Рекомендации классному руководителю
консультация (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рекомендации,
которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими.
- При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовится к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
- Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- При опросе создаются специальные ситуации успеха.
- Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на более важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще всего обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднении в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или письменных работах. Отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются карточки - консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Рекомендации
по работе с агрессивными детьми.
- Агрессивные дети часто бывают вооружены.
- Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не использовать слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
- Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
- В открытую не бороться, так как это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
- Отстаивайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте поведение только после успокоения.
- Мстительные, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя…, ты расстроился, потому что … . Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться, и при этом ни на кого не нападать? Предлагайте что - то свое только в дополнение к сказанному.
- пусть за что - то отвечает в школе.
- Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
- Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестанет действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
- «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
- Свое плохое настроение не разряжать на нем.
- Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Рекомендации
по работе с застенчивыми детьми.
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелый стресс, который долго переживают. Склонных к суициду (самоуничтожению).
Внушаемы:
- Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности;
- не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров;
- включать в посильные общественные дела;
- хвалить самостоятельность;
- стимулировать личную ответственность;
- не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, а не к личности. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись.
- Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
- Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса. Можно временно освободить от работы - дать время успокоиться.
- Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
Как правило, это дети из семей по типу высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - ошибиться или кого - то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Рекомендации
по работе с замкнутыми (аутичными) детьми.
Этих детей характеризует отстраненность от мира, его боязнь и уход в себя. Ребенок испытывает определенные страхи. Эти дети склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывают большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим - либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки: сбросить кота с шестого этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, не лидер, не смотрит в глаза.
В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще, для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.
- не призывать к совести, не читать морали;
- помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности;
- стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий);
- учитывать интерес к точным наукам - математике, физике и т.п.
- не навязывать поручения и не отвергать. Давать почувствовать принадлежность к группе.
Рекомендации
по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями.
- Игнорировать истерические реакции;
- предупредить класс не обращать внимания в момент истерики;
- хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения;
- не стремиться угодить;
- не обращать внимания на его плохое поведение - это ему и надо (подсознательно);
- чаще давайте понять, что он вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки;
- занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания;
- высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний;
- требует много льгот для себя;
- лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой;
- не критиковать личность в целом, его поступки. Замечания не делать постоянно. Несколько проступков - одно замечание или наказание;
- пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного;
- усилить систему поощрений и наказаний (наказание - неподвижностью). Такое наказание он запомнит;
- если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся;
- влияние всепрощающих взрослых, устраняется. Семья один человек - требования всех членов едины;
- ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение;
- ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков, контроль не постоянный;
- не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое;
- четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
- повышать самооценку и уверенность в себе.