уважать людей, сочувствовать им, умеем ли сострадать, терпеливо относиться к их недостаткам? С обсуждения этих вопросов и начинается воспитание толерантности.
Размышляя на уроках этики , дети каждый раз приходят к выводу о том, что любой человеческий поступок должен соответствовать золотому правилу морали: “Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой” – если следовать этому мудрому совету, никогда не ошибешься. Веди себя так, чтобы людям было легко и приятно жить рядом с тобой. Уважай человека, относись к нему как к высшей ценности.
Например, обсуждая проблему “Как избавиться от кличек”, пятиклассники приняли такое решение:
- Пусть каждый проверит, как он сам называет других.
- Обращаться друг к другу только по имени.
- На клички не отзываться.
- Если назвал одноклассника кличкой, извиниться.
- На необидные прозвища не сердиться.
Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия. На уроках используются также факты из жизни школьного коллектива, самих детей и их близких. Чтобы пробудить интерес детей к проблемам общения, воспитать навыки культурного поведения, проводятся тренинги общения (“Что мне в тебе нравится?”, “Чей это портрет?”, “Ассоциации”, “Мнения”). К примеру, игра “Чей это портрет?” способствует созданию доброжелательных отношений между людьми. Она проводится так: каждый из играющих выбирает в классе человека, который по многим качествам импонирует ему, и записывает на листке 5 качеств, которые особенно нравятся ему в этом однокласснике. Никто не должен сообщать другим, о ком идет речь. Затем каждый по очереди зачитывает эту характеристику, а остальные ребята пытаются определить, к кому она относится.
Наряду с коллективными формами работы используются индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе, к товарищам, к представителям других народов и иных культур.
Предварительный просмотр:
Система работы по воспитанию толерантности в 5-м классе
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. (В.А.Сухомлинский)
В последние годы мы часто слышим с экранов телевизоров, от политиков и журналистов новое для нас слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Проблема формирования толерантного сознания особенно актуальна для современной России, где в последнее время участились акты терроризма, нетерпимости, обострились межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Поэтому необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Мы живем в многонациональном государстве. В наших школах обучаются дети разных национальностей, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Умеют ли они “чувствовать рядом с собой человека”, понимать его и принимать таким, каков он есть? Как воспитать толерантную личность в школе?
Поэтому мною была поставлена цель работы: дать учащимся понятие о толерантности, сформировать представления о человеке как уникальной, самоценной, неповторимой личности, воспитывать толерантное отношение к другим членам коллектива, уважение к своим правам и правам других людей, улучшать социально – психологический климат классного коллектива.
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта.
Контингент классного коллектива (в нем 19 учеников) неоднороден по социальному статусу и национальному составу, поэтому важнейшей задачей является формирование толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива.
Один из аспектов толерантности – этническая толерантность. В классе обучаются дети разных национальностей (русские, украинцы, армяне, крымские татары). Поэтому для педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
На самом первом классном часе, который называется “Россия - наш общий дом ”, говорим о том, что Россия– многонациональное государство. Чтобы все жили дружно, нужно быть терпимыми, милосердными, добрыми, справедливыми. А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны. “Уроки мужества”, экскурсии в школьный музей боевой славы воспитывают у школьников уважение к людям разных национальностей, победившим в Великой Отечественной войне.
Очень важно создать в классе благоприятные социально – психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ученикам и педагогу. Необходимо научить ребят достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты.
В 1-м полугодии был проведен круглый стол по теме “Агрессивное поведение: как его избежать?” Ребята сформулировали и обсудили правила “В нашем классе все против агрессии!” Было принято решение соблюдать следующие правила:
1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.
2. Не поддерживаем обидчика.
3. Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло.
4. Каждый ставит себя на место жертвы.
5. Обсуждаем все случаи проявления агрессии.
6. Игра должна быть честной.
7. Мы уважаем друг друга!
Дети участвовали также в анкетировании и высказали свое мнение по проблеме агрессивного поведения. Например, на вопрос о том, что могут сделать они сами, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, ребята ответили: “Не драться, не обзываться, объяснять обидчикам, что они не правы, всем разговаривать спокойно, дружить, делать друг другу больше хорошего”.
