Классный час: "О матерях можно говорить бесконечно"
классный час (11 класс) на тему

Классный час посвящен самому дорогому и родному человеку - матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_o_materyakh_mozhno_govorit_beskonechno.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

на тему:

 «О МАТЕРЯХ МОЖНО ГОВОРИТЬ БЕСКОНЕЧНО»

11 класс  

Цели: заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро; помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей.

Оформление: газета с фотографиями матерей учащихся класса. Плакаты: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать» Н. Островский. «Мать - это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей» У. Теккерей. «Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от ласки матери» М. Горький.

Ход классного часа

Ведущий. Дорогие ребята! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить с вами о самом дорогом и близком каждому человеку - о матери. Почему именно сегодня, именно в вашем возрасте, который называется «переходным», «трудным»? Когда вы, сами того не желая, становитесь подчас неуправляемыми, где-то даже дерзкими, и зачастую своим поведением или каким-то словом огорчаете своих мам. Я думаю, что сегодняшняя наша беседа заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.

1-й учащийся. О той, кто жизнь дарует и тепло,

Звучащее в напеве колыбельном,

О той, кто нас в терпенье беспредельном

Растит, лелеет, ставит на крыло.

О матери...

Зачем так дни спешат?

Зачем так незаметно и без спросу

 Ей седина вплелась в густую косу?.. ...

Дохнуло стужей, горечью утрат...

Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,

 Речной поток не обратится вспять. ...

Останешься без матери родимой –

Стократ острей поймешь, что значит мать.

 Не первым, не последним на земле

 Кричу: «И кто придумал это?»

Земля и небо не дают ответа,

Зарницы гаснут дальние во мгле...

 Родиться стоит поздно или рано

Хотя бы для того на этот свет,

Чтоб вымолвить впервые имя «мама»,

Которого священней в мире нет.

Ведущий. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. Любовь к своему малышу для нее так же естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает ребенка. Мать приобщает дитя к жизни. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувств народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь вечные ценности. Не это ли держит мир?

Ученик 2. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все. Жизнь матери - это самопожертвование, самозабвение. Эти слова точнее всего характеризуют материнскую любовь. А сейчас я хочу рассказать вам старинную горскую легенду: «Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его... И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой... и безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим домам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно убить родную мать? И не ушли. Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дому на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: «Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?»

Ведущий. Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду? Гимном жизни звучат слова о матери: «Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Открывая двери своего дома, мы внимательно смотрим в глаза мамы. Ведь говорят, что глаза - это зеркало души.

Ведущий. Расскажите, какие глаза у ваших мам?

- Что вы увидели в их глазах?

- А какими чаше всего бывают глаза у ваших мам, грустными или веселыми?

- Давайте вдумаемся, а не можем ли мы сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам?

- Не узнаете ли вы себя в таких ситуациях?

Вова сказал маме, что после уроков останется на репетицию спектакля. Но после репетиции он задержался: поиграл немного с ребятами, затем по дороге зашел к товарищу за книгой и заговорился. Когда он пришел домой, то увидел полные страха и отчаяния заплаканные глаза мамы.

- Как бы вы поступили на мамином месте? (Ответ.)

Мама предупредила Наташу, что придет с работы поздно, и попросила ее все прибрать в квартире, накормить ужином сестренку и спокойно с ней поиграть. Когда мама вошла в дом, там стоял тарарам: вещи были разбросаны, сестренка капризничала, а Наташа сердито на нее кричала.

- Что в эту минуту могла переживать мама? (Ответ.)

Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объяснила, что она не может их купить, у нее нет сейчас денег. Но Дина продолжала требовать, плакала, кричала, что мама ее не любит, не жалеет, потом оделась и ушла, хлопнув дверью.

- Что в этот момент испытала мама? (Ответ.)

- Так что же должны сделать мы, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость?

- Как вы думаете, почему надо чаще заглядывать в мамины глаза? Очевидно, не случайно именно матерям посвящены такие строчки: 2-й учащийся. Отшумит и умчится любая беда,

Ученик 3.

Как весенней порою грохочущий гром,

Если с вами она, если рядом всегда

Человек, на котором держится дом.

Может быть 33 ей или 73.

Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем:

В беспокойстве, в делах от зари до зари

Человек, на котором держится дом.

Очень редко, но все же бывает больна,

И тогда все вокруг кувырком, кверху дном.

Потому что она, потому что она –

Человек, на котором держится дом.

Нас куда-то уносит стремительный век.

В суете мы порой забываем о том,

Что она - не фундамент, она - человек,

Человек, на котором держится дом.

Чтобы было и в сердце, и в доме светло,

На ее доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло

Человек, на котором держится дом.

Ведущий. Умеем ли мы ценить эту любовь, не знающую преград? Умеем ли мы любить и понимать свою маму?

Ведущий. Попробуем составить собирательный образ мамы. Для этого каждый в этом свитке ответит на один вопрос: Что я больше всего люблю в своей маме?

Учитель пускает по рядам три длинных листа бумаги, на которых дети поочередно пишут, что они больше всего любят в своей маме. Написав, ребенок заворачивает лист так, чтобы следующий не видел того, что уже написано. После того, как ученики закончат работу, классный руководитель зачитывает ответы. Получается собирательный образ матери. Классный руководитель просит посмотреть на газету с фотографиями матерей учеников класса.

Ведущий. Как много самых разных проявлений у мам: бесконечно их любящее сердце, какая забота и преданность детям в них. Не случайно писатель Н. А. Островский говорил: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать!»

- А не бывает ли, ребята, у вас так, что вы считаете наоборот, что мама вечно должна вам, и мучаете ее постоянными требованиями, капризами, обидами? Давайте посмотрим, справедливо ли сердятся на вас ваши мамы.(задает вопросы ученикам). Подведем итог. Смотрите, получается, что мамы сердятся за неряшливость, неопрятность, лень, грубость, несдержанность, нарушение обещания, неумение вести себя. Не кажется ли вам, что это гнев справедливый? А если мама бывает в чем-то не права, иногда, может быть, чересчур вспыльчива, так, может, именно она больше, чем кто-либо, нуждается в вашей снисходительности, любви, понимании. Как вы думаете?

- Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, стремиться больше знать о них, чтобы понимать лучше. Вы можете уже и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». А ведь самое страшное равнодушие - это равнодушие к собственной матери.

- Проанализируем хотя бы один день вашей мамы.

Выступление ученицы - ученица перечисляет, что успевает за день сделать ее мама.

Ведущий. Итак, мама встала раньше всех, приготовила завтрак, убрала и помыла посуду, проводила вас в школу. Хорошо, если вы не восприняли это как должное. И помогали бы, чем могли. Давайте посмотрим, насколько вы знаете и любите своих мам. Ответьте на шесть простых вопросов:

1. Кем работает ваша мама?

2. Нравится ли ей работа?

3. Когда ее день рождения?

4. Что вы подарили ей на прошлый Новый год?

5. Какое ее любимое блюдо?

6. Назовите ее любимую передачу, книгу, песню.

Ведущий. А теперь внимательно посмотрите на свои записи. Кто ответил на все вопросы? Меньше? Это говорит о невнимательном отношении к маме, равнодушии с вашей стороны. Сделайте выводы. Это очень важно.

4-й учащийся. Сейчас мы говорили о своих мамах, о наших отношениях с ними. А мне очень хочется рассказать о замечательной, необыкновенной семье великого композитора П. И. Чайковского.

Чайковский Петр Ильич родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в семье горного инженера, начальника Боткинского завода. Воткинск, где провел свое детство будущий композитор, мало чем отличался от деревни. Глухая провинция - ни театров, ни учебных заведений. Но зато в провинции, в деревне, ребенок ближе к природе, к жизни простого народа. Чайковский получил воспитание, начальное образование, основы культуры в семье. Семья была большая, и, как всегда бывает в многодетных семьях, мальчика не баловали. Его любили и ласкали, воспитывали как и всех остальных детей.

Отец - симпатичный, жизнерадостный, прямодушный, беспредельно доверчивый человек.

Мать была очень добра, но добротой очень строгой, и проявлялась она больше в делах, чем на словах. В детстве громадное влияние на Чайковского имела воспитательница Фанки Дюрбах. Именно она заметила в мальчике особенные, отличавшие его от других детей, черты душевного склада. Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок. В четырехлетнем возрасте написал первую пьеску «Наша мама в Петербурге». Болезненно пережил мальчик разлуку с родным домом, с семьей, расставание с любимой матерью. Брат композитора Модест Ильич так описывает эту сцену: «Припав к матери, он не мог оторваться от нее. Ни ласки, ни утешения, ни обещания скорого возвращения не могли действовать, он ничего не слышал и не видел и как бы слился с обожаемым существом, пришлось прибегнуть к насилию, и бедного ребенка должны были отрывать от Александры Андреевны. Он цеплялся за что мог, не желая отпускать ее от себя. Наконец это удалось. Лошади тронули, и тогда, собрав последние силы, мальчик вырвался и бросился с криком безумного отчаяния бежать за тарантасом, старался схватиться за подножку, за крылья, за что попало, в тщетной надежде остановить его... Никогда в жизни без содрогания и ужаса Петр Ильич не мог говорить об этом моменте». Так окончилось детство и тихая провинциальная жизнь.

5-й учащийся. Поэт Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и мира», без которых нет жизни на земле. Послушайте отрывок из этой поэмы - сцену прощания отца и сына:

- Ты, сынок?

Чуть приоткрылись веки.

Взгляд чуть-чуть зажегся - и погас.

Эту ночь мне не забыть вовеки.

- Вот и наступил прощанья час.

Смерти угодил я под копыта.

Видно, в стремя встал не с той ноги...

Душу дома, маму береги ты;

Слышишь, сын мой, маму береги!

И замолк навек, отца не стало...

Но звучаньем прерванной строки

Все кругом гудело, рокотало,

Повторяло:

- Маму береги!

Хлынул дождь - и все в горах намокло,

Разбежались по воде круги...

Слышу: через крышу, через стекла

Молят капли: -Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

- Мама, это - дерево родное!

Голосом отца твердит земля:

- Мать—весь мир, и рощи, и поля.

Яростно бушует непогода.

В черном небе не видать ни зги...

Грохот грома - голос твой, природа,

-Просит каждый час любого года:

- Душу мира - маму береги!

Ведущий. Думайте больше о ваших мамах, ребята, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока и требовательна. И именно мама имеет больше всего права требовать. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.

Литература:

  1. Классные часы(беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу). 1-11 классы /Авт.-сост. С.В.Шевченко и др. – Волгоград: Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О матери можно говорить бесконечно...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню...

Классный час "О матерях можно говорить бесконечно"

Представляю разработку классного часа. Проводился к празднику День матери...

Классный час к дню Матери. О матерях можно говорить бесконечно

Классный час к дню Матери. Цель:воспитать у детей любовь и глубокое уважение к матери, великую благодарность к ней...

Сценарий внеклассного мероприятия "О матерях можно говорить бесконечно..."

Цели мероприятия: учить детей быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к маме, к близким; формировать чувство уважения и любви к своей семье как основу духовно-нравственного воспитания; ...

Классный час "О матерях можно говорить бесконечно", 6-7 класс

Классный час к Дкю матери (конспект и презентация) для учащихся 6-7 классов....

Классный час - "О матерях можно говорить бесконечно..."

Цель: Помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов «мать»,»любовь», «доброта»....