классный час, посвященный узникам Освенцима
классный час (11 класс) по теме
классный час об узниках концлагеря Освенцим для обучающихся 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 746.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Образовательная: 1) активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении тем: “Фашизм в Германии”, “Вторая мировая война”;
2) закрепление учащимися понятий “национализм”, “фашизм”, “толерантность”, “Холокост”, «;
3) раскрытие сущности геноцида, проводимого фашистами в годы Второй мировой войны, направленного не только против евреев, но и против других народов
4) показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма;
5) показать итоги холокоста и его значение в истории человечества и каждого из нас.
Воспитательная: 1) воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму,
2) научить сопереживать, нравственно и гуманно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг друга;
3) на примере холокоста, показать негативные стороны расовых, национальных войн.
4) раскрытие сущности толерантности и важности толерантного поведения человека как условия существования и развития общества;
Развивающая: 1) развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы;
2) умение работать с текстом исторического источника, анализировать его, делать выводы;
3) умение вести дискуссию
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Видеоматериалы «Освенцим Путешествие в Ад _ Auschwitz Journey Into Hell (2013)», «Неизвестный Освенцим».
Ход классного часа
На фоне реквиема ВАРВАРСТВО
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,–
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.–
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Мусса Джалиль
Имя Муссы Джалиля, поэта-борца, знает весь мир. Тяжело раненый, он попадает в плен, в концлагерь. Кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта, с большим риском для жизни он создаёт подпольную антифашистскую организацию, которая организовывала побеги пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Берлине. Его поэзия и сейчас звучит как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.
Уч-к. За годы войны было около 14 тысяч концлагерей, в которых замучены более 6 миллионов узников, а через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов - граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.
Уч-к Ровно 70 лет назад, 27 января 1945 года, советские войска освободили небольшой польский город Освенцим, в котором в апреле 1940 был создан крупнейший нацистский лагерь смерти Аушвиц-Биркенау. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Уч-к Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Ауш-виц, Бнркенау, Моновице, Голешау, Явииювиц, Ней-дах, Блехамео и других. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключенных из разных стран мира. В Освенциме умерщвляли в газовых камерах голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы. Лагерь Освенцим – один из самых больших и печально известных нацистских лагерей смерти.
Фильм «Неизвестный Освенцим»
Уч-к Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 г. В Освенциме погибли, по меньшей мере, миллион евреев, около семидесяти пяти тысяч поляков, двадцать одна тысяча цыган, пятнадцать тысяч советских военнопленных и пятнадцать тысяч представителей других национальностей. Крематорий был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых под предлогом осмотра у врача.
Уч-к Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!
Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал, в преисподней, в аду.
Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий -
Что ни день пожирала людей.
В этом мире - безумном, ничтожном -
На кострах распинают и жгут,
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки - отлично, "зергут"!
И душа леденела от страха,
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве можно такое забыть?!
Всё же узники - сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил - поклон до земли!
Ученик - Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенных фашисты устраивались пытки и издевательства над красноармейцами.
«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...
Уч-к Женские волосы жуткой горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, темные и огневые,
Черные, с примесью пепла, седые
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты.
Золотом тем набивали матрасы,
Это вовек не должно забываться.
Уч-к Потом начинается марш... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки нацистов с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции». Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству... У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам. Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам — и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие.
Уч-к Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу. Женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся... Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.
«Наполнить до отказа!»—командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой..
Уч-к Рано сожженным ты быть не боялася,
Но почему – то нечаянно вздрогнуло,
Дрожь та на руку осела, осталася,
Напоминая об ужасе прожитом.
Как часовые ходили со списками,
И кто-то плакал в соломе раскиданной,
И номерок со зловещими цифрами
Там, на запястье, на маленьком, выжженный.
Уч-к Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач…
Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы—им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы — посиневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы и дети. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «С золотыми зубами—налево, без золота—направо». Другие проверяют интимные части тела в поисках укрытого золота и бриллиантов... Комендант показывает полную консервную банку и восклицает: «Подойди-ка, посмотри, сколько золота!»
Ученик - Более 18 миллионов человек в годы войны оказались в жерновах нацистских фабрик смерти. Те, кому удалось выжить, спустя десятилетия, вспоминают через что им пришлось пройти.
Ученик «Как меня с сестрой забирали у матери, я помню до сих пор. Еще я помню смрадный дым из труб крематория - он работал круглые сутки. И как из пятисот таких же мальчишек после медицинских опытов выжили пятьдесят. А еще - как однажды мне кто-то подбросил бумажный сверток с куском хлеба и двумя картофелинами».
Уч-к Был я недавно в Освенциме, мама.
След твой найти я пытался упрямо.
Звал тебя, жаждой терзаемый жгучей,
Звал среди проволоки колючей.
Все обошёл я бараки в печали,
Ученица «Для того, чтобы в камерах поместилось большее число жертв, людей загоняли с поднятыми руками, а на головы им бросали маленьких детей. Эсэсовец Зепп Гейтрейдер был специалистом по убиванию младенцев, которых сам хватал за ножки и убивал, ударяя головкой о каменный забор. По показанию свидетелей, умерщвление в камерах продолжалось 15 минут...»
Уч-к В карцер спустился я - тихо и голо,
Стужей несло от цементного пола.
Только наручники в склепе остались.
Может, они в твои руки впивались?
Лучше бы сердце того не узнало,
Что о мученьях твоих рассказала.
В лагере том полонянка былая,
Мать, в сновиденьях вижу тебя я.
Номер-клеймо на руке узловатой. Сердце прожёг мне тот номер проклятый
Ученик -«Часто ночью мы просыпались от страшных криков, это происходило когда экономили газ в газовых камерах и живых детей бросали в топки крематорных печей».
