Классный час "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
классный час (8 класс) на тему

Шпиллер Лариса Борисовна

Классный час "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_-_moya_malaya_rodina.docx50.9 КБ

Предварительный просмотр:

  8 Б класс                                                                                                                                1.09.2014 г.    

Классный руководитель: Шпиллер Л.Б.

Классный час: «Моя малая Родина»

Парки и усадьбы Москвы.

Основные принципы работы:

  1. Принцип вариативности.
  2. Принцип сотворчества.
  3. Принцип созидательной творческой деятельности.
  4. Принцип гуманизма.

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи: 

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения:

Час общения.

Оформление:

Мультимедийная презентация, фотографии памятников архитектуры Московских усадеб.

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I. Вступление.

Учитель:

 Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик:

В.Лебедев-Кумач
...Есть города, овеянные славой,
Их памятники - точно ордена.
Есть города, носящие по праву
Прославленных людей большие имена...
Но среди многих городов вселенной,
Похожих и различных меж собой,
Один есть город, навсегда нетленный,
С неповторимой сказочной судьбой.
М-о-с-к-в-а! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.
В её истории история народа -
Строителя, героя и бойца.
Написано: "Москва!" Читается: "Свобода!"
Так чувствуют все честные сердца.
Враги её смертельно ненавидят,
Друзья готовы жизни ей отдать.
Свои мечты в ней труженики видят,
Свою защиту, Родину и мать...
Все города, как люди и народы,
Свою судьбу имеют на земле.
Но Честь и Правда, Совесть и Свобода
Живут в Москве, в её седом Кремле!

Учитель:

В Москве располагается множество старинных усадеб и особняков, принадлежащих ранее древнерусским фамилиям. Императоры, графы, князья, представители интеллигенции селились в городе и в пригородах. Многие из усадеб сохранили свой первоначальный вид, показывая достоинства всевозможных архитектурных стилей: рококо, барокко, классицизм. На территориях старинных усадеб сейчас располагаются экспозиции и проводятся музейные выставки, позволяющие подробно ознакомится с образом жизни и бытом предыдущих веков.

 Усадьбы в наши дни столичные усадьбы интересуют не только москвичей, но и гостей города. В сады и парки, расположенные на территории усадеб, приезжают взрослые и дети, иностранцы и молодежь. В таких местах создается ощущение гармонии и покоя. Усадьбы Москвы – это неоценимые сокровищницы прошлого, это удивительные архитектурные памятники, которые являются неотъемлемой частью духовного облика столицы, это память и история России. Москвы охраняются государством как исторические и архитектурные памятники.

Давайте вместе прикоснемся к историческому наследию России и более подробно узнаем об усадьбах Москвы.

Ученик 1: (выступление + презентация) МУЗЕЙ – УАДЬБА «ЦАРИЦИНО»

Село Царицыно всегда поражало своей потрясающей природой, однако всем своим обитателям оно приносило беды и горе. Не суждено было стать такой красоте доступной только одному владельцу.

 Поначалу в данных окрестностях проживали славяне-вятичи, оставившие после себя курганы. Затем здесь появилось село Черное грязь, купленное женой российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, в 16 веке. Она построила тут усадьбу, которая в период польско-литовской интервенции сгорела полностью. В дальнейшем эти земли доставались боярам  Стрешиевым  и князьям Голицыным, тут были построены прекрасные дома,  находились чудесные сады. Однако получилось так, что затухает род Стрешиевых, Голицыны были сосланы в Сибирь, и Черная Грязь передаётся Кантемиру, молдавскому князю.

Панорама Большого Дворца в Царицыно, 2005 год

Через некоторое время имение приобретает Екатерина Великая по цене 25 тысяч рублей.  Чёрную грязь переименовывают  в Царицыно село. Начинается масштабное строительство, порученное архитектору В.И. Баженову. Здесь возводятся дворец, примыкающие к  нему трапезная, беседки, театр, сооружаются гроты и пещеры. Несмотря на то, что все работы проводились с личного одобрения императрицы, по окончании строительства Екатерина Великая неожиданно приказывает снести дворец и все постройки. Что именно не понравилось царице и какая была причина этого недовольства – неизвестно.

    В ходе реставрационных работ удалось восстановить многие дворцовые постройки и большинство парковых сооружений. Восстановили и Большой дворец. Был перекинут прекрасный ажурный мост через Средний царицынский пруд, который опирается на искусственный остров. На этом острове воздвигли светомузыкальный фонтан,  в репертуаре которого имеются композиции Чайковского, 30 композиций Поля Мориа. В два раза увеличили размеры парка за счёт вхождения в его состав новых территорий. Сейчас в парке всегда многолюдно, ведь парк имеет особую ауру спокойствия, здесь нет суеты и криков, тут хорошо в любую пору года.

Дворцовый комплекс парка является образцом русской готики в архитектуре, он не имеет себе равных в России. Сам парк Царицыно расположен в холмистой местности, имеет каскад прудов. Для создания английских садов в императорской резиденции, был выписан один из лучших садовников того времени, Фрэнсис Рид.

Но Екатерина II умерла раньше, чем закончились работы над созданием дворцов и садов Царицыно. Кроме неё некому было заниматься этой резиденцией. Сады стали быстро зарастать, дома ветшали. В девятнадцатом веке парк был открыт для гуляний, в оранжереях, которые были заложены еще при Екатерине, выращивали и продавали экзотические фрукты.

С 1860 года парк и многие его постройки стали дачами. Там отдыхали многие известные писатели: Достоевский, Тютчев, Чехов, Плещеев, именно здесь Бунин познакомился со своей будущей женой. В свое время бывали здесь и Чайковский, Тимирязев и многие другие видные деятели культуры и науки. С 1927 года в зданиях Царицыно располагались различные музеи и в 1993 г. Он получил статус музей-заповедника.

Ученик 2: (выступление + презентация) МУЗЕЙ - УСАДЬБА «КОЛОМЕНСКОЕ»

Коломенское – один из самых популярных парков отдыха в Москве. Находится на одноимённой станции метро. Но это не только парк, но ещё и усадьба и музей-заповедник.

   История Коломенского начинается в 14 веке. Именно к этому времени относятся первые письменные упоминания о нём. По легенде основали село Коломенское жители города Коломны, бежавшие от войск хана Батыя, который сжёг их город.  Коломенское было загородной резиденцией русских царей. По их приказу здесь возводились церкви и храмы. В 1528-1532 гг. по указу Василия III была построена церковь Вознесения Господня, которая стала летней домовой церковью русский правителей. В 1547-1554 гг. Иван Грозный возводит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – прообраз Покровского собора на Красной площади.

   Усадьба Коломенское была любимой резиденцией царя Алексея Михайловича. В период его правления она достигает своего расцвета. Алексей Михайлович строит здесь огромный дворец на 270 помещений. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском современники называли восьмым чудом света. Но простояло это чудо всего 100 лет. После переноса столицы России из Москвы в Петербург дворец постепенно ветшал и в 1767 г. его было приказано разобрать, сделав подробные обмеры и чертежи. По этим чертежам дворец был воссоздан в наше время и сейчас доступен для посещения каждому.

Вознесенский сад. Его площадь 5 га. Это один из древнейших садов на территории Москвы. Является частью Большого «старого» государева сада в Коломенском. В саду растёт около 880 деревьев, в основном яблони. На территории Вознесенского сада находятся древнейшие коломенские дубы. Им уже почти 400 лет. По одной из легенд под сенью этих дубов обучался грамоте царевич Пётр Алексеевич, будущий император Пётр I.

Ученик 3: (выступление + презентация) МУЗЕЙ - УСАДЬБА «КУЗЬМИНКИ»

Усадьба Кузьминки – одна из старейших усадеб Москвы.

Хозяевами Кузьминок в своё время были две известные дворянские семьи: Строгановы и Голицыны. Григорию Дмитриевичу Строганову в 1702 г. эти земли пожаловал  Пётр I за хорошую службу. Это был знак высокого расположения к нему со стороны царя.

Но Григорий Дмитриевич практически никак не использовал полученные территории. Строительство усадебного комплекса в Кузьминках началось только при его детях. По большей части этим занимался Александр Григорьевич Строганов, в дальнейшем ставший единственным полноправным владельцем усадьбы.

При А.Г. Строганове строится церковь Влахернской иконы Божьей матери. Эта икона былая святыней рода Строгановых, поэтому церковь была освящена в её честь. По имени церкви усадьба получила новое название –  село Влахернское. Возле церкви строится господский дом и другие хозяйственные постройки. Все они первоначально были сделаны из дерева.

На литейных заводах Михаила Михайловича создавали настоящие шедевры чугунного литья для украшения Кузьминок. Усадьба превратилась в настоящий музей под открытым небом. Все деревянные постройки были перестроены и сделаны из камня. Большинство из них сохранились до нашего времени.

Викторина для учащихся. (Составляется группами учащихся по исследованным вопросам).

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Ученик:

Нам с каждым днём Отечество милей —

С его холмами, травами, лесами.

Волнует сердце тихий шум полей

И журавлиный клин над небесами.

 

Мы землю эту Родиной зовём,

Глядеть нам на неё — не наглядеться.

О ней одной, такой любимой с детства,

Мы песни наши лучшие поём.

 Малая Родина

Мы бы нищими стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой
С той единственной родиной малой,
Где начало отчизны большой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".

Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

Классный часМОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ

МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ...