Инструкции для проведения инструктажа по ТБ
консультация (5 класс) на тему
Инструкции для проведения инструктажа по технике безопасности рассчитаны для общеобразовательных школ. Адресованы всем классным руководителям (с 1 по 11 классы) и учителям основ безопасности жизнедеятельности. Инструкции созданы в текстовом редакторе, легко редактируются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
001.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
«Смородинская средняя общеобразовательная школа»
Инструкция по основам безопасного поведения.
Правила поведения в общественном транспорте
— Ожидай транспорт только на остановках, которые обозначены указателями, не выходи на проезжую часть.
— Садись в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства только после их полной остановки. Посадка обычно производится через задние двери, а высадка — через передние.
— Не прыгай в автобус, трамвай на ходу, не цепляйся за них сзади, не стой на выступающих частях и подножках машин.
— Войдя в салон, пройди в середину, не останавливайся на площадке.
— Если есть свободное место, займи его, не стой в проходе. Помни! Передние места отводятся пассажирам с маленьким детьми, инвалидам и пожилым людям.
— Не шуми, не разговаривай громко. Не отвлекай от работы водителя. Не высовывайся из окон.
— Если нужно выйти на ближайшей остановке, заранее перейди поближе к выходу.
— Выходи из транспорта только после полной остановки.
—Трамвай обходи спереди, а автобус сзади.
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
«Смородинская средняя общеобразовательная школа»
Инструкция по основам безопасного поведения.
Правила пожарной безопасности
— Не применяй самодельные электрические приборы и предохранители, не пользуйся электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.
— Не включай в одну розетку большое число потребителей тока, не используй неисправную аппаратуру, не пользуйся поврежденными розетками.
— Не накрывай и не обертывай электролампы и светильники бумагой, тканью, не пользуйся электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов, не оставляй без присмотра включенные электрические приборы.
— Не загромождай, коридоры, лестничные площадки и эвакуационные люки на балконе мебелью и различными материалами, не устраивай в квартире мастерскую и склад.
— Не оставляй без присмотра топящуюся печь.
— Не играй со спичками, зажигалками, бенгальскими огнями, петардами: может произойти пожар,
— Соблюдай осторожность при использовании предметов' бытовой химии. Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости храни в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов.
Если в доме пожар
— Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда они исходят.
— Вызови пожарную охрану по телефону 01.
— Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
— Немедленно покинь помещение, иди в сторону, противоположную пожару.
— Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.
При выходе через задымленный коридор
— Накройся мокрой плотной тканью (полотенцем, одеялом).
— Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду.
— Двигайся к выходу прогнувшись или ползком — внизу дыма меньше.
Если выйти из помещения невозможно
— Вернись и плотно закрой входную дверь.
— Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
— Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
— При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон (лоджию), плотно закрой за собой дверь.
Инструкция по основам безопасного поведения.
Правила пользования электроприборами
— Не прикасайся к оголенному, плохо изолированному проводу; не дотрагивайся до включенного электроприбора мокрыми руками.
— Не пользуйся неисправными электроприборами.
— Не пользуйся электроприборами в ванной.
— Не играй вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов.
— Не подходи к упавшим на землю проводам ближе, чем на 15 м.
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
«Смородинская средняя общеобразовательная школа»
Инструктаж УЧАЩИХСЯ НА СЛУЧАЙ ПОЖАРА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. Одеть имеющиеся в классе индивидуальные средства защиты органов дыхания (защитный капюшон «Феникс», ватно-марлевая повязка и т.п.).
2. Взять свои личные вещи, которые находятся в классе.
3. Закрыть окна, форточки, фрамуги в классе, если они были открыты.
4. Покинуть помещение класса и школу, следуя за учителем, на ходу строясь в колонну по одному, не толкаясь, без суеты.
5. Идти молча (не разговаривать, не шутить, не смеяться, не кричать, не плакать), чтобы можно было услышать команды учителя или руководителя эвакуационных и спасательных работ,
6. Двигаться к лестнице, ведущей к эвакуационному выходу, и при этом идти колонной по одному. Это необходимо для того, чтобы дать возможность другому классу одновременно спуститься по этой же лестнице, не создавая «пробок». Учащимся запрещается:
6.1. сзади идущим толкать впереди идущих для ускорения продвижения по лестнице, так как это может привести к падению идущих впереди и их травмированию, вплоть до смертельного исхода;
6.2. обгонять друг друга по-отдельности или целыми классами;
6.3. заходить в раздевалки за своей одеждой и обувью, независимо от времени года. Забрать свою одежду и обувь учащимся можно будет только с разрешения классного руководителя или учителя, осуществлявшего эвакуацию учащихся после того, как эвакуация людей будет завершена, а входы в раздевалки будут безопасны.
7. Соблюдать меры безопасности при нахождении в местах массового скопления людей:
7.1. постараться не кричать, не плакать, не реагировать на боль, так как из-за этого усилятся панические настроения у других людей, а также не будут услышаны команды руководителя эвакуации;
7.2. постараться не упасть, а для этого запрещается наклоняться в том числе, чтобы поднять упавшие веши или поправить обувь; останавливаться в бегущей толпе; толкаться, чтобы первым выйти из помещения. Ноги необходимо ставить на ширину шага — одна — впереди, а другая —сзади, сдерживая напор толпы спиной и освобождая пространство впереди себя для перестановки ног;
7.3. постараться защитить свою грудную клетку от сдавливания, а для этого запрещается поднимать руки над головой; опускать руки вниз. Руки необходимо согнуть в локтях и прижать их к бокам своего туловища, сжав при этом кулаки.
8. В случае, когда на обучающемся загорелась одежда:
8.1. сбросить с себя загоревшуюся одежду и затушить пламя подручными средствам и;
8.2. если оперативно снять с себя загоревшуюся одежду нет возможности, то необходимо немедленно лечь горящей частью одежды на пол и кататься по полу, чтобы затушить пламя.
9. Прибыть на эвакуационную площадку. Учащимся запрещается:
9.1. после эвакуации возвращаться обратно в образовательное учреждение без разрешения классного руководителя или учителя, осуществлявшего эвакуацию учащихся;
9.2. расходиться сразу же после эвакуации из школы но домам или идти на работу к родителям без проведения с ни ми переклички,
10. Дождаться, когда с ними проведут перекличку После завершения переклички учащиеся должны сообщить руководителю эвакуации или пожарным, кто из учащихся или работников образовательного учреждения и где мог остаться в горящем здании,
11. Связаться, при первой возможности, со своими родителями и поставить их в известность о своей эвакуации и о том, что их (родителей) присутствие в школе не обязательно.
12, Учащиеся, которые па момент начала пожара не оказались непосредственно со своим классом (находились в библиотеке, в столовой, в туалете, в медпункте и т. п.) обязаны самостоятельно или с другим классом покинуть образовательное учреждение, прибыть на установленное для своего класса место на эвакуационной площадке и доложить учителю о своей эвакуации.
13. В случае, когда звуковой сигнал тревоги о начавшемся пожаре подан во время перерыва между занятиями (перемены), то учащиеся обязаны, не дожидаясь команды от учителей, самостоятельно покинуть образовательное учреждение и прибыть на эвакуационную площадку в место, специально выделенное для своего класса.
Инструкция по основам безопасного поведения.
Как не стать жертвой преступника
— Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.
— Не соглашайся идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, как бы он тебя ни уговаривал и что бы ни предлагал.
- Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе.
- Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся я убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
- О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.
Как не стать жертвой мошенников
- Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению, сделку, даже если она кажется очень выгодной.
- Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.
- При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз просмотра товар, расплачивайся, не выпуская его из рук.
- Не доверяй свои вещи посторонним людям.
