Литературная гостиная. Война и юность. Разрушение мечты.
классный час по теме
Классный час в форме литературной гостиной. Посвящён 70-летию победы и году литературы в России. Презентация https://yadi.sk/i/26d_fk9HsLTAM
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_i_yunost._razrushenie_mechty.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная в 6 классе
Война и юность. Разрушенные мечты.
Цели:
1.Обучающая
- познакомить учащихся с произведениями о ВОВ, воссоздать картины эпохи войны.
- показать историческую и воспитательную функции литературы.
2.Развивающая
- развивать творческие способности учащихся,
- формировать навыки выразительного чтения.
3.Воспитательная
- воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;
- воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям Великой Отечественной войны».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: литературная гостиная, урок-мастерская.
Оборудование, материальное оснащение: компьютер, мультимедийная презентация, заготовки открыток, фломастеры.
Ход урока.
Слово учителя
Ребята, 2015 год объявлен годом литературы в России (слайд 1), целью данного шага является привлечение внимания общества к чтению и литературе, сохранение русского языка, повышение интереса молодого поколения к книге (слайд 2).
Это очень важно, ведь литературные произведения служат не только для досуга, для развлечения, они призваны воспитывать, обучать подрастающее поколение, предостерегать от ошибок прошлого.
И сегодня на нашем классном часе мы посмотрим на ВОВ через литературные произведения, окунёмся в эту страшную атмосферу, и попробуем побывать на месте авторов (слайд 3).
-Великая Отечественная война… В этом году мы будем отметили 70-летие со дня Победы в этой ужасной войне. Сколько горя она принесла в каждый дом, в каждую семью, сколько жизней искалечила. На защиту Родины встал весь народ. А ведь многие были совсем молодыми. Впереди- вся жизнь. Хотелось жить, мечтать, любить, так же как героям незабываемого художественного фильма режиссеров Владимира Рогового и Владимира Златоустовского «Офицеры», который вышел на экраны в 1971 году.
Просмотр отрывка из фильма «Офицеры».(слайд 4)
Также закрылась дверь в будущее миллионов юношей и девушек, которые ушли на фронт. Многие молодые писатели и поэты тоже брали в руки винтовки и шли в бой. Но главным их оружием было слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Именно эти жанры, мобильные и оперативные, заняли в литературе главенствующее положение. А среди них особую роль играла поэзия, которая помогала людям жить, давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу. (Слайд №5)
- И сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких поэтов, который хотел сам рассказать о том, что видел и испытал на войне. И рассказал, а точнее, передал в своих стихотворениях. Это Давид Самуилович Самойлов (Слайд№6)
Самойлов Давид Самуилович родился в 1920 году в Москве, умер в 1990 году в Таллинне. Настоящая его фамилия – Кауфман. Мальчик рос в сугубо интеллектуальной семье. Будучи студентом, он добровольно ушел на фронт. Был рядовым бойцом, разведчиком. Война, естественно, отложилась в его поэзии, в частности, в вошедшем в поговорку стихотворении “Сороковые, роковые...”, написанном в 1961 году. Прошедшие годы, опыт позволили поэту глубже понять и осознать трагедию военных лет, с высоты зрелого возраста вспомнить себя молодым. А каким? Сейчас мы узнаем.(слайд 7)
Знакомство со стихотворением (видеоклип, слайд 8)
Осмысление
-.Какими настроениями пронизано стихотворение? Как вместе с настроением меняется интонация актера, читающего стихотворение?
-.Стихотворение как будто состоит из отдельных кадров, которые вместе представляют единую картину.
Какие картины меняют друг друга?
В первых двух четверостишиях мы видим Русскую землю как бы с высоты, в которой «просторно. Холодно. Высоко». С востока на запад, к линии фронта, идут бесконечные эшелоны с оружием, боеприпасами. Стучат колеса вагонов. А с запада на восток по дорогам движутся беженцы из районов, уже занятых фашистами, люди, у которых сгорели их дома. Многие семьи уже получили похоронки, то есть извещения о том, что мужья или сыновья погибли на фронте.
Затем крупным планом мы видим солдата на полустанке. Может быть, он только что выписался из госпиталя и ждет отправки на фронт. Мы видим бытовые, будничные подробности: «замурзанную ушанку» с вырезанной из банки звездочкой — не по уставу, «табак в кисете», «мундштук наборный».
