классный час " Моя малая родина - Узловая"
классный час (6 класс) на тему

Первый директор машиностроительного  завода, который построил дома, где мы с Вами проживаем, школу нашу, магазины это Иван Иванович Федунец.

Поговорим сегодня о нем. В 1950 году Ивана Ивановича вызвали в Москву и предложили возглавить строящийся Узловский машиностроительный завод, и он согласился. Когда появился Федунец, заводу включили в план производства серийные машины – ручные пятитонные лебедки и передвижные строительные бункера, опытные – бетонорастворные агрегаты и помольные установки для шлакоцемента из горелых пород.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_moya_malaya_rodina_-uzlovaya.docx100.46 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 6 классе

Тема урока: «Моя малая Родина»

Классный руководитель: Бурлакова Н.В.

Задачи урока:

Образовательная:    

1. определить вместе с учащимися понятие «Малая  Родина»;

2. познакомить учащихся со знаменитыми людьми  Тульской области

Развивающая:          

1. способствовать логическому мышлению учащихся;

2. возбуждать мысль и интерес к предмету

Воспитательная:    

1. прививать  любовь к родному краю;

2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма

Оборудование:

карта Тульской области и города Узловая;

текстовый раздаточный материал

аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;

набор слайдов

видеофрагменты;

фотографии знатных и именитых людей  Тульской  области

Ход  классного часа:

             (Звучит песня «С чего начинается Родина?») презентация

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

            А может она начинается

            С той песни, что пела нам мать,

           С того, что в любых испытаниях

            У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

            А может, она начинается

            С веселой запевки скворца

            И с этой дороги проселочной,

            Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

            А может, она начинается

            Со стука вагонных колес

            И с клятвы, которую в юности,

           Ты ей в своем сердце принес…

Учитель:

        Именно о Родине, ребята, будет наш сегодняшний урок. И перед нами  стоит проблемная задача, которую мы должны будем решить, и звучит она так:  Является ли  Узловая  для нас всех, живущих  здесь, Малой Родиной?

Учитель:

        «О светло светлая и украсно украшена земля Русская. И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы велкими, селы дивными…Всего еси исполнена земля Русская…»

 

О чем говорят нам эти слова?

В чем их смысл?

Ответы детей:

Учитель:

        За  Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.

        С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.

        Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на доске написано слово «Родина»)        

 Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина

Ответы детей:

  • родник,
  • природа,
  • рождение,
  • родня,
  • родной,
  • народ,
  • урожай,
  •  родить,
  • родинка

Учитель:

        Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.

Текст № 1.

        «Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

        Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших  государств и земель, но одна у человека  родная мать – одна у него и Родина».

Учитель:

А что для вас, ребята, означает слово «Родина»?

Как называется наша страна?

Где она расположена?

Какие моря омывают нашу страну?

Ответы детей:

Учитель:

        И именно об этом говорит Константин Симонов.

Ученик:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда…

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Учитель:

        Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился и где живешь.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой клочок земли, где мы все сейчас живем?

Ответы детей:

Учитель:

 Покажите на карте России Тульскую область

 Ответы детей:

Кто из вас родился здесь?

А откуда сюда приехали ваши родители?

Из каких мест?

Как давно они здесь живут?

Ответы детей

Учитель:

Скажите, какие улицы нашего города носят имена знаменитых людей?

Ответы детей:

Учитель:

А чем же знаменит наш город?

Ответы детей:

  • Учитель:

Какие основные промышленные предприятия  вы знаете?

Ответы детей:

Учитель:

Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?

Без кого не было бы нашего города?

Назовите  одним словом …

Ответы детей:

  • люди

Учитель:

Какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?

Ответы детей:

Учитель:

Можно ли выделить 2-3 профессии и  сказать, что они самые главные?

Ответы детей:

Учитель:

Почему?

Ответы детей:

-  (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).

Учитель:

Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.

Ребята нашему лицею присвоили имя И.И. Федунца.

Кто знает, кто он такой?

Ответы детей:

Да это первый директор  завода, который построил дома, где мы с Вами проживаем, школу нашу, магазины.