- Не принимай участие в сомнительных розыгрышах призов и лотерей, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.
■ Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями.
■ Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.
■ Никогда не соглашайся на нарушение этики и закона.
Инструкция по основам безопасного поведения.
Правила поведения на воде
Общество спасения на водах (ОСВОД) более ста лет учит граждан России самым простым правилам безопасного поведения:
не нырять в незнакомых местах; не заплывать за буйки;
— не выплывать на судовой ход и не приближаться к судам;
— не хватать друг друга за руки и ноги во время игр в воде;
— не плавать на надувных матрасах или камерах;
— не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1,2 м.
При пользовании лодкой (катамараном, водным велосипедом) запрещается:
— отплывать далеко от берега;
— вставать, переходить и раскачиваться в лодке;
— нырять с лодки;
— залезать в лодку через борт.
Если тонет человек
- Сразу громко зови на помощь: «Человек тонет!»
- Попроси вызвать спасателей и «скорую помощь».
- Брось тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.
- Если хорошо плаваешь, сними одежду и обувь и вплавь доберись до тонущего.
- Подплывай к тонущему сзади, хватай за шею или волосы и плыви с ним к берегу.
- Не давай схватить себя утопающему.
- Если утопающий ушел под воду — запомни ориентиры.
Если тонешь ты
- Не паникуй.
- Сними с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.
- Ляг на спину, расслабься, сделай несколько глубоких вдохов.
- Прочисти нос, проглоти воду, несколько раз сделай вдох—выдох.
- Если зацепился под водой при нырянии — не рвись, постарайся освободиться от того, что мешает.
- При судороге ноги:
- задержи дыхание и ущипни сведенную мышцу несколько раз;
- расслабь сведенную конечность;
- плыви к берегу.
Инструкция по основам безопасного поведения.
Осторожность при переходе дорог
• наиболее опасны на дороге перекрестки, скоростные участки движения, зоны ограниченной видимости, гололед;
• не переходи улицу на красный свет, даже если не видно машин;
• переходи дорогу, предварительно посмотрев в обе стороны — сначала налево, потом направо;
• не выбегай на дорогу из-за препятствия (стоящего у обочины транспорта, высокого сугроба). Водители не успеют затормозить при твоем неожиданном появлении;
• на остановке, переходя дорогу, автобус и троллейбус обходи сзади, а трамвай — спереди;
• ходи только по тротуару, а если тротуара нет и тебе приходится идти по обочине дороги, выбирай ту ее сторону, по которой машины идут тебе навстречу;
- никогда не рассчитывай на внимание водителя, надейся только на себя! Обычно на остановках городского транспорта (особенно в часы пик) собирается много людей. Когда подходят автобус, троллейбус или трамвай, многие стремятся любым способом опередить остальных. Кто-то, рискуя жизнью, выскакивает на проезжую часть сам, кого-то может вытолкнуть на дорогу толпа, и слишком нетерпеливый человек нередко оказывается под колесами. Машина не может остановиться сразу — вы должны это знать и помнить.
Инструкция по основам безопасного поведения.
Как не стать жертвой преступления
- Изучите окрестности вашего дома, микрорайона, мест, где часто бываете. Продумайте возможные варианты маршрутов в школу, к друзьям и пр.
- Перед выходом из дома спланируйте ваш будущий маршрут. Мысленно представьте самый короткий и безопасный путь к пункту следования. Сообщите родителям или оставьте записку о том, куда вы идете и когда вернетесь. Если вам случится возвращаться домой вечером, то лучше заранее продумать свой путь. Лучше удлинить маршрут, но идти через людные места. В темных и плохо освещенных кварталах ходите по середине улицы. Подходя к квартире, держите ключ наготове, чтобы без промедления войти в нее.
