Рекомендации родителям.
консультация (8 класс) на тему
Рекомендации родителям,материал можно использовать на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsi_roditelyam_po_razvitiyu_uud.docx | 65.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица 1
Рекомендации по развитию учебно-познавательного интереса (УПИ) ребенка
Зона ближайшего развития УПИ | Что нужно знать и делать родителям |
1 → 2 | В общении с ребенком поощрять его интерес к яркому, образному изложению фактического материала и высказывать искреннее удивление тем, что он узнает так много нового, необычного и интересного в школе. Стараться самому излагать свои мысли в беседах с ребенком в понравившейся ему манере. Всячески поддерживать авторитет учителя, который умеет так интересно и увлекательно объяснять урок |
2 → 3 | Нужно стараться в общении с ребенком создавать ситуации затруднения, когда он неожиданно для себя начинает понимать, что его багажа знаний не хватает для решения казалось бы такой простой учебной задачи, находить выход из вроде бы простой ситуации.Развивать познавательное любопытство ребенка. Для этого можно начать решать простые логические, занимательные задачи, отгадывать загадки, решать кроссворды, разгадывать фокусы и т.п. Нужно поощрять попытки ребенка задавать аналогичные занимательные задачи родителям, родственникам, своим одноклассникам, удивляясь при каждом удобном случае его сообразительности и находчивости |
3 → 4 | Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, что гораздо интереснее узнавать не просто что-то новое, а при этом догадаться,почемутак происходит, как это новое было впервые открыто и какие последствия имело для людей. Стараться в разговорах с ребенком уточнять, зачем эти новые знания нужны (и нужны ли) самому ребенку, т.е. в чем смысл их изучения, показывать на конкретных примерах, какие проблемы жизни позволяет решать новое знание и почему |
4→5 | Следует поощрять стремление ребенка к развитию воображения и фантазии, получению неординарных (необычных) результатов в собственной деятельности, стараться разделить с ним радость открытий. Показывать на собственном примере, что даже Вам приходится постоянно чему-то учиться и делать свои открытия практически каждый день. Обсуждая те или иные проблемы, стараться соблюдать право ребенка на высказывание собственной (отличной от Вашей) точки зрения, спорить, не унижая его чувство собственного достоинства |
5→ 6 | Необходимо ближе познакомиться с той сферой деятельности ребенка, которая избрана им в данный момент (может быть и не вполне сознательно) как область наибольшего интереса. Стараться снабжать его любой новой информацией по интересующей теме, используя книги, энциклопедические издания, фильмы и другие источники. Поддерживать его интерес, стараться стимулировать всеми средствами его стремление «обо всем знать понемногу и все о немногом» |
Таблица 2
Рекомендации по развитию целеполагания (ЦП) ребенка
Зона ближайшего развития ЦП | Что нужно знать и делать родителям |
1 → 2 | Помогите развивать умение ребенка выделять промежуточные цели в любой учебной и домашней работе. Покажите, как это хорошо помогает Вам и объясните, как всему этому Вы научились сами и что это теперь Вам дает (выполнять любое дело последовательно, т.е. по плану, по шагам от цели к цели, всегда проще, безопаснее, быстрее и качественнее). Составляйте вместе с ребенком планы его деятельности на день, неделю, месяц и т.д. обязательно в специально отведенные для этого часы ежедневно подводите вместе с ним результаты его и Вашей работы. Акцентируйте внимание на достижениях (похвалите за то, что удалось сделать по плану), а не на недостатках. Подумайте вместе, как можно улучшить работу по планированию своей деятельности |
2 → 3 | Постоянно упражняйтесь с ребенком в запоминании условий простых задач, заданий к упражнениям, текстам (что дано, что надо узнать?). Знайте, что если ребенок запомнил и осознанно воспроизвел по памяти условия новой задачи (что дано?) и ее познавательную цель (что надо узнать?) после ее прочтения, значит, онцель задачи почти наверняка понял. Без этого бесполезно переходить к поиску решения самой задачи, выполнению упражнения, чтению текста. Постоянно дома тренируйтесь в составлении краткой записи, схемы задач или рисунка (так, как это делается вместе с учителем в классе). Это хорошо помогает удерживать в памяти содержание условий и цели задачи и формирует у ребенка навыки целеполагания. Развивайте у ребенка навыки планирования собственной деятельности, которые он получает в школе. Ни дня без плана! |
3 → 4 | Тренируйте ребенка в правильном воспроизведении по памяти условий задач, заданий к упражнениям, текстам (как ты понял?). Понаблюдайте, как он планирует свою деятельность, удерживает ли он постоянно цель своей работы (умеет ли соотносить цель работы и свои действия по ее достижению), может ли он дать отчет о своих действиях при выполнении типового домашнего задания. Помогите ему в этих вопросах советом и личным примером |
4 → 5 | Всемерно поощряйте желание ребенка выходить за пределы собственного знания при изучении учебных предметов, формулировать задачи в виде альтернативы, гипотезы, которая требует доказательства («Если ….., то …, а если – …, тогда - ….»), ставить собственные познавательные цели, часто не предусмотренные учебной программой. Например, желание изучать углубленно тот или иной предмет, заниматься исследовательской работой, творчеством в любой сфере деятельности |