Поговорим сегодня о нем. В 1950 году Ивана Ивановича вызвали в Москву и предложили возглавить строящийся Узловский машиностроительный завод, и он согласился. Когда появился Федунец, заводу включили в план производства серийные машины – ручные пятитонные лебедки и передвижные строительные бункера, опытные – бетонорастворные агрегаты и помольные установки для шлакоцемента из горелых пород.  

 http://www.uzlmashzavod.ru/images/03.14/getImage%2023.jpg

http://www.btula.ru/thumb.php?id=data/mods/news_images/2418aad8ca04e8d7c3ae591c087b1e8d.jpg&w=350

Повесть о настоящем директоре. К 100-летию со дня рождения Ивана Федунца

15 марта 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения Ивана Ивановича Федунца. Человека, которому город Узловая обязан своим вторым рождением. Под его руководством небольшие ремонтные мастерские за 10 лет превратились в огромный машиностроительный завод «Кран», одно из самых крупных предприятий в СССР по выпуску горно-шахтного оборудования. При его участии в городе появились новые дома, и более шести тысяч семей получили комфортное жилье. Построили Дворец культуры, спортивные объекты, профилактории и санатории, больницы, детские сады. Он не жалел себя, успевал везде. Его рабочий день – с шести утра до десяти вечера. Зачастую, без выходных и отдыха. Прожил короткую, но яркую жизнь. Такие люди – яркий пример того, как нужно честно отдавать себя любимому делу…

Трудный путь в профессию 

 

И. Федунец родился в 1914 году в деревне Верх Ачинск Новосибирской области. Обычная крестьянская семья, жили небогато, но и не бедно. Трудились – от зари до зари. И было бы все хорошо, но случилась первая мировая война, потом – революция и Гражданская война. Страна рухнула с пропасть, была страшная разруха и безвластье. По городам и селам прокатились эпидемии тифа, других болезней. Когда Ване было четыре года – умерла мать, вскоре не стало и отца. У мальчика было три старших брата, и один из них – сам в то время 15-летний подросток – воспитывал мальчика. Потом помогали дальние родственники. Жили очень бедно.

 

В 14 лет он попал в интернат для детей-сирот. Наверное, это его и спасло от голода, болезней. Закончил там школу и поехал учиться в Кемерово в горный техникум. Был отличник, получал повышенную стипендию. Но денег все равно не хватало – по ночам с ребятами разгружали биржи и вагоны. В техникуме хорошо кормили, давали по 400 граммов хлеба в день. На всю жизнь запомнил, как купил первый в жизни галстук и теплую доху, которую лютыми сибирскими зимами по очереди носили все пацаны его родного общежития. Жили тогда по правилам коммуны: все что есть – общее…

Был активным комсомольцем, верил в светлое будущее Советского Союза. И учился, и трудился только на отлично. Практику проходили на шахтах. Уже в 16 лет узнал, насколько тяжел шахтерский труд. Молодые пацаны работали парами – вместе таскали особые сумки с углем по полтора центнера каждая. Уже тогда у него родилась мысль: почему наши конструкторы не могут придумать механизмы, чтобы облегчить такую работу? Не исключено, что именно первый горняцкий опыт стал отправной точкой для того, чтобы позже посвятить жизнь производству машин по механизации шахтерского труда.

В те годы взрослели рано. Иван Федунец начал трудиться на шахтах Кузбасса. Сначала - механиком участка, позже - начальником подземного транспорта. В 23 года он – уже главный механик шахтоуправления! Затем – почти три года службы в рядах Красной Армии. Естественно, отличник боевой и политической подготовки. Возвращается на шахту имени Ворошилова...

Выстояли. Победили. Поехали на новое место 

Когда началась Великая Отечественная война, Иван Федунец и его товарищи пошли в военкомат. Просились в формируемую Сибирскую дивизию. А им ответили: быть врага – дело важное и нужное, но кто будет ковать оружие для этого? Приказ – работать на победу!