- Идите по тротуару навстречу транспорту и ближе к дорожной бровке: в этом случае никто не сможет подъехать к вам на машине сзади, оставаясь незамеченным, а также уменьшите риск внезапного нападения со стороны преступника, прячущегося за углом, в темной арке, подворотне. В случае, если на улице к вам подъехала машина и водитель стал вести себя агрессивно, закричите и убегайте в направлении, противоположном движению автомобиля. Это позволит выиграть жизненно важные секунды, необходимые для того, чтобы скрыться, и, кроме того, затруднит водителю преследование.
- Никогда не пользуйтесь услугами попутных машин с незнакомыми водителями и не соглашайтесь на предложение «подвезти».
- Избегайте подходить вплотную к стоящим автомобилям. Остерегайтесь стоящих автомашин с работающим двигателем и сидящими внутри людьми.
- Если машина тормозит, а пассажиры просят показать им дорогу, говорите с ними на безопасном расстоянии. В темное время суток не подходите к автомобилю на расстояние вытянутой руки.
- Обычно, когда звонят по телефону-автомату, поворачиваются лицом к стене. Воспитайте у себя привычку стоять наоборот — тогда злоумышленник не сможет незаметно подойти к вам сзади. Особенно это важно в вечернее и ночное время.
- Не слушайте на улице аудиоплейер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие от опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и т.д.). -
- Через плохо освещенные тоннели ходите осторожно. Лучше не проходите через них в одиночку, а воспользуйтесь обществом других людей, идущих в том же направлении (они будут вас охранять, сами того не подозревая).
- Увидев впереди шумную группу подростков, в отсутствие других людей, лучше перейти на другую сторону улицы или повернуть назад.
- Если вас остановил преступник, избегайте мгновенно реагировать на это насильственными действиями, особенно, если он вооружен, и тем более, если вы не уверены, что способны защитить себя.
- Если к вам грубо обращаются по поводу якобы допущенной ошибки или делают объектом насмешек, не отвечайте и не поддавайтесь на провокацию.
- Никогда не бегите, если есть сомнение, что вам это удастся. Но если вы решились, то делайте это как можно быстрее и внезапнее.
- Не нужно на улице разговаривать с пьяными, даже знакомыми людьми, так как пьяный человек сильно меняется, его поступки непредсказуемы и часто жестоки.
- Не садитесь к незнакомым или малознакомым людям в автомобиль, даже если очень хочется покататься или куда-нибудь опаздываете.
- Не играйте в темных местах, на пустырях и свалках, рядом с железной дорогой, в пустых или разрушенных зданиях.
- Не гуляйте до полной темноты, а также не засиживайтесь в гостях допоздна. Если это случилось, найдите возможность позвонить домой, соседям, чтобы вас встретили на остановке.
- Будьте внимательны при входе в жилище. Преступник может ждать вас в парадном, в лифте или поблизости, чтобы заставить в отсутствие свидетелей с помощью угроз ввести его в дом.
- Если не известные вам люди приглашают послушать музыку, посмотреть видеофильм, сняться в кино, показать собаку или каких-нибудь животных, не спешите соглашаться, прежде всего обязательно посоветуйтесь с родителями или любым другим взрослым, которого вы хорошо знаете и кому доверяете.
- В любой тревожной жизненно опасной ситуации необходимо обращаться в милицию.
Чтобы в какой-то мере уменьшить возможность совершения преступления в отношении вас, будьте осмотрительны и помните о следующем:
- Если вы оказались дома один, никому чужому или малознакомому не открывайте дверь, кем бы он ни представился (сантехник, электромонтер, почтальон, милиционер, знакомый родителей). Среди множества честных и порядочных людей встречаются еще воры и грабители, разбойники и мошенники. Говорите с любым незнакомцем только через запертую дверь.
- Не теряйтесь, если, находясь в квартире, услышите, что кто-то пытается открыть замок входной двери, а громко спросите: «Кто там?»
- Если незнакомцы продолжают открывать дверь, по телефону «02» вызовите милицию, точно указав адрес, а затем с балкона (из окна) зовите соседей и знакомых на помощь.