Таким образом, в начале стихотворения поэт показывает нам землю как бы сверху. Затем на огромном пространстве, которое пришло в движение, мы видим маленькую точку-полустанок, на котором находится герой стихотворения. На фоне великой, пришедшей в движение страны он «худой, веселый и задорный». Он шутит с девчонкой и делится с ней своим солдатским пайком: «И пайку надвое ломаю...»
Затем мы видим эти годы из других, послевоенных времен глазами человека, который пытается осмыслить пережитое:
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
В этой строфе выражена мысль о том, что юность целого поколения, время, когда люди мечтают о жизни, совпало с великой трагедией народа, и желание жить заставляло людей умирать ради жизни других. В последней строфе смерть вновь противопоставлена молодости и желанию жить:
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких картин, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы.
В первом четверостишии Самойлов использует такие эпитеты, как
« сороковые, роковые, военные, фронтовые ,похоронные, эшелонные». Даже если прочитать одни эти слова, хорошо можно понять все, что хочет сказать поэт, тот эмоциональный настрой, который он хочет передать.
Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву “р”: “соРоковые”, “Роковые”, “фРонтовые”, “похоРонные”, “пеРестуки”, “Рельсы”, “пРостоРно”, “погоРельцы” . Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.)
Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным. Он вспоминает себя, каким он был веселым, задорным. Автор стихотворения видится нам человеком мудрым, многое повидавшим на своем пути.
Вспоминая свою юность, автор испытывает чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она разрушила юношеские мечты, желания, надежды. Автор говорит о несовместимости, противоположности юности и войны.
Ребята вот так через литературное произведение автор донёс до нас свой страшный жизненный опыт. Это стихотворение было положено на музыку, давайте прослушаем песню. (Для усиления эмоционального восприятия стихотворения можно предложить учащимся послушать песню «Сороковые, роковые...» на стихи Самойлова в исполнении музыканта и композитора Виктора Берковского.) (слайд 9)
Таких произведений, которые показывают войну, создано очень много. И все они призваны, чтобы люди помнили цену победы, не забывали тех, кто защищал нашу Родину, и не повторяли этого ужаса. (Песня «Журавли» , на слова поэта Расула Гамзатова, слайд 10)
Но война закончилась, наступил мир, к людям опять пришли счастье, радость, надежда. Это не могло не отразиться в литературе, музыке.
(Клип «была война» слайд 11).
Ребята, я предлагаю вам побыть немного поэтами и сочинить четверостишие о победе (на столе подсказки), записать его на открытках, которые лежат у вас на партах, и оформить эти открытки. Пусть все, кто будет заниматься в нашем кабинете посмотрит на наше творчество и подумает: «Как хорошо жить, в мире, как хорошо, что нет войны!» (Звучит весёлый клип). Музыка.
Творческая мастерская
Итог урока
-Каждый год в День Победы она звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны. Много жизней унесла война, сломав и покалечив не одну судьбу. Поэтому 9 мая встречают со слезами на глазах. Слезами радости и слезами горести. Мы всегда будем помнить великий подвиг нашего народа. Народа героя, Народа победителя! Никто не будет забыт, ничто не будет забыто! (Слайд 12)
Используемая литература
- Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. , Коровин В.И. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной, 2012г.
- Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
3.Кочергина Д.В. Литература. 6 класс.-Саратов:Лицей, 2012г.
4.Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы .
5. В.Я.Коровина. Поурочные разработки.Литература.6 класс.
6. mp3ostrov.com›
7. ru.wikipedia.org›
8. fast-torrent.ru›film/ofitseryi.html
9. prosv.ru›Издательство Просвещение›korovina_literatura_6 kl…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературная гостиная "У войны не женское лицо"
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли....
Сценарий внеклассного мероприятия. Читаем о войне. Афганистан (литературная гостиная, 7 класс)
Литературная гостиная, 7 класс...
Литературная гостиная "Русские поэты и писатели в отечественной войне 1812 года" (презентация)
Презентация содержит материал для проведения литературной гостиной "Русские поэты и писатели в отечественной войне 1812 года" (к 200-летию победы русских войск). Рассчитана для учащихся 8-11 классов....
заседание литературной гостиной "Идет война священная..."
Заседание литературной гостиной ко Дню Победы...
Сценарий литературной гостиной "Женское лицо войны"
Сценарий написан к 65-летию Великой Победы. Гостиная проведена для учителей, учащихся старших классов и ветеранов. В сценарии отражена роль женщины в Великой Отечественной войне как на фронте, так и в...
Литературная гостиная № 2 "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"
Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...
Литературная гостиная «Дети страшной той войны…»
Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...