Классный час «Познай себя»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Познай себя»
1 этап. Сообщается тема классного часа. С учащимися проводится беседа по теме классного часа.
Ребята! Если мы хотим чего-либо добиваться в жизни, необходимо знать самоё себя, свои возможности, уметь адекватно оценивать свои недостатки, положительные качества.
Я прошу Вас на листочке бумаги записать те качества личности, которые, с вашей точки зрения, необходимо развивать в школьные годы, чтобы добиться осуществления поставленных жизненных целей и успешно продвигаться по карьерной лестнице.
(После выполнения работы ответы анализируются и группируются. Дается понятие «базовые навыки конкурентоспособного рабочего». Учащихся необходимо подвести к мысли о том, что им важно развивать в себе эти навыки)
«Базовые навыки конкурентоспособного рабочего»
- Способность определять жизненные ценности и приоритеты.
- Способность планировать результаты предполагаемых действий в определенных ситуациях.
- Способность к осуществлению запланированных действий.
- Способность оценить себя и достигнутое.
- Способность сотрудничать с другими при достижении своих целей.
- Способность к созиданию, творчеству.
В целом эти способности можно свести к четырем «Д»:
- думать;
- действовать;
- добиваться;
- дружить.
2 этап. Самопознание.
Мы с Вами попытались самостоятельно определить качества личности, которые необходимо в себе развивать, чтобы стать конкурентоспособным специалистом и добиться жизненного успеха. А сейчас мы выполним несколько тестов, которые помогут Вам проверить некоторые особенности вашего развития.
Тест «Словесная беглость и гибкость»
В течение трех минут написать как можно больше слов, в которых есть заданная буква, например, «с».
Анализ: учитывается количество слов и местоположение буквы «с». Если испытуемый использовал букву «с» только в начале слова, это говорит о недостаточности творческого мышления.
Тест «Способность к генерированию идей»
Учащимся предлагается вообразить последствия необычного события. Например, что будет, если в школу не придут одновременно все преподаватели? Если исчезнет ночь, а останется только день? Если вы найдете портфель с 100 000 долларов?
Анализ: учитывается общее количество идей – суждений, выставляется оценка за уникальность и оригинальность ответов. Кроме того, интересно
рассмотреть эмоционально – нравственную направленность содержания ответов.
Тест «Объём внимания»
Учащимся предлагается плакат, где написано 10 разных букв. Например, А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б. Плакат демонстрируется 1 – 2 сек. После демонстрации запомнившиеся буквы предлагается записать.
Анализ: подсчитывается количество букв, которые запомнил учащийся. Это и есть объём его внимания (10 букв– 100%, 9 букв – 90%, 8 букв – 80% и т.д.)
Тест «Распределение внимания»
Классный руководитель читает небольшой текст или отдельные предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Учащиеся должны запомнить текст и подсчитать число ударов.
Анализ: составляется протокол, в котором фиксируются результаты
(правильность воспроизведения текста и сосчитанное испытуемым количество ударов).
ФИО испытуемого | Количество слов в зачитанном тексте и количество ударов реально сделанных | Количество правильно воспроизведенных слов и подсчитанное количество ударов |
Текст | ||
Удары карандаша |
Делаются выводы о распределении внимания: что важнее в данном случае? на что больше уделялось внимания? насколько точным был подсчет и воспроизведение? сможет ли этот человек в нетрадиционных ситуациях быть сосредоточенным?
Мы провели несколько тестов, которые позволяют сделать вывод, что у нас на сегодняшний день сформированы (или не сформированы) следующие качества характера, которые необходимы во многих профессиях:
- логическое мышление;
- творческое мышление;
- память.
Следовательно, мы должны эти качества в себе развить.
3 этап. План самообразования.
Для того, чтобы добиться развития в себе качеств конкурентоспособного рабочего, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо планировать цели для его достижения. Самый лучший способ деятельности в этом направлении – план самообразования.
Познакомимся с планом самообразования, который составил для себя Л.Н.Толстой в 16 лет.
- Изучить курс юридических наук, нужный для окончательного экзамена в университете.
- Изучить практическую медицину и часть теоретической.
- Изучить языки: французский, английский, русский, итальянский, немецкий, латинский.
- Изучить сельское хозяйство как практически, так и теоретически.
- Изучить историю, географию, статистику.