- На телефонные звонки с вопросом, дома ли и когда вернуться с работы родители, надо ответить, что они заняты, и спросить, кому и куда перезвонить.
- На вопрос незнакомых людей, дома ли папа и мама, лучше ответить, что родители сейчас дома.
- Уходя из дома, не забывайте закрыть балкой, форточки и окна, особенно, если живете на первом или последнем этаже.
- Не оставляйте в дверях своей квартиры записок — это привлекает внимание посторонних,
- Не хвастайтесь перед сверстниками, тем, какие у вас дома есть дорогостоящие предметы, вещи (телевизионная и видео- и радиоаппаратура, одежда, украшения и т.п.), а также количеством денег.
- Не приглашайте в дом незнакомых и малознакомых ребят ни под каким предлогом.
Инструкция по основам безопасного поведения.
Алгоритм действий в условиях
чрезвычайной ситуации при угрозе
или осуществлении террористического акта
I. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ)
1. Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:
— наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, скотча, изоленты;
— подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
— характерный запах миндаля или другой необычный запах, исходящий от предмета.
2. Причины, служащие поводом для опасения:
— нахождение подозрительных лиц на территории образовательного учреждения (ОУ) перед обнаружением предмета;
— угрозы по телефону или в почтовых отправлениях.
Действия:
— не подходить, не трогать, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет;
— воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильного телефона;
— немедленно сообщить по телефону 02 об обнаружении подозрительного предмета;
— зафиксировать время и место обнаружения предмета;
— освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м;
— по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны с соблюдением мер предосторожности;
— организовать экстренную эвакуацию учащихся и персонала из здания OУ, не сообщай, во избежание паники, об угрозе взрыва;
— по прибытии представителей правоохранительных органов действовать по их указанию.
II. При поступлении по телефону угрозы проведения террористического акта:
— не прерывая говорящего и не вдаваясь в панику, выслушать предполагаемого террориста и попытаться получить как можно больше информации о характере звонка;
— по окончании разговора не прерывать связь;
— немедленно сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
— при необходимости организовать эвакуацию учащихся и персонала согласно плану экстренной эвакуации из ОУ;
— обеспечить беспрепятственную работу оперативно-следственной группы, кинологов и т.д.
Ш. При захвате террористами заложников:
I. Действия администрации ОУ:
— немедленно сообщить в правоохранительные органы о ситуации, сложившейся в ОУ;
- принять меры по обеспечению беспрепятственного прохода (проезда) на территорию ОУ сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, автомобилей скорой медицинской помощи;
— с прибытием сотрудников спецподразделений МВД и ФСБ сообщить имеющуюся информацию;
— не противоречить террористам, выполнять их требования, если это не связано с причинением ущерба жизни а здоровью людей;
— не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;
— по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать.
2. Действия заложников в режиме ожидания:
— не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов к применению Оружия и вызвать человеческие жертвы;
— терпеливо переносить лишения, оскорбления и. унижения, не смотреть в глаза террористам;
— не вести себя вызывающе, вести себя покладисто, спокойно не возможности миролюбиво;
— внимательно следить за поведением террористов и их намерениями;
— выполнять требования террористов, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих в своей собственной, стараться не допускать истерик и паники;
— спрашивать разрешение на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет, достать платок из сумочки или из кармана); не падать духом н при наличия удобной и безопасной возможности выйти из здания;
— при ранении стараться не двигаться, сократив тем самым потерю крови;
— постараться снять стресс любым удобным способом, не вызывающим негативной реакции террористов (дыхательные упражнения, самомассаж напряженных участков шеи, тихий разговор с соседом, аутотренинг, медитация).
3. Действия заложников при освобождении:
— при первых признаках газовой атаки приложить к носу и рту носовой платок или любую другую ткань или часть одежды, по возможности, смоченную водой, соком или другой жидкостью;
— при штурме здания лечь на пол лицом вниз, прикрыв голову руками, и не двигаться;
— если есть возможность — держаться подальше от проемов дверей и окон;
— ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять заложника за террориста.
