День воинской славы России. Сражение у мыса Синоп.
методическая разработка (8 класс) на тему
Методическая разработка классного часа патриотического направления для 8-9 класссов. Основные цели: расширить представление воспитанников о сражении у мыса Синоп; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за свою страну, народ; воспитывать уважительное отношение к боевым страницам русской истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinopskoe_srazhenie_14.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
День воинской славы России. Сражение у мыса Синоп. 1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп; произошло 18 (30) ноября 1853 года;
Цель деятельности учителя: расширить представление воспитанников о сражении у мыса Синоп; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за свою страну, народ; воспитывать уважительное отношение к боевым страницам русской истории.
Педагогические задачи: формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: понимание и осмысление исторических событий, осознание их места в истории, приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся проявлять чувство гордости за стойкость русских моряков в ходе сражения у мыса Сноп.
Личностные: Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют чувство гордости и сопричастности к прошлому своей страны.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
- познавательные: общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, делятся своими впечатлениями; - регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, фотографии и картины с изображением русского флота у мыса Синоп, портрет П. Нахимова.
Ход занятия.
1. Вступительное слово.
Педагог. День воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием адмирала Павла Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп в 1853 году — отмечается в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России». Наша страна является великой морской державой. Тринадцать морей и три океана омывают более двух третей ее государственной границы. На протяжении более 300 лет Военно-Морской Флот, созданный по велению императора Петра I, надежно стоит на страже морских границ России. В различные периоды истории ему пришлось участвовать во многих войнах на море, противодействуя сильнейшим морским державам того времени. Немало героических страниц вписали в летопись отечественного флота русские моряки. Сегодня мы поговорим о Синопском сражении. Оно состоялось в ходе Крымской войны 8 (30) ноября (1 декабря) 1853 года. В нём русский Черноморский флот под командованием адмирала Павла Степановича Нахимова в течение нескольких часов уничтожил турецкий флот. Это было первое крупное сражение Крымской войны. Это была последняя победа русского парусного флота. Русской эскадрой командовал вице – адмирал Нахимов.
2. Основная часть.
Чтец 1. Стихия дум о нем, нахлынув,
Волнуется, ложась строкой…
Для севастопольцев Нахимов –
Не только слава, бронза, имя,
А человек ещё. Родной.
С мальчишеских зелёных лет
Мы помним мужественный профиль
И этот левый эполет,
И мичманку чуть выше брови –
Его единственный портрет…
И. Тучков
Ведущий 1. Разгром турецкой эскадры значительно ослабил морские силы Турции и позволил русскому флоту господствовать на Чёрном море. Синопское сражение вошло в историю, как крупное последнее сражение эпохи парусного флота. В летописи героических подвигов русских моряков Синопская победа стоит рядом с Гангутом и Чесмой, Корфу и Наварином. В сражении при Синопе ярко проявились прекрасные боевые и моральные качества моряков-черноморцев. Русские моряки и офицеры под руководством выдающегося флотоводца адмирала П.С.Нахимова продемонстрировали перед всем миром силу русского оружия, несокрушимую волю к победе, готовность до конца выполнить свой долг перед Родиной.
Чтец 2. Нахимов, в детстве, тоже бегал босиком,
Как все детишки, с горки кувырком.
Потом из щепок лодочки строгал,
По лужам и по речкам, их плавать заставлял.
Любил командовать куда им плыть,
А где стоять, где лучше боевую линию занять,
Чтобы врага всегда мог побеждать.
Юность быстро пролетела,
А мысль о лодочках из щепок, глубоко засела.
Чтец 3. Хотел увидеть синие моря,
И океаны, без начала и конца.
Хотел чтоб жизнь прошла не зря.
Но сила духа, крепкая была,
Не испугала океанская волна.
И ранги званий, всё прошёл сполна.
Судьба и доля, ему тоже помогла,
Ведь дослужился он до Адмирала.
Любил он русский флот,
Россию мать, и смог он это доказать,
Ни одного сраженья на воде не проиграть.
Ведущий 2. Морское сражение при Синопе произошло в самом начале Крымской войны. Начавшись в октябре 1853 г. между Россией и Турцией, она вскоре переросла в вооружённое столкновение России с сильной коалицией Англии, Франции, Турции и Сардинии. Военно-морской флот Турции был создан под руководством иностранных специалистов, вся его артиллерия была английского производства. Русский флот состоял в основном из парусных кораблей, в то время как в иностранных флотах было широко развёрнуто строительство паровых судов.
Черноморский флот к началу войны насчитывал свыше 150 боевых и вспомогательных судов, но среди них были только 6 пароходофрегатов. По-иному обстояло с подготовкой личного состава флота. Главная боевая сила флота - русские матросы были хорошо подготовлены к борьбе с противником, как на море, так и на суше. Замечательные слова П.Нахимова - "матрос есть главный двигатель на военном корабле" - являлись девизом в боевой подготовке Черноморского флота. В ходе продолжительного и тяжёлого крейсерства русской эскадры у анатолийского побережья Турции на рейде Синопа была обнаружена турецкая эскадра под командованием вице-адмирала Осман-паши.
Ведущий 3. Успешно разведав силы неприятеля, состоявшие из 7 фрегатов, 3 корветов, 2 пароходов, 2 транспортов и 2 бригов, русские корабли вышли из бухты. Черноморский флот вёл непрерывную разведку одновременно в различных районах моря. В результате Нахимов получил достоверную информацию об обстановке и поэтому мог принимать правильные решения. Командующий русской эскадрой решил: не выпускать турецкую эскадру из Синопа, установив блокаду бухты силами трёх русских кораблей; добиться изменения обстановки в свою пользу и с прибытием подкреплений из Севастополя уничтожить противника в его собственной базе. Турецкая эскадра и по численности, и по артиллерийскому вооружению значительно превосходила русский отряд, блокирующий Синопскую бухту. Против 3 русских кораблей, вооружённых 252 орудиями, турки могли выставить 16 судов с 476 орудиями. Несмотря на такое соотношение сил, турецкий адмирал и ого советник английский офицер Спад не решились на прорыв блокады.
Ведущий 4. 17 (29) ноября 1853 г. русская эскадра с подошедшими из Севастополя кораблями насчитывала 6 линейных кораблей и 2 фрегата с 720 орудиями, из которых 76 были бомбическими, то есть стреляли разрывными снарядами. Состав турецкой эскадры не изменился. По диспозиции для атаки, составленной Нахимовым 11 ноября, все русские линейные корабли с целью одновременного вступления в бой и быстрого развёртывания вошли в Синопский рейд в строю двух кильватерных колонн и расположились на позиции на расстоянии 300—600 м от неприятельской эскадры, что позволило им вести огонь из всех калибров артиллерии. Правую колонну составляли флагманский корабль Нахимова "Императрица Мария", "Великий князь Константин" и "Чесма"; в левой колонне контрадмирала Новосильского были "Париж", "Три святителя" и "Ростислав". Два фрегата - "Кагул" и "Кулевичи" - должны были следовать за линейными кораблями, ведя наблюдение за пароходами турок. В диспозиции Нахимов отмечал: "Все предварительные наставления, при переменившихся обстоятельствах, могут затруднить командира, знающего своё дело, и потому я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг".
Ведущий 5. В 9 часов 30 минут 18 (30) ноября Нахимов подал сигнал приготовиться к бою и идти на рейд. Турецкая эскадра располагалась в боевой линии в форме дуги, за фрегатами и корветами стояли остальные суда. В половине первого раздался пушечный выстрел с турецкого флагманского фрегата "Ауни-Аллах", вслед за ним открыли огонь пушки других судов турецкой эскадры и четырёх береговых батарей. Под интенсивным огнём русские корабли приближались к противнику, развёртываясь для боя. Флагман "Императрица Мария" с расстояния около 400 метров повёл огонь по турецкому фрегату "Ауни-Аллах", чтобы вывести его из строя и этим лишить турецкую эскадру управления. Через полчаса "Ауни-Аллах" получил повреждение и выбросился на берег. Русские-корабли вели огонь, как против эскадры противника, так и против береговых батарей. К исходу первого часа боевая линия турецкой эскадры была окончательно расстроена. 4 фрегата выбросились на берег, от одного фрегата и корвета остались одни обложки. Около 300 неприятельских орудий было выведено из строя. Турецкие суда один за другим загорались, взрывались, выбрасывались на берег. Береговые батареи противника, поражаемые огнём с русских кораблей, вынуждены были замедлить стрельбу, а затем и совсем замолчали.
Ведущий 6. Синопское сражение продолжалось до 17 часов. Высокий уровень боевого мастерства проявили русские моряки. Артиллеристы "Ростислава" из каждого орудия произвели по 75-100 выстрелов. На других кораблях из каждого орудия одного борта в среднем было сделано от 30 до 70 выстрелов. Такая скорострельность не достигалась ни в одном из флотов мира. Повреждения русской артиллерии от огня неприятельской эскадры и береговых батарей были незначительны: на кораблях Нахимова было подбито всего 13 орудий и разрушено 10 орудийных станков. Общие потери личного состава на русских линейных кораблях, фрегатах составили 37 убитых и 235 раненых. Противник же в Синопском сражении потерял 15 судов, свыше 3 тыс. человек убитыми и ранеными, в плен было взято около 200 человек, в том числе Осман-паша. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля. Над Синопской бухтой гордо развевались русские флаги. 3 марта 1944 г. были учреждены орден Нахимова двух степеней для награждения офицеров ВМФ и медаль Нахимова для награждения матросов и старшин ВМФ. Всего орденом Нахимова I степени было произведено 80 награждений, в их числе - 5 частей ВМФ.
Нет службы труднее и строже,
И море им шепчет о том.
Им памятник славы заложен
У каждого в сердце живом.
Педагог. Полный разгром турецкой эскадры оказал большое влияние на военно-стратегическую обстановку на Чёрном море. Военно-морские силу Османской империи были сильно ослаблены. Нахимов нанёс мощный удар по замыслам Порты и её союзников по высадке десантов на Кавказском побережье Чёрного моря
Синопское сражение снова показало всему миру героизм, храбрость, мужество русских моряков. Так Нахимов писал, что черноморские моряки проявили «истинно русскую храбрость». В этой морской битве наглядно показали себя результаты передовой системы обучения и воспитания моряков и командиров русского Черноморского флота, осуществлявшейся под руководством лучших русских флотоводцев. Синопское сражение продемонстрировало значение бомбических орудий для будущего развития Военно-морских сил. Бой показал большую уязвимость деревянных кораблей от огня таких пушек. Стало очевидно, что необходимо усиливать броневую защиту кораблей.
Это сражение показало высочайшее мастерство русского адмирала Павла Степановича Нахимова, который правильно учёл свои силы и силы противника, детально проработал план сражения, проявил настойчивость в достижении цели. Смог умело построить эскадру для прорыва на рейд и для боя, организовать взаимодействие между кораблями. Он сумел сохранить жизни экипажей, это доказывает отсутствие погибших кораблей.
Победа в этом бою, под командованием П.С. Нахимова стала украшением летописи русского флота.
«Да, слава русских моряков бессмертна,
В историю вписали имена
Тех, кто любил Россию беззаветно,
И отдавал за родину сердца».
Л.Встречный
3. Подведение итогов (рефлексия).
Когда состоялось Синопское сражение? Назовите конфликтующие стороны? Какое значение для России имела победа в Синопском сражении? Какие чувства вызвала у вас эта победа? Должны ли мы помнить историю наших славных побед?
Литература:
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.
А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.
О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.
С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.
Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.
Журнал «Родина». - № 11.- 2005
Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.
Клубные часы Проблемно-ценностное общение 5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013. Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.
Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.
Материалы Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на патриотическую тему «День воинской славы России. 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра»
Классный час на патриотическую тему в игровой форме...
«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»
8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины....
День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра.
Методическая разработка классного часа патриотической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные цели: расширить представление воспитанников о сражении у мыса Тендра; развивать чувство па...
Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».
Воспитательное мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...
Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».
Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...
Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».
Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....
День воинской славы России «День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)»
11 сентября 2014 года отмечается День воинской славы России — День победы русской эскадры контр-адмирала Федора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра. Победа у мыса Тендра в военной кампан...