5 → 6 | Ваш ребенок учится полностью самостоятельно формулировать гипотезы (предположения) и ставить познавательные цели, позволяющие объяснить (обосновать) найденные закономерности и доказать их истинность. Теперь он будет способен на многое. Поддерживайте его в этом |
Таблица 3
Рекомендации по развитию учебных действий (УД) ребенка
Зона ближайшего развития УД | Что нужно знать и делать родителям |
1 → 2 | При решении учебных задач ваш ребенок нуждается в постоянной и терпеливой помощи старшего (учителя – на уроке, родителя – дома). Не пугайтесь – на данном этапе развития учебной деятельности – это норма. Он не всегда понимает, что значит «решить задачу», т.к. не осознает, что только определенная последовательность учебных действий (алгоритм, план или способ решения) позволяет это сделать. Если ребенок затрудняется, помогите ему понять задачу на простых примерах, используя доступные для его понимания аналогии(«знаешь, это очень похоже на то, как …»), составьте вместе с ним план действий, попросите его объяснить, что он сделал и зачем после каждой выполненной операции (учебного действия).В свободное время обязательно тренируйтесь в запоминании и воспроизведении фактов, понятий, правил, новых терминов, стихов, иностранных слов и т.п. Это развивает долговременную память ребенка. Обратитесь к психологу за советом о том, как это делать правильно и наиболее эффективно. Вам обязательно помогут, подобрав индивидуальную методику домашних занятий |
2 → 3 | Теперь вашему ребенку предстоит научиться безошибочно действовать по выданному ему образцу, эталону, шаблону, прототипу решения новых учебных задач, выполнения заданий. Помогите ему выстроить последовательность шагов решения задачи (примера, задания, упражнения и т.п.), глядя на образец аналогичного решения (выполнения) в классе. Знайте, что ваш ребенок может пока не понимать, что новая задача (задание) аналогична уже решенной в классе. И это – нормально. Помогите ему найти такой аналог в тетради, учебнике. Разберите с ним все неясные вопросы по ходу решения задачи. Тщательно проследите за тем, чтобы все учебные задачи дома ученик решал, глядя на алгоритм, план. Это очень важно на данном этапе становления его учебной деятельности! Такие алгоритмы решения типовых учебных задач обязательно должны быть у него в специальной тетрадке. Проверьте ее наличие. При отсутствии – потребуйте от ребенка завести такую тетрадь и проверьте, как он выполнил это ваше требование и требование его учителя. Если вы вместе с учителем успешно справитесь с описанной выше работой, то это значит, что ваш ребенок начнет достигать базового (опорного) уровня требований Федерального государственного образовательногостандарта (ФГОС), а качество полученных им знаний уже может быть описано такими характеристиками как полнота, объем, точность и прочность. Ваш ребенок стал понимать учебный материал, он впервые и по-настоящему становится восприимчивым к усвоению новых знаний, активным союзником учителя в процессе добывания знаний, но пока он ещё научился применять их на практике не всегда уверенно |
3 → 4 | Ваш ребенок учитсяприменять свои знания в типовых, знакомых условиях. Это значит, что ему вполне по силам самостоятельно решать типовые задачи (выполнять задания), т.е. аналогичные тем, которые он уже решал (выполнял) в классе. Старайтесь сделать так, чтобы ребенок при подготовке домашнего задания сначала правильно определил тип задачи по ее существенным (отличительным) признакам, а затем использовал соответствующий этому типу способ (алгоритм) решения. Помните, что знание учеником алгоритма (способа, плана или последовательности учебных действий) и умение его применять без подглядывания (!), т.е. по памяти – показатель того, что ваш ребенок окончательно выходит на уровень качества образования, соответствующий базовому (опорному) уровню требований Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). Качество полученных им знаний (в дополнение к уже приобретенным на предыдущем уровне) может описываться такими важными характеристиками как системность, обобщенность, научность и фундаментальность. Ваш ребенок впервые становится восприимчивым к усвоениюновых способов учебной работы, а это определяет его дальнейшие успехи в учебе, т.е. переход на новый, более высокий уровень учебных действий |
4 → 5 | Теперь ваш ребенок учится применять свои знания в нестандартных условиях, решать исследовательские задачи (выполнять исследовательские задания). Он учится действовать индуктивно, т.е. делать грамотные обобщения, рассуждая от частных фактов к построению общей закономерности. Ему становится под силу решение задач (выполнение заданий) повышенного уровня трудности (с одной «звездочкой»), которые он решает (выполняет) в классе и которые ему все чаще выдает в виде домашнего задания учитель. В условиях таких задач (заданий) обычно либо недостает каких-либо данных, и их надо предварительно найти, либо имеется их избыток, и надо правильно выбрать необходимые данные для решения учебной задачи (задания). Помните, если ваш ребенок научился делать такой самостоятельный выбор правильно, то это верный признак его выхода на высокий уровень качества образования – повышенный (функциональный) уровень требований Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС).В этом случае качество его знаний (в дополнение к уже приобретенным на предыдущем уровне) может описываться такими важными характеристиками как оперативность, гибкость, мобильность. Процесс усвоения новых знаний постепенно приобретает продуктивный характер, т.е. становится тесно связанным с добыванием новых знаний, а не только с их воспроизведением. Ваш ребенок впервые становится особо восприимчивым к усвоению общих способов действий, т.е. к переходу на следующий, высший уровень учебных действий, где эти умения очень ему понадобятся |
