Проектирование в деятельности классного руководителя.
статья (7, 8, 11 класс) на тему
В статье обобщен опыт работы классного руководителя в проектировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_v_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya._yakusheva_t.n.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Якушева Т.Н.,
учитель истории и обществознания
МОУ «Ильинская СОШ» Вилегодского района Архангельской области
Проектирование в деятельности классного руководителя
Современное общество нуждается в ответственной, креативной, автономной и коммуникабельной личности. Сегодня можно утверждать о приоритетности воспитательного процесса в образовании. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей» [2]. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («протрет выпускника основной школы»).
Вероятность становления гражданской компетентности и гражданской идентичности обучающегося существенно возрастет, если он приобретет опыт гражданских отношений и поведения в открытой общественной среде. Одна из проблем современного образования заключается в том, что традиционная воспитательная среда не позволяет эффективно формировать социально-значимые качества личности, поэтому перед классным руководителем стоит задача поиска новых приемов организации деятельности обучающихся, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными. Внеурочная проектная деятельность может стать тем средством, с помощью которого нравственные, мировоззренческие идеи становятся личностным достоянием подростка. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать значимость самостоятельной деятельности, можно сказать, что в этой деятельности у подростка появляется своя жизненная история. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается необходимость постоянного взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений с семьями обучающихся, так как развитие и воспитание личности неотделимо от семьи и начинается в семье. Проектная деятельность может быть одним из способов осуществления взаимодействия семьи и школы, способствует организации воспитательного процесса в системе «семья – школа – социум».
С психологической точки зрения, работа над социальным проектом является для обучающихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение. Формирование проектной культуры рассматривается как одно из универсальных учебных действий.
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) – является одним из видов внеурочной деятельности. В методическом конструкторе внеурочной образовательной программы «Социальное творчество» определены формы внеурочной деятельности: социальная проба (инициативное участие ребенка в социальном деле, акции, организованной взрослым), в которой школьниками приобретаются социальные знания, достигается первый уровень воспитательных результатов; КТД (коллективное творческое дело), формирующее ценностное отношение к реальности, т.е. достижение второго уровня воспитательных результатов; социально-образовательный проект (самостоятельное социальное действие), в котором дети получают опыт самостоятельного учебного действия (третий уровень воспитательных результатов) [3]. Проектная деятельность должна вписываться в образовательное пространство школы: её концепцию и программу. Суть идеи метода проектов заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и в предоставлении возможности через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Общественно полезная деятельность организовывается в социальном творчестве через проектирование. Что такое проектирование? Проектирование – создание модели желаемого результата. Проектирование как технология – разумная последовательность шагов и этапов, приводящая к получению запланированного результата. Социальный проект – целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения при ограниченности ресурсов его осуществления. Предмет социального проектирования (что проектируется?) – создание ценности (то, что значимо для человека, для сообщества, организаций) [4].
Проектирование – важный аспект деятельности классного руководителя. Интересен опыт реализации проекта учащимися 11 «а» класса. В 2010-2011 учебном году был реализован проект - социальная проба «Нужна ли школе школьная политика?» Учащиеся исследовали деятельность образовательного учреждения как развивающейся открытой системы. Предпоследним, основным этапом пробы стала пресс-конференция с участием администрации школы.
Среди проектов, реализующихся во внеурочной деятельности, есть проекты социально-гражданских инициатив. Их условно называют проектами, так как никаких документов, в которых бы подробно проектировалась будущая деятельность, как правило, не составляется. Содержание этой деятельности не требует предварительного обстоятельного описания, потому что оно с очевидностью вытекает из названия проекта. В 2011-2012 учебном году учащиеся 7 «в» класса провели социальную акцию «Твори добро»: на новогодний праздник дети и родители собрали подарки для малышей из социального приюта. В феврале был реализован проект «В гостях у сказки»: постановка кукольного театра по сказкам Б. Шергина. Проект был направлен на решение проблемы формирования классного коллектива, развития духовно-нравственных качеств обучающихся. Такой вид творческой деятельности, как кукольный театр, был выбран не случайно. Кукольный театр – один из способов полноценного общения детей, приобщения к духовному наследию общества, он направляет творческую активность детей в конструктивное русло, создает условия для самовыражения, реализации организаторских способностей учащихся. В ходе реализации проекта была подготовлена театральная постановка для детей из детского дома-школы. Участвуя в такой общественно полезной деятельности, ребята сплотились, развили личностные качества, помогая тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Улучшился психологический климат в классе. В социальной пробе и проекте проявили себя с лучшей стороны «трудные» ребята.
Успех проекта зависит от активности ребят. Как их заинтересовать? В методическом конструкторе внеурочной деятельности школьников даны подробные рекомендации - «пять шагов» по организации деятельности классного руководителя [3]. Проектирование требует от педагога системности, последовательности в работе. Личностные результаты социального творчества в детях проявляются не сразу, «своя жизненная история» создается постепенно.
В воспитательной составляющей образовательного процесса важная роль отводится патриотическому воспитанию. Реализуемая государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы направлена на формирование патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации, дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции [1].
В программе воспитательной работы класса патриотическое направление занимает достойное место. В 2012 – 2013 учебном году учащиеся 8 «в» класса участвовали в проекте «Сбережем обелиск!». В разработке проекта как формы организации внеурочной деятельности классного коллектива (на примере учащихся подросткового возраста) методическую помощь классному руководителю оказал Центр профилактики социального сиротства АО ИОО. Практика применения проектной деятельности подтвердила ее результативность, востребованность во внеурочной деятельности класса. Подростки уже приобрели опыт участия в проектной деятельности через социальные пробы и КТД. Таким образом, были созданы условия для разработки социально значимого для социума дела, целесообразного, с точки зрения решения возрастных задач, проекта. С помощью проекта была организована внеурочная деятельность учащихся, вовлечение их в исследовательскую работу, обеспечены условия для самореализации, ценностного взаимодействия. Разработка проекта осуществлялась в три этапа: информационный, исследовательский, проектировочный. Первые два этапа – подготовительные, на них велась работа с родителями и учащимися. На третьем этапе проект разрабатывался как документ.
Первый этап – информационный. На данном этапе перед педагогом стояла цель: замотивировать родителей на поддержку проектной деятельности учащихся. Цель этапа определила задачи:
1) информировать родителей об особенностях подросткового возраста и сущности проектной деятельности;
2) познакомить родителей с результатами участия учащихся в социальных пробах, проектах;
3) замотивировать родителей на участие в проектной деятельности с детьми.
Ведущей функцией данного этапа стала организационная функция (направленная на родителей), мотивация. В рамках осуществления этой функции было проведено родительское собрание. Взрослые получили информацию о возрастных особенностях своих детей. Родители были ознакомлены с особенностями проектной деятельности и опыте её применения во внеурочной деятельности образовательного учреждения. В итоге конструктивного обсуждения, совместно с родителями было принято решение об организации проектной деятельности в классе.
Второй этап проекта – подготовительный. Цель этапа заключалась в помощи подросткам в определении идеи (замысла) проекта и организации исследовательской, поисковой работы.
Задачи этапа:
1) заинтересовать ребят возможностью проявить себя в общественно-значимом деле через внеурочное мероприятие. Замотивировать ребят на участие в проекте;
2) совместно с учащимися определить замысел проекта (проектную идею);
3) организовать внеурочные мероприятия.
Классным руководителем была представлена мультимедийная презентация об обелисках Виледи, продемонстрирована видеозапись открытия обелиска в д. Соколова гора 9 мая 2005 года. Ребята встретились с создателем обелиска Кашенцевым В.В., посетили обелиск и провели трудовую акцию. В классе прошел конкурс на лучший эскиз благоустройства территории памятника. Ребята работали в творческих группах. В результате коллективного обсуждения был выбран лучший эскиз благоустройства территории обелиска. Информация об этих мероприятиях пополнила специально для класса созданную рубрику «Портфолио добрых дел» на интернет-сайте школы, что послужило дополнительным стимулом для ребят, они почувствовали общественную значимость своих дел. На втором этапе подростки больше узнали о родном крае, приняли участие во внеурочных мероприятиях, были замотивированы на совместную деятельность.
Третий этап – проектировочный. Цель этапа – создание проекта «Сбережем обелиск!», т.е. разработка проекта как документа, как инструмента управления деятельностью. Ведущими функциями классного руководителя в разработке проекта стали анализ, планирование, прогнозирование. Было запланировано решение педагогических (относительно учащихся) и социально значимых задач.
Структура проекта включает разделы: постановка проблемы; определение целей и задач; планирование мероприятий проекта; выбор методов, механизмов реализации мероприятий проекта; планирование ожидаемых результатов; определение механизмов оценки результативности проекта; бюджет (затраты) проекта. Проект направлен на решение проблемы формирования классного коллектива совместными усилиями семьи и школы, на развитие личностных качеств учащихся, в том числе патриотического, нравственного и гражданского воспитания учащихся. В ходе реализации проекта была проведена поисковая работа, оказана реальная помощь в обновлении и благоустройстве территории обелиска в д. Соколова гора. Пополнилась экспозиция школьной музейной комнаты. Участие в проекте повысило интерес ребят к исследовательской деятельности. Дети участвовали в школьной научно-практической конференции «Виледь - России росинка» с исследовательской работой об учителе-фронтовике Шинёве Виталии Ивановиче, чьё имя значится в списке имен на обелиске. Накануне 9 мая – Дня Победы, была проведена уборка территории у обелиска в которой участвовали подростки, учителя истории МОУ «Ильинская СОШ», местные жители. Одним из мероприятий проекта стало проведение торжественного митинга, посвященного Дню Победы.
Проект «Сбережем обелиск!» положительно повлиял на воспитательную работу в классе: оказал воспитательное воздействие на личность учащихся, помог сплочению классного коллектива. Продолжением замысла проекта стало проведение школьной военно-спортивной игры «Соколята», в которой приняли участие и члены районной ветеранской организации. Мероприятия проекта освещались в районной и школьной прессе. В 2015 г. в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне военно-патриотическая игра «Соколята» запланирована на уровне района. Опыт работы показал, что проектирование помогает эффективно организовать воспитательную работу классного руководителя, активизирует творческий потенциал детей, направляет его на решение социально значимых проблем и способствует взаимодействию школы, семьи и общественности.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2011.
- Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru/ (09.03.2015.).
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2011.
- Гурьева О.Т. Социальное проектирование в образовательном учреждении. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»
Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться успехов и избежать в воспитательной деятельности...
классным руководителям циклограмма деятельности классного руководителя
циклограмма классного руководителя, система целей в воспитании-2007 год...
Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя
Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....
Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»
Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....