Сказкотерапия в деятельности классного руководителя
классный час (5 класс) на тему
Представлен план проведения классного часа по мптодике сказкотерапии в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_v_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шнайдер Андрей Александрович
учитель истории и обществознания, педагог-психолог
МБОУ «Балайская СОШ» Уярский район Красноярский край
Сказкотерапия
в деятельности классного руководителя
В душе каждого человека заложены доброта, любовь, сопереживание. Но иногда бывает так, что подростковый возраст, проблемы в семье, повышенная тревожность в школе не позволяют ребёнку в полной мере раскрыться, меняют его поведение, приводят к появлению агрессивности и даже злобы. В результате этого появляются проблемы, которые могут носить как педагогический, так и личностный характер.
Сказка – это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём». В сказках можно найти перечень практически всех человеческих проблем и способы их решения. Законы сказочного мира, где есть не только Зло, но и Добро, которое всегда побеждает, проходя трудный и тернистый путь, переносятся ребёнком в реальную жизнь и позволяет ему многое осознать.
Методика сказкотерапии хорошо идёт в начальной школе, но, как показала практика, и на пятиклассниках тоже эффективно работает. В разработках по структуре занятий по сказкотерапии любой педагог может найти сказку по любой интересующей его проблеме. Очень хороший эффект в моей практике показала сказка «Ёжик» Анны Смирновой
Анна Смирнова «Ежик»
Маленький Ежик заблудился в лесу, Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь, и вместе с его капельками из глаз Ежика падали слезинки.
Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ничем огорчать.
Рассчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей Ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый как они, а колючий, маленький; да к тому же еще и толстый, когда сворачивается в клубок. Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С Ежиком даже не пытались подружиться —ведь тогда не над кем будет посмеяться,
Каждое утро в лесу пятеро друзей — Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.
Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая. Ежик несколько дней хромал, потому что, падая в яму, подвернул лапку. Никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше.
И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.
— Что это. вы меня дразните?! — возмутился Медвежонок — Я же не еж какой-нибудь! — И тут Медвежонок удивился, насколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ёжика.
— Косолапый! Косолапый! — кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.
— Перестаньте!
Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. «Вот и не стало у меня друзей, — грустил он, — никому-то я теперь не нужен».
Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся.
— Ой, как больно! Помогите!
Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему должно было быть больно, когда он упал в яму.
А тем временем, Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути. «Сейчас он начнет надомной смеяться», — подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла.
— Спасибо, — улыбнулся Медвежонок, — я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре?
— Потому что меня никто ни о чем не спрашивал, — ответил Ежик.
И тут Медвежонку стало стыдно за то, как не справедливо относились они к Ежику.
— Я больше тебя не обижу, — сказал он.
Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радость проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело совсем не обязательно смеяться над кем-то.
— Знаешь, — сказал он Ежику, — это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я бы никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.
На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала:
— Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой!
— Как же они смешно смотрятся! — поддержал ее Енот.
— Не обижайте моего друга, — попытался остановить Медвежонок. — Чтобы дружить, совсем не обязательно дёлать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.
— Вот уж нет! — крикнул Заяц. — С предателями мы не водимся!
— Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, — сказал Медвежонок, — благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы все разные: Белочка — самая пушистая, Енот — самый маленький, я — большой, Заяц — быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.
— А ну их! — крикнул Барсук. — Пойдемте лучше в сороку колючкам кидаться.
— Они так ничего и не поняли, — вздохнул Медвежонок.
— Не расстраивайся, — успокоил его Ежик, — пройдет время, и они поймут, обязательно поймут...
Пока Барсук, Енот и Белочка гоняли сороку, Зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась:
— Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и не осторожный!
— Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит, — попросил Зайчик.
— Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?
— У меня нет ничего!
— Вот когда будет, тогда и позовешь! — весело сказала Белочка и побежала по тропинке.
— Белочка! Постой!— закричал Зайчик. — У меня дома есть сочная морковка — бери сколько хочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!
— А я не ем морковь! — раздался вдалеке голос, и беличий хвост скрылся за деревьями.
— Барсук! Енот! — кричал Заяц, но никто не шел на помощь.
Спустя какое-то время, появилась Лиса, которой так боялся Зайчик. Она подошла к нему поближе и облизнулась. «Вот и все», — подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот... но вдруг...
Вдруг что-то больно укололо ее в спину.
— О-о-ой! — закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. — Что это?!
Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.
— Ладно, маленькая колючка, — прошипела Лиса, потирая спину. — Я до вас еще доберусь, — крикнула она, убегая.
Медвежонок помог Зайцу выбраться.
— Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? — спросил Зайчик.
--- Просто давай играть вместе, — предложил Ежик.
— А вы меня возьмете? — удивился Заяц.
— Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.
— Ежик, я причинил тебе так много неприятностей...
— Не продолжай Зайчик, я не держу на тебя обиду главное, что ты все понял.
Оставшись втроем Белочка Енот и Барсук почувствовали что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали, Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно, ведь теперь он не один, а с Мишкой — самым сильным. Среди них и Зайчиком — самым быстрым и ловким
— Вы как хотите — сказал Барсук — а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком Может они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера как им хорошо весело.
Енот задумался
— Да пусть идет, — сказала Белочка, — нам и вдвоем будет не хуже.
— Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, — ответил Енот — скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.
— Как хотите, — надулась Белочка, — проживу и без вас, сказала она и взбежала вверх по дереву к своему дуплу.
Несколько дней подряд наблюдала она оттуда, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем кому это нужно.
— Иди к нам Белочка — звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике.
Спустя еще один день, Белочка, наконец, поняла, как грустно и скучно оставаться одной. «А как же Ежик жил все это время?» — подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева
Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные интересные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.
Если проблема стоит остро, такую сказку может прочитать на классном часе учитель, обсудить ее с ребятами и предложить им письменное задание. Например: «Что бы я посоветовал ежику, чтобы над ним не смаялись»? А после обсудить все это с детьми...
Главный итог подобных занятий связь с реальным миром:
Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на ИХ месте. Итак, что же мы будем делать, если...»
После обсуждения ребятам предлагается дорисовать рисунок, в центре которого нарисован ёжик, а на лучиках от него дети дорисовывают свои пожелания и советы. Как не обижаться и что надо делать, если тебя обижают.
На следующем классном часе проводится ещё одно занятие, на котором мы знакомимся со сказкой «Пакость Пакостивич», основной сюжет которой рассказывает о том, что в душе каждого человека есть место для тех чувств, которые он сам пускает в свою жизнь. В этой сказке зайчики и мишки учатся говорить друг другу светлые и добрые слова. По результатам этой сказки ученики получают листочек, на котором написано имя ребёнка, который оказался отвергнутым и изолированным. Каждый ученик, в том числе и сам ребёнок должны взять в руки лучики солнца и написать на них, за что они ценят этого человека. Работает очень сильно. Необходимо отметить, что начало и окончание этих занятий необходимо проводить с «разминки» и заканчивать всё рефлексией.
Очень важно отметить, что любая работа эффективна только тогда, когда она представляет систему. Системное применение этого метода более эффективна, чем традиционные беседы о нравственности и морали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»
Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться успехов и избежать в воспитательной деятельности...
классным руководителям циклограмма деятельности классного руководителя
циклограмма классного руководителя, система целей в воспитании-2007 год...
Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя
Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....
Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»
Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....