5 → 6 | Ваш ребенок учится решать творческие учебные задачи и выполнять творческие задания (с двумя «звездочками»). Для их правильного решения он должен научиться хорошо владеть общим способом решения задач по данной теме, т.е. строить гипотезы ее решения и действовать дедуктивно, как Шерлок Холмс в романе КонанДойла: рассуждать от общего к частному. Эти способности, если они проявились у Вашего ребенка, нужно всемерно развивать и поддерживать его желание выходить за рамки учебной программы, которые на этом этапе развития становятся ему тесными. Для Вашего ребенка становится характерным осознанноестремлениек сотрудничеству в применении личных знаний и способностей, распределение ролей между сверстниками на рациональной основе, по принципу: «что у кого лучше получается». Это необходимо для оперативного решения творческих учебных задач (выполнения творческих заданий) |
Таблица 4
Рекомендации по развитию действий контроля (ДК) ребенка
Зона ближайшего развития ДК | Что нужно знать и делать родителям |
1 → 2 | Помогите вашему ребенку находить и исправлять собственные ошибки даже в хорошо знакомых, многократно повторяемых учебных операциях. Досадно, но он может их делать достаточно часто и это норма для данного этапа развития учебной деятельности. Создайте условия, исключающие отвлечение внимание ребенка на посторонние дела в процессе подготовки и проверки домашнего задания. Тренируйтесь в нахождении ошибок, радуйтесь малейшему снижению их количества, анализируйте вместе с ребенком их причины, формируйте его осознанное желание проверять правильность уже выполненных учебных действий и хвалите ребенка за самостоятельное нахождение ошибок |
2 → 3 | Помогите вашему ребенку осознать значение последовательности операций алгоритма для правильного решения учебной задачи, т.е. достижения поставленной цели. Дайте ему понять, что только тщательный контроль за точным выполнением последовательности учебных действий алгоритма – залог успеха и, как следствие, хорошей оценки выполнения работы учителем.Постоянно интересуйтесь у ребенка, как он определяет, решена задача или выполнено ли задание или нет и почему он так считает. Помните, что нормой на данном этапе развития учебной деятельности является умение вашего ребенка самостоятельно находить и исправлять ошибки только после завершения работы, а не по ходу ее выполнения! Стимулом, толчком к проведению контроля может явиться несовпадение полученного ответа с ответом в задачнике или ваше компетентное мнение о том, что задача решена неверно (задание выполнено неправильно). При этом не стоит сразу подсказывать, в чем конкретно состоит ошибка, т.к. важно, чтобы ребенок нашел ее и исправил сам |
3 → 4 | Теперь настало время помогать вашему ребенку учиться контролировать правильность выполнения заданий пооперационно, пошагово, т.е. уже по ходу выполнениятиповой учебной задачи в соответствии с шагами запомненного им алгоритма, плана, способа решения или последовательности учебных действий. Развивайте его умение контролировать правильность действий и их последовательность в условиях отсутствия ответа решения в задачнике, аргументируя это тем, что: «Если я правильно и последовательно выполнил все шаги алгоритма, все пункты плана применения понятия или правила, значит, я решил задачу (выполнил задание) правильно».Отсутствие ошибок, связанных с контролем последовательности учебных действий должно вас радовать, а их наличие – насторожить. Значит, над этим надо еще терпеливо работать |
4 → 5 | Следите за тем, чтобы ваш ребенок учился видеть, что предлагаемое ему задание только на первый взгляд является обычным, т.е. типовым. На самом деле это может быть совсем не так. Помогите ему понять, чего в условиях задачи (задания) не хватает или, наоборот, что находится в избытке. Только ни в коем случае не надо прямо подсказывать! Ребенок должен сам догадаться, что надо предварительно сделать для того, чтобы свести учебную задачу к типовой и после этого решить ее уже известным ранее способом. Например, нужно догадаться найти часть недостающих условий задачи в справочнике, чтобы суметь решить предлагаемую новую (нетиповую) задачу по физике, использовав для этого, формулу известного закона. Помните, что деление учебных задач на типовые и нетиповые – условно. Успешно решенная Вашим ребенком нетиповая учебная задача уже становится для него типовой, если он разобрался до конца, т.е. понял способ ее решения |
5 → 6 | Теперь вашему ребенку предстоит научиться полностью самостоятельно контролировать соответствие выполняемой работы разработанному им самим способу решения любой учебной задачи. Здесь ваша помощь заключается только в создании всех необходимых внешних условий для качественного выполнения домашнего задания.Все остальное ваш ребенок уже может сделать сам |