В ноябре 1941 года в Прокопьевск привезли оборудование эвакуированного из Донбасса небольшого машиностроительного завода. И. Федунец, которому в этот момент было 27 лет, становится его директором. По сути, это были небольшие мастерские, но за четыре года войны они превратились в настоящий и отличный Прокопьевский механический завод. Там на здании заводоуправления и по сей день, висит памятная доска о том, что первым директором предприятия был Иван Иванович Федунец.

Сначала здесь делали корпуса для мин и снарядов. Работали так, что нередко оставались ночевать прямо в цеху. Руководить коллективом, который почти сплошь состоял из подростков, женщин и стариков, было невероятно трудно. Многие из них за годы войны лишились мужей и отцов. Но с работы не уходили. Знали – их продукция нужна фронту.

  

Иван Иванович работал наравне со всеми. За свой труд получил множество наград – от почетных грамот до медалей и орденов. У него появилась семья, родилась дочь и двое сыновей (дети и внуки, когда выросли, пошли в науку – стали кандидатами и докторами наук). А Иван Иванович стал коммунистом, его избрали депутатом горсовета, очень уважали и ценили. Казалось, дальнейшая судьбы так и будет связана с Кузбассом. Тем более что завод с конца войны начал заниматься ремонтом и производством горно-шахтного оборудования. Того самого, которое облегчает труд горняков, и о котором в юности мечтал наш герой…

 

Но жизнь распорядилась иначе. В 1950 году Ивана Федунца пригласили в Москву. Сказали прямо: в городе Узловой, что недалеко от Тулы, наметили построить крупный машиностроительный завод по выпуску горно-шахтного оборудования. Благо, шахт там – великое множество. Пока есть небольшие мастерские, но дела идут не слишком хорошо. Нужен настоящий директор – коммунист, лидер, знающий специалист и руководитель. Возьмешься?

Он согласился. И вся семья поехала в Узловую. Его жена позже вспоминала – когда увидела вместо нормальных домов рассыпающиеся бараки, бездорожье, а вместо завода – небольшие мастерские – сердце

упало. Опять все начинать с нуля! Однако промолчала, и стала помогать обживаться на новом месте…

Эпоха больших свершений 

Наверное, кто-то скажет, что это был классический тип руководителя «сталинских времен». «Горевший» на работе, не знающий жалости к себе, но и не жалевший других. Это будет и правда и не вполне правда.

Иван Иванович действительно «жил» на заводе. В шесть часов утра – он уже там. В десять часов вечера – по-прежнему там же. Несколько раз за день обязательно пробежится по всем цехам и стройкам. Проведет совещания-«летучки» на рабочих местах. Пообщается с простыми тружениками, спросит о нуждах и успехах. Отругает нерадивых, похвалит передовиков. Он обладал изумительной памятью, многих работников из шеститысячного коллектива знал в лицо, по имени-отчеству. Помогал с жильем, лечением, деньгами, хлопотал о строительстве детского сада, дворца культуры, стадиона. Помогал школам. Человечный был человек.

Но бывал и строг. Иногда попадались откровенные лентяи и бездари. Таких увольнял. Силу воли имел – на зависть другим. Никогда не позволял собою «управлять». Как-то пришел в литейный цех, а там – «буза»: рабочие побросали инструмент, наседают на начальника, требуют снизить нормы выработки по обрубке литья. А то, мол, слишком тяжелая работа, а зарплата – мизерная. Народ – горячий, сплошь «дети войны» да фронтовики. Директор подошел, начал говорит, убеждать. Не слушают! Кричат, наседают. Тогда Иван Иванович сбросил пиджак, схватил инструмент, крикнул нормировщику – «время засекай!» - и начал обрубать только что отлитые детали. Рабочие сгрудились, смотрят. Через пару минут закричали – хватит, хватит! Не тут-то было: директор закончил работу до конца, спросил – как, мол? Оказывается, не только в норму уложился, но еще массу времени сэкономил…

