Портфолио ученика
консультация (5 класс) на тему
Положение о портфолио, основные разделы (7) и требования к ним:
1. общие положения,
2. цель и задачи,
3. функции,
4. время введения,
5. структура,
6. оформление,
7. функциональные обязанности участников образовательного процесса,
8. образцы приложений (6)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио ученика (положение с приложениями) | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение о портфолио учащегося
- Общие положения.
- 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении»
- 1.2. «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.
- 1.3. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, способ фиксирования индивидуализированных оценок и самооценивания.
- 1.4. Портфолио» - накопление работ и результатов учащегося, которое демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в различных областях.
- 1.5. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию; способствует развитию самообразования учащихся, развитию их самооценки и взаимооценивания, нацеливает учащихся на саморазвитие.
- II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО
2.1. Целью портфолио является:
- отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся;
- активизация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
- прогнозирование траектории личностного развития ребенка;
- индивидуализация образования.
2.2. Задачи портфолио:
- Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекций в учебный процесс;
- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- Формировать умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- Содействовать индивидуализации образования школьников;
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
III. ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
3.1. Повышение образовательной активности учащихся, уровня осознания ими своих целей и возможностей;
3.2. Способствование ответственному выбору выпускником дальнейшего направления и форм образования.
IV. ВРЕМЯ ВВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО
4.1. В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и родителей с правилами работы с портфолио – 1 четверть учебного года.
4.2. Ведение портфолио предполагает представление отчета по процессу образования ученика, видение «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения, как по итогам учебного года, так и по итогам каждой ступени обучения.
4.3. По окончанию начальной, основной и средней школы оформляется сводная итоговая ведомость портфолио на бланке установленного образца (Приложение №2) на основе собранного материала учащегося, обобщенного классным руководителем и заверяется подписью директора и печатью школы.
V. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
5.1. Структура портфолио представляет собой комплексную модель, состоящую из четырех разделов: «Мой портрет» , «Портфолио документов», «Портфолио работ» , «Портфолио отзывов».
«Мой портрет» включает в себя:
- личные данные учащегося;
- автобиография (резюме) учащегося;
- информация, помогающая учащемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
- результаты проведенного учащимся самоанализа;
- описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений;
- результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению учащегося.
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел включает в себя:
- предметные олимпиады – школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;
- образовательные тестирования и курсы по предметам;
- школьные и межшкольные научные общества;
- конкурсы и мероприятия, организованные Управлением образования.
В этом разделе помещаются (систематизируются) копии документов.
«Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, слётах, выставках, прохождение факультативных, элективных курсов, участие в работе творческих, временных групп и др.
Этот раздел включает в себя:
- исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;
- проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном и электронном варианте;
- техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается её описание;
- работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;
- элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия;
- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, её продолжительность;
- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
- участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;
- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем учащихся;
- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;
- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности учащихся.
В этом разделе осуществляется качественная оценка по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, интересы, активность жизненной позиции ученика, динамика учебной и творческой активности. В данном разделе прилагаются работы ученика, тексты работ, электронные версии, фотографии.
«Портфолио отзывов» - состоит из характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителем, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. В данном разделе представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и пр.
Этот раздел включает в себя:
- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);
- рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
- резюме, подготовленное учащимся, с оценкой собственных учебных достижений.
- эссе учащегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения.
- иная информация, подтверждающая отношение учащегося к различным видам деятельности.
VI. ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
6.1. Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе комплексной структурой, согласно содержанию (приложение №3, №4,№5). Учащийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку с файлами и (или) в электронной форме дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.
6.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
6.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
- наглядность
6.4. Индивидуальные образовательные достижения учащегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
6.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио личных достижений учащегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
6.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначенной приказом директора ОУ. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель, а также представители родительского комитета класса, классного актива и администрации школы. Учащиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.
6.7. Сводное портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла выпускника школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.
6.8. Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется подписью директора школы и гербовой печатью школы.
VII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ВЕДЕНИИ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
7.1. В формировании портфолио участвуют учащиеся, родители учащихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора ОУ.
7.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
1) учащийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
2) директор школы ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;
3) заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений учащихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;
4) классный руководитель оказывает помощь учащимся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы; организует воспитательную систему с учащимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся.