Таблица 5
Рекомендации по развитию действий оценки (ДО) ребенка
Зона ближайшего развития ДО | Что нужно знать и делать родителям |
1 → 2 | На этом этапе развития учебной деятельности очень важно хвалить ребенка за любой малейший учебный успех, а не критиковать его за неудачи, которых, к сожалению, пока что будет больше, чем побед. Не печальтесь. Такое положение пока является нормой для Вашего ребенка. Ведь нам надо учитывать, что ребенок пока не может сам и адекватно оценивать себя и свои поступки, но он очень хочет этого от тех взрослых, которых он уважает. Значит, ваша задача состоит в том, чтобы стать именно таким уважаемым взрослым |
2 → 3 | Помогите вашему ребенку научиться давать содержательную,т.е. аргументированную по каждому шагу алгоритма, оценку своих учебных действий после решения учебной задачи. Это по-научному называется «давать адекватную ретроспективную оценку», действовать, глядя на алгоритм оценки(последовательность действий при оценке) и норму оценки, (т.е. какую отметку, за какое количество и каких ошибок следует ставить). Эту норму предварительно выдает учитель.Тренируйтесь в оценке качества выполнения ребенком своих домашних заданий. Проверяйте регулярно, совпадают ли оценка учителя и самооценка домашнего задания ученика (да, нет, почему?). Не пугайтесь, если такого совпадения не всегда удается достигнуть. Знайте, что научиться давать адекватную самооценку своих действий – дело отнюдь не простое. На самом деле это самое сложное! Так что тренируйтесь, нарабатывайте постепенно навыки взаимо- и самооценки, глядя, в буквальном смысле, на алгоритм оценки, который предложил ваш учитель. Успех придет непременно, но знайте, что это случится не сразу |
3 → 4 | Теперь вашему ребенку предстоит научиться самому свободно, аргументировано и, главное, пооперационно оценивать учебные действия товарищей и свои учебные действия уже непосредственно в процессе, т.е. по ходу решения задачи (выполнения задания), а не только после его завершения. Учтите, что ваш ребенок должен в норме это делать лишь по типовым задачам (заданиям), которые являются аналогичными тем, которые ранее уже были им решены (выполнены) в классе.Процесс оценки правильности решения нетиповых, новых для ребенка задач может поставить его в тупик. И это пока нормально для его уровня развития учебной деятельности. В этом случае помогите ему разобраться с оценкой правильности выполненного решения нетиповой задачи, используя нормы оценки, выданные учителем для оценки правильности учебных действий при решении типовых учебных задач и ранее наработанный опыт ребенка по содержательной оценке учебных действий в соответствии с шагами алгоритма или плана. Продолжайте постоянные домашние тренировки взимо- и самооценки действий при выполнении любого вида работы, в том числе учебной и домашней |
4 → 5 | На этом этапе обучения ваш ребенок уже может овладеть навыками содержательной оценки правильности учебных действий при решении нетиповых учебных задач и заданий, применяя полученные знания в нестандартныхусловиях. Этот этап очень важен для обеспечения его успеха в дальнейшей учебной и внеучебной работе, т.к. можно с уверенностью сказать, что «вся наша жизнь – это непрерывный процесс решения нетиповых задач». Ведь подобно тому, как нельзя в одну и ту же воду войти дважды, ни одна жизненная ситуация в точности никогда снова не повторяется.На этом этапе развития учебной деятельности вашему ребенку очень важно тренировать предварительную, говоря по-научному, прогностическую оценку уровня трудности учебных задач (заданий) и умение определятьвременя, необходимое для их выполнения еще до завершения всей работы. Регулярно проверяйте, насколько совпадают прогностические оценки ребенка с реальными результатами. Тренируйте его интуицию - чувство предвидения. Постройте так свою работу с ним, чтобы он имел возможность предварительно угадать результат и оценку собственной деятельности, а потом доказать справедливость своей оценки (догадки). Знайте, что некоторым детям бывает проще сразу предсказать результат своей работы или сделать вывод, чем доказать, почему они так думают. Помните, что умение правильно предугадать возможный результат работы, даже, если за этим пока не стоит подробный анализ условий задачи, – очень ценное свойство творческой личности. Берегите это ценное качество и развивайте вашего ребенка в этом направлении |
5 → 6 | Теперь ваш ребенок учится давать самостоятельно прогностическую оценку своим учебным действия еще до решения учебной задач (до выполнения учебного задания). Постепенно эта оценка становится все более адекватной, соответствующей реальному положению вещей. При этом вас не должно смущать то, что оценка ребенка часто может (увы!) не совпадать с вашей, ведь каждый человек вправе иметь свою собственную точку зрения. Отнеситесь к этому с пониманием, ибо ваш ребенок рассуждает на уровне своего понимания, своего видениятой или иной проблемы. А ваша точка зрения и оценка ситуации не есть истина в последней инстанции. Здесь важно другое: его точка зрениядолжна быть хорошо аргументированной, т.е. опираться на логику рассуждений и этику взаимоотношений по тому или иному вопросу. Поддержите его в этом начинании |
