Социальный проект "Профкарьера"
проект (9 класс) на тему

Терёшечкина Снежана Евгеньевна

Проектирование профессиональной и социальной

 карьеры обучающихся 9 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots_proekt_professionalnaya_karera.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Навашино

Проектирование профессиональной и социальной

 карьеры обучающихся 9 класса.

Классный руководитель: Терешечкина С. Е.

2012-2015 уч. год


Проектирование профессиональной и социальной

 карьеры обучающихся в период профильной подготовки.

Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект, и оценка сложившейся ситуации.

В ситуации качественно нового уровня социально-экономического развития  новых требований к уровню развития человеческих и трудовых ресурсов, кадровое обеспечение социально-экономического развития становится приоритетной задачей.

На сегодняшний день и ближайшую перспективу социально-экономическое развитие  может быть охарактеризовано следующими признаками:

- многообразие  форм и видов социально-экономической деятельности;

- интенсивное расширение сферы услуг;

- внедрение высоких технологий;

- повсеместное использование современных информационных технологий и формирование современной информационно-коммуникационной среды;

Общеобразовательная школа в настоящее время практически не выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников с учетом их собственных интересов и реальной потребности профессий на рынке труда.

Опросы старшеклассников показывают, что лишь 3,6% в ходе выявления у них профессиональных интересов и возможностей заявили о готовности обучаться по рабочим профессиям (что в 5-10 раз ниже показателей 20-летней давности). Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы стало считаться количество поступивших в ВУЗы выпускников. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. Это снижает ценность и социальную значимость рабочих профессий.

В результате недостаточно системном применении современных методов профессиональной ориентации у обучающихся сохраняются традиционные мотивы выбора профессии, связанные с мнением ближайшего окружения, а не с целенаправленной работой государственных институтов. О будущей профессии обучающиеся узнают в основном от родителей (29,6%) и друзей  (29,3%).

Цель проекта

- развитие системы проектирования профессиональной и социальной карьеры обучающихся;

- формирования способностей к самостоятельному выбору профессиональной и социальной карьеры.

Задачи проекта

- формирование  системы подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии путем  проведения мероприятий воспитательного характера, участия в конкурсах профессиональных проектов;

- формирование системы показателей, позволяющих дать объективную оценку состоянию рынка профессий, структуры выпускников и динамике занятости;


 

Основные мероприятия

   

Мероприятие

Задачи

Срок проведения

1

Видеолекторий «Время делать выбор»

Ознакомление с современным рынком труда.

В течение учебного года

2

Экскурсии в учебные учреждения профессионального образования в дни открытых дверей для 9-классников школ:

Ознакомление с  образовательными профессиональными учреждениями

В течение учебного года

3

Анкетирование:

- Профессиональный выбор

- Где продолжить обучение

Изучение профессиональных намерений обучающихся

Октябрь

Март

4

Часы общения

- Мост моего выбора

- Портрет моего будущего

- Портфолио выпускника

Создание условий для обучения навыкам самоопределения, самореализации.

В течение учебного года

5

Родительские собрания

- Как помочь ребенку выбрать профессию

- Перспективные профессии и ориентации учащихся в мире профессий

Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения.

Январь

6

Онлайн-тестирование профессионального выбора

Использование возможностей Интернет-технологий профессионального самоопределения

Февраль

7

Участие в игре «Шесть шляп твоего выбора»

Приобретение навыков решения деловых вопросов, действия в экономических ситуациях

Март

8

Участие в семинарах, интернет-конференциях «Педагогическое взаимодействие классного руководителя с обучающимися в процессе профориентационного воспитания».

Ознакомление с  опытом работы по профориентации  

 В течение учебного года

9

Консультации по вопросам выбора профессии и  путей продолжения образования.

Помочь родителям, обучающимся совместно с психологом в профессиональном самоопределении.

В течение учебного года


Профильные предпочтения и профессиональный выбор: проектирование,

методическое сопровождение.

Современный  рынок труда предъявляет жесткие требования к молодежи, претендующей на вакантные рабочие места: высокий образовательный ценз, наличие опыта работы по специальности, узкая специализация, дополнительные навыки, совмещение профессий и т.д.  Препятствует также трудоустройству отсутствие знаний и навыков поиска работы, общения с работодателями, недостаточная информированность о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности. Кроме того, положение выпускников на рынке труда зависит от конкурентоспособности полученной ими профессии. Следует отметить, что уровень профессиональной подготовки специалистов зачастую не соответствует современным требованиям работодателей к соискателям на рабочие места. Это приводит к тому, что часть молодых специалистов после окончания учебных заведений не востребованы на рынке труда и вынуждены получать дополнительное профессиональное образование.

