Деловая игра "Выборы президента"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Букина Наталья Валентиновна

Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей – одна из важнейших задач школы.

Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов.

Современные школьники испытывают серьезные затруднения по вопросам избирательного права. Внеклассные мероприятия способствуют расширению правовых знаний. Особый интерес вызывают вопросы избирательного права. Актуально формирование знаний по избирательным процедурам, умению проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, защитить свои избирательные права – все это необходимо будущим участникам демократических выборов, которые должны знать не только “Как голосовать”, но и “За кого голосовать”.

Предлагаем методическую  разработку  деловой игры "Выборы президента ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx57.8 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра "Выборы президента"

Цели игры: 

  • Показать учащимся различные формы участия граждан в политической жизни страны.
  • Сформировать потребности социально-активного поведения.

Оборудование: 

  • Компьютер
  • Мультипликационный проектор
  • Экран
  • Подписные листы
  • Агитационные листы
  • Бюллетени для голосования
  • Урна для голосования

ХОД УРОКА

Ученица произносит монолог: «Право, такое затруднение — выбор. Если бы еще один, два человека, а то четыре! Как хочешь, так и выбирай. Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав. Иван Кузьмич тоже недурен. Да если сказать правду, Иван Павлович, тоже, хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Бальтазар Бальтазарович опять мужчина с достоинствами. Уж как тут трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Бальтазара Бальтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича, я бы тогда тотчас же решилась. А теперь, поди подумай! Просто голова даже стала болеть. Я думаю, лучше всего кинуть жребий. Положиться во всем на волю Божию...»

Учитель: О чем шла речь в инсценировке?

Ученики: О выборе.

Вступительное слово учителя: Выборы, выбирать. С этим словом мы очень часто сталкиваемся в повседневной жизни. Мы выбираем школу, товары в магазине, спутника жизни. От этого выбора зависит наша с вами жизнь. Но иногда от нашего с вами выбора зависит не только наша с вами жизнь, но жизнь всей страны. Я говорю об участие граждан нашей страны в выборах Президента, Депутатов Государственной Думы, депутатов Законодательного собрания , мэра города, депутатов городской думы. Вы сейчас учитесь в школе, но пройдёт несколько лет,  и вы станете полноправными гражданами Российской Федерации.  Каждый гражданин через выборы реализует свое право голоса, а право голоса – это одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе. Демократии нужно учиться со школьной парты, для этого необходимо осознавать свои интересы, иметь желание их реализовывать, быть политически активным.

 Сегодня на уроке у нас есть возможность не только получить теоретические учения по такой важной теме, как выборы Президента, но и самим побыть в роли кандидатов в президенты и избирателей.

Итак, сегодня,  29 февраля 2012года, мы начинаем игру: «Выборы Президента».

Внимание на экран:

  • Президентом РФ может быть избран граждан России, проживающий на её территории не менее 10-ти лет.
  • Президентом РФ может быть избран граждан России не моложе 35 и не старше 65 лет.
  • Однако одно и тоже лицо не может занимать должность Президента более 2-х раз подряд.
  • Президент РФ избирается на 4 года.
  • Выборы назначаются Советом Федерации за 4 месяца до истечения полномочий действующего президента.
  • Выдвижение кандидатов в Президенты начинаются со дня объявления выборов и заканчиваются за 45 дней до выборов.
  • Регистрация кандидатов в Президенты начинается с моменты объявления выборов и заканчивается за 35 дней.
  • Предвыборная агитация кандидатов начинается с днём регистрации и заканчивается за 1 день до выборов

Первый этап игры  «Избирательная комиссия».

Итак, начинается работа по созданию избирательных округов и участков. Избирательный округ –это территория, от которой граждане РФ избирают депутата или другое избирательное лицо.

 А вот избирательный участок – это место, где проводится голосование, и подсчитываются количество голосов. На избирательном участке должно проживать не менее 3 тысяч избирателей. Создаваться они могут в больницах, домах отдыха, школах (как в нашем случае). Списки избирательных округов и участков формируется избирательная комиссия.

Внимание на экран:

1.Участковые избирательные комиссии — формируются в период избирательной кампании (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

2. Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

3. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации— действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов)

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) — работает на постоянной основе,  возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента Российской Федерации, выборы депутатов Государственной Думы)

                 mhtml:file://D:\Деловая%20игра%20_Выборы%20президента_%20__%20Статьи%20Фестиваля%20«Открытый%20урок».mht!img2.gif

Учитель: А для чего нужны  участковые избирательные комиссии, мы спросим у члена избирательной комиссии ………   .

ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

(По Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации): 

  • Оповещает население о своём адресе и номере телефона, времени работы, а также о дне и месте голосования;
  • Составляет список избирателей по избирательному участку;
  • Проводит ознакомление избирателей со списками избирателей, рассматривает заявление об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
  • Обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
  • Контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
  • Организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
  • Производит подсчёт голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке;
  • Рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Учитель: Вот наша участковая  избирательная комиссия.  В роли Председателя Центральной избирательной комиссии Харцев Г.В.(ведущий специалист муниципального образования «Паустовская»; в роли Секретаря участковой избирательной комиссии Ситкова С.А(учитель начальных классов).; Родионов В.(учащийся 9 класса) и  Гаврилова Мария(учащаяся 8 класса)  выступают в роли членов  участковой избирательной комиссии.

Учитель: Следующий важный шаг в ходе избирательной компании – выдвижение кандидатов.

Экран: mhtml:file://D:\Деловая%20игра%20_Выборы%20президента_%20__%20Статьи%20Фестиваля%20«Открытый%20урок».mht!img1.gif

Слово для выступления предоставляется Председателю участковой  избирательной комиссии Харцеву Г.В. (выступление):

 - «На имя председателя избирательной комиссии поступило письменное уведомление от Букиной Алины Игоревны  и Шурыгиной Елены Викторовны  в том, что они выдвигают свою кандидатуру в президенты РФ, также поступило уведомление от Михайловой Татьяны Николаевны о том, что он дает согласие баллотироваться в президенты РФ от избирательного объединения 8 класса.

 Также поступило письменное заявление от кандидата в президенты Букиной Алины Игоревны  с просьбой зарегистрировать ее доверенным лицом Гаряеву Ксению Владимировну  и от Сидорова Андрея Андреевича  поступило заявление, в котором он дает согласие быть доверенным лицом Михайловой Татьяны Николаевны. Шурыгина Елена Викторовна просит зарегистрировать ее доверенное лицо Егорову Екатерину Алексеевну.

Чтобы быть зарегистрированным в кандидаты, нужно собрать подписи не менее двух  миллионов  избирателей. В этом помогают  доверенные лица. Просьба доверенным лицам занять свои места.

Учитель: Помощники  получают подписные листы, которые они должны заполнить за 2 мин и  собрать как можно больше подписей. Если помощник соберет меньше 5 подписей, кандидат не будет зарегистрирован.
Подписные листы собрали.  (музыка)

Учитель: Слово избирательной комиссии.

Председатель избирательной комиссии:

Доверенным лицам пришлось немало потрудиться, чтобы собрать необходимое число голосов в поддержку своих кандидатов. Они сдали подписные листы в избирательную комиссию. Мы проверили эти списки, в них нет повторов фамилий. Кандидаты были зарегистрированы и сейчас мы им вручим удостоверения в том, что они являются кандидатами в  президенты РФ».mhtml:file://D:\Деловая%20игра%20_Выборы%20президента_%20__%20Статьи%20Фестиваля%20«Открытый%20урок».mht!img4.gif

II этап игры «Предвыборная агитация»

Предвыборная агитация начинается с момента регистрации кандидатов и заканчивается за сутки до выборов.

Уважаемые кандидаты, избиратели, оппоненты и наблюдатели, мы с вами присутствуем на встрече с кандидатами в президенты РФ.  Здесь также присутствуют их доверенные лица, избиратели, представители средств массовой информации. Прошу кандидатов в Президенты и их доверенных лиц, занять свои места в этом зале.

Учитель: Слово для выступления предоставляется Гаряевой Ксении Владимировне  и кандидату в президенты  Букиной Алине Игоревне. (выступление).

Учитель: Слово предоставляется кандидату в президенты Михайловой Т.Н.  и доверенному лицу Сидорову Андрею Андреечу. (выступление).

Слово для выступления предоставляется Егоровой Екатерине Алексеевне и кандидату в президенты  Шурыгиной Е.В. (выступление).

 Учитель: Уважаемые избиратели,  вы, ознакомившись с программой кандидатов, с биографическими сведениями о них, сейчас можете  получить ответы на интересующие вас вопросы.

- …………….-ученик …… класса. Вопрос кандидату в президенты …….. ..          , если вы узнаете, что за вас проголосует всего лишь 8% избирателей и вам не победить на выборах, пойдете ли вы голосовать? Спасибо.

 - Конечно, пойду. Знаете, есть такая поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», я себя отношу к этой категории солдат. Я непременно пойду на выборы и сделаю свой выбор.

