"Санкт-Петербург - моя малая родина"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Уткина Ксения Николаевна

Классный час, проведенный 1 сентября 2014 года в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_1_sentyabrya_2014.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК на 1 сентября 2014 года ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Санкт-Петербург – моя малая родина.

Основная идея урока состоит в том, что нужно по-настоящему хорошо знать и любить свой родной город, а также помнить, что от каждого из нас зависит его будущее.

Основная проблема урока сформулирована в виде вопроса: «Как пробудить у учеников интерес к истории Санкт-Петербурга и сформировать гражданскую ответственность и мотивацию для участия в развитии родного города в будущем.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся понимание своего статуса как жителя культурной столицы России;
  • пробудить интерес не только к прошлому Санкт-Петербурга (его истории, достопримечательностям и т.п.), но и к его будущему;
  • сформировать понимание значения дальнейшего развития Санкт-Петербурга и определение своей роли в этом процессе.

Структура урока

Этапы

Формы и методы

Время, мин.

Осознание проблемы урока

Просмотр слайдов, дискуссия, викторина

10

Организационно-деятельностный

Работа в парах и группах, проектирование, презентации

25

Подведение итогов

Обсуждение, рефлексивный анализ

5

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся должны дифференцировать понятия «малая родина», «культурная столица»;
  • на примерах достопримечательностей и исторических фактов формируется интерес к истории родного города и патриотическая гордость;
  • ученики должны задуматься, какой вклад они могут внести в развитие Санкт-Петербурга.

Ход урока

    У ч и т е л ь. Сегодня в очередной раз в вашей жизни наступило первое сентября, дата, которая для всех школьников нашей страны означает начало нового учебного года. Я от души поздравляю вас с Днем Знаний и с тем, что отныне вы ученики среднего звена. Нас с вами ждет очень интересный и насыщенный учебный год, полный неожиданных открытий!

        Поближе мы с вами познакомимся во время классного часа, чуть позже. А сейчас давайте начнем наш первый совместный урок. Пожалуйста, обратите внимание на экран. (Появляются слайды с изображениями достопримечательностей Санкт-Петербурга). Что вы видите на этих фотографиях? Что объединяет их? Что связывает всех нас с этим городом?

        Вы уже, наверное, догадались, какой сегодня будет тема нашего урока: «Санкт-Петербург – моя малая родина». (Открывается доска с темой и эпиграфом). Малая родина – место, где человек провел свое детство, где он чувствует себя дома, что-то самое родное и любимое. Я знаю, что некоторые из нас родились не в Петербурге, но сейчас можно сказать, что нам всем повезло, потому что мы живем в этом прекрасном городе. Поэтому сегодня поговорим о северной столице и о том, как, по-вашему, будет развиваться Санкт-Петербург в будущем.

Для начала давайте устроим викторину и проверим, насколько хорошо вы знаете родной город. Несколько простых вопросов, тот, кто знает ответ – пусть как можно быстрее поднимает руку.

  1. В каком году был основан Санкт-Петербург? (1703. Можно задать доп. вопросы, например, какой крупный юбилей недавно отметил наш город)
  2. Начало строительства какой крепости считается днем основания  Петербурга? (Петропавловской, 16 мая 1703 года. Можно задать доп. вопрос про пушку, которая каждый день стреляет в 12).
  3. Санкт-Петербург расположен на многочисленных островах дельты реки Невы. А сколько всего этих островов? (около 100).
  4. Какой остров самый большой? (Васильевский)
  5. Сколько всего мостов в Петербурге? (342)
  6. Какое название получил поезд №1, курсирующий между Москвой и Петербургом? (Красная стрела. Доп. вопрос про Сапсан)
  7. На какой площади в Санкт-Петербурге некогда бойко торговали сеном? (Сенная)
  8. Какому проспекту дала имя река Нева? (Заневскому. Невский проспект обязан своим именем Александро-Невской Лавре. Доп. вопрос, с чем соединяет Лавру Невский проспект)

