"МОИ ПРАВА"
методическая разработка (5 класс) на тему

Сформировать представления детей о наличии у них различного рода   прав; рассказать о том, кто их защищает; ввести понятие «право»; познакомить с документом «Конвенция о правах ребёнка»;   формирование правовой культуры. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_prava.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ № 9.

«МОИ ПРАВА».

Цель: сформировать представления детей о наличии у них различного рода

           прав; рассказать о том, кто их защищает; ввести понятие «право»;

           познакомить с документом «Конвенция о правах ребёнка»;

           формирование правовой культуры.  

Материал: мяч,  «Конвенция о правах ребёнка», анкеты, перечень прав

                   ребёнка,  бумага, карандаши.

Ход занятия.

     

  1.  Ритуал приветствия  «Повтори за мной».

Дети садятся в круг. Дети бросают друг другу мяч. При этом, ребёнок бросая мяч кому- то из детей, должен назвать его имя, принять любую позу, а поймавший мяч – повторить её.

  1. Игра-активатор «Стыковка».

Дети разбиваются на пары и становятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки. С закрытыми глазами дети по команде ведущего должны дотронуться до партнёра до разных частей тела: до ладони, до носа, до уха, до указательного пальца, т. д. Упражнение проводится несколько раз, пока не получится.

  1. Анкетирование «Что я знаю о своих правах?» (Можно провести накануне занятия ).

См. приложение.

В конце проводится анализ результатов.

  1. Рассказ ведущего о правах детей.

См. приложение.

- Дети обладают всеми правами граждан. Это закреплено в главном законе страны – в КОНСТИТУЦИИ. Но дети имеют ещё и особые права, которые требуют защиты. Эти права подробно записаны в документе КОНВЕНЦИИ  «О ПРАВАХ РЕБЁНКА» (показать книгу).

Согласно Конвенции, детьми  признаются все до 18 лет.

Каждому ребёнку даётся перечень основных прав. (См. приложение)

- Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

  1. Упражнение «Индивидуальное восприятие».

Дети сидят в кругу. Одному предлагается пересадить всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать его мнение. Только после выполнения задания даётся возможность внести поправки в полученной комбинации по-своему.

Варианты заданий:

  • Пересадить в соответствии с тембром голоса (от высокого до низкого);
  • Расставить участников по теплоте рук (желательно выбрать стеснительных детей).
  • Проранжировать в зависимости от цвета кожи.

Вывод: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими.

  1. Историческая справка «Как относились к детям в разные исторические эпохи?»

В первобытном обществе   к детям относились не как к полноценным людям. Их бросали на произвол судьбы, не проявляли заботы, у них не было матери и зачастую они не имели имени до взрослого возраста.

Период взрослости начинался уже в 6-7 лет. После ритуальной церемонии посвящения, которая заключалась в нанесении телесных травм ( раны, татуировки, клеймо т.д.) ребёнок принимался в общество и начинал работать наравне со взрослыми. (Средняя родалжительность жизни человека насчитывала 30 лет).

В древнем Риме и Древней Греции было распространено детоубийство, за которое даже не наказывали. Родители могли  выгнать своих детей на улицу или даже убить, если в семье царил голод. Детеё продавали в рабство. Сироты выполняли самую тяжёлую работу по дому. В рабовладельческом обществе период детства заканчивался выпадением молочных зубов и заменой их на коренные  в 7-8 лет.

С развитием общества изменяется и статус детства.  Появляется множество законов, регулирующих отношения в семье между старшим поколением и подрастающими детьми.

 Возникали города, развивались ремёсла. Чтобы работать, нужно было получать знания. Поэтому детство стало удлиняться до 11 лет, а потом до 12-14 лет. Появились школы. Но дети обязаны были беспрекословно подчиняться родителям. При этом нельзя было жаловаться на старших. Дети отвечали за вину  своих отцов и дедов, т.к. считались собственностью родителей.

Лишь в 19 веке  произошёл перелом в отношении к детям. Школы открывались для всех детей  (богатых и бедных), уравнивались в правах сыновья и дочери.

  1. Творческое задание «Рисую мой герб».

Каждый ребёнок придумывает и рисует герб, который отражает его отношение к себе и миру в целом.

(Задание можно предложить после проведения занятия на следующий день).

  1. Ритуал прощания.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ № 9 «ПРАВА ДЕТЕЙ».

МОИ ПРАВА:

  • У меня есть право иметь имя, жильё, родителей;
  • У меня есть право учиться;
  • У меня есть право высказывать личное мнение;
  • У меня есть право выбирать друзей;
  • У меня есть право делать ошибки, учиться на них и исправлять их;
  • У меня есть право обращаться за помощью;
  • У меня есть право на отдых;
  • У меня есть право не делать того, что вредно для моего здоровья;
  • У меня есть право на свои собственные чувства: злость, радость, любовь, возмущение, т.д. – независимо от того, понимают ли их другие люди;
  • У меня есть право  иногда ставить себя на первое место;
  • У меня есть право протестовать  против несправедливой критики;
  • У меня есть право побыть одному, даже если другие хотят общаться с вами.

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:

  • Быть всегда безупречным;
  • Следовать за толпой (делать как все);
  • Любить людей, приносящих тебе вред;
  • Делать приятное неприятным людям;
  • Выбиваться из сил ради других;
  • Чувствовать себя виноватым за свои желания;
  • Мириться с неприятной ситуацией;
  • Выполнять неразумные требования.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...