Сообщение " Организация социально-значимой деятельности учащихся школы. Развитие волонтёрства в ученической среде"
статья на тему
Сообщение на ГМО классных руководителей с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 23.75 КБ |
презентация | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
“ Тот, кто ничего не делает для других,
ничего не делает для себя “
Гёте
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Термин «волонтер» - в переводе с французского означает «доброволец». Волонтеры – люди, делающие что-либо по своей воле, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально в государственных или частных организациях, либо являться членами добровольческих организаций. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В Российской Федерации волонтёры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтёрском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтёры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.
Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Значимость школьного волонтерского движения в организациях образования связана, в первую очередь, с обострившимися в последние годы социальными проблемами в обществе. Поиск альтернативных решений этих проблем привел к пониманию важности и значимости волонтерства, как движущей силы, способной сегодня противостоять таким асоциальным явлениям, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, сквернословие, подростковая преступность, уничтожение и загрязнение окружающей среды, ВИЧ/СПИД и многое другое. На сегодняшний день волонтерская деятельность, проводимая в организациях образования, также является значительным ресурсом для решения социально-значимых проблем местных сообществ.
Для учащихся главным мотивом, побуждающим личность к волонтерской деятельности, является желание быть социально-полезными, другими по значимости мотивами выступают содействие в изменениях в обществе, а также реализация собственной инициативы и поиски единомышленников. Из этого следует, что в основе волонтерской деятельности в организациях образования лежат потребности в самореализации.
Организационные аспекты развития волонтерской деятельности в организациях образования должны быть нацелены на пропаганду идей добровольного труда на благо общества и привлечение учащейся молодежи к решению социально значимых проблем.
В ходе организации волонтерской деятельности в организациях образования преследуется достижение следующих педагогических задач:
- воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;
- вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;
- поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.
Организаторами волонтерской деятельности в учреждении образования могут выступать структурные подразделения, общественные объединения и организации, органы ученического самоуправления, обучающиеся, преподаватели и сотрудники.
Сама волонтерская деятельность должна основываться на принципах добровольности; законности; самоуправления; непрерывности и систематичности; свободы определения внутренней структуры форм и методов работы; осознания участниками волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности; ответственного отношения к деятельности.
Волонтерская деятельность в организациях образования может реализовываться в различных формах: акции, проекты, программы и т.д., которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер. Для осуществления волонтерского движения в учреждении образования могут формироваться волонтерские отряды (группы) и создаваться органы самоуправления (школьные советы волонтеров).
Процесс формирования и организации деятельности волонтерского объединения состоит из следующих основных этапов:
1 этап. Введение в волонтерскую деятельность (тематические уроки добра (классные часы), знакомство с понятиями «добро», «доброта», «добродетель», «волонтерская деятельность», коммуникативные площадки о роли личности в обществе и пр.). Формы введения зависят от возрастной категории детей и молодежи, их потребностей и мировосприятия.
2 этап. Выявление инициативной группы, желающей принять участие в работе объединения. Путем различных педагогических и психологических методов исследования мнения общественности (опрос, тестирование, анкетирование и пр.) с учетом ценностных ориентаций выявляется группа (это могут быть не все учащиеся класса) заинтересовавшихся идеей добровольного служения обществу. Проведение внутри объединения психологических (может быть, ролевых) игр определяется руководитель объединения. Кроме того, в дополнение к коллективной творческой деятельности особую важность имеет проведение специального курса игр и тренингов на построение команды.
3 этап. Разработка имиджа и стиля объединения (символика, атрибутика, форма, основы корпоративной культуры). Данный блок предполагает разработку визитной карты объединения, логотипа (символа, эмблемы), отличительного знака, девиза (слогана), флага, формы, свода правил и принципов (устава), Web-страницы и пр.), а также эскиза дневника волонтера. Крайне важно в целях пропаганды и формирование положительного узнаваемого имиджа использование разработанных материалов в работе объединения.
4 этап. Определение целей и потребностей членов объединения, направлений деятельности, системы поощрения. Область применения усилий волонтеров может быть выявлена исходя из потребностей администрации образовательного учреждения, микрорайона образовательного учреждения, сельского (городского) населенного пункта.
Стоит иметь в виду, что содержание деятельности определяется с учетом особенностей психолого-педагогического и физического развития, возраста членов объединения.