Таблица 6
Рекомендации по развитию действий саморегуляции (ДСР) ребенка
Зона ближайшего развития ДСР | Что нужно знать и делать родителям |
1 → 2 | Помогите ребенку в организации работы по регулярному выполнении домашних заданий, контролируя степень их выполнения и поддерживая авторитет требований учителя.Обязательно выделите ребенку часть посильных для него и обязательных для выполнения ежедневных работ по дому, сообразно его возрасту и способностям. Организуйте совместную домашнюю работу в форме сотрудничества с вами, терпеливо обучая ребенка правильности и регулярности выполнения порученной работы. Обязательно отмечайте и поощряйте каждый, даже небольшой его успех, как в повседневной (рутинной), так и в новой совместной деятельности по дому, подчеркивая роль ребенка как равноправного члена семьи и помощника в важных делах в школе и дома |
2 → 3 | Познакомьте ребенка с правилами планирования собственной деятельности, объяснив, что любую работу, которую выполняют люди всегда можно разделить на работу:
Демонстрируйте достойные для подражания образцы планирования, эффективной организации и выполнения домашней работы, позволяющей существенно сократить затраченное время не в ущерб качеству работы.Обращайте внимание ребенка на существование сходства (аналогии) способов эффективной организации учебной и любой внеучебной деятельности, обязательного наличия этапов: планирования, выполнения действий по алгоритму или плану, контроля и оценки полученных результатов, получения удовлетворения только от хорошо выполненной работы.Контролируя степень и качество выполнения домашних заданий, обсуждайте с ребенком роль и значение качественного и своевременного их выполнения в прочном освоении учебного материала.Регулярно старайтесь показывать на жизненных или литературных примерах, что только развитие ВОЛИ и ТРУДОЛЮБИЯ позволяют достигнуть высоких результатов в решении проблем любого вида учебной и внеучебной деятельности |
3 → 4 | Стимулируйте стремление ребенка к самостоятельной организации собственной деятельности по освоенному алгоритму (плану) в хорошо знакомых условиях школы и дома, в том числе, при подготовке домашних заданий и выполнении трудовых обязанностей по дому.Поощряйте ребенка за умение проявлять волевые качества, совершать волевые поступки, особенно, при выполнении не очень интересной, но необходимой работы, умение убедить себя в необходимости действовать, всячески поддерживая в этом требовании педагогов школы |
4 → 5 | Предъявляйте к ребенку требования самостоятельной организации своей деятельности в школе и дома. Поощряйте его инициативу и самостоятельность в проявлении осознанного стремления заниматься самовоспитанием, в проявлении лидерских качеств во внеклассной работе и внешкольной жизни, потребности критически оценивать свои достоинства и недостатки |
5 → 6 | Оказывайте содействие педагогам школы по созданию возможности максимальной реализации ребенком своих организаторских способностей и лидерских качеств во всех сферах школьной и внешкольной жизни. Обсуждайте с ребенком целесообразность и значение создания системы постоянной работы над собой, направленной на развитие стремления к самосовершенствованию на базе самообучения и самовоспитания |
Таблица 7
Рекомендации по развитию коммуникативных действий (КД) ребенка
Зона ближайшего развития КД | Что нужно знать и делать родителям |
1 → 2 | Обязательно интересуйтесь кругом общения своего ребенка в школе и вне школы, обсуждайте с ним характер взаимоотношений между одноклассниками и друзьями, причины возникновения конфликтных ситуаций среди сверстников, способы их предотвращения, избегания и правильного решения. Способствуйте организации совместных праздников детей, оказывая помощь и давая тактичные советы в их планировании, подготовке, выборе подарков, подготовке блюд и др. Поощряйте приглашение домой наиболее близких друзей ребенка среди одноклассников и одноклассниц на день его рождения с целью более близкого знакомства, установления и укрепления отношений товарищества и взаимопомощи во всех классных мероприятиях и традициях класса, направленных на формирование крепкого ученического коллектива |
2 → 3 | На этом этапе формирования КД особую роль играет пример (образец) поведения и формы взаимоотношенийродителей и близких родственниковв семье ребенка. Понимая, что существуют различные виды коммуникаций и регулярно посещая с ребенком разнообразные публичные места и мероприятия (общественный транспорт, кино, выставки, театр, музеи, филармонию, цирк, концерты), обращайте внимание на необходимость соблюдения правил поведения и коммуникации и возможных последствий их несоблюдения.Перед посещением кафе, столовых, буфетов или ресторанов всегда обсуждайте с ребенком вопросы сервировки стола, правила этикета при пользовании ножа и вилки, салфетки и др., правила ведения беседы за столом, создания атмосферы непринужденности, предупредительности и вежливости к собеседникам-сверстникам, взрослым и обслуживающему персоналу.Обсуждайте всегда после совместного посещения любого мероприятия возникшие ситуации общения, предоставляя право ребенку определить и оценить не только плюсы, но и их минусы. Нужно помогать ребенку в выявлении причин возникновения возможных конфликтных ситуаций общения |