- Изучить математику, гуманитарный курс.
- Написать диссертацию.
- Достигнуть средней ступени совершенства в музыке, живописи.
- Написать правила для домашнего поведения.
- Получить некоторые знания в естественных науках.
- Составить сочинения из тех предметов, которые буду изучать.
- Преодолеть вялость, инертность, пассивность путем развития воли.
- Решительно избавиться от бесхарактерности, раздражительности и лени.
- Постоянно анализировать и оценивать свои действия и поступки.
- Добиться высокого качества выполняемой работы.
Составив эту программу, он усиленно следовал ей, фиксируя поступки в своём дневнике, эти записи и служили ему надежным средством самоконтроля.
А вот другой вариант плана самообразования. Наш современник ставит перед собой цель: стать интеллигентным человеком.
Далее он намечает пути достижения этой цели:
- Определить, для чего это надо.
- Определить ограничения, которые могут встретиться на пути.
- Определить способы достижения цели и выстроить иерархию (т.е. предпочтительный порядок) их осуществления.
И вот так выглядит непосредственно план самообразования:
Образованность | Порядочность | Гражданственность | |
Для чего мне это надо? | Чтобы находить ответы на все мыслимые вопросы мироздания | Чтобы ощущать себя ЧЕЛОВЕКОМ | Чтобы улучшить не только свою жизнь, но и окружающих меня людей, ибо все мы тесно связаны в обществе |
Ограни- чения | Возможность получить 1-2 специальных образования. Семейный бюджет не резиновый, на освоение всех культурных ценностей средств не хватит. Недостаток свободного времени | Собственные недостатки жизни: честолюбие, склонность к компромиссам, вспыльчивость | От меня ещё ничего реально не зависит |
Способы | Чтение, просмотр телепрограмм, походы в театры, музеи, занятия физической культурой | Поступать по совести, т.е. так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобою, не лгать, узнать и освоить правила общения с людьми, преодолеть нерешительность, стать сдержаннее | Выработать жизненные принципы, говорить что думаешь, ставить общественное, если не выше, то хотя бы вровень с личным |
Для того чтобы воспитать себя для будущей жизни и успеха, надо приложить усилия. Поэтому попробуй и ты составить план самообразования и самовоспитания. Для этого:
- Составь перечень тех качеств, которые ты должен развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии и добиться успеха в жизни.
- Составь перечень тех отрицательных качеств в себе, которые ты должен преодолеть.
- Наметь серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого качества.
А сейчас попробуйте составить план самовоспитания и самообразования, который поможет Вам добиться успеха в жизни.
План самовоспитания и самообразования
Качества, которые у меня развиты для достижения поставленных жизненных целей | Качества, которых у меня нет, или они развиты недостаточно, чтобы способствовать успеху | Что нужно сделать, чтобы эти качества в себе развивать? |
(Каждый выполняет это задание отдельно, потом происходит обмен работами. Каждый из учащихся должен дать оценку работе соседа)
Критерии для оценки
- Правильно ли определены качества личности, необходимые для достижения поставленных целей (дополнить, что не предусмотрено).
- Правильно ли определены виды деятельности для воспитания качеств личности (предложить свои варианты).
4 этап. Рефлексия.
- Что нового я узнал(а) на классном часе?
- Что мне понравилось?
- Что не понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Познай себя"
Классный час используется в старших классах как помощь в познании себя, самооценке, саморегулировании....
Классный час "Познай себя"
Методическая разработка. Данный сборник тестов можно использовать в рамках классного часа в 9-11 классах....
Методическая разработка классного часа "Познай себя"
Основным воспитательным моментом первого года обучения в средней школе становиться проблема адаптации к условиям средней школы, познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих....
Классный час "Познай себя"
Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы вас любили, уважали, признавали?Надо знать себя, чтобы потом что-то в себе исправлять, совершенствовать, развивать....
Классный час "Познать себя!" (7-8 класс)
Ученикам предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:Каким человеком вы хотите стать? Обладаете ли вы качествами человека, которого уважаете? Совершаете ли вы иногда неправильные...
Классный час "Познай себя"
Классный час «Познай себя» 1 этап. Сообщается тема классного часа. С учащимися проводится беседа по теме классного часа. Ребята! Если мы хотим чего-либо добива...
Классный час Познай себя
Презентация к классному часу...