Социальный проект "Профкарьера"
проект (9 класс) на тему
Проектирование профессиональной и социальной
карьеры обучающихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots_proekt_professionalnaya_karera.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Навашино
Проектирование профессиональной и социальной
карьеры обучающихся 9 класса.
Классный руководитель: Терешечкина С. Е.
2012-2015 уч. год
Проектирование профессиональной и социальной
карьеры обучающихся в период профильной подготовки.
Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект, и оценка сложившейся ситуации.
В ситуации качественно нового уровня социально-экономического развития новых требований к уровню развития человеческих и трудовых ресурсов, кадровое обеспечение социально-экономического развития становится приоритетной задачей.
На сегодняшний день и ближайшую перспективу социально-экономическое развитие может быть охарактеризовано следующими признаками:
- многообразие форм и видов социально-экономической деятельности;
- интенсивное расширение сферы услуг;
- внедрение высоких технологий;
- повсеместное использование современных информационных технологий и формирование современной информационно-коммуникационной среды;
Общеобразовательная школа в настоящее время практически не выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников с учетом их собственных интересов и реальной потребности профессий на рынке труда.
Опросы старшеклассников показывают, что лишь 3,6% в ходе выявления у них профессиональных интересов и возможностей заявили о готовности обучаться по рабочим профессиям (что в 5-10 раз ниже показателей 20-летней давности). Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы стало считаться количество поступивших в ВУЗы выпускников. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. Это снижает ценность и социальную значимость рабочих профессий.
В результате недостаточно системном применении современных методов профессиональной ориентации у обучающихся сохраняются традиционные мотивы выбора профессии, связанные с мнением ближайшего окружения, а не с целенаправленной работой государственных институтов. О будущей профессии обучающиеся узнают в основном от родителей (29,6%) и друзей (29,3%).
Цель проекта
- развитие системы проектирования профессиональной и социальной карьеры обучающихся;
- формирования способностей к самостоятельному выбору профессиональной и социальной карьеры.
Задачи проекта
- формирование системы подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии путем проведения мероприятий воспитательного характера, участия в конкурсах профессиональных проектов;
- формирование системы показателей, позволяющих дать объективную оценку состоянию рынка профессий, структуры выпускников и динамике занятости;
Основные мероприятия
№ | Мероприятие | Задачи | Срок проведения |
1 | Видеолекторий «Время делать выбор» | Ознакомление с современным рынком труда. | В течение учебного года |
2 | Экскурсии в учебные учреждения профессионального образования в дни открытых дверей для 9-классников школ: | Ознакомление с образовательными профессиональными учреждениями | В течение учебного года |
3 | Анкетирование: - Профессиональный выбор - Где продолжить обучение | Изучение профессиональных намерений обучающихся | Октябрь Март |
4 | Часы общения - Мост моего выбора - Портрет моего будущего - Портфолио выпускника | Создание условий для обучения навыкам самоопределения, самореализации. | В течение учебного года |
5 | Родительские собрания - Как помочь ребенку выбрать профессию - Перспективные профессии и ориентации учащихся в мире профессий | Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения. | Январь |
6 | Онлайн-тестирование профессионального выбора | Использование возможностей Интернет-технологий профессионального самоопределения | Февраль |
7 | Участие в игре «Шесть шляп твоего выбора» | Приобретение навыков решения деловых вопросов, действия в экономических ситуациях | Март |
8 | Участие в семинарах, интернет-конференциях «Педагогическое взаимодействие классного руководителя с обучающимися в процессе профориентационного воспитания». | Ознакомление с опытом работы по профориентации | В течение учебного года |
9 | Консультации по вопросам выбора профессии и путей продолжения образования. | Помочь родителям, обучающимся совместно с психологом в профессиональном самоопределении. | В течение учебного года |
Профильные предпочтения и профессиональный выбор: проектирование,
методическое сопровождение.
Современный рынок труда предъявляет жесткие требования к молодежи, претендующей на вакантные рабочие места: высокий образовательный ценз, наличие опыта работы по специальности, узкая специализация, дополнительные навыки, совмещение профессий и т.д. Препятствует также трудоустройству отсутствие знаний и навыков поиска работы, общения с работодателями, недостаточная информированность о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности. Кроме того, положение выпускников на рынке труда зависит от конкурентоспособности полученной ими профессии. Следует отметить, что уровень профессиональной подготовки специалистов зачастую не соответствует современным требованиям работодателей к соискателям на рабочие места. Это приводит к тому, что часть молодых специалистов после окончания учебных заведений не востребованы на рынке труда и вынуждены получать дополнительное профессиональное образование.
В современных условиях рынка труда необходимо определить основное направление работы с обучающимися, позволяющее эффективно решать проблемы социализации. Как показывает практика работы, проблемы профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, тесно связаны между собой. Для решения этих проблем необходимо активное воздействие на формирование у учащихся новой системы жизненных ценностей, потребностей и интересов.
Целью системы профориентационной работы является формирование у учащихся способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Реализация проекта по формированию профессионального самоопределения учащихся предусматривает подготовительную работу (с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом). Содержание профориентацинной работы рассчитано на учащихся 8-9 классов. Формы и методы проекта приводятся в соответствии с потребностями и возможностями учащихся класса:
- в 8-м классе – общая ориентировка в мире профессий и человеческих возможностей самопознание в соответствии с интересами и склонностями учащихся;
- в 9-м классе – соотнесение требований будущей профессии с индивидуальными желаниями и возможностями учащихся.
В профориентационной работе используются следующие формы: экскурсии на производство и предприятия, беседы профориентационной направленности с учащимися, тематические классные часы с приглашением представителей разных профессий, конкурсы сочинений и эссе учащихся, участие учащихся в днях открытых дверей учреждений профессионального образования и др.
На основе мониторинга профессиональных намерений, жизненных и социальных ценностей учащихся были составлены и отмечены профильные предпочтения будущих девятиклассников
Создание модели управления самоопределением учащихся через профильное обучение.
Одним из основных направлений в этой работе является совершенствование системы общеобразовательной подготовки учащихся, интеграции общеобразовательной, профориентационной подготовки.
В связи с этим предлагается решение таких задач:
- качественное обновление содержания профориентационной работы;
- выполнение комплекса работ в направлении социальной и профессиональной адаптации учащихся.
Цель данной работы: обосновать и разработать педагогические условия, необходимые для профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах.
Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Это позволяет подготовить человека к профессиональной карьере, презентации своей кандидатуры на рынке труда, к возможности смены профессии в условиях рыночной экономики.
Профессиональное самоопределение осуществляется поэтапно на каждой возрастной ступени, на основе преемственности возрастных и психологических особенностей школьников. При этом формы и методы рассчитаны не на абстрактного, а на конкретного ученика, направлены на активизацию его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции в выборе профессии, выявление и развитие общих и специальных способностей.
Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе (образ Я), о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности), соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональные пробы).
Такой взгляд на профессиональное самоопределение школьников должен предполагать применение инновационных процессов обучения, рассматривающих ребёнка как заинтересованного участника и выдвигающих на первый план личность в качестве субъекта активной деятельности.
Схема построения технологического процесса
Система способностей согласно технологии саморазвития человека состоит их двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантные способности: исследовательские, проектировочные, организаторские, коммуникативные, рефлексивные. Основная функция исследовательских способностей – диагностировать и контролировать реальную ситуацию.
Проектировочные способности позволяют наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Коммуникативные способности позволяют установить взаимосвязи с людьми.
Снять ошибки позволяют рефлексивные способности.
Самоопределение для учащихся – самостоятельность и свобода выбора, а для педагога – область повседневного и умелого руководства этим процессом.
Траектория движения учащегося
1 уровень – обеспечение реализации цели управления: поддержка режима функционирования коллектива, регулирование качества отношений.
2 уровень - создание условий для профессионального самоопределения учащихся, управление этим процессом.
3 уровень - познание себя, своего “Я”, создание своего образа согласно своей воле, непрерывное саморазвитие в соответствии со своими ценностями и возможностями.
Выпускник – субъект своей будущей профессиональной деятельности, способный к непрерывному профессиональному саморазвитию, что позволит ему успешно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание ученических портфолио. Данная деятельность формирует у учащихся среднего звена и старшей ступени умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности. Результаты деятельности ученика среднего звена, отраженные в его портфолио, учитываются при зачислении в учебное заведение.
8 класс
Составные части результата | Методики диагностики |
Развиты интересы к конкретным видам деятельности | Карта интересов |
Сформированы склонности к определённым видам деятельности | Опросник профессиональной готовности |
Обладает необходимыми социально-значимыми качествами | Методика самооценки личности |
Ориентируется в мире профессий | Составление формулы профессии |
9 класс
Составные части результата | Методики диагностики |
Сфрмирован образ “Я “ | Развивающая психологическая диагностика |
Умеет соотносить образ “Я” и требования, предъявляемые к профессиональной деятельности | Самооценка индивидуальной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
1) познакомить с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) развивать умения осущ...
Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.
В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...
Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"
В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...