Другой раз пришел в механический цех, а там – пусто. Лишь один пожилой рабочий трудится. «Где все?» - спрашивает директор. «Так зарплату же дали. Пьянствуют» - отвечает рабочий. «А ты чего не пошел?». «Желудок больной, врач не велел». Иван Иванович даже спрашивать не стал, куда народ пошел «отдыхать» - знал. Быстро зашагал и скоро очутился на железнодорожной станции, в буфете. Здесь был почти весь цех. Мужики - «на взводе», увидев руководителя, полезли обниматься: «штрафную» ему, пусть с работягами выпьет! А И. Федунец отыскал глазами руководителя цеха, подошел, взял за грудки, как следует, встряхнул и сказал: «Эх, ты, столоначальник!». И ушел. Веселье сразу утихло, больше такого не было никогда. Кстати, роста Иван Иванович был вполне среднего, но коренастый, сильный – настоящий сибиряк…

Когда на заводе «Кран» по инициативе директора открылся вечерний факультет Тульского политехнического института, Иван Иванович одним из первых поступил учиться. Местные инженеры выражали готовность помочь в работе над курсовыми работами, дипломным проектом. Отказался наотрез. Книги читал, чертежи рисовал по ночам. Очень гордился тем, что честно получил диплом о высшем образовании. Считал это одним из главных достижений в своей жизни…

9 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей в работе Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» группе работников предприятий машиностроения, в числе которых был и Иван Иванович Федунец. Гуляла вся Узловая. По-хорошему гуляла, радовались люди за своего директора.

 

Ну, а в 1971 году успех праздновал уже весь коллектив завода. За досрочное выполнение коллективом предприятия заданий пятилетнего плана по выпуску высокопроизводительной горной и подъемно-транспортной техники и осуществление комплексной механизации производства предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Узловая, превратившаяся из «станционного поселка» в город машиностроителей и железнодорожников, высыпала на улицу…

Через год, 31 мая 1972-го, Ивана Ивановича Федунца не стало. Ему было всего 58 лет. Похороны были многолюдными, все прилегающие к заводу улицы были забиты народом. Директора хоронил весь город. Гроб несли на руках до самого кладбища.

Вскоре Совет Министров РСФСР выпустил постановление: «Принять предложение о присвоении имени И. И. Федунца Узловскому машиностроительному заводу и впредь именовать его «Узловский машиностроительный завод имени И. И. Федунца»…

Вместо эпилога

Сегодня наши высокие чиновники часто говорят о том, что у Тульской области есть несколько узнаваемых «брендов» из числа традиционных профессий, а также великих оружейников, мастеровых людей, руководителей. Мол, нужно их «продвигать» в масштабах всей России, превращать область в туристический край. Может быть, и надо.

 

Но в данном случае не хочется использовать иностранное слово. В недавней истории Тульского края и города Узловая был великий директор, человек-эпоха, Иван Иванович Федунец. Нам повезло, что он жил и трудился здесь. Он навсегда останется в памяти людей.

 

Нынешнее «безвременье» обязательно кончится. Уйдут в никуда те людишки с липкими руками и бегающими глазами, которые разорили завод «Кран». Сгинут «умелые менеджеры», превращающие область мастеров в территорию наживы. Обязательно вырастут новые руководители, которым будет близка судьба родной земли, ее экономики и людей. Иначе быть не может. Иначе не будет России.

 

Иван Иванович Федунец – образец настоящего труженика, патриота, инженера, руководителя. Директор с большой буквы.

Спасибо ветеранам завода «Кран», которые его помнят. Спасибо за то, что предоставили материалы для подготовки этой статьи. И с праздником 100-летия со дня рождения великого человека!

26 мая нашему лицею присвоили его имя.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Учитель:

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось?

А что понравилось?

Кто такой патриот?

Что значит для вас слово «Родина»?

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

классный час "Моя малая родина"

В разработке классного часа вы узнаете об истории возникновения села, о людях, проживающих в нем....

Классный час "Моя малая Родина"

Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и ...

Классный час "Моя малая Родина - край Нижегородский"

Материал рассчитан на занятия с детьми 11-13 лет. Разработка включает в себя викторину по истории Нижегородского края, а также мероприятие по истории Богородского района....

классный час " Моя малая родина - Узловая

Первый директор  завода, который построил дома, где мы с Вами проживаем, школу нашу, магазины - это Иван Иванович ФедунецПоговорим сегодня о нем. В 1950 году Ивана Ивановича вызвали в Москву и пр...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...