Классный час "И помнит мир спасенный..."
план-конспект занятия (11 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный 70-летию Победы в ВОВ
«И помнит мир спасенный…»
Цели: привлечение внимания школьников к историческим событиям, воспитание чувства патриотизма.
Презентация «И помнит мир спасенный…»
1 чтец: Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
2 чтец: Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
1 чтец: Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
2 чтец: Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
1 чтец: Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,
2 чтец: Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
1 чтец: Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается.
Осталось совсем немного времени до того дня, когда наша страна будет
отмечать 70 -летний юбилей со дня окончания Великой Отечественной войны. Всё дальше уходят те годы. Время стирает из памяти людей то, как это было, но память сильнее времени!
ВЕДУЩИЙ 2: 22 июня 1941 года 9 мая 1945 года
Две странички календаря.
Два дня жизни планета Земля.
Два дня истории Человечества.
Они отмечены в календаре разными цветами: один – черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.
Они так и называются День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг.
День 9 Мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Два дня календаря. А между ними…Война.
ВЕДУЩИЙ 3 : Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров.
Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками и по-пластунски — четыре долгих года.
ВЕДУЩИЙ 4:Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!» Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
ВЕДУЩИЙ 1:Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
1 : Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
Но от имени жизни повторяю:
Вечная слава! Вечная слава героям!
2 :. Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
ВЕДУЩИЙ 2: Сегодня мы мысленно перенесемся в прошлое нашей страны.1941 год.
6 : Июнь… Клонился к вечеру закат и белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят, не знающих, не ведающих горе.
7 : Июнь. Тогда ещё не знали мы, со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны, а кончится он лишь в 45- м в мае.
8 : Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам. Обшарили немецкие бинокли.
9 : Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной , всего, каких – то 5 минут осталось.
Вед: Летнее воскресное мирное утро 22 июня 1941 года. И вдруг из репродуктора разнеслась страшная весть.
(Голос Левитана «Начало войны»)
Звучит музыка «Священная война»
ВЕДУЩИЙ 2: На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые.
3. Был самый комариный месяц лета, когда беда расправила крыла,
Начавшись далеко- далёко где-то война печально в каждый дом вошла
Фронты , взрываясь, ждали помощь тыла,
Земля качалась в крике и огне,
И одиноко . и тревожно было в притихшем доме думать о войне.
4 : Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна и на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды на полотнах знамен унося.
ВЕДУЩИЙ 3:Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину,
тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.
Первыми о начале войны узнали пограничники гарнизона Брестской крепости. Они первыми приняли на себя беспощадные удары немецких захватчиков. Пограничники дали клятву: «Умрем, но из крепости не уйдем!»
(мир шк праздников стр.166)
Вед: На эту священную войну поднялся стар и млад. Днем и ночью шла борьба за свободу, дом, семью, за Родину.Сколько солдат осталось на полях сражений, они стойко защищали свою страну. Никто не смел отступать, ибо пути назад не было, долг каждого был сражаться за родину.
Вед: Когда во вражеском кольце оказался Ленинград, 900 дней длилась осада, ленинградцы героически отстояли свой город, страдая от голода и холода. Здесь погибли более миллиона жителей и защитников, но врагу не удалось войти в город.
Вед: Осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. Для города сложилась критическая ситуация. Бои шли в 80 – 100 км от столицы. В немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля. Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев было остановлено, 5 – 6 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой. Гитлеровская армия впервые потерпела поражение. Победа под Москвой означала крах немецких планов «молниеносной войны».
Вед: 24 июля 1942 года враг вплотную подошел к Сталинграду. 28 июля Сталин издал приказ под №227. Он вошел в историю войны как приказ «Ни шагу назад!» Упорство и мужество советских защитников города на Волге сделали невозможное – к середине ноября наступательные возможности немцев окончательно иссякли. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной войне, но и всей Второй Мировой войны.
Вед: На войне сражались не только мужчины, нои женщины и дети. Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями.
ВЕДУЩИЙ 4:
Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Её казнили. И только потом узнали, что это была московская комсомолка Зоя Космодемьянская.
13. Стала ты под пыткою Татьяной,
Онемела, замерла без слез.
Босиком в одной рубашке рваной
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
Шла она под окриком врага.
Тень её, очерченная четко,
Падала на лунные снега…
Как морозно! Как светла дорога,
Утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы! Нет, еще немного!
Нет, еще не скоро…От порога…
По тропинке… до того столба…
Надо ведь еще дойти дотуда,
Этот дальний путь ещё прожить.
Может ведь еще случиться чудо.
Где-то я читала… Может быть…
Жить… Потом не жить… Что это значит?
Видеть день… Потом не видеть дня…
Это как? Зачем старуха плачет?
Кто ее обидел? Жаль меня?
Почему ей жаль меня?
Не будет ни земли, ни боли…
Слово «Жить»…
Будет свет, и снег, и эти люди.
Будет всё как есть
Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
Всё идти к востоку – там Москва.
Если очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят. Есть еще слова…
- Граждане, не стойте, не смотрите.
(Я живая, - голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
- Родина! – Слова звучат, как будто
Это вовсе не в последний раз…
- Всех не перевешать, много нас!
Миллионы нас!..
Ещё минута –
И удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей, пускай уж сразу,
Чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
Делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик, к смерти и вперед.
Вкруг тебя немецкие солдаты,
Русская деревня, твой народ.
Вот оно! Морозно, снежно, мглисто,
Розовые дымы…Блеск дорог…
Родина! Тупой сапог фашиста
Выбивает ящик из-под ног.
Вед: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение русского народа.