Так, для детей младшего школьного возраста вполне приемлемы такие виды работ, как изготовление поделок-сувениров для пожилых, ветеранов; проведение показательных уроков добра; постановка и показ сказок; ремонт книг в библиотеке; посильная помощь родителям, учебному заведению; разбивка цветочных клумб; оформление выставки рисунков на тему «Добро» и т.д.
Представителям среднего школьного возраста под силу организация работы по заявкам «Почты Добра»; проведение различных праздников и концертов в начальных классах и детских садах; организация субботников в микрорайоне образовательного учреждения, на пришкольном участке; изготовление скворечников с последующей установкой на объектах; оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, ветеранам; организация работы школьной пресс-службы в целях освещения результатов совершенных отрядами юных добровольцев и т.д.
Список литературы
Григорьев И.Н. Специфика организации волонтерства в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 12. – С. 100-104.
Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. – 2006. – № 5. – С. 15-22.
Менщикова И.Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы // Научные исследования в образовании. – 2008. – № 1. – С. 42-43.
Новиков М.А. История, проблемы и перспективы развития молодежного волонтерства в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 6-3. – С. 141-144.
Онищенко Е.В. Перспективы развития волонтерского движения в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2011. – № 2. – С. 183-187.
Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист. – 2007. – 319 с.
Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Басова Н.Ф. – М. – 2007. – 235 с.
Тетерский С. 10 лет ДИМСИ: деятельность общероссийских общественных организаций “Детские и молодежные социальные инициативы” (ДИМСИ) // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 59.
Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 8. – С. 71-73.
Щупленков О.В. История молодежного движения в России в современном исследовательском поле // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 1-2. – С. 211-215.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя “ И.В.Гёте
Термин «волонтер» - в переводе с французского означает «доброволец». Волонтеры – люди, делающие что-либо по своей воле, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально в государственных или частных организациях, либо являться членами добровольческих организаций. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В ходе организации волонтерской деятельности в организациях образования преследуется достижение следующих педагогических задач : воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.; вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения; поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.
Сама волонтерская деятельность должна основываться на: принципах добровольности; законности; самоуправления ; непрерывности и систематичности; свободы определения внутренней структуры форм и методов работы; осознания участниками волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности; ответственного отношения к деятельности.
Волонтерская деятельность в организациях образования может реализовываться в различных формах: акции, проекты, программы и т.д., которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер. Для осуществления волонтерского движения в учреждении образования могут формироваться волонтерские отряды (группы) и создаваться органы самоуправления (школьные советы волонтеров).
Процесс формирования и организации деятельности волонтерского объединения состоит из следующих основных этапов: 1 этап . Введение в волонтерскую деятельность (тематические уроки добра (классные часы), знакомство с понятиями «добро», «доброта», «добродетель», «волонтерская деятельность», коммуникативные площадки о роли личности в обществе и пр.). Формы введения зависят от возрастной категории детей и молодежи, их потребностей и мировосприятия.
2 этап . Выявление инициативной группы, желающей принять участие в работе объединения. Путем различных педагогических и психологических методов исследования мнения общественности (опрос, тестирование, анкетирование и пр.) с учетом ценностных ориентаций выявляется группа (это могут быть не все учащиеся класса) заинтересовавшихся идеей добровольного служения обществу. Проведение внутри объединения психологических (может быть, ролевых) игр определяется руководитель объединения. Кроме того, в дополнение к коллективной творческой деятельности особую важность имеет проведение специального курса игр и тренингов на построение команды.
3 этап . Разработка имиджа и стиля объединения (символика, атрибутика, форма, основы корпоративной культуры). Данный блок предполагает разработку визитной карты объединения, логотипа (символа, эмблемы), отличительного знака, девиза ( слогана ), флага, формы, свода правил и принципов (устава), Web -страницы и пр.), а также эскиза дневника волонтера. Крайне важно в целях пропаганды и формирование положительного узнаваемого имиджа использование разработанных материалов в работе объединения.
4 этап . Определение целей и потребностей членов объединения, направлений деятельности, системы поощрения. Область применения усилий волонтеров может быть выявлена исходя из потребностей администрации образовательного учреждения, микрорайона образовательного учреждения, сельского (городского) населенного пункта.
Сегодня в добровольческую работу вовлечено всего 5% в России. Однако, исследования показали, что более 40% людей готовы более активно участвовать в общественно полезной работе.