3 → 4 | Продолжать совместное с ребенком посещение публичных мест и мероприятий, отрабатывайте сознательное соблюдение им правил и алгоритма построения эффективной коммуникации в разнообразных знакомых (типовых) условиях, закрепляя умение строить продуктивное диалогическое общение в группе друзей-сверстников в знакомых (типовых) ситуациях. Необходимо поощрять ребенка к самостоятельному продуктивному построению общения и разрешению возникающих конфликтов общения, обсуждая с ним возникающие ситуации. Следует помогать ребенку правильно выбратьнаиболее подходящий способ коммуникации в нестандартных ситуациях, а также способы продуктивного разрешения возникающих при этом конфликтов, поскольку сделать это полностью самостоятельно и правильно он пока не умеет |
4 → 5 | Стремитесь создавать условия, предусматривающие самостоятельное построение ребенком коммуникативных действий в знакомых и ранее незнакомых условиях (вне школы) – активное участие во всевозможных конкурсах, художественной самодеятельности, школьных газетах, дискуссиях, проектах и других видах деятельности, связанных с публичным устным выступлением, устным и письменным представлением полученных результатов. Обсуждая с ребенком школьные дела, поощряйте проявление им инициативы в вопросах самостоятельного определения цели, распределения функций участников учебной и внеучебной коммуникации, выполнения работы в ходе совместной деятельности, самоконтроля и самооценки качества общения и обмена информацией. Стимулируйтестремление ребенка выявлять, предупреждать и конструктивно решать конфликты общения в случае их возникновения, хотя предпринимаемые им действия могут быть не всегда удачными |
5 → 6 | Поощряйте умение ребенка с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в условиях любой коммуникации, эффективность которой обусловлена его умелой организацией и гуманистическим характером, а также умением оптимизировать условия и характер коммуникации, необходимых для более эффективного достижения целей совместной деятельности |
Таблица 8
Рекомендации по развитию действий смыслообразования (ДС) ребенка
Зона ближайшего развития ДС | Что нужно знать и делать родителям |
1 → 2 | Регулярно интересуйтесь у ребенка, что нового, необычного и неожиданного было на уроках в школе, а также тем, зачем, по его мнению, изучался тот или иной новый учебный материал. В том случае, если ребенок не вполне понимает подлинный смысл выполненной им работы на уроке, нужно постараться раскрыть его. Важно доходчиво объяснять ребенку необходимость понять и хорошо выучить (запомнить) новый фактический материал, с тем, чтобы успешно применять его (воспроизвести) при выполнении домашнего задания и при изучении новой темы на ближайшем уроке и т.п.При подготовке домашних заданий по всем предметам учебной программы развивайте память ребенка, его умение с помощью родителя безошибочно воспроизводить усвоенный учебный материала. Для этого необходимо в игровой форме (игра «Запоминайка») тренировать его умения и навыки непроизвольного запоминания, а также осознанного запоминания и воспроизведения (пересказа) ребенком отрывков текста, определений новых понятий и правил, содержания темы по кратким планам, предлагаемымиучителем или составленными самими родителями в помощь ребенку, тренировать навыки заучивания им стихов и др. |
2 → 3 | Всячески поддерживайте ребенка в стремлении осваивать, запоминать и воспроизводить точные формулировки правил и определений новых понятий, смысл качественного усвоения которых заключается в дальнейшем безошибочном их применении для решения соответствующих учебных задач, глядя на алгоритм УД, выданный учителемна уроке. Другими словами: чтобы в дальнейшем правильно решать учебные задачи по каждой изучаемой теме, смысл работы на уроке и при выполнении домашних заданий заключается в том, чтобы, прежде всего, выучить и знать наизусть соответствующие правила и формулировки определений новых понятий. Без прочного усвоения этих новых теоретических знаний, невозможно их дальнейшее грамотное практическое применение с помощью алгоритмов. Поэтому при подготовке домашних заданий надо проверять обязательное наличие у ребенка алгоритмов УД (в виде тетрадей алгоритмов или др. форм), а также контролировать их пошаговое использование ребенком как зрительной опоры при решении типовых учебных задач по изучаемой теме |
3 → 4 | Перенесите акцент смысла выполнения учебных действий при подготовке домашних заданий на безошибочное определение типов учебных задач и отработку автоматизированных умений (навыков) применения способами решения задач данного типа по запомненному ребенком алгоритму. При этом, контролируя процесс выполнения домашних заданий, необходимо препятствовать попыткам ребенка выполнять домашние задания с подсказкой (глядя на алгоритм), поскольку это может снизить темпы формирования действий смыслообразованияв зоне ближайшего развития и, следовательно, уверенный и полноценный выход качества образования ребенка на базовый (опорный) уровень требований ФГОС |
4 → 5 | Поощряйте и поддерживайте стремление ребенка к поиску способов решения более сложных нетиповых учебных задач, возникновение устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению нового как смысла учебной деятельности по всем предметам. При этом крайне важно, учитывая способности ребенка, предоставить ему максимум возможностей для участия в конкурсах и олимпиадах районного, городского, областного, всероссийского и международного уровней.Надо учитывать, что для решения задач повышенного уровня трудности на данном этапе развития ДС, ребенок пытается приспособить и использовать для решения новых нетиповых задач хорошо освоенные ранее типовые способы деятельности, добавляя недостающие условия или исключая их избыток в подлежащей решению нетиповой учебной задаче.Характерной чертой ребенка при этом становится осознание ограниченности собственных знаний и отсутствие боязни признать публично сам факт незнания чего-либо нового.Поощряйте стремление ребенка к творческой, поисковой, проектной и исследовательской деятельности, особенно в том случае, если они выходят за рамки содержания изучаемой учебной программы |
5 → 6 | Поддерживайте желание ребенка активно заниматься исследовательской работой, проектной деятельностью, совершенствоваться в решении творческих заданий при обучении в школе и во внешкольной деятельности (в конкурсах и олимпиадах районного, городского, областного, всероссийского и международного уровней).Необходимо предоставлять ему возможность самостоятельной постановки и достижения новых познавательных целей при изучении материала, выходящего за рамки учебной программы, чтобы способствовать овладению ребенком умением учиться как главному смыслу образовательной деятельности на данном этапе развития его личности |
Таблица 9
Рекомендации по развитию нравственной оценки (НО) ребенка
Зона ближайшего развития НО | Что нужно знать и делать родителям |
1→2 | Обменяйтесь впечатлениями о поведении ребенка в классе и дома с педагогом, выделив положительные черты его характера, проявление которых необходимо поощрять и родителям и учителю. Обсудите с педагогом единые способы оперативного реагирования на возможное безнравственное поведение ребенка в школе и дома.Обязательно используйте в регулярных беседах с ребенком обсуждение возможных типовых ситуаций поведения перед совместным посещением публичных мест и мероприятий (общественный транспорт, кино, выставки, театр, музеи, филармонию, цирк, концерты, кафе и др.), обращая внимание на необходимость соблюдения моральных норм справедливого распределения, взаимопомощи и правдивости, возникновения возможных последствий их несоблюдения.Интересуйтесь результатами обсуждения аналогичных ситуаций в ходе проведения классных воспитательных занятий ребенка в школе |
2 → 3 | В беседах с учителем согласуйте понимание смысла и значения таких понятий и терминов как норма и правила поведения, нравственные мотивы, нравственные отношения, нравственные чувства, нравственные качества, нравственные убеждения, чтобы обеспечить их единую трактовку в последующей работе с ребенком.Обсуждайте с ребенком роль и значение нравственного идеала личности в жизни каждого члена семьи. На простых и понятных примерах, в том числе и из собственной жизни, разбирайте,из чего складываетсяи как осуществляется нравственная оценка поступков; убеждайте и показывайте на собственном примере, что быть всегда и везде нравственным – трудно, но стремится к этому абсолютно необходимо, если хочешь быть порядочным и уважаемым всеми Человеком.Пытайтесь понятно объяснить ребенку причины и роль возникающих у него моральных эмоций (симпатия, гордость, чувство вины, стыд и др.) после совершения поступка как регуляторов нравственной оценки, коррекции и нравственного выбора дальнейшего поведения в типовых ситуациях.Интересуйтесь у ребенка результатами обсуждения в ходе классных воспитательных занятий типовых ситуаций, связанных со знанием или незнанием моральных, конвенциональных и персональных норм поведения людей в обществе. Стремитесь быть для ребенка примером – носителем образца нравственного поведения на основе соблюдения моральных норм: физическая неприкосновенность личности, запрет на оскорбления и нанесения обид другим людям, законность слов и поступков и ответственность за них, альтруистическое (бескорыстное) поведение.Поддерживайте стремление ребенка следовать одобряемому образцу поведения среди членов семьи, сверстников, друзей, собирательного образа (литературного персонажа) |
3 → 4 | Продолжайте отрабатывать стереотипы поведения ребенка в типовых ситуациях.В беседах с ребенком на аналогичныхпримерах из жизни людей показывайте значение способности предвидеть реакцию окружающих на свое поведение и свои поступки в типичных (бытовых) условиях и в школе. Интересуйтесь у ребенка результатами обсуждения в классе типовых ситуаций, связанных со знанием и следованием моральным, конвенциональным и персональным нормам поведения людей в обществе. Поощряйте любые попытки ребенкадемонстрировать в семье, повседневной школьной и внешкольной жизни адекватные нормам способы поведения |
4 → 5 | Используя авторитет родителя и поддержку учителя, отрабатывайте у ребенка навыки нравственного поведения в незнакомых для него (экстремальных) ситуациях. По заранее согласованной с учителем программе отрабатывайте на практике приемы психологической защиты от возможного безнравственного поведения сверстников и окружающих людей, в том числе и близких, например: «Я тебя понимаю, но это мне не интересно».Интересуйтесь у ребенка результатами обсуждения в классенетиповых ситуаций, имеющих несколько решений и связанных с нравственным выбором способа поведения, адекватного создавшейся ситуации |
