Методика "Выбор"
опыты и эксперименты (8 класс) на тему
Цель: выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистической направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_vybor.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика 11. «Выбор».
Цель: выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистической направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости).
Ход эксперимента. Учащимся предлагается выполнить следующее, задание.
Как ты поступишь в следующих ситуациях? Выбери ответ, который будет соответствовать твоему поступку, или допиши свой ответ.
1. Во время каникул, когда ты собирался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?
а) Скажешь, что согласен помочь, и отложишь свой отъезд;
б) соберешь ребят и вместе с ними сделаешь всю работу за один день;
в) пообещаешь выполнить работу после возвращения;
г) посоветуешь привлечь на помощь того, кто остается в городе;
д) или...
2. Тебе дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?
а) Добросовестно выполнишь порученное;
б) привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;
в) попросишь дать тебе другое, более интересное для тебя поручение;
г) найдешь отговорку для отказа;
д) или...
3. Ты случайно услышал, как группа твоих одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в твой адрес. Как ты поступишь?
а) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;
б) переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;
в) сделаешь вид, что ничего не слышал;
г) укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие;
д) или...
4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?
а) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
б) обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;
в) попросишь освободить тебя от этой работы и перевести на другую;
г) оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать;
д) или...
5. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?
а) Потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
б) разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;
в) выразишь соболезнование тому, кого обидели;
г) сделаешь вид, что тебя это не касается;
д) или...
6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?
а) Сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба;
б) извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого;
в) постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;
г) свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;
д) или...
Обработка полученных данных.
Выбор ответа а) свидетельствует об активном, устойчиво-положительном отношении к соответствующим нравственным нормам.
Ответ б) показывает, что это отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы).
Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ в), то его отношение — пассивное и недостаточно устойчивое.
Наконец, выбор последнего ответа — свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам.
Изучив с помощью описанных выше методик нравственные отношения учащихся, далее следует посмотреть, как они реализуются в поведении детей. Сделать это можно путем анализа тех или иных конкретных поступков, используя наблюдение, анкетирование и различные виды естественного эксперимента. Приведем примеры нескольких анкет, которые учитель может предложить активу класса или родителям.