Школьная форма
занимательные факты на тему

Данный материал об истории школьной формы. Приведена хронология развития школьной формы и  отличительные особенности школьной формы за рубежом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_shk_formy.docx64.59 КБ

Предварительный просмотр:

История школьной формы

http://fotohomka.ru/images/Dec/06/925b46328fd7090d49113a745bae3b52/mini_6.jpg

В знаменитом французском интернате для девушек в Сен-Сире и в Смольном институте (многие его правила он заимствовал у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет – коричневый (кофейный), 9-12 лет – голубой, 12-15 лет – серый и 15-18 лет – белый. В Смольном такие цвета имели парадные платья учениц, сшитые из шелка, в обычные дни носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Есть предание, что костюмы учениц  придумала сама императрица Екатерина II. Девочки первых трех возрастов носили белые передники, старшие – шелковые зеленые. Пансионерки носили на шее ленточку цвета, выбранного их благотворителем. Особый статус был у пансионерок, которых содержали на деньги императрицы – они носили зеленые платья с белой пелериной. История школьной формы в России начинается с 1834 г. Тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. Но форма была введена лишь для мальчиков. Ее фасон менялся четыре раза – в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. А в 1896 г. было утверждено положение о гимназической форме для девочек. Гимназический и студенческий мундиры входили в систему всех гражданских мундиров Российской империи, отличались изысканной простотой и являлись I отличительным признаком принадлежности к высшему обществу.

До 1917 г. школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, так как учились в гимназии лишь дети из обеспеченных семей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

В 1918 г. декрет «О единой школе...» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. А в 1949 г. форму вновь ввели. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником-стойкой, а девочек — в коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам — белым). Но уже через несколько лет серые гимнастерки были заменены синими костюмами.

Школьная форма девочек со временем не изменилась. В 1962 г. были сделаны некоторые изменения: форма мальчиков превратилась в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. После 1973 г. мальчики должны  были приходить на уроки в синей форме: прямых брюках и полушерстяной куртке с пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

В 1985-1987 гг. изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из той же синей полушерстяной ткани.

В 1988 г. в порядке эксперимента некоторым школам было разрешено отказаться от ношения  формы, а через 4 года она была официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации,  согласно закону «Об образовании».

Исключение тогда составили учебные заведения, находящиеся в ведении военно-морского управления. Кадеты и курсанты различных военных училищ всегда ходили в форме.

Хронология развития школьной формы

1834 г. Принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи.

В нее вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 гг.

1896 г. Утверждено положение о гимназической форме для девочек.

1918 г. Декрет «О единой школе...» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.

1949 г. В СССР введена единая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек — в коричневые шерстяные платья с черным передником.

1962 г. Мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах.

Форма для девочек осталась старая.

1973 г. Новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами.

1976 г. Новая форма для девочек. Юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.

1988 г. Некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

1992 г. Отмена школьной формы в школах Российской Федерации.

Реальность сегодняшнего дня

Периодически в нашей стране возникает волна интереса к отсутствующей школьной форме. Перед началом учебного года во многих средствах массовой информации обсуждается вопрос введения школьной формы, свое мнение высказывают педагоги, ученики, родители, директора школ, журналисты, социологи, модельеры.

Согласно статистике 70 % родителей за введение школьной формы. Школьники не в восторге от идеи в принципе. Но родители и дети сходятся во мнении, что неплохо бы каждой школе все-таки иметь  свою форму. Хотя бы на всякий торжественный случай, в целях воспитания гордости за свою школу. По мнению взрослых, форменная одежда прививает детям вкус к деловому костюму. Она дисциплинирует, настраивает на рабочий лад. Но главное — она положит конец соревнованиям в одежде: «кто дороже сегодня одет». Когда в начале 90-х отменили униформу, никто не возмущался по поводу ее утраты,  наоборот, радовались  свободе стиля. Но «бесформенная свобода», по утверждению психологов, отрицательно сказалась на психике школьников, ведь зачастую школа стала напоминать подиум для демонстрации финансовых возможностей родителей. Психологи уверены, что школьная форма дисциплинирует. Внешний вид ученика, его одежда требуют соблюдения определенных правил. Пирсинг, помятые футболки с устрашающими рисунками монстров на груди и прочее не украшают их обладателей. Если школьная форма станет обязательной для всех учеников, возможно, останется единственный критерий, по которому будут их различать – интеллект. А для развлечений и отдыха есть другие места, где можно демонстрировать свой гардероб.

Школьная форма за рубежом

Школьная форма в других странах отличается от той, которая существовала в российских школах: в одних она более консервативна, в других — очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Форма для них — эталон подростковой моды. Даже вне стен школы юные японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.

А вот Англия — страна консерваторов, школьная форма там всегда была приближена к классическому стилю одежды. Долгое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком. Школьники любят носить форму, большинство из них гордятся ею. Кембридж и Оксфорд известны всему миру как сторонники обязательной формы для учащихся, которая, в свою очередь, является особым отличительным знаком от всех прочих учебных заведений.

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам.

Школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей. Есть школы, в которых запрещено приходить на занятия в джинсах. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки.

Широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой – что предпочитают ученики американских школ. Они готовы пренебречь строгими правилами за право называться самым стильным человеком в классе.

Чиновников беспокоило социальное неравенство детей. На сегодняшний день во всех школах штата  Филадельфия форма обязательна. Считается, что она делает жизнь детей безопаснее, улучшает дисциплину и снижает конкуренцию. В Италии, напротив, не существует обязательной школьной одежды, однако во многих школах  активно выступают за ее введение. По мнению учителей, она способна мотивировать учеников к более старательному обучению.

Во Франции ученическая форма была отменена в 1986 г. Но взрослые все же хотят в качестве эксперимента одеть учеников некоторых школ в одинаковую одежду. В большинстве европейских стран также нет единой формы, все ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме,  как и у нас, остается открытым.

Вводить или не вводить школьную форму?

Вводить или не вводить школьную форму, и если да, то какой она должна быть?

На сегодняшний день во многих учебных заведениях записано в Уставе, что форма является обязательной, но вопрос ее необходимости все равно остается на повестке дня. Однако, с тех пор, как из школ исчезли синие костюмчики и коричневые платья с фартуками, не было найдено другого варианта, который бы стал визитной карточкой российского школьника.

На круглом столе свои мнения о том, какой должна быть современная школьная форма, высказали не только директора учебных заведений, производители одежды, но и сами школьники.

Некоторые учащиеся даже предложили вниманию собравшихся свое видение, какой именно она должна быть, в виде эскизов.

За обязательное введение формы во всех школах ратовали руководители общеобразовательных учреждений и ее потенциальные производители, а вот учащиеся и их родители не так уверены в том, что форма необходима. Примечательно, что точку зрения школьников и родителей разделили педагоги.

В существовании стандартной одежды для школьников есть как плюсы, так и минусы.

В качестве аргументов за введение формы прозвучали такие: сходство в одежде, прежде всего, способствует объединению учащихся, с ее помощью можно стереть видимую разницу в доходах, и, в конце концов, она является своего рода отличительной чертой каждого учебного заведения, неким дресс–кодом. Даже было озвучено мнение, что, требуя от детей ношения школьной формы, мы воспитываем в них не только норму внешнего вида, но и законопослушных граждан. По мнению психолога Натальи Панюковой, школьная форма имеет очень большое значение, особенно на этапе младшего возраста, когда очень важно правильно организовать внешнее пространство ребенка. Ведь если ребенок внешне организован (это касается в первую очередь распорядка дня, каких–то бытовых моментов, в том числе и одежды), то это помогает ему быть более дисциплинированным , определить для себя внутреннюю позицию школьника. «…Сейчас основной проблемой является то, что дети не хотят принимать форму, потому что она, якобы, мешает им самовыражаться, но я как психолог могу сказать, что желание выделиться с помощью одежды или яркого макияжа говорит, прежде всего, о внутриличностных проблемах, которые, к сожалению, очень часто остаются незамеченными…». Также, Наталья Павловна считает, что, если научить младших школьников носить школьную одежду, то уже в среднем звене у них не возникнет потребности надеть что–нибудь другое. Прозвучало немало и контраргументов. Среди них были касающиеся как материального аспекта, так и психологического.

Такие дискуссии проходят уже долгое время, но, по-прежнему, вопрос не удается решить… Возможно, более определенная позиция будет выработана к новому учебному году, а пока участники круглого стола пришли к мнению, что, если школьная форма все же будет введена, неплохо было бы и самим педагогам как–то подчеркнуть свою принадлежность к школьному коллективу – с помощью галстука или косыночки в тон костюмам детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Нужна ли школьная форма"

Данная тема мероприятия актуальна в современном образовании.Цель мероприятия:познакомить учащихся с основными стилями одежды, особенностями делового стиля.Задачи:учить школьников красиво и со вкусом о...

Исследовательская работа "Кому она нужна-школьная форма?"

Автор работы ученица 9 класса Голикова Екатерина, руководитель-Л.А.Меньших.   Тема исследования "Кому она нужна- школьная форма?" Нашей целью стало не столько описание истории школьной формы, ...

Выступление на педсовете по теме «Имидж школы». (Школьная форма как облик школы и её учеников).

Одним родителям нравится школьная форма, другим нет. Но и те, и другие хотят, чтобы их дети были собранными и внимательными, ответственными и самостоятельными. И чтобы каждое утро они не стояли перед ...

Родительский всеобуч для родителей 5 - 6 классов Школьная форма: за и против

Родительское собрание для 5-6 классов было проведено, с цельюпознакомить родителей с историей школьной формы, с современными требованиями к школьной форме;  воспитывать у родителей и ученик...

Урок английского языка в 7 классе по теме "Школьная жизнь. Введение школьной формы"

Урок построен по технологии проблемного обучения. В течении урока учащиеся должны обсудить необходимость введения школьной формы и предложить свои модели....

Разработка внеклассного мероприятия "Формирование коммуникативных навыков учащихся в процессе изучения английских традиций, а именно истории появления школьной формы и дискуссии «за и против» школьной формы".

Познакомить учащихся с историей появления школьной формы. Привлечь внимание обучающихся к такой теме, как достойный внешний вид школьника....