5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования координируют процесс поиска учащимися и предоставление мест деятельности для накопления материалов портфолио. Проводят просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение учащимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
7) родители оказывают помощь в оформлении папки, в структурировании содержания папки, принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио, в его анализе и оценивании.
Приложение 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Боханская средняя общеобразовательная школа №1»
ПОРТФОЛИО
Учащегося ______ класса «___»
___________________________________________________
(фамилия, имя учащегося)
Классный руководитель_____________________________
(ФИО полностью)
Период, за который представлены документы и материалы:
С ___________________ 201__г.
По ___________________201__г.
Личная подпись учащегося ______________
п.Бохан, 2014г.
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ
РАБОЧЕЙ ПАПКИ УЧАЩЕГОСЯ
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Мой портрет»;
II раздел «Портфолио документов»;
III раздел «Портфолио работ»;
IV раздел «Портфолио отзывов»;
V раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).
Приложение 3
1 раздел «Мой портрет» (пример оформления)
Личные данные
1 лист
Фамилия: ___________________
Имя: _______________________
Отчество: ___________________
Дата рождения: ______________
Класс: ______________________
ФИО родителей, дата их рождения:
Мать _________________________________________________________
Отец __________________________________________________________
Адрес, телефон, е-mail, адрес сайта ________________________________ ______________________________________________________________
Личная подпись _______________________
2 лист: автобиография
Приложение 4
Участие в учебно-предметных мероприятиях
(научно-практические конференции, олимпиады)
№ | Мероприятие (шк., мун., рег., всерос. уровень) | дата | Результат (победитель, призёр, участник) |
Дата ___________ _____________________________________ /________/
классный руководитель подпись
Приложение 5
Участие в творческих и спортивных мероприятиях
№ | Мероприятие (шк., мун., рег., всерос. уровень) | дата | Результат (победитель, призёр, участник) |
Дата ___________ _____________________________________ /________/
классный руководитель подпись
Приложение 6
Итоговые оценки за прошедший учебный год (экзамены - если есть)
№ | предмет | Оценка | Примечание |
МБОУ «Боханская СОШ № 1»
Учебный план 10 класса на 2013- 2014 уч. г.
Предметные области | Учебные предметы | Кол-во часов в неделю |
10 | ||
1. Федеральный компонент | 24 | |
Филология | Русский язык | 1 |
Литература | 3 | |
Английский язык | 3 | |
Математика | Алгебра и начала анализа | 2 |
Геометрия | 2 | |
Информатика и ИКТ | 1 | |
Обществознание | История | 2 |
Обществознание | 1 | |
География | 2 | |
Естествознание | Физика | 2 |
Астрономия | ||
Химия | 1 | |
Биология | 1 | |
Физическая культура | Физическая культура | 2 |
Технология | Технология | 1 |
2. Региональный компонент | 2 | |
Обществознание | Право | |
Курсы по изучению историко-культурного наследия области, района, поселка | История Усть- Ордынского округа | 1 |
Выбор учебного курса
Учебные курсы | Учебные курсы | ||
Искусство владеть словом | Теория вероятностей | ||
Культура речи | Математическая логика | ||
История | Астрономия | ||
Обществознание | Химия | ||
Работа с историческими документами | Решение задач по органической химии | ||
Право | Астрономия | ||
География населения с элементами демографии | Экология | ||
Экономика | Основы медицины | ||
Геометрия | Мировая художественная культура | ||
Систематизация знаний и подготовка к ЕГЭ по биологии | Материальная и духовная культура бурят | ||
Информатика |
Ознакомлен с федеральным, региональным компонентом учебного плана 10 класса на
2013- 2014 уч. г. ______________________ /_____________________________ /
(подпись) ФИО родителей (законных представителей)
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу элективного курса
«Учимся решать задачи по химии»
учителя химии МБОУ «Боханская СОШ №1»
Матюновой Татьяны Петровны
Данная программа может быть использована в качестве элективного курса в рамках пред профильного обучения для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 136 учебных часов.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, а в школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока. Рабочая программа «Учимся решать задачи по химии» в рамках организации предпрофильной подготовки учащихся составлена с учетом требований образовательного стандарта и запросов учащихся по данному направлению.
