Шесть правил работы классного руководителя с одаренными учащимися
статья на тему

Соколова Ирина Владимировна

Выступление на августовской конференции педагогов Осинского муниципального района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_pravil_raboty_s_odarennymi_detmi.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «6 правил  классного руководителя в работе с одаренными детьми»

Автор Соколова Ирина Владимировна

МБОУ «СОШ №4 г. Оса»

Пермский край, г. Оса

Однажды ранним утром в метро, когда тысячи людей спешат на работу, играл скрипач. Он играл 45 минут, за это время мимо прошло  1097  человек и только шестеро  остановились ненадолго,  чтобы его послушать, а 20, не задерживаясь, бросили ему деньги. Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл – один из лучших музыкантов мира. На скрипке Страдивари стоимостью в 3,5 миллиона долларов, он исполнил 6 сложнейших произведений. Выступление знаменитого скрипача было частью социального эксперимента, организованного газетой «Вашингтон Пост» с целью узнать: могут ли люди в неподходящий момент в будничной обстановке распознать талант, ощутить и оценить красоту?    

Я решила начать разговор о работе с одаренными детьми с этой истории, потому что мы все часто проходим мимо талантливых людей. Необходимо, чтобы кто-то сказал нам: «Присмотритесь, уделите время, внимание, подбодрите». И этим подсказчиком может и должен оказаться классный руководитель.  Семь лет я была классным руководителем совершенно уникального детского коллектива. Хочу поделиться с вами опытом своей работы, который представила в шести правилах.

Итак, после длительного перерыва я брала 5 класс. Это были воспитанники очень одаренного учителя, творческого человека и интересной личности Шиловой Елены Николаевны. Уже при поступлении в школу они прошли отбор по психологическим характеристикам. В начальных классах эти дети неоднократно становились победителями различных конкурсов, соревнований, олимпиад. Передо мной стояла задача развить и приумножить то, что уже было заложено природой и первым учителем.

 Вместе с ребятами мне по наследству перешли тетради личностного роста. 28 учеников и 28 школьных тетрадок в клетку, где были собраны и аккуратно подклеены все сведения о ребенке: особенности психического и физического развития, достижения в учебе, интересы, увлечения, анализ собственной деятельности каждого ребенка. Эти тетради помогли мне понять некоторые особенности личности моих будущих учеников. Но одно дело чужой опыт и совсем другое личное общение.

Поэтому, правило 1.

  1. Изучайте особенности коллектива. Наш первый классный час длился почти 2 часа. Мы сидели  в спортзале, в кругу, и каждый рассказывал, но не о себе, а о своем соседе справа.  Хочешь узнать человека, послушай, что он говорит о других. Потом мы разделились для того, чтобы «построить» из участников группы автомобиль, теплоход или  создать семейную фотографию – это психологические техники, которые позволяют определить лидеров и аутсайдеров, раскрывают особенности ребят в процессе деятельности. Работа по изучению личности учащихся продолжалась в течение всего 5 класса. Зная особенности каждого, вы сможете грамотно организовать работу, как с ребятами, так и с педагогами, работающими в классе.

Правило 2. Организуйте систему самоуправления. В этом вопросе очень актуальна народная мудрость о том, когда следует ковать железо. Распределите поручения, вместе планируйте, придумывайте, проводите и анализируйте мероприятия. В пятом классе ребята жаждут самостоятельности и самоутверждения, и нужно направить их энергию в нужное русло.

В нашем классе существовала система  сменных командиров, ежегодно эту должность занимал новый ученик, и те, кто прошли эту школу, впоследствии остались моей надежной командой, людьми,  которым можно  поручить любое дело и быть уверенным, что все будет в порядке.

Именно на классных огоньках родились «звезды» всех школьных мероприятий. У нас были свои ди-джеи, почти профессиональные ведущие школьных линеек и праздников, организаторы танцевальных флеш-мобов, корреспонденты школьного радио.

  Да, на организацию самоуправления в 5-6 классе уходит очень много времени и сил, но поверьте, все вернется сторицей. Уже к восьмому классу вы получите надежных помощников и  коллектив, способный к самоорганизации. Работая в тесном сотрудничестве, вы раскроете и творческие, и организаторские, и просто человеческие качества личности ваших учеников.

Правило 3. Работайте в команде. Как известно, один в поле не воин. Поэтому привлеките к работе с классом  администрацию школы, психолога, соц. Педагога, учителей-предметников и, конечно, родителей.  В нашем классе с переходом в среднее звено возникла проблема дисциплины.

Когда я исчерпала все свои ресурсы, обратилась за помощью к школьному психологу. Она знала этих детей ещё с начальной школы и пришла мне на помощь. Проводила социометрию, беседовала как с отдельными ребятами, так и со всем классом. Затем при финансовой поддержке родителей был приглашен психолог из Перми, который после двухдневной работы дал свои рекомендации по работе с классом.