4. Эвакуация пострадавших:
Эвакуация учащихся и персонала, пострадавших при совершении террористического акта, осуществляется в поликлиники и больницы с вызовом автомобилей скорой медицинской помощи и, при необходимости, другим транспортом.
Как себя вести, если ты оказался в заложниках
Став заложниками, люди меняются. Сначала почти у всех возникают шок и расщепление представления о том, что же случилось. Быть этого не может! Захвата, убийств, унижения и беспомощности. Все это не со мной! Как в кино. И все-таки это именно я и другие оказались в кошмаре случившегося. Главное — не теряться. Растерянности, конечно, не избежать, но нельзя потерять разума. В этот момент у некоторых ставших заложниками как бы срывается с предохранителя пружина протеста против совершаемого насилия, взрывается тяга р спасению. Такой человек кидается бежать, даже когда это бессмысленно, бросается на террориста, борется, выхватывает у него оружие. Безрассудно взбунтовавшегося заложника террористы убивают. Их нервы давно перенапряжены подготовкой к захвату. Убивают безрассудного, даже если не хотели убийств и рассчитывали только попугать, пошантажировать захватом заложников. После первого убийства все меняется. Тяжесть преступления террористов возросла — они чувствуют себя обреченными и ожесточаются. И заложники, увидев реальную смерть, подвергаются сильнейшей психической травме. Ужас начинает рушить их психику.
Потому, если вы вдруг стали заложником, замрите, осмотритесь. И, главное, подумайте: нет ли рядом кого-то, кто больше вас нуждается в помощи. Помогите. Если сможете, — это первый шаг к вашему спасению.
Еще один неверный шаг может сделать заложник из-за известной психиатрам иллюзии помилования. Как вспышка, в вашем сознании может возникнуть представление, что все плохое вот-вот пройдет. Надо только «помириться» с террористами, уговорить их, слезами взывать к их доброте. Увы, это не так. Террористы, даже если они из того же общества, что и вы, уже живут не в вашем мире, у них теперь иная жизнь. Они обрекли и себя, и вас на падение в бездну. Их остановит только насилие. Мольбы к ним могут стать вашим первым шагом к пособничеству преступникам, к предательству интересов других заложников, к распаду вашей личности.
У заложников с первых дней начинается адаптация — приспособление к, мягко говоря, свалившимся на них «неудобствам». У адаптации есть «цена»: нарушения душевные и телесные. Что-то нарушается сразу, многое может нарушиться потом. Вскоре притупляются ощущения и переживания. То, что возмущало или приводило в отчаяние, будет отскакивать от отупелого состояния, как от брони, нарастающей и защищающей заложника. И еще — более примитивными становятся его интересы и поведение: спрятаться, поесть, поспать. Главное при этом — не утратить человеческого облика. Как удержаться? Помогать хоть кому-нибудь, хоть в чем-либо, а не только самому себе. Те, у кого, на горе им, в заложники с ними попали их дети или близкие люди, спасены от распада души, от потери человеческого лица. Им надо заботиться не только о себе. Но ценой этого «спасения» могут стать болезни стресса, растянувшиеся на многие годы.
Чего не удается избежать заложникам — это апатичности и агрессивности, возникающих у них довольно скоро. Если условия содержания суровы, то уже через несколько часов кто-то из заложников начинает злобно вспыхивать, ругаться с соседями. Такая агрессия помогает «сбрасывать» эмоциональное перенапряжение, но вместе с тем истощает человека. Не «увлекайтесь» своей вдруг пробудившейся агрессивно-командирской строго наставнической горячностью, осознайте, что она— отвлечение себя от страха.
Многие впадают в апатию. Это тоже «уход» от эмоций страха и отчаяния. У одних реже, у других чаще апатия прерывается вспышками беспомощной агрессивности. Полностью этого не избежать.