Все темы элективного курса «Учимся решать задачи по химии» непосредственно примыкают к основному курсу изучения химии, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс разными способами решения задач, важными в общеобразовательном или прикладном отношении. Данный элективный курс освещает намеченные, но недостаточно хорошо прорабатываемые в общем курсе из-за большой загруженности программы и недостаточностью времени, вопросы и направлен на расширение знаний, повышение уровня математической и химической подготовки через решение большего класса и количества задач разного вида и степени сложности.
Рабочая программа элективного курса «Учимся решать задачи по химии» содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по химии и соответствует Кодификатору требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения государственного экзамена по химии, на основе примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по химии.
Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики в элективном курсе.
Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов:
Пояснительная записка включает цели и задачи, аргументы в пользу актуальности и новизны работы, срок реализации программы.
Содержательная часть имеет характеристику педагогических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием изучаемого материала, методику оценки знаний и умений учащихся, возможность использования современных технологий для достижения результативности в усвоении содержания курса.
Список используемой литературы достаточно полный, соответствует последним требованиям образовательных стандартов и содержанию рабочей программы.
Данная рабочая программа характеризует автора как знающего специалиста, способного отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал и разработать цикл диагностических работ в рамках данной программы, что бесспорно делает программу качественной, нужной и эффективной для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов.
Рабочая программа «Учимся решать задачи по химии» рекомендуется для использования в системе образования как результативное подспорье для подготовки учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ к профильному обучению в 10-11 классах.
Рецензию составили:
Учитель химии и биологии МБОУ «Боханская СОШ №1» высшей квалификационной категории Богомолова О.П.
Руководитель школьного методического объединения учителей естественного цикла МБОУ «Боханская СОШ №1», учитель высшей квалификационной категории М.Л.Исакова.
Программа элективного курса «Учимся решать задачи по химии»
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8–9-х классов и рассчитан на 68 часов(34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе). Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы» и служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня и к ГИА, но и является базой для дальнейшего продолжения образования в профильном биолого- химическом или химико- биологическом классах в старшей школе.
Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям устных и письменных экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
– совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
– сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса:
– конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
– развитие учебно-коммуникативных умений.
– формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
– использование знаний по математике, физике, биологии;
– составление авторских задач и их решение;
– использование местного материала для составления условий задач.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
– способы решения различных типов усложненных задач;
– основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
– стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
– решать задачи повышенной сложности различных типов;
– четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
– видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
– работать самостоятельно и в группе;
– самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
– владеть химической терминологией;
– пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7 класса.
Программа курса рассчитана на два года обучения:
1-й год (8 класс) – этап решения задач по курсу химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций, в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул неорганических веществ.
2-й год (9-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии.
ПРОГРАММА КУРСА
Учебный план
№
п/п
Наименование тем
Всего часов
1 год обучения
1 Основные законы и понятия химии 8
2 Количественные соотношения в газах 3
3 Количественные соотношения в растворах 5
4 Задачи на уравнениях реакций 12
5 Решение олимпиадных задач 8 класса 6
2 год обучения
6 Основные закономерности протекания химических реакций 6
7 Решение олимпиадных задач 9 класса 6
8 Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации» 5
9 Задачи на тему «Химия элементов». 8
10 Комбинированные задачи. 9
Учебно-тематический план
№
урока
Тема
Кол-во часов
Форма контроля
1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Основные законы и понятия химии
1 Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач. 1 Входное тестирование
2 Решение задач на нахождение массовых допей элементов в веществе. 1 Отчет по решенным задачам
3 Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе 1 Отчет по решенным задачам
4-5 Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов. 2 Отчет по решенным задачам
6 Задачи с использованием количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества 1 Отчет по решенным задачам
7 Нахождение мольной доли вещества в смеси 1 Отчет по решенным задачам
8 Нахождение объёмной доли компонентов в смеси газов 1 Отчет по решенным задачам
Количественные соотношения в газах
9 Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов. 1 Отчет по решенным задачам
10 Задачи на газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и уравнение Клапейрона–Менделеева). 1 Отчет по решенным задачам
11 Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона. 1 Отчет по решенным задачам
Количественные соотношения в растворах
12 Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах 1 Отчет по решенным задачам
13 Задачи на нахождение молярной концентрации растворов 1 Отчет по решенным задачам
14 Задачи на использование в качестве растворённого вещества кристаллогидратов 1 Отчет по решенным задачам
15-16 Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции 2 Отчет по решенным задачам. Самостоятельная работа
Задачи на уравнениях реакций
17 Задачи на уравнениях реакций 1 Отчет по решенным задачам
18 Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси 1 Отчет по решенным задачам
19 Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции 1 Отчет по решенным задачам
20 Задачи на избыток и недостаток 1 Отчет по решенным задачам
21-22 Смешанные задачи 2 Отчет по решенным задачам
23 Задачи на термохимических уравнениях 1 Отчет по решенным задачам
24 Задачи на последовательных превращениях 1 Отчет по решенным задачам
25-26 Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах 12 Отчет по решенным задачам
27-28 Задачи на параллельных реакциях 2 Отчет по решенным задачам. Сам. работа.