Администрация школы создавала все условия для всестороннего развития ребят. В учебный план был добавлен ряд предметов и курсов по выбору. Был организован летний лагерь, в котором все учащиеся выполнили исследовательские работы по разным предметам: истории, обществознанию, химии, биологии, математике. В этом была огромная заслуга учителей-предметников. Ну и конечно, родители. Школьная жизнь была наполнена событиями во многом благодаря их инициативе. Походы, совместные праздники, посещение театров и развлекательных центров, поездка в Санкт-Петербург, перечислять можно бесконечно. И, конечно, именно родители играют огромную роль в получении ребятами дополнительного образования. У нас в классе были свои художники, музыканты, волейболисты, танцоры, участники народного театра, футболисты и боксеры. Занятость детей во внеурочное время составляла 70%. Не зря говорят, что талантливый человек, талантлив во всем.

Правило 4. Используйте технологию проектной деятельности. Совместная деятельность очень много дает, как в плане развития каждого конкретного человека, так и сплочения коллектива. Работая в команде, отвечая за определенный фронт деятельности, ребенок раскрывается, проявляет свои лучшие качества. Мы начинали с небольших проектов – сообщений на классных часах. Выбирали темы, которые были интересны, делились на группы, искали, оформляли и представляли материал.

Самым знаковым проектом стала работа, посвященная 65-летию победы в ВОВ. Ребята подготовили и провели целый цикл классных часов, посвященных событиям и людям военных лет.

В 10-11 классе были танцевальные флеш-мобы и самый последний наш проект реализован снова при помощи родителей. Мы высадили 20 сосен вдоль школьного забора на память о нашем классе. 

Правило 5. Изучайте и поддерживайте интересы, склонности и возможности каждого. Ребенок учится в ДШИ на художественном отделении? ИЛИ вышивает? Или мастерит что-то в авиамодельном кружке? Пусть об этом узнают его одноклассники, организуйте в кабинете выставку его работ. Это поднимет авторитет ребенка, сделает его более успешным. Есть группа детей, которые ходят в волейбольную секцию? Устройте розыгрыш по волейболу между ребятами и родителями. Увлекаются компьютерной графикой? Поручите создать мультфильм или презентацию. Поощряйте и стимулируйте участие ребят в самых разных конкурсах, как творческих, так и интеллектуальных. Для того, чтобы понять свои способности, нужно попробовать себя в разной деятельности.

Правило 6. Отслеживайте и отмечайте достижения детей. У нас в классе было 3 вида рейтинга. Успехи во внеклассной деятельности, участие в конкурсах и рейтинг успеваемости.

По внеклассной деятельности мы с активом класса отмечали в каких делах и мероприятиях участвовал каждый ребенок. Присутствие – 1 бал, участие – 2 и организация – 3 балла. Это позволяло мне отслеживать активность ребят, вовлекать во внеклассную деятельность тех, кто сам не проявлял инициативы и поощрять  самых-самых. Придумайте вместе с родителями как можно наградить особо отличившихся. Пусть это просто благодарность, но ребенок будет знать, что в чем-то он лучший.  

Самым знаковым был, конечно, рейтинг успеваемости. Дети сами после выставления оценок за определенный период, высчитывали средний балл,  и было очень интересно наблюдать за их реакцией после обнародования сводной таблицы.  Кто-то не показывал вида, что расстроен своими результатами, кто-то напротив, радовался, что смог подняться выше. Детям, нацеленным на успех, важно знать, какую позицию  они занимают в социуме.

О каких результатах системной работы с одаренными ребятами, из которых и состоял наш класс можно говорить сегодня, когда они уже закончили школу? Из 30 человек – 24 ударники, 7 медалистов. 225 баллов и выше набрали – 9 человек, 20 поступили в ВУЗы на бюджетной основе.  17 раз наши ребята становились победителями и дипломантами разных конкурсов всероссийского и краевого уровня.  

В завершении хочу сказать, что секрет успеха одаренных детей открыл ещё отец великого Моцарта: начинать как можно раньше, много работать и чаще показывать публике возможности  ребенка. Время, отданное ребенку, прямо пропорционально его достижениям. А в работе классного руководителя огромное значение имеет  системный подход. Система – она как часы. Если не хватает одной детали, начинают показывать неверное время, или вообще останавливаются.

Я желаю всем нам успеха в работе с разными детьми, но если речь идет об одаренных, то успеха вдвойне, потому что это дело  нелегкое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся

Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет классный руководитель к ведению дневника....

ПРАВИЛА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДНЕВНИКАМИ УЧАЩИХСЯ

Дневник учащегося- это один из основных документов, подтверждающий принадлежность учащегося к данной школе и отражающий его текущую успеваемость.  Дневник- это своего рода посредни...

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся

Дневник должен проверяться классным руководителем один раз в неделю. Учащиеся должны твердо знать тебования руководителя, которые предъявляются по ведению дневника....

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся.

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся....

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся...