Портфолио ученика
консультация (5 класс) на тему

Матюнова Татьяна Петровна

           Положение о портфолио, основные разделы (7) и требования к ним:

1. общие положения,

2. цель и задачи,

3. функции,

4. время введения,

5. структура,

6. оформление,

7. функциональные обязанности участников образовательного процесса,

8. образцы приложений (6)

Скачать:


Предварительный просмотр:


Положение о портфолио учащегося

  1. Общие положения.
  1. 1.1.   Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении»
  2. 1.2. «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.
  3. 1.3. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, способ фиксирования индивидуализированных оценок и самооценивания.
  4. 1.4. Портфолио» - накопление работ и результатов учащегося, которое демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в различных областях.
  5. 1.5. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию; способствует развитию самообразования учащихся, развитию их самооценки  и взаимооценивания, нацеливает учащихся на саморазвитие.
  6. II. ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО

   2.1. Целью портфолио является:

- отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся;

- активизация  их  разноплановой деятельности,  повышение образовательной    активности школьников;

- прогнозирование траектории личностного развития ребенка;

- индивидуализация образования.

   2.2. Задачи портфолио:

- Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекций в учебный процесс;

- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- Формировать умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- Содействовать индивидуализации образования школьников;

- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

   III. ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

3.1. Повышение образовательной активности учащихся, уровня осознания ими своих целей и возможностей;

3.2. Способствование ответственному выбору выпускником дальнейшего направления и форм образования.

 

   IV. ВРЕМЯ ВВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО

4.1. В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и родителей  с правилами работы с  портфолио – 1 четверть учебного года.

4.2. Ведение портфолио предполагает представление отчета по процессу образования ученика, видение «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения, как по итогам учебного года, так и по итогам каждой ступени обучения.

4.3. По окончанию начальной, основной и средней школы оформляется сводная итоговая ведомость портфолио на бланке установленного образца (Приложение №2) на основе собранного материала учащегося, обобщенного классным руководителем и заверяется подписью директора и печатью школы.

 

V. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

5.1. Структура портфолио представляет собой комплексную модель, состоящую из четырех разделов: «Мой портрет» , «Портфолио документов», «Портфолио работ» , «Портфолио отзывов».

    «Мой портрет» включает в себя:

    - личные данные  учащегося;

    - автобиография (резюме)  учащегося;

     - информация, помогающая учащемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

    - результаты проведенного   учащимся самоанализа;

    - описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений;

    -  результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению учащегося.

   «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел включает в себя:

  1. предметные олимпиады – школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
  2. мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;
  3. образовательные тестирования и курсы по предметам;
  4. школьные и межшкольные научные общества;
  5. конкурсы и мероприятия, организованные Управлением образования.

      В этом разделе помещаются (систематизируются) копии документов.

    «Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, слётах, выставках, прохождение факультативных, элективных курсов, участие в работе творческих, временных групп и др.

Этот раздел включает в себя:

  1. исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;
  2. проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном и электронном варианте;
  3. техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается её описание;
  4.  работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
  5.   другие формы творческой активности: участие в школьном  театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;
  6. элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия;
  7.  различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, её продолжительность;
  8.  занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
  9.    участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;
  10.   участие  в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем учащихся;
  11.  спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;
  12. иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности учащихся.

   В этом разделе осуществляется качественная оценка по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, интересы, активность жизненной позиции ученика, динамика учебной и творческой активности. В данном разделе прилагаются работы ученика, тексты работ, электронные версии, фотографии.

    «Портфолио отзывов» - состоит из характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителем, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. В данном разделе представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и пр.

Этот раздел включает в себя:

  1. заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);
  2.   рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
  3.  отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
  4.   резюме, подготовленное учащимся, с оценкой собственных учебных достижений.
  5.  эссе учащегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения.
  6.   иная информация, подтверждающая отношение учащегося к различным видам деятельности.

 

   VI. ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО

6.1. Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе комплексной структурой, согласно содержанию (приложение №3, №4,№5). Учащийся  имеет право (по своему усмотрению) включать в папку с файлами и (или) в электронной форме дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.

6.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.

6.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

  • систематичность и регулярность ведения портфолио;
  •  достоверность сведений, представленных в портфолио;
  •   аккуратность и эстетичность оформления;
  •  разборчивость при ведении записей;
  •  целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
  •   наглядность

 6.4.  Индивидуальные образовательные достижения учащегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

6.5.  В конце учебного года проводится анализ портфолио личных достижений учащегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

6.6.  Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначенной приказом директора ОУ. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель, а также представители родительского комитета класса, классного актива и администрации школы. Учащиеся  имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.

6.7. Сводное портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла выпускника школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.

 6.8. Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется подписью директора школы и гербовой печатью школы.

    VII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ОБЯЗАННОСТИ  УЧАСТНИКОВ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ПРИ  ВЕДЕНИИ  ПОРТФОЛИО  ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

7.1. В формировании портфолио участвуют учащиеся, родители учащихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора ОУ.

7.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

   1) учащийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;

   2) директор школы ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;

   3) заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений учащихся; осуществляет  контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;

   4) классный руководитель оказывает помощь учащимся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет  контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы; организует воспитательную систему с учащимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся.

   5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования координируют процесс поиска учащимися и предоставление   мест деятельности для накопления материалов портфолио. Проводят просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение учащимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

6)   педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

7)     родители оказывают помощь в оформлении папки, в структурировании содержания папки, принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио, в его анализе и  оценивании.

Приложение 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Боханская средняя общеобразовательная школа №1»

ПОРТФОЛИО

Учащегося  ______ класса  «___»

___________________________________________________

(фамилия, имя учащегося)

Классный руководитель_____________________________

                    (ФИО полностью)

Период, за который представлены документы и материалы:

С ___________________  201__г.

По ___________________201__г.

Личная подпись учащегося ______________

п.Бохан, 2014г.

                                                                                                             Приложение 2

 

СОДЕРЖАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ

РАБОЧЕЙ ПАПКИ УЧАЩЕГОСЯ

 

1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел «Мой портрет»;

II  раздел «Портфолио документов»;

III  раздел «Портфолио работ»;

IV раздел «Портфолио отзывов»;

V раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).

                                                                                                             Приложение 3

1 раздел «Мой портрет» (пример оформления)

Личные данные

1 лист

Фамилия: ___________________

Имя: _______________________

Отчество: ___________________

Дата рождения: ______________

Класс: ______________________

ФИО родителей, дата их рождения:

Мать _________________________________________________________

Отец __________________________________________________________

Адрес, телефон, е-mail, адрес сайта ________________________________ ______________________________________________________________

Личная подпись _______________________

2 лист: автобиография

Приложение 4

Участие  в учебно-предметных мероприятиях

 (научно-практические конференции, олимпиады)

Мероприятие (шк., мун., рег., всерос. уровень)

дата

Результат (победитель, призёр, участник)

Дата ___________    _____________________________________ /________/

                                                           классный руководитель                                            подпись

Приложение 5

Участие  в творческих и спортивных мероприятиях

Мероприятие (шк., мун., рег., всерос. уровень)

дата

Результат (победитель, призёр, участник)

Дата ___________    _____________________________________ /________/

                                                           классный руководитель                                            подпись

Приложение 6

Итоговые оценки за прошедший учебный год (экзамены - если есть)

предмет

Оценка

Примечание

МБОУ «Боханская СОШ № 1»

Учебный план 10 класса на 2013- 2014 уч. г.

Предметные области

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

10

1. Федеральный компонент

24

Филология

Русский язык

1

Литература

3

Английский язык

3

Математика

Алгебра и начала анализа

2

Геометрия

2

Информатика и ИКТ

1

Обществознание

История

2

Обществознание

1

География

2

Естествознание

Физика

2

Астрономия

Химия

1

Биология

1

Физическая культура

Физическая культура

2

Технология

Технология

1

2. Региональный компонент

2

Обществознание

Право

Курсы по изучению историко-культурного наследия области, района, поселка

История Усть- Ордынского округа

1

Выбор учебного курса

Учебные курсы

Учебные курсы

Искусство владеть словом

Теория вероятностей

Культура речи

Математическая логика

История

Астрономия

Обществознание

Химия

Работа с историческими документами

Решение задач по органической химии

Право

Астрономия

География населения с элементами демографии

Экология

Экономика

Основы медицины

Геометрия

Мировая художественная культура

Систематизация знаний и подготовка к ЕГЭ по биологии

Материальная и духовная культура бурят

Информатика

Ознакомлен с федеральным, региональным компонентом учебного плана 10 класса на

2013- 2014 уч. г. ______________________ /_____________________________ /

                        (подпись)                ФИО родителей (законных представителей)

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу элективного курса

«Учимся решать задачи по химии»

учителя химии МБОУ «Боханская СОШ №1»

Матюновой Татьяны Петровны

        Данная программа может быть использована в качестве элективного курса в рамках пред профильного обучения  для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 136 учебных часов.

      Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, а в школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока. Рабочая программа  «Учимся решать задачи по химии» в рамках организации предпрофильной подготовки учащихся составлена с учетом требований образовательного стандарта и запросов учащихся по данному направлению.        

         Все темы элективного курса «Учимся решать задачи по химии» непосредственно примыкают к основному курсу изучения химии, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс разными способами решения задач, важными в общеобразовательном или прикладном отношении. Данный элективный курс освещает намеченные, но недостаточно хорошо прорабатываемые  в общем курсе из-за большой загруженности программы и недостаточностью времени, вопросы и направлен на расширение  знаний, повышение  уровня математической и химической подготовки через решение большего класса и количества задач разного вида и степени сложности.

           Рабочая программа элективного курса «Учимся решать задачи по химии» содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала

         Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  и среднего (полного) общего образования по химии и соответствует Кодификатору требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения государственного экзамена по химии, на основе примерной программы основного и  среднего (полного) общего образования по химии.

        Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики в элективном курсе.    

        Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов:

Пояснительная записка включает цели и задачи, аргументы в пользу актуальности и новизны работы, срок реализации программы.

Содержательная часть имеет характеристику педагогических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием изучаемого материала, методику оценки знаний и умений учащихся, возможность использования современных технологий для достижения  результативности в усвоении содержания курса.                

 Список используемой литературы достаточно полный, соответствует последним требованиям образовательных стандартов и содержанию рабочей программы.

          Данная рабочая программа характеризует автора как знающего специалиста, способного отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал и разработать цикл диагностических работ в рамках данной программы, что бесспорно делает программу качественной, нужной и эффективной для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов.

         Рабочая программа «Учимся решать задачи по химии» рекомендуется для использования в системе образования как результативное подспорье для подготовки учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ к профильному обучению в 10-11 классах.

Рецензию составили:

Учитель химии и биологии МБОУ «Боханская СОШ №1» высшей квалификационной категории Богомолова О.П.

Руководитель школьного методического объединения учителей естественного цикла МБОУ «Боханская СОШ №1», учитель высшей квалификационной категории М.Л.Исакова.

Программа элективного курса «Учимся решать задачи по химии»

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8–9-х классов  и рассчитан на 68 часов(34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе). Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы» и служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня и к ГИА, но и является  базой для дальнейшего продолжения образования в профильном биолого- химическом или химико- биологическом классах в старшей школе.

Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям устных и письменных  экзаменов по химии.

 Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Главным назначением данного курса является:

 – совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

 – сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Задачи  курса:

– конкретизация  химических знаний по основным разделам предмета;

 – развитие навыков самостоятельной работы;

 – развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

 – развитие учебно-коммуникативных умений.

 – формирование навыков исследовательской деятельности.

Особенности курса:

– использование знаний по математике, физике, биологии;

 – составление авторских задач и их решение;

 – использование местного материала для составления условий задач.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

– способы решения различных типов усложненных задач;

 – основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

 – стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

– решать задачи повышенной сложности различных типов;

 – четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

 – видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

 – работать самостоятельно и в группе;

 – самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

 – владеть химической терминологией;

 – пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в  основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7 класса.

Программа курса рассчитана на два года обучения:

1-й год (8 класс) – этап решения задач по курсу химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций,  в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул  неорганических веществ.

2-й год (9-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии.

ПРОГРАММА КУРСА

Учебный план

 п/п        

Наименование  тем        

Всего часов

1 год обучения

1         Основные законы и понятия  химии        8

2         Количественные соотношения в газах        3

3         Количественные соотношения в растворах        5

4        Задачи на  уравнениях реакций         12

5         Решение олимпиадных задач 8 класса        6

2 год обучения

6        Основные закономерности протекания химических реакций         6

7         Решение олимпиадных задач 9 класса        6

8         Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации»        5

9        Задачи на тему «Химия элементов».        8

10        Комбинированные задачи.        9

Учебно-тематический план

 урока        

Тема        

Кол-во часов        

Форма контроля

1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34  ч)

 Основные законы и понятия химии

1        Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач.        1        Входное тестирование

2        Решение  задач на нахождение массовых допей элементов в веществе.        1        Отчет по решенным задачам

3        Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе        1        Отчет по решенным задачам

4-5        Задачи на нахождение молекулярных формул  неорганических веществ по данным массовых долей элементов.        2        Отчет по решенным задачам

6        Задачи с использованием   количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества        1        Отчет по решенным задачам

7        Нахождение мольной доли вещества в смеси        1        Отчет по решенным задачам