Решение олимпиадных задач 8 класса
29-30 Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня 2011-2012 учебного года
2 Отчет по решенным задачам
31-32 Избранные олимпиадных задач предыдущих лет
2 Отчет по решенным задачам
33-34 Школьная олимпиада по химии
2 Конкурс
2-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Основные закономерности протекания химических реакций
1-2 Повторение, обобщение типов задач, изученных в 8 классе 2 Дифференцированное тестирование
3 Задачи на тему «Скорость химических реакций» 1 Отчет по решенным задачам
4 Задачи на тему «Химическое равновесие» 1 Дифференцированное тестирование
5 Задачи на тему «Термохимия» (применение следствия закона Гесса). 1 Дифференцированное тестирование
6 Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса. 1 Дифференцированное тестирование
Решение олимпиадных задач 9 класса
7-8 Решение олимпиадных задач городской и школьной олимпиады 2011-2012 учебного года 2 Отчет по решенным задачам
9-10 Школьная химическая олимпиада. 2 Конкурс
11-12 Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет. 2 Отчет по решенным задачам
Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации»
13 Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости. 1 Дифференцированное тестирование
14 Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрации, моляльность). 1 Дифференцированное тестирование
15 Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов. 1 Отчет по решенным задачам
16 Задачи на разбавление, концентрирование и смешивание растворов с использованием правила смешения. 1 Отчет по решенным задачам
17 Комбинированные задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах. 1 Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование.
Задачи на тему «Химия элементов»
18 Задачи по теме «Сера и её соединения» 1 Отчет по решенным задачам
19 Задачи по теме « Азот и фосфор и их соединения» 1 Отчет по решенным задачам
20 Задачи по теме «Углерод и его соединения» 1 Отчет по решенным задачам
21 Задачи на вывод формул органических соединений по массовым долям элементов и по данным о продуктах сгорания 1 Отчет по решенным задачам
22 Задачи по теме «Металлы» 1
23 Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов». 1 Отчет по решенным задачам
24 Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов. 1 Отчет по решенным задачам
25 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. 1 Отчет по решенным задачам. Сам. работа.
Комбинированные задачи
26 Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ. 1 Дифференцированное тестирование
27 Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. 1 Дифференцированное тестирование
28 Авторские задачи. 1 Защита авторских задач
29-34 Задания ГИА по химии для выпускников основной школы Российской Федерации прошлых лет 6 Конкурс
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 8-9 классов, прошедших пропедевтический курс обучения химии в 7 классе. К этому времени учащиеся уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся в портфолио ученика
Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....
Портфолио ученика
Разделы, которые могут быть использованы для создания ПОРТФОЛИО учащихся...
Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...
Портфолио ученика 5 класса
Созданное мною портфолио позволит собрать все сведения об ученике 5 класса, оно также может использоваться и на следующих ступенях средней общеобразовательной школы....
портфолио ученика 5 класса
портфолио ученика 5 класса...
Проект "Электронное портфолио ученика"
Проект "Электронное портфолио ученика" Автор проекта: Бодарева Марианна Дмитриевна, методист ГБОУ СОШ № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга.Тип проекта: творческий.Ц...
Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"
В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...