Роль семьи в воспитании ребенка
материал на тему
выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_rol_semi_v_vospitanii_rebenka.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
С самого рождения каждый человек для своего нормального развития не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы, и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная.
Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенностей личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи.
Функции и структуры семьи могут меняться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Рассмотрим основные периоды жизненного цикла семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
-рождение ребенка. Получение информации о патологии. Эмоциональное привыкание к данной проблеме, сообщение другим членам семьи;
-дошкольный возраст: взаимодействие со специалистами. Принятие решений о форме жизнедеятельности. Организация лечения, обучение и воспитание ребенка. Получение информации о патологии.
- школьный период ребенка: взаимодействие со специалистами, принятие решений о форме обучения, организация обучения, решение проблем взрослых и сверстников по поводу общения с ребенком.
- подростковый возраст: взаимодействие со специалистами, решение проблем изоляции от сверстников, планирование будущей деятельности.
- период «выпуска»: взаимодействие со специалистами, принятие решения о подходящем месте проживания ребенка.
- постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами. В случае, если ребенок «пристроен».
Семья-это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке. Препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.
Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к состоянию ребенка, к его проблемам и трудностям - это важные факторы реабилитации растущей личности. От отношения к ребенку близких к нему других людей зависит, какие чувства будут у него формироваться.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Повышенная утомляемость.
Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. У некоторых в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
- Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Для них характерна быстрая смена настроения. С таким ребенком следует разговаривать спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
- Повышенная впечатлительность.
Дети болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроение. Некоторым свойственно излишнее беспокойство за своё здоровье, здоровье близких ему людей.
- Расстройство сна.
Дети плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями. Такой сон не приносит отдыха центральной нервной системе: утром ребенок встает вялым, капризным, отказывается от занятий. Необходима консультация врача. Очень важно соблюдать режим дня, создавать спокойную обстановку перед сном: избегать шумных игр, просмотра телепередач и т.д.
- Дети с болезненно выраженным чувством страха.
Родители должны очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится, помогать постепенно преодолевать свой страх. У таких детей особенно важно воспитывать активность. Выполнять посильную работу, прививать элементарные бытовые навыки по уходу не только за собой, но и за другими членами семьи. В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, уверенность в своих силах.
- Дети данной категории, как и все дети должны научиться некоторым общим правилам поведения.
Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и своих возможностях. В зависимости от оценки родителей, ребенок будет оценивать себя. Огромное значение имеет формирование у детей с ОВЗ адекватной самооценки, правильного отношения к своему дефекту и развитие необходимых им в жизни волевых качеств.
Проблемы родителей ребенка с ОВЗ.
Ряд социально-педагогических проблем.
- Взаимоотношения в семье.
Рождение малыша с дефектом развития изменяет ход жизни семьи, является причиной продолжительной ее дезадаптации. Часто родители полностью отделяются от друзей, знакомых, родственников.
- Обучение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении.
- Педагогическое просвещение родителей.
- Нехватка психолого-педагогических знаний.
- Отношение к ребенку.
Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов и станет опорой. Появление на свет особенного малыша вызывает у них чувство гнева, стыда, вины, безысходности и жалости к самому себе. Родители должны постараться как можно скорее овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи станет невозможным. Отношение сверстников к ребенку с ОВЗ часто бывает пренебрежительным или безразличным.
Практика показывает, что семьи по отношению к проблемам детей можно условно разделить на две группы.
Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в переживание, а пытаются эффективно приспособиться к новым условиям. Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструктивный характер.
Таким образом, все проблемы, существующие в семьях детей с ОВЗ, необходимо решать постоянно на всех уровнях системы образования и здравоохранения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании ребенка
Данная статья посвящена воспитанию ребенка в семье, в ней раскрыты психолого -педагогические условия взаимопонимания родителей и детей....
роль семьи в воспитании ребенка
слайд- презентация по теме...
"Роль семьи в воспитании ребенка"
Беседа с родителями....
"Роль семьи в воспитании ребенка"
Данная статья раскрывает наиболее значимые аспекты воспитания....
Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка
Традиционно главным институтом воспитания является семья.Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....
Роль семьи в воспитании ребенка
Лекция, которую можно прочесть родителям на собрании. Главная идея-значение семьи в жизни ребенка....
Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...