8        Нахождение объёмной доли компонентов в смеси газов        1        Отчет по решенным задачам

 Количественные соотношения в газах

 9        Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов.        1        Отчет по решенным задачам

10        Задачи на  газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и  уравнение Клапейрона–Менделеева).         1        Отчет по решенным задачам

11        Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона.        1        Отчет по решенным задачам

 Количественные соотношения в растворах

12         Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах        1        Отчет по решенным задачам

13         Задачи на нахождение молярной концентрации растворов        1        Отчет по решенным задачам

14        Задачи на использование в качестве растворённого вещества кристаллогидратов        1        Отчет по решенным задачам

15-16        Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции         2         Отчет по решенным задачам. Самостоятельная работа

Задачи на уравнениях реакций

17        Задачи на уравнениях реакций        1        Отчет по решенным задачам

18        Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси        1        Отчет по решенным задачам

19        Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции        1        Отчет по решенным задачам

20           Задачи на избыток и недостаток        1        Отчет по решенным задачам

21-22         Смешанные задачи        2        Отчет по решенным задачам

23        Задачи на термохимических уравнениях        1        Отчет по решенным задачам

24         Задачи на последовательных превращениях        1        Отчет по решенным задачам

25-26        Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах        12        Отчет по решенным задачам

27-28         Задачи на параллельных реакциях        2          Отчет по решенным задачам. Сам. работа.

 Решение олимпиадных задач 8 класса

29-30        Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня 2011-2012 учебного года         

2        Отчет по решенным задачам

31-32         Избранные олимпиадных задач предыдущих лет        

2        Отчет по решенным задачам

33-34          Школьная олимпиада по химии        

2         Конкурс

2-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34  ч)

Основные закономерности протекания химических реакций

1-2        Повторение, обобщение типов задач, изученных в 8 классе        2        Дифференцированное тестирование

3        Задачи на тему «Скорость химических реакций»        1        Отчет по решенным задачам

4        Задачи на тему «Химическое равновесие»        1        Дифференцированное тестирование

5        Задачи на  тему «Термохимия» (применение следствия закона Гесса).        1        Дифференцированное тестирование

6        Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса.        1        Дифференцированное тестирование

Решение олимпиадных задач 9 класса

 7-8         Решение олимпиадных задач городской и школьной олимпиады 2011-2012 учебного года        2        Отчет по решенным задачам

9-10        Школьная химическая олимпиада.        2        Конкурс

 11-12        Избранные задачи городской химической олимпиады  по химии прошлых лет.        2         Отчет по решенным задачам

Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации»

13        Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости.        1        Дифференцированное тестирование

14        Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрации, моляльность).        1        Дифференцированное тестирование

15        Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов.        1        Отчет по решенным задачам

16        Задачи на разбавление, концентрирование и смешивание растворов с использованием правила смешения.        1        Отчет по решенным задачам

17         Комбинированные задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах.        1        Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование.

Задачи на тему «Химия элементов»

18         Задачи по теме «Сера и её соединения»        1        Отчет по решенным задачам

19         Задачи по теме « Азот и фосфор и их соединения»        1        Отчет по решенным задачам

20         Задачи по теме «Углерод и его соединения»        1        Отчет по решенным задачам

21        Задачи на вывод формул органических соединений по массовым долям элементов и по данным о продуктах сгорания        1        Отчет по решенным задачам

22        Задачи по теме «Металлы»        1        

23        Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов».        1        Отчет по решенным задачам

24        Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов.        1        Отчет по решенным задачам

25        Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним.        1        Отчет по решенным задачам. Сам. работа.

Комбинированные задачи

26        Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ.        1        Дифференцированное тестирование

27        Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ.        1        Дифференцированное тестирование

28        Авторские задачи.        1        Защита авторских задач

29-34        Задания  ГИА по химии  для выпускников основной школы Российской Федерации прошлых лет        6        Конкурс

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 8-9 классов, прошедших пропедевтический курс обучения химии в 7 классе. К этому времени учащиеся уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.

 Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.

 Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся в портфолио ученика

Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....

Портфолио ученика

Разделы, которые могут быть использованы для создания ПОРТФОЛИО учащихся...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Портфолио ученика 5 класса

Созданное мною портфолио позволит собрать все сведения об ученике 5 класса, оно также может использоваться и на следующих ступенях средней общеобразовательной школы....

портфолио ученика 5 класса

портфолио ученика 5 класса...

Проект "Электронное портфолио ученика"

Проект "Электронное портфолио ученика" Автор проекта: Бодарева Марианна Дмитриевна, методист ГБОУ СОШ № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга.Тип проекта: творческий.Ц...

Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"

В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...