В современных условиях рынка труда необходимо определить основное направление работы с обучающимися, позволяющее эффективно решать проблемы социализации. Как показывает практика работы, проблемы профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, тесно связаны между собой. Для решения этих проблем необходимо  активное воздействие на формирование у учащихся новой системы жизненных ценностей, потребностей и интересов.

Целью системы профориентационной работы  является формирование у учащихся способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Реализация проекта по формированию профессионального самоопределения учащихся предусматривает подготовительную работу  (с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом). Содержание профориентацинной работы рассчитано на учащихся 8-9 классов. Формы и методы проекта приводятся в соответствии с потребностями и возможностями  учащихся класса:

  • в 8-м классе – общая ориентировка в мире профессий и человеческих возможностей самопознание в соответствии с интересами и склонностями учащихся;
  • в 9-м классе – соотнесение требований будущей профессии с индивидуальными желаниями и возможностями учащихся.

В профориентационной работе  используются следующие формы: экскурсии на производство и предприятия, беседы профориентационной направленности с учащимися, тематические классные часы с приглашением представителей разных профессий, конкурсы сочинений и эссе учащихся, участие учащихся в днях открытых дверей учреждений профессионального образования  и др.

На основе мониторинга профессиональных намерений, жизненных и социальных ценностей учащихся  были составлены и отмечены  профильные предпочтения будущих девятиклассников


Создание модели управления самоопределением учащихся через профильное  обучение.

Одним из основных направлений в этой работе является совершенствование системы общеобразовательной подготовки учащихся, интеграции общеобразовательной, профориентационной  подготовки.

В связи с этим  предлагается решение таких задач:

  • качественное обновление содержания  профориентационной работы;
  • выполнение комплекса работ в направлении социальной и профессиональной адаптации учащихся.

Цель данной работы обосновать и разработать педагогические условия, необходимые для профессионального самоопределения школьников  на различных возрастных этапах.

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Это позволяет подготовить человека к профессиональной карьере, презентации своей кандидатуры на рынке труда, к возможности смены профессии в условиях рыночной экономики.

Профессиональное самоопределение осуществляется поэтапно на каждой возрастной ступени, на основе преемственности возрастных и психологических особенностей школьников. При этом формы и методы рассчитаны не на абстрактного, а на конкретного ученика, направлены на активизацию его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции в выборе профессии, выявление и развитие общих и специальных способностей.

Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе (образ Я), о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности), соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональные пробы).

Такой взгляд на профессиональное самоопределение школьников должен предполагать применение инновационных процессов обучения, рассматривающих ребёнка как заинтересованного участника и выдвигающих на первый план личность в качестве субъекта активной деятельности.

Схема построения технологического процесса

Система способностей согласно технологии саморазвития человека состоит их двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантные способности: исследовательские, проектировочные, организаторские, коммуникативные, рефлексивные. Основная функция исследовательских способностей – диагностировать и контролировать реальную ситуацию.

Проектировочные способности позволяют наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Коммуникативные способности позволяют установить взаимосвязи с людьми.

Снять ошибки позволяют рефлексивные способности.

Самоопределение для учащихся – самостоятельность и свобода выбора, а для педагога – область повседневного и умелого руководства этим процессом.

Траектория движения учащегося

1 уровень – обеспечение реализации цели управления: поддержка режима функционирования коллектива, регулирование качества отношений.

2 уровень - создание условий для профессионального самоопределения учащихся, управление этим процессом.

3 уровень - познание себя, своего “Я”, создание своего образа согласно своей воле, непрерывное саморазвитие в соответствии со своими ценностями и возможностями.

 Выпускник  – субъект своей будущей профессиональной деятельности, способный к непрерывному профессиональному саморазвитию, что позволит ему успешно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание ученических портфолио. Данная деятельность формирует у учащихся среднего звена и старшей ступени умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности. Результаты деятельности ученика среднего звена, отраженные в его портфолио, учитываются при зачислении в учебное заведение.

8 класс

Составные части результата

Методики диагностики

Развиты интересы к конкретным видам деятельности

Карта интересов

Сформированы склонности к определённым видам деятельности

Опросник профессиональной готовности

Обладает необходимыми социально-значимыми качествами

Методика самооценки личности

Ориентируется в мире профессий

Составление формулы профессии

9 класс

Составные части результата

Методики диагностики

Сфрмирован образ “Я “

Развивающая психологическая диагностика

Умеет соотносить образ “Я” и требования, предъявляемые к профессиональной деятельности

Самооценка индивидуальной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

1) познакомить с основными формами соци­альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз­вивать умения осущ...

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...