"Не собирайте себе сокровищ..."
классный час (7 класс) на тему

Козлова Ирина Петровна

Кл.час по произведению А.Платонова "Юшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_sobirayte_sebe_sokrovishch.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ пос Новый Кутулук

Классный час-беседа:

 «Не собирайте себе сокровищ…»

(по произведению А.Платонова «Юшка»)

Автор: Козлова Ирина Петровна,

учитель русского  языка и литературы

Эпизод учебного занятия в 7 классе

Тема: «Не собирайте себе сокровищ…»

Цель: раскрыть понятие «подвиг»

Задачи: - развитие эстетического вкуса через художественное слово и воспитание чувства  патриотизма;

-работа над умением логически мыслить, обобщать и выделять главное в тексте, принимать самостоятельное решение;

- проследить мотив принятия решения человеком на жизненном пути на примере литературного героя Юшки  произведения А.Платонова  «Юшка».

Форма обучения: урок – диалог.

Методы обучения: сравнения, исследования, словесный (беседа с классом, решение поставленных проблемных вопросов, рассказ учителя, художественное чтение, работа с текстом).

 Беседа с классом по содержанию - делаем выводы согласно тезисной схеме:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены

Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

Дети удивлялись Юшке, что не серчает на них.

Дети делали ему слишком больно, он говорил им:

— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!..

Юшка радовался.

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его:

- Да что ты такой блажно́й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.

От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

— Лучше бы ты умер, Юшка, — говорила хозяйская дочь.

Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

— Это отец-мать меня родили, их воля была, — отвечал Юшка, — мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

 — Зачем ты живешь?

— Меня, Даша, народ любит!..

Он меня без понятия любит, — говорил Юшка. — Сердце в людях бывает слепое.

— Эх ты, Юшка, Юшка! — вздыхала Даша. — А ты ведь, отец говорил, нестарый еще!

— Какой я старый!.. Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал...

Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:

— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...

-Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!

— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...

Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!

Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь…

— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.

…и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

ВЫВОД:

- У многих современных  людей высокое самомнение и неоправданно завышена самооценка. Каждый  неповторим, и, как личность, индивидуален, поэтому каждому  свойственно думать о себе, что он не такой, как все, а хоть немного, но лучше. Поэтому справедлива пословица, что в чужом глазу соломину видит, а в своём - бревна не замечает...,  истоки которой – евангельские: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Мтф,)

Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки.

Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.

— Помер, — вздохнул столяр. — Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..

Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.

Потом Юшку похоронили и забыли его.

Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью.

В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.

ВЫВОД: (делают учащиеся)

5.Художественное слово-читает учитель:

Девушка… молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода….и вдруг догадался:

— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...

— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.

Кузнец помолчал.

— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?

— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...

— Половина полвека прошло, состарились вместе, — сказал кузнец.

— Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.

Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...

С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

6. Самое время ответить на вопрос:

-Что такое «сокровиша»,  которых  не стоит собирать на земле?

- Это земное богатство, об этом мы узнаем  из притчи о безумном богаче, который все упование свое возложил на себя и на богатство свое.

-Юшка собирал сокровища на земле? (нет)

- А что такое «богатство», ради которого стоит жить на земле и собирать его?

-Это дар Божий (своего рода стереотип).

Найдите по  тексту, когда  называют Юшку «божье чучело».

 Почему «божье»? («божье» от «бог».  Богат  тот, кто собирает «Божье», но не земное.)

 Это мы четко видим по тексту, что  Юшка живет по заповедям!)

Почему «чучело»? (автор употребляет именно слово «чучело».

 Здесь: завышена самооценка человека с целью противопоставить себя  Юшке, значит, и занизить его  оценку. А надо понимать слово «чучело» как  образ Божий.

Итак, Юшка достойно нес образ Божий и собирал богатство Божие, но не земное.

6. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Собираем вместе портфолио"

Несколько советов для родителей учеников начальной школы по работе над Портфолио ученика....

Урок английского языка в 7 классе. Тема: Собираем рюкзак.

Урок английского языка для 7  класса по УМК К.И Кауфман, М.Ю.Кауфман Happy English.ruТема«Собираемрюкзак» (Путешествие)“We must pack our backpacks” Unit 2, Lesson 2 Цели урока:1....

"Не собирайте сокровищ на земле..." Урок по повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Урок в 10 гуманитарном классе,"Что есть талант, какова его цена, как не изменить себе" Взгляд Гоголя на служение творчеству. Материал сопроводается презентацией...

"Не собирайте сокровищ на земле..." Урок по повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Стилистический анализ очерка К.Г. Паустовского "М.Пришвин". Приложение- текст очерка....

7 задач, МЭСИ. Фермер, используя 20 га принадлежащей ему земли, может выращивать на ней клубнику, собирая 10 центнеров с га, либо – редиску, собирая 8 цен

Анализ ключевых вопросов организации маркетинга на предприятия и проведения маркетинговых исследований (на примере ООО НПФ «Нева»)Несколько слов о перспективах исследования. Уголовно-правовая охрана о...

План-конспект урока английского языка в 5 классе на тему "Кем ты собираешься быть? Что ты собираешься делать?"

План-конспект урока английского языка в 5 классе на тему "Кем ты собираешься быть? Что ты собираешься делать?"Урок был представлен в рамках конкурса "Учитель года-2013"...

КВН "Истинное сокровище для людей - найти себя в труде"

Цель: - показать значение трудовой деятельности в жизни человека....