"Санкт-Петербург - моя малая родина"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Классный час, проведенный 1 сентября 2014 года в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_1_sentyabrya_2014.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК на 1 сентября 2014 года ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
Санкт-Петербург – моя малая родина.
Основная идея урока состоит в том, что нужно по-настоящему хорошо знать и любить свой родной город, а также помнить, что от каждого из нас зависит его будущее.
Основная проблема урока сформулирована в виде вопроса: «Как пробудить у учеников интерес к истории Санкт-Петербурга и сформировать гражданскую ответственность и мотивацию для участия в развитии родного города в будущем.
Цели урока:
- сформировать у учащихся понимание своего статуса как жителя культурной столицы России;
- пробудить интерес не только к прошлому Санкт-Петербурга (его истории, достопримечательностям и т.п.), но и к его будущему;
- сформировать понимание значения дальнейшего развития Санкт-Петербурга и определение своей роли в этом процессе.
Структура урока
Этапы | Формы и методы | Время, мин. |
Осознание проблемы урока | Просмотр слайдов, дискуссия, викторина | 10 |
Организационно-деятельностный | Работа в парах и группах, проектирование, презентации | 25 |
Подведение итогов | Обсуждение, рефлексивный анализ | 5 |
Ожидаемые результаты:
- учащиеся должны дифференцировать понятия «малая родина», «культурная столица»;
- на примерах достопримечательностей и исторических фактов формируется интерес к истории родного города и патриотическая гордость;
- ученики должны задуматься, какой вклад они могут внести в развитие Санкт-Петербурга.
Ход урока
У ч и т е л ь. Сегодня в очередной раз в вашей жизни наступило первое сентября, дата, которая для всех школьников нашей страны означает начало нового учебного года. Я от души поздравляю вас с Днем Знаний и с тем, что отныне вы ученики среднего звена. Нас с вами ждет очень интересный и насыщенный учебный год, полный неожиданных открытий!
Поближе мы с вами познакомимся во время классного часа, чуть позже. А сейчас давайте начнем наш первый совместный урок. Пожалуйста, обратите внимание на экран. (Появляются слайды с изображениями достопримечательностей Санкт-Петербурга). Что вы видите на этих фотографиях? Что объединяет их? Что связывает всех нас с этим городом?
Вы уже, наверное, догадались, какой сегодня будет тема нашего урока: «Санкт-Петербург – моя малая родина». (Открывается доска с темой и эпиграфом). Малая родина – место, где человек провел свое детство, где он чувствует себя дома, что-то самое родное и любимое. Я знаю, что некоторые из нас родились не в Петербурге, но сейчас можно сказать, что нам всем повезло, потому что мы живем в этом прекрасном городе. Поэтому сегодня поговорим о северной столице и о том, как, по-вашему, будет развиваться Санкт-Петербург в будущем.
Для начала давайте устроим викторину и проверим, насколько хорошо вы знаете родной город. Несколько простых вопросов, тот, кто знает ответ – пусть как можно быстрее поднимает руку.
- В каком году был основан Санкт-Петербург? (1703. Можно задать доп. вопросы, например, какой крупный юбилей недавно отметил наш город)
- Начало строительства какой крепости считается днем основания Петербурга? (Петропавловской, 16 мая 1703 года. Можно задать доп. вопрос про пушку, которая каждый день стреляет в 12).
- Санкт-Петербург расположен на многочисленных островах дельты реки Невы. А сколько всего этих островов? (около 100).