Ученик - Из допроса коменданта лагеря на Нюрнбергском процессе:
«Обвинитель: Видели ли вы в лагере беременных женщин? И что с ними происходило?
Свидетель: Да… После того, как они производили на свет ребенка, его топили в ведре с водой. Спустя некоторое время приехал новый врач, и детей перестали топить, из них выкачивали кровь, для переливания солдатам на фронте или использовали для опытов.»
Ученик - Из письма доктора медицины С.Рашера на имя Г.Гиммлера:
«... Проще было бы, если бы я был переведен в части СС и смог бы поехать с племянником в Аушвиц (Освенцим), где бы я мог более быстро на ряде опытов разрешить вопрос отогревания обмораживаний, происшедших на суше. Для таких опытов Аушвиц во всех отношениях более приспособлен, чем Дахау, поскольку там более холодно и территория больше. Потом, это будет меньше привлекать к себе внимания, а то испытуемые кричат, когда замерзают, не проявляя никакого уважения к науке…»
Ученица - В лагере были организованы специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории и другие учреждения, но существовали они не для лечения, а для истребления людей. Немецкие профессора и врачи производили в них массовые эксперименты над совершенно здоровыми мужчинами, женщинами и детьми.
Ученик - Очень многие опыты кончались быстрой и мучительной смертью подопытных заключенных. После окончательного использования заключенных для экспериментов их убивали и сжигали. Этим путем немцы стремились уничтожить свидетелей своих бесчеловечных опытов.
Ученик «Я лично видел через глазок камеры, как один заключенный находился в разреженном пространстве до тех пор, пока у него не лопнули легкие. Некоторые эксперименты вызывали у людей такое давление в голове, что они сходили с ума и рвали на себе волосы, стараясь освободиться от этого давления. В своем безумии они разрывали себе лицо и голову ногтями в попытке покалечить себя. Почти всегда эти эксперименты с крайне низким давлением кончались смертью экспериментируемого».
Ученица - Весной 1942 года на советских пленных и больных узниках были начаты первые опыты по применению газа «Циклон Б». Сначала трупы закапывали, позднее их сжигали в крематориях и в специально выкопанных траншеях.
Уч-к Судьба детей была еще хуже, чем судьбы многих взрослых: они умирали медленной голодной смертью. Их кожа становилась тонкой, словно пергаментной, сквозь нее просвечивали сухожилия, кровеносные сосуды и кости.
Уч-к До мая 1943 года все дети, родившиеся в освенцимском лагере, были зверским способом умерщвлены: их топили в бочонке. Это делали медсестры Клара и Пфани. Первая была акушеркой по профессии и попала в лагерь за детоубийство. Ей было поручено совершать то, для чего она была более пригодна. Для помощи к ней была приставлена немецкая уличная девка Пфани. После родов младенца уносили в комнату этих женщин, где детский крик обрывался и до рожениц доносился плеск воды, а потом… роженица могла увидеть тельце своего ребенка, выброшенное из барака и разрываемое крысами.
Уч-к Среди многих пережитых там трагедий особенно живо запомнилась мне история женщины из Вильно, отправленной в Освенцим за помощь партизанам. Сразу после того, как она родила ребенка, кто-то из охраны выкрикнул ее номер (заключенных в лагере вызывали по номерам). Я пошла, чтобы объяснить ее ситуацию, но это не помогло, а только вызвало гнев. Я поняла, что ее вызывают в крематорий. Она завернула ребенка в грязную бумагу и прижала к груди... Ее губы беззвучно шевелились, — видимо, она хотела спеть малышу песенку, как это иногда делали матери, напевая своим младенцам колыбельные, чтобы утешить их в мучительный холод и голод и смягчить их горькую долю. Но у этой женщины не было сил... она не могла издать ни звука, — только большие слезы текли из-под век, стекали по ее необыкновенно бледным щекам, падая на головку маленького приговоренного.
Уч-к .. после вечернего "аппеля", раздались свистки и крики: "Лагершперре - селекция!" Наступила мертвая тишина, тишина перед бурей. Я знала: завтра утром многих больных я не увижу в блоке. С чрезвычайной пунктуальностью подъехали машины, начали вытаскивать обреченных на смерть. Крик и плач. И вдруг раздалась древнееврейская песня "Хатиква". Подъехало еще несколько машин, затем воцарилась тишина Ужасно было находиться так близко, все слышать и не иметь возможности помочь! Эта "селекция" была проведена так же, как и предыдущие, и за несколько дней до нее врач Менгеле записал номера несчастных больных, предназначенных к сожжению.
Уч-к Черная проволока, острая проволока…
Ты заменила заботливость матери.
Тысячи судеб тобою поломаны,
Тысячи жизней тобою испачканы.
Пусть эта тема сегодня исчерпана,
Но так и ходит с руками дрожащими,
Рано совсем голова поседевшая,
С номером серым на левом запястии.
Слушать Реквием Роберт Рождественский
Классный руководитель Почтим память узников концлагерей минутой молчания, прошу всех встать.
Классный руководитель - После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.
И даже в нашей стране, понесшей самые тяжелые потери в войне, поднимают голову сторонники идей национал-социализма. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, шовинизма принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа, посвященного дню Конституции.
Цель: 1. Познакомить детей с Конституцией России; 2. Закреплять знания детей о государственной символике...
"Об этом нельзя забывать». Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей).
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...
Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)
Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...
Классный час "Посвящается узникам Концентрационных лагерей"
сценарий классного часа...
Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. … этот маленький ад, обнесённый колючей проволокой…
Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельз...
Классный час "Памяти узников концлагерей"
Методическая разработка. Классный час. «Памяти узников концлагерей»...
Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.
11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти -...