Терроризм - угроза 21 века
классный час (7 класс) на тему
Классный час посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terrorizm.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
"Терроризм - угроза 21 века."
Цели:
- сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении;
- акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;
- содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости;
- содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана);
-ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта (памятка каждому учащемуся).
Ход классного часа:
1. Что такое терроризм
Термин «терроризм» вошел в употребление еще в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. В современной литературе под терроризмом понимают:
а) политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;
б) метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, и т. д. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов.
Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.
С 1970-х гг. широко используется термин «международный терроризм», определение которому дает проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН. В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом. В Уголовном кодексе РФ существуют четыре специальные нормы о терроризме: террористический акт (ст. 66), террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67), терроризм (ст. 213/3), заведомо ложное сообщение о терроризме (ст. 213/4).
По законам Российской Федерации терроризм (от лат. terror – «страх, ужас») относится к числу самых тяжких преступлений.
Советская Россия не сталкивалась со серьёзными проявлениями терроризма до начала 70-ых годов. За годы, прошедшие после ВОВ, люди стали привыкать к спокойной жизни. Казалось, что террористы – это атрибут Запада и Арабского Востока. В 80-ых годах терроризм, к сожалению, стал обыденным явлением российской действительности.
С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.
Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад («священная война»), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся «живыми бомбами» - обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.
Давайте вспомним:
Захват автобуса с детьми 1 декабря 1988 г. в Минеральных водах;
газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек);
Буденновск, 1995год;
взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек);
взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек);
Взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве, прогремевший 8 августа 2000г;
атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек);
захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников);
взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300);
взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек);
в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек);
захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети);
Страшно подумать, но этот список можем продолжить…
2. Трагедия в Беслане
Прошло 11 лет со дня, пожалуй, одной из самых страшных в истории современной России трагедий, глубоко потрясших не только российскую, но и всю мировую общественность.
1 сентября 2004 года группа вооруженных террористов захватила школу в небольшом городке Беслан в Северной Осетии. В руках боевиков, действовавших, как потом было установлено, по приказу Шамиля Басаева, оказалось более 1200 человек. В основном это были дети и женщины. Три дня их держали в нечеловеческих условиях, практически не давая воды и еды. 3 сентября спецназ был вынужден пойти на штурм, в ходе которого свыше 300 человек погибли и около 600 получили ранения.
Давайте вспомним события тех дней.
• 1 сентября: 8:00
Рано утром 1 сентября возле школы № 1 в Беслане собралось множество людей. Это были школьники, а также их родители, пришедшие на торжественную линейку, посвященную Дню знаний. "Девочки были в синих платья, белых фартуках, с белыми бантами. Такими красивыми детей я никогда не видела", - вспоминает директор школы. Многие пришли целыми семьями, взяв с собой детей дошкольного возраста, в том числе и грудных малышей.
• 1 сентября: в 9:08 начался захват школы. В начале десятого возле школы остановился ГАЗ-66. Оттуда выскочили боевики, которые сразу же приступили к захвату учебного заведения. Как вспоминают очевидцы, их было человек 10-12, не больше. Один - в черном халате, остальные - в камуфляже.
• "Боевики еще не подошли к линейке, как начали греметь выстрелы. Подумали, какой-нибудь богатый привел ребенка в школу - и ему фейерверк. А потом начали шарики взлетать. Все побежали в сторону спортзала. Я взяла детей и побежала к котельной. Один бандит наставил на меня автомат и сказал: "Беги в спортзал". Мы развернулись. Загоняли нас всех полукругом, как овец", - рассказывает мать одного из школьников.
• 1 сентября: 10:00
К десяти утра все заложники были согнаны в спортзал. "Было очень-очень тесно, потому что собралась огромная масса людей – свыше тысячи человек. Они требовали постоянно тишины, стреляя в воздух. Потом приказали, чтобы все сели. Один мужчина попробовал всех успокоить: "Давайте послушаем, что они хотят сказать". Непроизвольно он перешел на осетинский язык. И вот этот их Полковник (главарь террористов Руслан Хучбаров) скомандовал, чтоб он встал на колени, и спросил: "Все сказал?" Мужчина говорит: "Да" - и тогда Полковник выстрелил в него из автомата", - вспоминает один из бывших заложников.