5 → 6 | Поддерживайте стремление ребенка самостоятельно предвидеть последствия своих поступков с моральной точки зрения в любых ситуациях, твердо следовать сделанному нравственному выбору в своей деятельности, используя обобщенные знания и умения нравственной оценки, а также накопленный практический опыт ее применения (навыки) при решении разнообразных жизненных проблем.Интересуйтесь у ребенка результатами обсуждения в классе ситуаций, имеющих несколько решений и связанных с нравственным выбором оптимального способа поведения с учетом моральных, конвенциональных и персональных норм поведения |
Таблица 10
Рекомендации по развитию действий личностного, профессионального и жизненного самоопределения (ДСО) ребенка
Зона ближайшего развития ДСО | Что нужно знать и делать родителям |
1 → 2 | В беседах с ребенком как можно больше рассказывайте о профессиях, избранных членами семьи, родственниками и близкими знакомыми, пользующимися у него авторитетом, чтобы вызвать интерес втому, каким образом была выбрана этими людьми любимая профессия (где и как учились, какие способности и когда проявились, советам кого следовали и т.п.).Поощряйте любое проявление ребенком интереса к учебе как возможности узнать на практике и в дальнейшем развить своиспособности как основы для обоснованного выбора в будущем своей профессии и места в жизни |
2→ 3 | Обсуждайте с ребенком возможные способы (пути) его собственного развития: от чего зависит их выбор, где и как можно определить свои индивидуальные способности и возможности, что необходимо делать для развития способностей, кому подражать в выборе будущей профессии и т.п.Вместе с ребенком попытайтесь организовать сбор информации о различных, в том числе и о необычных профессиях, включая профессии членов семьи и родственников. Старайтесь сформировать чувство гордости за людей, сумевших правильно выбрать интересную профессию и достигнуть больших успехов в труде, и сформировать, таким образом, у ребенка образец, достойный для подражания среди близких и хорошо знакомых людей |
3 → 4 | Постарайтесь обеспечить ребенку возможность пробы своих сил –возможность выполнения различных видов деятельности в системе школьного и дополнительного образования, а затем – свободного выбора на практике тех форм деятельности, в которых у ребенка очевидна ситуация успеха, являющаяся отражением наличия природных способностей и мощным стимулом его дальнейшего самоопределения. Обязательно поощряйте любительское увлечение ребенка одним или несколькими видами искусства, науки, спорта и др., сопровождающееся чтением дополнительной литературы, сознательным посещением выставок, концертов, стремлением к обсуждению (оценке) увиденного и сопереживанию, коллекционированию книг, пластинок и т.п., проявлением любопытства к новым авангардным течениям в литературе и искусстве и др. |
4 → 5 | Постарайтесь создать максимум условий для удовлетворения интереса ребенка к вопросам профориентации и сознательного самоопределения (участие в беседах с учеными, специалистами, в экскурсиях на предприятия с предварительным обсуждением планов их проведения и последующим обсуждение результатов). Поощряйте осознанное предпочтение ребенком любимого вида деятельности, стремления к получению более глубоких знаний, умений и навыков в избранном направлении. Для этого поощряйте участие ребенка в проектной и исследовательской деятельности, стимулируя его самостоятельное знакомство с миром профессий и расширение его представлений о возможных направлениях будущей профессиональной деятельности и развития личности.Старайтесь во всем способствовать выраженному стремлению ребенка к самосовершенствованию в выбранном направлении деятельности, творческий поиск в котором, как правило, сопровождается сильным эмоциональным подъемом и усилением мотивации |
5 → 6 | Постарайтесь совместно с учителями школы способствовать стремлению ребенка к духовному самосовершенствованию, увлечению сложной или значимой идеей, осознанному выбору средств и способов собственного развития и самовыражения |
Литература
- Нифонтов, В.И.Индивидуализация обучения и воспитания учащихся в условиях компетентностного подхода к образованию :разноуровневые задания как инструмент развития универсальных учебных действий :научно-методическое пособие / В.И. Нифонтов. – В 3 ч. – Екатеринбург : МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012. Ч. 2. – 110 с.
- Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск : Пеленг, 1993. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Психологические рекомендации родителям Как выстроить совместную деятельность родителей и детей при подготовке к экзаменам
Рекомендации психолога для продуктивного взаимодействия родителей и обучающихся в экзаменнационный период....
Рекомендации родителям в случаях обнаружения признаков суицидального и девиантного поведения несовершеннолетних, рекомендованные психологом колледжа для внимания родителей студентов 1-2 курсов
Что такое вейп и чем он вреден, исследования ученых. Дорогие родители, прошу ознакомиться с материалами, посвященными вопросам курения подростов и использования мим вейпов. Материал по данно...
Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...