Сказкотерапия в деятельности классного руководителя
классный час (5 класс) на тему

Шнайдер Андрей Александрович

Представлен план проведения классного часа по мптодике сказкотерапии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_v_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шнайдер Андрей Александрович

учитель истории и обществознания, педагог-психолог

МБОУ «Балайская СОШ» Уярский район Красноярский край

Сказкотерапия

в деятельности классного руководителя

В душе каждого человека заложены доброта, любовь, сопереживание. Но иногда бывает так, что подростковый возраст, проблемы в семье, повышенная тревожность в школе не позволяют ребёнку в полной мере раскрыться, меняют его поведение, приводят к появлению агрессивности и даже злобы.  В результате этого появляются проблемы, которые могут носить как педагогический, так и личностный характер.

Сказка – это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь,  ненавязчиво, ребёнок включается в «процесс поиска смысла,  расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём». В сказках можно найти перечень практически всех человеческих проблем и способы их решения. Законы сказочного мира, где есть не только Зло, но и Добро, которое всегда побеждает, проходя трудный и тернистый путь, переносятся ребёнком в реальную жизнь и позволяет ему многое осознать.

Методика сказкотерапии хорошо идёт в начальной школе, но, как показала практика,  и на пятиклассниках тоже эффективно работает.  В разработках по структуре занятий по сказкотерапии любой педагог может найти сказку по любой интересующей его проблеме. Очень хороший эффект в моей практике показала  сказка «Ёжик» Анны Смирновой

Анна Смирнова «Ежик»

Маленький Ежик заблудился в лесу, Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь, и вместе с его   капельками из глаз Ежика падали слезинки.

Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ничем огорчать.

Рассчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей Ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый как они, а колючий, маленький; да к тому же еще и толстый, когда сворачивается в клубок. Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С Ежиком даже не пытались подружиться —ведь тогда не над кем будет посмеяться,

Каждое утро в лесу пятеро друзей — Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.

Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая. Ежик несколько дней хромал, потому что, падая в яму, подвернул лапку.  Никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше.

И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.

— Что это. вы меня дразните?! — возмутился Медвежонок — Я же не еж какой-нибудь! — И тут Медвежонок удивился, насколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ёжика.

—  Косолапый! Косолапый! — кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.

        —    Перестаньте!

Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. «Вот и не стало у меня друзей, — грустил он, — никому-то я теперь не нужен».

Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся.

—    Ой, как больно! Помогите!

Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему должно было быть больно, когда он упал в яму.

А тем временем, Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути. «Сейчас он начнет надомной смеяться», — подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла.

—    Спасибо, — улыбнулся Медвежонок, — я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре?

—    Потому что меня никто ни о чем не спрашивал, — ответил Ежик.

И тут Медвежонку стало стыдно за то, как не справедливо относились они к Ежику.

—    Я больше тебя не обижу, — сказал он.

Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радость проводил его домой.  По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело совсем не обязательно смеяться над кем-то.

—    Знаешь, — сказал он Ежику, — это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я бы никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят  и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.

На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала:

—    Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой!

—    Как же они смешно смотрятся! — поддержал ее Енот.

—    Не обижайте моего друга, — попытался остановить Медвежонок. — Чтобы дружить, совсем не обязательно дёлать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.

—    Вот уж нет! — крикнул Заяц. — С предателями мы не  водимся!

—    Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, — сказал Медвежонок, — благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы все разные: Белочка — самая пушистая, Енот — самый маленький, я — большой, Заяц — быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.

—    А ну их! — крикнул Барсук. — Пойдемте лучше в сороку колючкам кидаться.

—    Они так ничего и не поняли, — вздохнул Медвежонок.

—    Не расстраивайся, — успокоил его Ежик, — пройдет время, и они поймут, обязательно поймут...

Пока Барсук, Енот и Белочка гоняли сороку, Зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась:

—    Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и не осторожный!

—    Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит, — попросил Зайчик.

—    Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?

—    У меня нет ничего!

—    Вот когда будет, тогда и позовешь! — весело сказала Белочка и побежала по тропинке.

—    Белочка! Постой!— закричал Зайчик. — У меня дома есть сочная морковка — бери сколько хочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!

—    А я не ем морковь! — раздался вдалеке голос, и беличий хвост скрылся за деревьями.

—    Барсук! Енот! — кричал Заяц, но никто не шел на помощь.

Спустя какое-то время, появилась Лиса, которой так боялся Зайчик. Она подошла к нему поближе и облизнулась. «Вот и все», — подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот... но вдруг...

Вдруг что-то больно укололо ее в спину.

—    О-о-ой! — закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. — Что это?!

Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.

—        Ладно, маленькая колючка, — прошипела Лиса, потирая спину. — Я до вас еще доберусь, — крикнула она, убегая.

Медвежонок помог Зайцу выбраться.

—        Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? — спросил Зайчик.

---      Просто давай играть вместе, — предложил Ежик.

—        А вы меня возьмете? — удивился Заяц.

—        Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.

—        Ежик, я причинил тебе так много неприятностей...

—        Не продолжай Зайчик, я не держу на тебя обиду главное, что ты все понял.

Оставшись втроем Белочка Енот и Барсук почувствовали что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали, Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно, ведь теперь он не один, а с Мишкой — самым сильным. Среди них и Зайчиком — самым быстрым и ловким

—        Вы как хотите — сказал Барсук — а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком Может они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера как им хорошо весело.

Енот задумался

—        Да пусть идет, — сказала Белочка, — нам и вдвоем будет не хуже.

—        Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, — ответил Енот — скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.

—        Как хотите, — надулась Белочка, — проживу и без вас, сказала она и взбежала вверх по дереву к своему дуплу.

Несколько дней подряд наблюдала она оттуда, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем кому это нужно.

—        Иди к нам Белочка — звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике.

Спустя еще один день, Белочка, наконец, поняла, как грустно и скучно оставаться одной. «А как же Ежик жил все это время?» — подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева

Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные интересные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.

Если проблема стоит остро, такую сказку может прочитать на классном часе учитель,  обсудить ее с ребятами и предложить им письменное задание.  Например: «Что бы я посоветовал ежику, чтобы над ним не смаялись»? А после обсудить все это с детьми...

Главный итог подобных занятий связь с реальным миром:

Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на ИХ месте. Итак, что же мы будем делать, если...»

После обсуждения ребятам предлагается дорисовать рисунок, в центре которого нарисован ёжик, а на лучиках от него дети дорисовывают свои пожелания и советы. Как не обижаться и что надо делать, если тебя обижают.

На следующем классном часе  проводится ещё одно занятие, на котором мы знакомимся со сказкой «Пакость Пакостивич», основной сюжет которой рассказывает о том, что в душе каждого человека есть место для тех чувств, которые он сам пускает в свою жизнь. В этой сказке зайчики и мишки учатся говорить друг другу светлые и добрые слова. По результатам этой сказки ученики получают листочек, на котором написано имя ребёнка, который оказался отвергнутым и изолированным. Каждый ученик, в том числе и сам ребёнок должны взять в руки лучики солнца и написать на них, за что они ценят этого человека. Работает очень сильно. Необходимо отметить, что начало и окончание этих занятий необходимо проводить с «разминки» и заканчивать всё рефлексией.

        Очень важно отметить, что любая работа эффективна только тогда, когда она представляет систему.  Системное применение этого метода более эффективна,  чем традиционные беседы о нравственности и морали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться   успехов   и   избежать   в воспитательной   деятельности...

классным руководителям циклограмма деятельности классного руководителя

циклограмма классного руководителя, система целей в воспитании-2007 год...

Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....