-………………..–……………………... Вопрос кандидату в президенты . Елена ……..у В.Маяковского есть такая строчка: «Голос единицы тоньше писка…» - как вы относитесь к этому высказыванию? Спасибо.

 - Я считаю, что результат выборов зависит от мнения каждого человека, независимо от того, какой он пост занимает. Как раз от таких единиц зависит будущее страны.

-……………    .   Вопрос доверенному лицу кандидата в президенты ………..            ……….: «…….., о достоинствах вашего кандидата мы уже слышали, но ведь у каждого человека есть свои недостатки, над которыми необходимо работать. Какие недостатки, на ваш взгляд, есть у ……? Спасибо».

 - Да, как и у каждого человека, у …………. есть свои недостатки, но, поверьте, на работе в занимаемой должности, если его изберут  президентом - это не отразится.

Учитель: Вот вы и познакомились с предвыборными платформами кандидатов на пост Президента РФ. Хочется, чтобы вы отнеслись серьезно к выборам Президента, хоть это и игра. Поэтому хорошенько подумайте, прежде чем ставить галочку в избирательном бюллетене.

 Давайте поблагодарим кандидатов за проделанную работу, за то, что они нашли смелость выставить свою кандидатуру, достойно представить свою программу и себя. Наша встреча подошла к концу. С этого момента прекращается всякая агитация. Избирательную комиссию прошу  подготовиться к работе.

III этап игры  «Голосование и подведение итогов выборов»

Экран:

  • О месте и времени голосования участковая избирательная комиссия должна сообщить за 20 дней (раздают избирателям)

Уважаемый избиратель!
Ваш избирательный участок находится по адресу:
Деревня Паустово улица Центральная, д. 56

Голосование состоится    29 февраля    2012г.
С 8.00.   до    20.00ч.

  • Участие в выборах добровольное дело граждан РФ.
  • Выборы проходят в один из выходных дней.
  • Каждый избиратель голосует лично.
  • Избирательные бюллетени выдаются по предъявлении документа
  • Избиратель, не имеющий возможности принять участие в выборах в день голосования, может получить открепительный листок и проголосовать на любом другом участке.

Экран:

  • Участвовать в выборах могут граждане РФ с 18 лет
  • Лишенные избирательного права лица, признанные судом недееспособными
  • Лишенные  избирательного права лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда

Учитель: Вот и настал долгожданный  торжественный день. Мы с вами находимся  на избирательном  участке. Первыми пришли сюда члены избирательной комиссии. Здесь присутствуют: наблюдатель, в роли которого выступает Варакин Д..С.; представитель прессы в лице Егоровой Екатерины и Сидорова Андрея. В присутствии избирательной комиссии, наблюдателя, прессы, мы осматриваем избирательную урну - она пуста, опечатываем ее и ставим в положенное место. Затем с соблюдением чётких правил в ящики опускаются бюллетени тех, кто проголосовал досрочно.

- Избирательная комиссия, вы готовы встречать избирателей?

- Председатель Избиркома: Да. Избирательная урна опечатана, избирательная комиссия присутствует в полном составе, списки избирателей готовы, бюллетени в наличии – значит можно приступать к голосованию. 

Учитель:  К этому дню вы уже внимательно ознакомились со списками кандидатов, с предвыборными платформами кандидатов, посетили предвыборные собрания, может быть, посетили избирательный участок, заранее ознакомились с образцами избирательных бюллетеней и т.д.
Очень важно: вы уже сделали свой выбор – до того, как получили избирательный бюллетень. Вы пришли, хорошо зная, за кого вы будете голосовать и за кого – не будете.

Что же представляет собой помещение для голосования?

Процитирую выдержку из Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»: «В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины – специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями».

Экран: видеоролик «Помещение для голосования»

Экран:

  •  Вам выдадут избирательные бюллетени. При выборах Президента РФ избиратель получает один бюллетень, в алфавитном порядке приведены фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных  кандидатов и их место жительства
  • При этом вы должны проставить в лежащем на столе списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности.

Вы ставите крестик или другой знак в квадратике против фамилии одного кандидатов            (в зависимости от ваших личных  предпочтений).

  • Пометку  на бюллетенях (в квадратиках) вы делаете в кабине. Карандашом делать пометки нельзя. После чего выходите из кабины и опускаете бюллетени в один из ящиков для голосования. На этом для вас как для избирателей процесс голосования заканчивается .

Учитель: процедуру голосования вы знаете, и теперь желающие могут проголосовать. Помните о том, что избирательный бюллетень вам выдадут только по предъявлению документа.

(Участники голосуют).

Репортаж с избирательного участка.