Ученик читает стихотворение М. Джалиля:
ВАРВАРСТВО
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь? –
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его, земля, кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Вед: В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревушка Хатынь. ( презентация: текст, стих, )
Хатынь!
Я слышу,
как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой!
Замри!
Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли
с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной
Я не могу,
когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, -
Он кровью человеческой полит...
На фоне видеоролика «Зажгите свечи»
Над Хатынью – колокольный звон,
Словно стон и крик в дыму чадящем;
Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон
Чёрным трубам из земли торчащим.
Изверги согнали стариков,
Малых деток, женщин не щадили.
Нёсся жуткий плач со всех сторон,
То сжигали тех людей живыми.
Едкий дым всё горло им сжимал.
Дети, женщины в огне метались,
И повсюду, крик и стон стоял.
Это люди в пепел превращались.
Сколько жизней унесла война?!
Кровью, потом почва пропиталась.
И звонят, звонят колокола!
Нет войны! А боль в сердцах осталась.
Над полями ветер разнесёт
Пепел зверски заживо сожжённых.
Колокольный звон нам пропоёт
Стоном, криком, воплем обречённых.
Вновь цветут и радуют поля,
Радует нас колосом пшеница.
С колен встала Родина моя,
Что бы варварам не покориться.
И звонят, звонят колокола!
Крик и стон разносятся повсюду.
В колокольном звоне слышу я,
Как кричат, в огне сгорая люди.
Над Хатынью – колокольный звон.
Вторят ему рощи и поля.
Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон.
Скорбь земли!
Скорбь наша!
Скорбь моя!
Вед:
Кроме солдат погибших на поле боя были миллионы жертв мирного населения. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях фашисты установили « новый порядок». На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились зверские расправы над людьми. Я хотела что бы вы услышали письмо Кати Сусаниной.
Выступление ученика:
Март, 12, Лиогно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, по-хожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет.
Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес:
"Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке". Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей!
Выступление ученика:
Письмо было опубликовано в газете « комсомольская правда» 27 мая 1944
Но самыми обездоленными детьми были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.
Из воспоминаний выжившей чудом девушки из города Талина: « В сентябре 1941 года немцы взяли деревню. Бабушка от ранений умерла, отец на фронте, маму расстреляли немцы, меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Нас, детей в лагере было много. Поселили нас при госпитали, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до последней капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь « Клоога» выжила чудом…»
Выступление ученика:
В годы войны фашистами была принята программа «Холокост», программа по уничтожению славянского и еврейского населения. Были созданы специальные лагеря:
Бухенвальд За период 16 июля 1937 – 31марта 1945 года через его застенки прошло 238980 человек, из них 56545 человек были убиты, около 21 тыс. человек были освобождены 11 апреля 1945 года, около 161 тыс. были посланы работать на военные заводы или попали в другие лагеря.
Освенцим Был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Комбинат смерти; с газовыми камерами,
крематориями, с 12 печами, с 46 ретортами, в каждую из которых сваливали от трех до пяти трупов, сгоравших за 20—30 минут.
Равенсбрюк Большой женский лагерь, построенный на территории Германии. 92700 женщин и девушек почти всех европейских стран нашли себе здесь могилу.
Заксенхаузен Где 9 лет зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тыс. человек, из них только с осени 1943 по апрель 1945 года – 33 тыс.
Маутхаузен С лета 1938г. по май 1945г. через него прошло 325 тыс. человек, из них 122767 человек было расстреляно, замучено, заживо саженно.
Саласпилс В годы войны в саласпилском лагере смерти были убиты более 53 тысяч человек (вместе с филиалами - 100 тысяч). В Саласпилсе были замучены более 7 тысяч детей.
Над людьми проводились опыты, как на животных.
И многие другие, где было зверски убито больше 11 миллионов человек.
Выступление ученика:
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла…
Там были женщины и дети,
И эта девочка была…
Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский,
Наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?»
На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама с собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим.
И, кажется, он в землю врос:
Глаза как у моей Неминьи -
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может…
И дал он очередь, спеша.
Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец;
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз…
Впервые, может, это дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
-Чулочки тоже, дядя, снять?
Ведущий. В глубокой скорби склоняем мы головы перед жертвами фашистского варварства. Почтим минутой молчания всех погибших и замученных в концлагерях людей.
Минута молчания.
Метроном
Стих «Помните»
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните! (Р.Рождественский)
Видеоролик «Не забывайте нас» (И. Кобзон)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "... помнит мир спасенный?"
Разработка классного часа по патриотическому воспитанию в 6 классе...
Классный час: «И помнит мир спасенный…»
Классный час о патриотизме...
Классный час " И помнит мир спасенный...!" к 69 годовщине победы в ВОВ
Классный час "И помнит мир спасенный...!" к 69 годовщине попеды в ВОВВозрастная категория - 7 классОсновная цель: воспитание чувсва долга, ответсвенности, любви к своей Родине, ее защитникам....
Классный час на тему «И помнит мир спасенный….»
Классный час: "Города-герои" (ВОВ)....
Классный час "И помнит мир спасенный!"
Разработка классного часа по патриотическому воспитанию посвященного блокаде Ленинграда....
Сценарий классного часа “Помним всех поимённо”, посвящённого 76-летию битвы под Москвой
Сценарий классного часа , посвящённый 76-летию битвы под Москвой...
Разработка классного часа "И помнит мир спасенный"
Занятие проводилось в 9 классе, актуальность проведения в том, что обучающиеся 9 класса, согласно, рабочей программе по учебному предмету «История России. Всеобщая история», не изучают тем...