• Сразу после того, как людей посадили, террористы стали минировать помещение. "Они стали раскатывать катушки. Гирлянд было две штуки. На одной висело семь бомб, на другой - восемь. Все самодельные, обвязанные скотчем, размером как большая банка кофе. Пластмассовые, сквозь них просвечивали кусочки металла. А две большие они вложили в баскетбольные кольца. Еще одну гирлянду они сделали в проходе. Там были две противопехотные мины заводского исполнения", - цитирует издание слова очевидца.
К этому времени в здании горадминистрации – в 200 метрах от школы – уже создали антикризисный штаб.
• 1 сентября: 11:30
К 11.30 школу окружили части 58-й армии и весь личный состав бесланской милиции. Вокруг школы собирались родственники заложников. В школе же готовились к длительной осаде: мужчин боевики использовали для работы - заставляли баррикадировать все окна, все двери, входы, снимать доски с класса, заваливать окна. После этого их поставили около кабинета географии в две шеренги на колени.
"Там были две шахидки. Нам сказали, что мы должны погибнуть, - и шахидки взорвались. Я очнулся от того, что кто-то сильно стонет, но почти ничего не слышал. Я поднялся, вокруг лежали изуродованные тела мужчин. Потом нас заставили снять одну из дверей класса. На ней, как на носилках, оставшиеся в живых носили на второй этаж тех, кто погиб, и тех, кто был сильно ранен", - рассказывает один из уцелевших.
• 1 сентября: вторая половина дня
Во второй половине дня в антикризисном штабе собрались президент Северной Осетии Дзасохов, спикер парламента Таймураз Мамсуров, глава УФСБ Валерий Андреев, заместитель генерального прокурора Сергей Фридинский, депутаты Госдумы Дмитрий Рогозин и Михаил Маркелов. К ночи приехал известный детский врач, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. К школе подтянулось подкрепление из бойцов спецподразделений ФСБ "Альфа" и "Вымпел".
• 2 сентября: ночь
Боевики решили пойти на контакт – они вызвали на переговоры президента республики Дзасохова, однако вместо него по телефону с террористами связался Леонид Рошаль. Конкретных требований они не выдвигали. В разговоре Л. Рошаль попытался добиться возможности передать в школу воду и еду, отпустить младших детей, женщин. На все предложения ответ был один: "Нет".
• 2 сентября: утро
На второй день с утра состояние детей ухудшилось. Кто падал в обморок, кому становилось плохо, кого откачивали. Детей перестали пускать к кранам с водой.
"Дети брали стаканчики и просили: "Дайте мочу, дайте мочу. Мы хотим пить". Один из террористов проходил и говорит: "Вы что, мочу пьете? Вы что, свиньи, что ли?" Я говорю: "Тогда дайте воды. Если вы нас убить решили, хотя бы перед смертью воды дайте. Пусть дети хотя бы выпьют". Он ничего не сказал", - рассказала газете экс-заложница.
• 2 сентября: день
В 15.30 в школу вошел экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. Террористы передали ему список требований - от Шамиля Басаева президенту Владимиру Путину. Из школы он вышел с 12 женщинами, на руках у которых было 15 грудных детей.
• 3 сентября: утро
К школе из Владикавказа подтянули танки и БТР. Родственников, окружающих школу, при этом успокаивали, заверяя, что штурма не будет. В самой же школе детям и другим заложникам стало совсем тяжело. "Там уже не только о воде, о воздухе речь шла. Многие дети без сознания лежали. Выходить не разрешали. Из тренажерного зала шел прохладный воздух, и я попросила: "Можно, чтобы дети подышали?" Один из террористов мне разрешил, и мне передавали детей, и они 1-2 минуты дышали воздухом", - цитирует "Газета" слова Фатимы Гутиевой.
"Мы уже знали, что будет штурм, и террористы знали. Они поставили реле на сеть 220 вольт, разорвали контакт и две бомбы поставили. Если бы отключили свет, контакт бы замкнулся и пошла бы волна взрывов. Некоторые из них, которые были помягче, раскидали тряпки и сказали: «Чем угодно их мочите, если будут газы. На пол... и дышите через эти тряпки". То есть они были уверены, что начнется штурм", - добавил в разговоре с изданием один из мужчин. Кроме того, на третий день многие боевики оказались без бород и были одеты в гражданку.
• 3 сентября: день
В 13.01 раздается первый взрыв. Через четыре минуты - второй. Через 20 минут - третий. Часть заложников после взрывов убегает. Во время побега террористы стреляли им в спины. Оставшихся перегнали в столовую школы. В 13.30 рушится крыша школы, начинается сильный пожар. К школе движутся танки и БТР, над ней кружат вертолеты, вокруг появляются гранатометы и огнеметы. Штурм начинается стихийно, без команд.
• В школу, зачастую опережая военных и спецназовцев, бросаются ополченцы – родственники заложников, вооружившиеся кто чем смог. Они начинают вытаскивать раненых, одновременно отстреливаясь от боевиков.
• 4 сентября: ночь
К двум часам ночи 4 сентября террористов полностью уничтожили. Бой длился 13 часов.
• Согласно официальной статистике, всего в руках боевиков находился 1251 заложник. 331 из них погиб (в их числе 176 детей), 600 получили ранения. Также в ходе штурма погибли 8 бойцов спецподразделений ФСБ «Альфа» и «Вымпел» и 2 сотрудника МЧС. Был убит 31 террорист, один – взят живым.
В Беслане 1 сентября вспоминают погибших в результате теракта 1-3 сентября 2004 года. С самого утра к зданию школы номер 1, которая со дня трагедии стала памятником жертвам терракта, идут люди. Они заходят в спортзал школы, где в сентябре 2004 года террористы удерживали заложников. Звучит печальная музыка, вдоль стен школы расставлены венки. На стенах спортзала развешены фотографии всех погибших, в том числе, сотрудников спецназа ФСБ и спасателей МЧС, которые освобождали людей. В центре зала установлен православный деревянный крест. Люди кладут цветы к фотографиям своих близких или просто знакомых. Каждый житель Беслана до сих пор воспринимает эту трагедию как свою личную: беда в маленьком городе пришла почти в каждую семью. Люди плачут, некоторые молятся, кто-то, напротив, сдерживая слезы, проходит вдоль фотографий.
У входа на новое бесланское кладбище кто-то оставил плюшевого тигра. Наверное, чтобы охранял покой тех, кто остался навеки. Здесь молчат или плачут, слова уже давно иссякли. И только белое полотно на "Древе скорби" развевается на ветру.
3. Обсуждение темы «Терроризм – угроза 21 века»
• Терракты, военные конфликты – почему это стало реальностью нашего времени?
• Чего не хватает всем людям сегодня? Что, как вам кажется, должно измениться в мире?
• Есть ли надежда, что человечество будет жить без потрясений и конфликтов?
• Отчего, по-вашему, происходит зло в мире? Кто повинен в этом?
Памятка
Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.
Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Терроризм- угроза жизни"
класссный час на тему "Терроризм-угроза жизни" для 8-9 класса. что такое международный терроризм. террористические акции, которые потрясли весь мир. поведение при угрозе террористической акции....
Классный час: «Терроризм – угроза обществу»
http://www.slideboom.com/presentations/760552/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC Презентация к классному ч...
"Терроризм – угроза общества"
Методическая разработка классного часа...
Терроризм - угроза 21 века
Классный час посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом...
Проект-терроризм угроза 21 века.
Тематика: ОбществознаниеВ процессе работы над исследовательским проектом по обществознанию на тему "Терроризм — угроза 21 века" автором была поставлена цель выясни...
Методическая разработка по теме: «Угроза терроризма – угроза обществу».
объяснить сущности терроризма, его типы и цели;совершенствование у воспитанников знаний о терроризме;основ безопасности в ЧС;формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего пок...