- Какой остров самый большой? (Васильевский)
- Сколько всего мостов в Петербурге? (342)
- Какое название получил поезд №1, курсирующий между Москвой и Петербургом? (Красная стрела. Доп. вопрос про Сапсан)
- На какой площади в Санкт-Петербурге некогда бойко торговали сеном? (Сенная)
- Какому проспекту дала имя река Нева? (Заневскому. Невский проспект обязан своим именем Александро-Невской Лавре. Доп. вопрос, с чем соединяет Лавру Невский проспект)
У ч и т е л ь. Сейчас я предлагаю вам выбрать себе по одной из этих карточек. На них записаны названия петербургских достопримечательностей, состоящие из двух слов. Как, к примеру, Невский проспект. Первое слово из пары написано красным цветом, второе синим. Когда карточки будут разобраны, я прошу вас встать с места и найти свою пару. Например, если Косте досталось слово «Невский», он должен найти в классе того, кому досталось слово «проспект». Но я прошу вас сделать это без беготни и криков, ТИХО и СПОКОЙНО, договорились? Обойдите своих одноклассников, тихонько посоветуйтесь, если вы не уверены, какая пара подходит к вашему слову – и найдите того, чья карточка вместе с вашей составит одно название. Как только вы будете готовы, занимайте места за партами, начиная с первой, вместе со своей половинкой. Когда все названия будут собраны, каждая пара выйдет к доске и скажет несколько слов о своей достопримечательности. Посовещайтесь, когда займете свои места за партами, и вспомните все, что можно рассказать о том месте Санкт-Петербурга, которое вам попалось. Все понятно? Поехали!
Слова на карточках:
Исаакиевский собор
Зимний дворец
Смольный институт
Марсово поле
Русский музей
Мариинский театр
Медный всадник
Аничков мост
Ростральные колонны
Александрийский столп
Крестовский остров
Площадь Восстания
Финляндский вокзал
Петергофские фонтаны.
У ч и т е л ь. Мы узнали сегодня что-то новое о своей малой родине. Теперь давайте пофантазируем о том, каким будет Санкт-Петербург в будущем. К примеру, через 100 лет. Я прошу вас разбиться на 4 команды и через несколько минут показать нам ток-шоу, на котором берут интервью у интересного гостя – петербуржца из 2114 года. Один из вас должен стать гостем из будущего, остальные – журналистами. Давайте сделаем наши группы и их интервью тематическими. Послушайте внимательно, какие темы я вам предлагаю, и подумайте, в какой группе вы хотите быть. Итак, первая команда будет задавать вопросы об архитектуре (например, какие дома строят в Петербурге 2114 года, как их украшают, какие в городе дороги), вторая команда возьмет тему культуры (к примеру, какие м Петербурге будущего музеи, какие проходят концерты, что нового в музыке, живописи, театральном искусстве), третья группа займется темой спорта (какие новый виды спорта появились за 100 лет, как выглядят стадионы, как проходят олимпиады, что на выступлениях спортсменов делают болельщики), и четвертая команда будет задавать вопросы о людях нового Санкт-Петербурга, их быте (как выглядят квартиры, какие отношения в семьях, какие новые профессии появились в городе, какой техникой пользуются люди у себя дома и на работе и т.д.). Учитель помогает ребятам разбиться на команды. Совместно придумайте, какие вопросы можно задать вашему гостю, и что он может рассказать о развитии Санкт-Петербурга в будущем.
Обсуждение (8-10 мин), учитель помогает понемногу всем командам. Затем презентация самих интервью (8-10 мин) Совместный выбор победителей и их поощрение.
Подведение итогов.
В последней части урока учитель проводит рефлексию, в ходе которой ученики отвечают на следующие вопросы:
1. Чем именно вам нравится Санкт-Петербург? Что заставляет вас гордиться родным городом?
2. Что вам хотелось бы изменить в Санкт-Петербурге в ближайшем будущем?
3. Можете ли вы реально изменить жизнь города к лучшему?
4. О чем заставил задуматься этот урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
Статья "Моя малая родина - Санкт- Петербург!"
Первый урок для первокурсников 1 сентября! Что ждет город Санкт-Петербург в будущем?. Перспективы развития до 2030 года...
Классный час "Моя малая Родина" - "Инновационный Санкт-Петербург"
Классный час по тематике "Моя малая Родина", раскрывающий понятие "инновация" и предлагающий учащимся познакомится с ведущими инновационными проектами, реазилующимися в Санкт-Петербурге....
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
классный час на тему "Моя малая Родина - Санкт-Петербург, Колпино"
классный час на тему "Моя малая Родина - Санкт-Петербург, Колпино"...
Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)
Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...
Урок краеведения. Твоя малая родина - Приморский район Санкт-Петербурга.
Разработка урока, посвященного Приморскому району Санкт-Петербурга. Урок предназначен для учащихся 10 класса. Тематически связан с УМК "Starlight"....