Тренинг "Развитие уверенности у школьников"
план-конспект занятия на тему
Задачи программы:
- снятие барьеров в общении и развитие уверенности в себе;
-коррекция коммуникативных навыков;
-приобретение психологических знаний;
- развитие представлений человека о самом себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 52.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………….………..…..1
Цели и задачи программы………………………………………………………2
Организация деятельности………………………………………………………2 Правила группы………………………………………………………………… 3 Содержание занятий……………………………………………………………..4
Первое занятие……..……………………………………………….……………4
Второе занятие…………………………………………………….......................9
Третье занятие…………………………………………………..………………12
Четвертое занятие………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………..…20
Пояснительная записка
Личность очень сложна, существует множество определений, описывающих ее стороны. Согласно « Психологическому словарю»: «Личность- 1. Отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательный деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность. 2. Относительно устойчивая система социально значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия».
Есть и другие определения, например: « Личность- устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека».
В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:
1) Познавательная составляющая- включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:
- оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность.
- воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;
2)эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:
- способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т.е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения.
- способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации;
3) поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:
-действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;
- по отношению к другим основано на доброжелательности и уважение их личности;
Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала.
Личностный потенциал- это обобщенная, системная характеристика индивидуально- психологических особенностей личности исходить их устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильности деятельности и смысловых ориентаций при внешнем давлении и изменяющихся условиях.
Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном личностном измерении способствует продвижению других. Открытие и обретение себя дают возможность человеку становиться все более свободным и ответственным дружелюбным и открытым, сильным и творческим и в конечном итоге, более зрелым и способным воспринимать мир, не как угрозу, а как условие для своей жизни.
Цель программы:
Осознание и преодоление психологических проблем, которые препятствуют решению жизненных и профессиональных задач.
Задачи программы:
- снятие барьеров в общении и развитие уверенности в себе;
-коррекция коммуникативных навыков;
-приобретение психологических знаний;
- развитие представлений человека о самом себе.
Организация деятельности:
Количество занятий: 4 дня;
Количество участников: 12 человек;
Продолжительность занятия: 2 часа.
Оборудование и материалы для проведения тренинга: Доска, мел, стол, стулья, листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры, мячик.
Правила группы
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участников, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания, типа: « Ты мне не нравишься», «Ты плохой человек», а просто подчеркнем «Ты плохо поступил».
Уважение к говорящему. Когда высказывается кто- либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет.
Конфиденциальность происходящего в группе. Все , что происходит во время занятий, никогда но под каким предлогом не выносится за пределы группы.
Активное участие в происходящем. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
Общение по принципу «здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждает только здесь и теперь.
Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду.
Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники больше доверяли друг другу, в качестве первого шага доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1
Задачи занятия: знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
Упражнение на знакомство:
Время 15 минут;
« Здравствуйте уважаемые участники , сейчас мы будем знакомится, но не обычном способом. Кот-то первый, кто сам захочет, назовет свое имя и два качество, которое мешает. Второй человек, сидящий рядом с ним в кругу по часовой стрелке, повторяет все, что сказал первый, то есть его и два качества, а затем говорить о себе. Далее все повторяют только двух предыдущих участников.
Рефлексия: понравилось ли вам упражнение? Что было труднее: говорить о себе или повторять за другим?
Упражнение-разминка «Карандаши»
Время 12 минут;
Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
- Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
- Вытянуть руки вперед, отвести назад.
- Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
- Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
- Присесть, встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
- Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед —
поднять руки). - Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.
- Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.
- Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Рефлексия: понравилось ли вам это упражнение? Что почувствовали при выполнении данного упражнения?
Игра «Дракон ловит свой хвост»
Время: 15 минут
Описание игры. Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны — это «голова», а конец — «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно повторить игру несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне.
Рефлексия: были ли трудности при выполнении данного упражнения?
Упражнение «Запоминание позы»
Время: 15 минут;
Описание упражнения. Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие только захотят. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то одну деталь в своем положении. Водящий возвращается и пытается по памяти восстановить позу каждого из участников в первозданном виде. Иногда при выполнении этого упражнения участники объединяются в подгруппы и строят настоящие «живые скульптуры».
Рефлексия: в чем была трудность? Что помогло запомнить позы?
Упражнение «Слушание в разных позах»
Время 15 минут;
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре является говорящим, второй- слушающим. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего их разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется- говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение- теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняется, и упражнение повторяется.
Рефлексия: в какой позе было труднее слушать, а в какой говорить? Понравилась ли вам упражнение?
Упражнение «Зеркало»
Время 10 минут;
Описание упражнения: участники разбиваются на пары и встают лицом друг другу. Соседние пары располагаются на расстоянии более двух вытянутых рук. Участники в парах договариваются, кто начнет упражнение, а кто продолжит. Тот кто начинает, будет делать различные движения туловищем, головой, ногами, глазами, менять мимику. Второй участник пары повторяет все движения партнера с максимальной точностью. По сигналу ведущего происходит смена ролей и остановка движений.
Рефлексия: что вы чувствовали и думали, когда задавали движения и когда их повторяли? Что вам легче было делать?
Упражнение « Смена одежды»
Время 15 минут;
Описание упражнения: Один участник выходит за дверь. Остальные участники группы меняются частями одежды. Вошедший должен определить, у кого что не свое, и водворить вещь на хозяина.
Рефлексия: что вам понравилось, а что не понравилось?
Упражнение «Чепуха»
Время 15-17 минут;
Описание упражнения. Шуточный вариант обратной связи, в основу которого положена одноименная детская игра. Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. п. Обратите внимание подростков, что отвечать на эти вопросы нужно не «вообще», а именно применительно к прошедшему тренингу. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.
Примерный перечень вопросов.
Кто?
Где?
С кем?
Чем занимались?
Как это происходило?
Что запомнилось?
И что в итоге получилось?
Рефлексия: понравилось упражнение вам?
Рефлексия прошедшего занятия;
Участники осознают качественные изменения, которые произошли с ними в ходе тренинга. Вопросы:
• Что дала тебе тренинговая работа?
• Произошли ли в тебе какие-либо изменения?
• Как можно использовать приобретенные навыки в работе, учебе, повседневной жизни?
Занятие 2.
Задачи занятия: развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Данное занятие носит преимущественно игровой характер и построено на применении как новых, так и модификациях уже известных участникам игр и упражнений.
Упражнение « Приветствия»
Время 10 минут;
Сейчас наша задача будет состоять в том, чтобы поприветствовать одного участника несколько раз.
Рефлексия: как вы чувствовали себя во время упражнения? Контакт с кем из членов группы вам запомнился?
Упражнение «Сбор по голосам»
Время 15 минут;
Описание упражнения. Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.), — по 2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».
Рефлексия: Какие чувства испытывали? Что вам понравилось, а что не понравилось?
Упражнение «Круг доверия»
Время 10 минут;
Раскачивание происходит не в парах, а в небольшом плотном кругу. Диаметр круга около 1,5 м, водящий находится в центре. Оптимальной является ситуация, когда круг составляют 8 человек, юноши и девушки стоят через одного. Обмен впечатлениями происходит после каждого качания.
Необходимо следить, чтобы раскачивающие не применяли излишнюю физическую силу, так как это не только снижает эффективность упражнения, но и может привести к развалу круга. Упражнение ориентировано на проявление не физической силы, а взаимной ответственности и эмпатии.
Рефлексия: понравилось вам упражнение? В чем испытывали трудность?
Упражнение «Стеклянная дверь»
Время 15 минут;
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй — нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд — потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5-2 м, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15-17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» — общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.
Рефлексия: Какую информацию несли ваши движения и движения вашего партнера? Что вам легче было делать?
Упражнение «Разговор в рисунках»
Время 15 минут;
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один на двоих лист бумаги, где участники в течение 5 минут ведут общение на произвольные темы. Не следует писать слова, отдельные буквы, цифры и т. д.; используются только рисунки и схемы. Затем участники проговаривают в парах, что каждый из них хотел выразить и что понял из рисунков партнера, после этого происходит обмен впечатлениями .в кругу.
Рефлексия: были ли трудности? Какие эмоции испытали?
Упражнение «Скульптор и глина»
Время 12 минут;
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. В каждой паре один человек играет роль «скульптора», а второй — «глины». Задача «скульптора» — вылепить из «глины» скульптуру, выражающую какое-либо эмоциональное состояние. Делается это путем непосредственных физических воздействий на «глину», без использования слов. Задача «глины» — быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел «скульптора». Одновременно могут работать несколько пар, после окончания работы получившиеся «скульптуры» выставляются на всеобщее обозрение, а другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают. Когда все гипотезы выслушаны, «скульпторы» делятся своим первоначальным творческим замыслом.
Рефлексия: какие трудности возникли в ходе упражнения? Какие впечатления?
Игра-соревнование «Замороженные»
Время 10 минут;
Описание игры. Участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» — людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперед). Водящий выходит в центр крута и пытается «разморозить» кого-нибудь из них — своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у него ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Ему нельзя делать только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами. Кто «разморозился», т. е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним. Кто продержится в кругу дольше всех?
Рефлексия: какие трудности испытали при выполнении упражнения?
Упражнение « Комплимент, пожелание, вопрос с мячом»
Время 13 минут;
Описание игры все сидят или стоят в кругу тот, кто начинает, говорит какой-либо комплимент, пожелание или задает вопрос конкретно кому- нибудь из участников и бросает ему мяч. Поймавший также должен кинуть кому- нибудь мяч, одновременно говоря комплимент или пожелание. Если был задан вопрос, то сначала надо ответить на вопрос, затем задать свой вопрос и кинуть мяч тому, кого спрашиваешь. Кидать мяч можно только тому, кто еще не участвовал.
Рефлексия: легко ли было говорить комплименты?
Рефлексия прошедшего занятия:
Участники осознают качественные изменения, которые произошли с ними в ходе тренинга. Вопросы:
• Что тебе дало сегодняшняя тренинговая работа?
• Произошли ли в вас изменения?
Занятие 3
Задачи занятия: сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
Разминка «Привет себе»
Время: 12 минут; Описание упражнения. Группа встает в круг, спинами к его центру, и начинает неспешно вращаться. Участник, начинающий игру, шепотом передает соседу справа какое-нибудь сообщение из одного-двух предложений, которое он сам хотел бы услышать. Например, задание можно сформулировать так: «Прошепчите соседу тот привет, который сами хотели бы сегодня услышать». Сосед шепотом передает это сообщение следующему участнику, тот — следующему и т. п., пока оно не вернется к отправителю. Каждый следующий участник тем временем отправляет свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет от него на 2-3 человека, а не дожидаясь, пока оно пройдет весь круг. Упражнение лучше выполнять под музыку, громкость которой подобрать с таким расчетом, чтобы сказанную шепотом фразу мог расслышать только тот подросток, которому она непосредственно адресована.
Рефлексия: понравилось вам упражнение?
Упражнение «Летает — не летает»
Время 12 минут;
Описание игры Все встают в круг. Тренер дает инструкцию: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее, например, самолет или воробей, то вы должны поднять руки, а если не летающее, то не поднимать». Через какое-то время ошибившихся можно выводить из игры и играть до победителя.
Рефлексия: какие трудности испытывали при выполнении упражнения?
Упражнение «Я самая красивая»
Время 15 минут;
Описание игры Для данной разминки необходимо два сарафана (или передника) и две косынки. Участники разбиваются на две команды. Каждая стоит на старте шеренгой, в затылок друг другу. Впереди команд на расстоянии 8—10 метров ставятся стулья, на них кладут по сарафану и косынке. По сигналу тренера первый участник команды подбегает к стулу, надевает сарафан, повязывает косынку и громко говорит: «Я самая красивая». Затем снимает с себя сарафан и косынку, кладет их на стул и возвращается за стартовую линию. За ним следующий участник проделывает то же самое.
Рефлексия: что вы чувствовали когда говорили « я самая красивая»? понравилось упражнение?
Упражнение «Слепой и поводырь»
Время 15 минут;
Описание игры Все встают в пары. Если участников нечетное число, то один не играет или встает в пару с тренером. В парах договариваются, кто первый, кто второй. Второй номер закрывает глаза. Первый ведет напарника за собой туда, куда ведет тренер. Переговариваться нельзя. Взаимодействие в парах только через руку. В конце можно сделать препятствие — тренер со своим напарником перекрывают дверной проем руками. На обсуждении можно задать несколько вопросов: как вас вели? как преодолевали препятствие? было ли желание попросить о чем-то?
Рефлексия: вы испытывали трудности? Вам понравилось упражнение?
Упражнение «Рисование по инструкции»
Время 13 минут;
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением, подобным приведенным на рис. 6. Его задача — инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение. Упражнение проводится в двух вариантах:
- с обратной связью — рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;
без обратной связи — никакие вопросы задавать нельзя.
Рис. 6. Образцы карточек для рисования по инструкции
Потом производится сравнение результатов, полученных в первом и во втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.
Рефлексия: какие трудности испытывали при выполнения упражнения?
Упражнение «Бип» («Чужие коленки»)
Время 15 минут;
Описание упражнения. Участники садятся в плотный круг, чтобы между соседями не оставалось свободного места. Водящий становится в центр с завязанными глазами, несколько раз поворачивается вокруг своей оси (чтобы сбить ориентацию в пространстве), после чего приближается к сидящим в кругу участникам и «вслепую» садится кому-нибудь из них на колени. Обладатель коленок, на которые сел водящий, произносит измененным голосом короткое слово: «Бип». Задача водящего — угадать по голосу, на чьих коленях он сидит.
Рефлексия: какие трудности испытывали? Понравилось упражнение?
Упражнение «Поиск предметов» (вербальное общение)
Время 16 минут;
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один человек из каждой пары выходит в коридор, а второй прячет в тренинговом классе небольшой предмет — например, авторучку (можно поручить это тем кто по каким-либо причинам не участвует в самом упражнении). Спрятав предмет, участник зовет своего напарника, который входит в помещение и сразу закрывает глаза (еще лучше, если глаза ему завязывают). После этого «слепой» приступает к поиску предмета, а оставшийся с открытыми глазами «поводырь» дает ему все необходимые для этого указания — в каком направлении и на сколько шагов пройти, куда протянуть руку и т. п. Глаза открываются только тогда, когда предмет найден.
Рефлексия: вам понравилось упражнения? Были ли трудности?
Упражнение «сообщение о желании»
Время 13 минут;
Описание игры упражнение выполняется в парах. Каждый участник пишет на листке какое- нибудь простое желание, которое партнер сможет тут же выполнить, если поймет, о чем его просят. Члены пар стараются по очереди сообщить партнеру о своем желании и попросить его выполнить, не говоря о нем прямо, а косвенно подводя партнера к пониманию своего желания. Когда партнер сделает то, что он понял, или откажется от попыток понять, нужно продемонстрировать ему листок.
Рефлексия: трудно ли было понять о чем вас просят?
Рефлексия прошедшего занятия:
Участники осознают качественные изменения, которые произошли с ними в ходе тренинга. Вопросы:
• вам понравились тренинговые упражнения?
• вы почувствовали сплоченность группы?
Занятие 4
Задачи занятия: продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы. Введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности ее однозначного разделения на хорошую и плохую.
Разминка «Построение круга»
Время: 10 минут;
Описание упражнения. Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (гудение позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т. п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает "повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.
Рефлексия: понравилось вам упражнение? Какие были трудности?
Упражнение «Карлики и великаны»
Время 10 минут;
Описание игры Все встают в круг. Тренер дает инструкцию: «Я буду говорить два слова — или «карлики» или «великаны». Если я скажу «карлики», то вы все должны сесть на корточки, а если «великаны», то встать».Тренер может намеренно подавать неправильные команды, например: «Кастрюли! Валенки! Ворота!» и т. п. Через какое-то время ошибившихся можно выводить из игры и играть до победителя.
Рефлексия: что вы почувствовали?
Упражнение «Подпрыгивания на 3»
Время 12 мнут;
Описание игры Стоя в кругу, группа считает от 1 до... Каждый по очереди называет очередное возрастающее число. Вместо числа, включающего 3, или делящегося на 3, нужно подпрыгнуть. Через какое-то время тех, кто ошибся, можно исключать. И так до победителя.
Рефлексия: какие трудности испытывали?
Упражнение «Муха»
Время 10 минут;
Описание игры Все сидят в кругу. Тренер дает инструкцию: «Сейчас мы будем гонять «муху» по воображаемому квадрату из девяти клеток (3x3). Сначала она находится в центре. Перемещать можно на одну клетку (вправо, влево, вверх, вниз). Нельзя вылезать за границы квадрата. Надо удержать «муху» в течение трех минут. Два варианта — с образцом перед глазами и без. Ходы делаются по очереди по кругу.
Рефлексия: вам понравилось упражнения?
Упражнение «Пианино»
Время 12 минут;
Все садятся в круг как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. Хлопать по кругу по очереди, изображая проигрывание гаммы. Не стоит делать в первый день.
Рефлексия: какие трудности были?
Упражнение «Самокат-самолет»
время 12 минут;
описание игры Соревнование в парах. Говорить можно только эти два слова — или «самолет» или «самокат». Оба участника говорят одновременно. Один человек работает на согласование, другой — на рассогласование. Проговаривая одно из слов одновременно, разыгрывают очки. Каждый раз — очко выигравшему. То есть если слова совпали — то очко тому, кто работает на согласование, и наоборот. Игра идет до одиннадцати очков. Потом надо поменяться ролями или устроить соревнование по олимпийской системе (выигравшие в парах соревнуются между собой и так до последнего победителя).
Рефлексия: какие трудности вы испытывали? Упражнение понравилось или не понравилось?
Упражнение «Рисунок- вдвоем»
Время 15 минут;
Описание игры Все садятся в парах близко друг к другу. Один лист и одна ручка на двоих. Тренер просит, чтобы молча, за 10 секунд каждый придумал, какой рисунок он будет рисовать. Затем одновременно, держась за одну ручку, оба в паре, рисуют свои рисунки. В конце, не договариваясь, подписывают то, что получилось (нужно написать название одновременно). При обсуждении рисунки кладутся в круг, на пол.
Рефлексия: что вы чувствовали при рисование?
Упражнение «Конверты с именами»
Время 12 минут;
Описание игры тренер кладет где-нибудь (на столе, на подоконнике и т. п.) конверты с именами участников. Каждый участник пишет пожелания остальным (обязательно каждому) и вкладывает в конверты. Тренер проверяет, чтобы количество пожеланий в конвертах совпадало с числом участников, потом запечатывает их и вручает тому, кому они адресованы.
Рефлексия: понравилось ли вам упражнение? Какие чувства вы испытывали?
Заключительная часть
Задача занятия: получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.
Упражнение «Чемодан»
Описание упражнения. Каждый из участников по очереди выходит за дверь на несколько минут. В это время все остальные собирают ему «чемодан» — путем групповой дискуссии выделяют по 3 положительных и отрицательных качества, которые данный участник проявил в ходе тренинга, и записывают их. Затем участник возвращается в аудиторию и ему вручается в сложенном виде листочек со списком качеств. Разворачивать и читать его разрешается только
после окончания занятия. Хорошо, если ведущий в конце занятия тоже получит свой «чемодан». Данное упражнение следует проводить с осторожностью, так как полученный таким путем опыт в некоторых случаях может оказаться для подростков травмирующим. Ведущему нужно принять решение, готова ли конкретная группа к выполнению данного упражнения. Если упражнение проведено, то у подростков должна быть возможность впоследствии индивидуально обсудить с ведущим полученные результаты.
Длительность упражнения предсказать довольно трудно, очень приблизительно можно ориентироваться На цифру 6 минут на человека (по минуте на качество). Если группа большая и/или участники склонны к длительной и обстоятельной беседе, то работа может занять и все двухчасовое занятие.
Рефлексия: на этом мы завершаем наш тренинг. Надеюсь что он вам помог и всего вам хорошего.
Рефлексия прошедшего тренинга:
Участники осознают качественные изменения, которые произошли с ними в ходе тренинга. Вопросы:
• какие изменение произошли за эти четыре занятия?
• вам понравился наш тренинг?
Список литературы.
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
Баева И. А. Тренинг психологической безопасности в школе. СПб., 2002.
Баркли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. СПб., 2002.
Березников А. Обратная связь в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. 1999. № 3.
БольшаковВ. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2001.
Былеева Л. В. и др. Подвижные игры. М., 1974.
Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000.
Бачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
Бачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уверенный подход к изучению английского языка
Два года назад я начала использовать элементы здоровьесбережения на уроках английского языка . Я применяю метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке , стараюсь учитывать индивидуальны...
Занятие в тренинговом режиме "Быть уверенным - это здорово!"
Занятие в тренинговом режиме - необычный урок. Это выражается уже в том, что учащиеся сидят не за партами, а в круге. И проходить работа будет необычно и интересно: в виде игр, ...
Тест для подростков "Насколько ты уверен в себе?"
Позволяет выявить уровень уверенности в себе у подростков....
Выступление на тему "Развитие социальной уверенности у школьников"
В материале раскрыты основы социального взаимодействия школьников. Эффективность взаимодействия зависит от социальных навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать приемлемый для собственной индив...
Профилактическая беседа "Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность"
Материал из опыта профилактической работы педагога-психолога со взрослыми.. Данный материал является лекцией для старшеклассников, студентов, родителей и педагогов по феномену "неуверенный челове...
Памятка для школьника КАК УВЕРЕННО ПРЕЗЕНТОВАТЬ ПРОЕКТ
Памятка адресована школьникам и учителям, занимающихся проектной деятельностью. В ней даны рекомендации о том, как уверенно презентовать и защитить свой проект поэтапно....
Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность»
Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность» предлагается в рамках профилактической работы педагога-психолога со ...