Корреспондент Егорова Екатерина(ученица 8 класса):

 - Уважаемые избиратели, сегодня, … февраля  2012 года, мы с вами находимся на избирательном участке МБОУ «Паустовская основная общеобразовательная  школа Вязниковского  района Владимирской  области».  Я обращаюсь к Председателю избирательной комиссии: «Геннадий Владимирович, сегодня для вас напряженный день, что вы можете сказать об активности избирателей?»

 - Активность избирателей выше, чем ожидалось.

 - Корреспондент: Если можно, несколько слов для избирателей.

Следующий этап этих выборов – подведение итогов выборов.

Учитель: процедура  подсчета голосов включает ряд существенных требований, которые строго соблюдаются членами избиркома, в частности, проверку целостности печатей и пломб на ящиках, отсев недействительных бюллетеней и т.д.
Действительные бюллетени членами избиркома группируются по каждому кандидату, затем подсчитывается их количество.
После этого в присутствии наблюдателей и других аккредитованных лиц составляется протокол по итогам голосования (в трех экземплярах), который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в соответствующую территориальную  избирательную  комиссию, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.

Экран:

Учитель: Выборы признаются состоявшимися, если за кандидата проголосовало не менее 50% от списочного состава избирателей.
И еще одно существенное уточнение. Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран (то есть не получил более 50% голосов), Центризбирком назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Оно проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов общих выборов, По итогам повторного голосования избранным считается тот кандидат, который получил большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Учитель: Слово избирательной комиссии:

Выборы президента признаются состоявшимися. Согласно протоколу голосования по выборам Президента РФ от ….. февраля 2012 года: общее количество избирателей, принявших участие в голосовании – …..;                                                                                          количество выданных бюллетеней – …;                                                                                               количество бюллетеней, оказавшихся в урне – ..;                                                                  недействительных бюллетеней  в избирательной урне не оказалось;                                                                                            количество избирателей, проголосовавших: «За»:  Миронову Маргариту Сергеевну  – ….  ; Шурыгину Елену Викторовну - ……;                                                                                          Михайлову Татьяну Николаевну - ….  .                              

Большинство голосов набрал кандидат_______________ . Поздравляем его.

- Уважаемые избиратели!  Я искренне благодарю вас за оказанное мне доверие. Я думаю, что вы высоко оценили мою программу и уверены в моих силах. Я же в свою очередь постараюсь оправдать ваши надежды и намеченную мною программу выполнить достойно. Спасибо всем за поддержку.

Учитель: сегодня мы выбирали президента РФ, вы приняли самое активное участие в этой игре, но некоторые граждане не хотят идти на избирательные участки и    голосовать. Как вы относитесь к позиции неучастия в выборах?

Предполагаемые ответы:

- Если каждый человек будет рассуждать, что выборы обойдутся без него, то так может и случится, но может быть такое, что из-за одного голоса выборы могут быть признаны недействительными, и тогда будут назначены новые выборы, вновь начнется избирательная кампания – а ведь это немалые деньги.

- Я считаю, что в день выборов обязательно нужно идти на избирательные участки и голосовать. Но не просто приходить и ставить галочку за кого придется, а выбирать более достойного из списка кандидатов, а для этого необходимо более внимательно следить за информацией в период избирательной кампании.

- Я считаю, что люди, которые не ходят на выборы – безразличны ко всему происходящему вокруг, а от этого безразличия страдаем в первую очередь мы.

- Я считаю, что каждый сознательный гражданин обязан сделать свой выбор. Многие сетуют, что жизнь недостаточно хороша, кругом несправедливость. Но ведь граждан нашего государства, реализуя свое право голоса, могут изменить ситуацию, если не изменить, то хотя бы попытаться.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке  вы приобрели практические навыки участия в голосовании. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны.

Я думаю, что вы постараетесь сделать все необходимое, чтобы наша жизнь стала лучше, жизнь граждан достойнее. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Деловая игра "Выборы президента"

Деловая игра помогает формировать у учащихся умения и навыки участия в выборной кампании, способствует формированию активной жизненной позиции, идеалов свободы, демократии, гражданственности и любви к...

Деловая игра "Выборы президента".

Показать учащимся формы участия граждан в политической жизни страны. Сформировать потребности социально-активного поведения. Оборудование: Компьютер Подписные листы Агитационные листы...

Деловая игра по теме: «Выборы президента МОУ Шарагольская СОШ»

Деловая игра по теме: «Выборы президента МОУ Шарагольская СОШ»...

Сценарий деловой игры в гимназии "Выборы президента гимназии"

Сценарий деловой игры в гимназии "Выборы президента гимназии"...

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...