После выполнения теста и обработки его результатов было предложено обсудить следующие вопросы:
- В чем сходство и различие понятий “спор” и “конфликт”?
- Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?
- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, участвующих в конфликте?
Групповая работа имеет большое значение. Работая в группах, каждый при всей непохожести на других учится слушать и слышать, думать и сопоставлять свою точку зрения с мнением других. Также активно используются ролевые игры, обсуждение ситуаций, тесты, дискуссии.
3. Воспитание культуры поведения, культуры общения и толерантности на уроках обществознания.
В процессе обучения этики уделяется большое внимание нравственному воспитанию, так как именно в школьные годы закладываются основные представления о нравственных ценностях, которые становятся определяющими в жизни человека. Главные из них - семья, дружба, любовь, добро, честь, милосердие, терпимость.
Основной целью урока является формирование нравственных основ человеческой личности, культуры поведения и культуры общения, умения выслушивать мнение других и отстаивать правильность своей позиции. Ребенок учится ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.
По словам Л.Н.Толстого, “человек немыслим вне общества”. Человек постоянно находится среди людей, знакомых и незнакомых. Но умеем ли мы вести себя так, чтобы получать удовольствие от общения? Умеем ли мы уважать людей, сочувствовать им, умеем ли сострадать, терпеливо относиться к их недостаткам? С обсуждения этих вопросов и начинается воспитание толерантности.
Размышляя на уроках, дети каждый раз приходят к выводу о том, что любой человеческий поступок должен соответствовать золотому правилу морали: “Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой” – если следовать этому мудрому совету, никогда не ошибешься. Веди себя так, чтобы людям было легко и приятно жить рядом с тобой. Уважай человека, относись к нему как к высшей ценности.
Например, обсуждая проблему “Как избавиться от кличек”, пятиклассники приняли такое решение:
- Пусть каждый проверит, как он сам называет других.
- Обращаться друг к другу только по имени.
- На клички не отзываться.
- Если назвал одноклассника кличкой, извиниться.
- На необидные прозвища не сердиться.
Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия. На уроках используются также факты из жизни школьного коллектива, самих детей и их близких. Чтобы пробудить интерес детей к проблемам общения, воспитать навыки культурного поведения, проводятся тренинги общения (“Что мне в тебе нравится?”, “Чей это портрет?”, “Ассоциации”, “Мнения”). К примеру, игра “Чей это портрет?” способствует созданию доброжелательных отношений между людьми. Она проводится так: каждый из играющих выбирает в классе человека, который по многим качествам импонирует ему, и записывает на листке 5 качеств, которые особенно нравятся ему в этом однокласснике. Никто не должен сообщать другим, о ком идет речь. Затем каждый по очереди зачитывает эту характеристику, а остальные ребята пытаются определить, к кому она относится.
Наряду с коллективными формами работы используются индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе, к товарищам, к представителям других народов и иных культур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Система работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ"
Проект работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ....
План работы по воспитанию толерантности
План работы по воспитанию толерантности предполагает реализацию главной цели - успешной адаптации в школьнмо коллективе учащихся из семей мигрантов и создание одинаково комфортных условий общен...
Система работы "Патриотическое воспитание через учебную и внеурочную деятельность"
Система работы преподавателя-организатора ОБЖ в школе по патриотическому воспитанию школьников через учебную и внеурочную деятельность....
«Из опыта работы по воспитанию толерантности у обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время как основа человеческого общения».
Вопрос толерантности привлекает большое внимание не только на международном, но и на государственном уровне, поскольку Россия – это многонациональное государство с разнообразным этническим и религиозн...
Система работы по воспитанию патриотизма и формированию гражданской позиции
Из опыта работты по воспитанию патриотизма....
Система работы по воспитанию патриотизма и формированию гражданской позиции
Из опыта работты по воспитанию патриотизма....
Система работы по воспитанию патриотизма и формированию гражданской позиции
Из опыта работты по воспитанию патриотизма....