    У ч и т е л ь. Сейчас я предлагаю вам выбрать себе по одной из этих карточек. На них записаны названия петербургских достопримечательностей, состоящие из двух слов. Как, к примеру, Невский проспект. Первое слово из пары написано красным цветом, второе синим. Когда карточки будут разобраны, я прошу вас встать с места и найти свою пару. Например, если Косте досталось слово «Невский», он должен найти в классе того, кому досталось слово «проспект». Но я прошу вас сделать это без беготни и криков, ТИХО и СПОКОЙНО, договорились? Обойдите своих одноклассников, тихонько посоветуйтесь, если вы не уверены, какая пара подходит к вашему слову – и найдите того, чья карточка вместе с вашей составит одно название. Как только вы будете готовы, занимайте места за партами, начиная с первой, вместе со своей половинкой. Когда все названия будут собраны, каждая пара выйдет к доске и скажет несколько слов о своей достопримечательности. Посовещайтесь, когда займете свои места за партами, и вспомните все, что можно рассказать о том месте Санкт-Петербурга, которое вам попалось. Все понятно? Поехали!

Слова на карточках:

Исаакиевский собор

Зимний дворец

Смольный институт

Марсово поле

Русский музей

Мариинский театр

Медный всадник

Аничков мост

Ростральные колонны

Александрийский столп

Крестовский остров

Площадь Восстания

Финляндский вокзал

Петергофские фонтаны.

У ч и т е л ь. Мы узнали сегодня что-то новое о своей малой родине. Теперь давайте пофантазируем о том, каким будет Санкт-Петербург в будущем. К примеру, через 100 лет. Я прошу вас разбиться на 4 команды и через несколько минут показать нам ток-шоу, на котором берут интервью у интересного гостя – петербуржца из 2114 года. Один из вас должен стать гостем из будущего, остальные – журналистами. Давайте сделаем наши группы и их интервью тематическими. Послушайте внимательно, какие темы я вам предлагаю, и подумайте, в какой группе вы хотите быть. Итак, первая команда будет задавать вопросы об архитектуре (например, какие дома строят в Петербурге 2114 года, как их украшают, какие в городе дороги), вторая команда возьмет тему культуры (к примеру, какие м Петербурге будущего музеи, какие проходят концерты, что нового в музыке, живописи, театральном искусстве), третья группа займется темой спорта (какие новый виды спорта появились за 100 лет, как выглядят стадионы, как проходят олимпиады, что на выступлениях спортсменов делают болельщики), и четвертая команда будет задавать вопросы о людях нового Санкт-Петербурга, их быте (как выглядят квартиры, какие отношения в семьях, какие новые профессии появились в городе, какой техникой пользуются люди у себя дома и на работе и т.д.). Учитель помогает ребятам разбиться на команды. Совместно придумайте, какие вопросы можно задать вашему гостю, и что он может рассказать о развитии Санкт-Петербурга в будущем.

Обсуждение (8-10 мин), учитель помогает понемногу всем командам. Затем презентация самих интервью (8-10 мин) Совместный выбор победителей и их поощрение.

Подведение итогов.

В последней части урока учитель проводит рефлексию, в ходе которой ученики отвечают на следующие вопросы:

1. Чем именно вам нравится Санкт-Петербург? Что заставляет вас гордиться родным городом?

2. Что вам хотелось бы изменить в Санкт-Петербурге в ближайшем будущем?

3. Можете ли вы реально изменить жизнь города к лучшему?

4. О чем заставил задуматься этот урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Моя малая родина - Санкт- Петербург!"

Первый урок для первокурсников 1 сентября! Что ждет город Санкт-Петербург в будущем?. Перспективы развития до 2030 года...

Классный час "Моя малая Родина" - "Инновационный Санкт-Петербург"

Классный час по тематике "Моя малая Родина", раскрывающий понятие "инновация" и предлагающий учащимся познакомится с ведущими инновационными проектами, реазилующимися в Санкт-Петербурге....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

классный час на тему "Моя малая Родина - Санкт-Петербург, Колпино"

классный час на тему "Моя малая Родина - Санкт-Петербург, Колпино"...

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...

Урок краеведения. Твоя малая родина - Приморский район Санкт-Петербурга.

Разработка урока, посвященного Приморскому району Санкт-Петербурга. Урок предназначен для учащихся 10 класса. Тематически связан с УМК "Starlight"....