Избежать надо пробуждения своего садизма, стремления, казалось бы, в праведном гневе наказать кого-либо слабого, глупого, заболевшего. Садизм заразен, особенно если вся атмосфера пронизана садизмом террора.
У заложников под дулом пистолетов, при постоянной угрозе жизни могут развиться шизофренические явления. Им может мерещиться, что оказавшиеся рядом давно умершие родители пришли на помощь, они могут слышать звуки вроде бы начавшегося штурма освободителей. Не бойтесь— вы не сошли с ума. Это пройдет не позже чем через две недели после освобождения. Дождитесь его. Не теряйте надежды, наделяйте ею других.
Среди заложников много мятущихся в своем прилюдном одиночестве. Таких 30—50 процентов. Морально подавлены, психически оглушены. Их страдание заглушает все прочие чувства, мешает общению. У таких заложников монотонность тягостного переживания страха и беспомощности может сопровождаться шизоидными явлениями. Чем дольше, сильнее, трагичнее давление экстремальных обстоятельств, чем глубже психическое изнурение.
Некоторые, люди чем дольше находятся в заложниках, тем сильнее сближаются с захватившими их террористами. Постепенно они начинают ощущать как бы родственную близость с захватившими их террористами, разделяя с ними их переживания и даже неприязнь к спасателям. Эти заложники и после оссвобождения сочувствуют захватчикам, защищая их, арестованных. Опасность, общая для террористов и удерживаемых ими заложников, сплачивает, «роднит» одних с другими. Легковесным политикам и судебным следователям бывшие заложники начинают казаться «пособниками» захватчиков-террористов. Многие из заложников после освобождения нуждаются в психологической помощи, а часто и в лечении душевных и телесных расстройств.
Я. Китаев-Смык, врач-психолог
Как выжить, если ты оказался в заложниках?
Алгоритм выживания
Советы Андрея Ильина, эксперта во выживанию, автора книг по этой проблеме:
1. Лучше испачкаться грязью, чем кровью. Это армейский принцип. Ни одна акция по захвату заложников не обходится без предварительных приготовлений. Их-то и можно заметить, хотя бы на подсознательном уровне. У террористов меняется поведение, мимика, тембр голоса и порой даже запах. Потенциальные заложники могут заметить какие-то передвижения по залу. На эти вещи нужно обратить внимание и сделать соответствующие выводы. К сожалению, люди боятся показаться смешными, а поэтому отметают от себя сигналы потенциальной опасности.
При захвате на Дубровке именно так и было. Заложники, находившиеся в партере, признавались, что заметили какое-то передвижение по залу, «что-то происходило». Но никто из них не насторожился. А после первых минут захвата многие не хотели верить в него, и мало кто использовал свой шанс убежать и спастись . Кого-то в зале держало обыкновенное любопытство — а что же будет дальше?
2. Нужно отключить эмоции. С момента захвата у вас должна быть одна цель — спастись. Хоть это и нелегко, нужно отбросить эмоции и реально оценить ситуацию. Главное — не поддаваться панике и унынию. Помните, в первую очередь террористы уничтожают паникеров и истеричек. Если совладать с собой сложно, придумайте для себя какое-нибудь занятие. Например, отмечайте действия террористов, кто во что одет и т. д.
Выдержать огромный стресс смогли не все. У одного мужчины случилась истерика. Он бросился бежать. Террористы застрелили его и ранили еще двоих. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, многие рассказывали о себе и своих семьях. А одна молодая женщина до сих пор уверена, что выжить ей удалось только благодаря тому, что на протяжении почти 4 суток она отвинчивала номерок от театрального кресла.
3. Станьте незаметным. После того как вам удалось взять себя в руки, начинайте активно себя спасать. Для этой цели хорошо раствориться в толпе. Станьте как все. Если у вас яркая одежда снимите ее, если вы высокий ростом — пригнитесь. После этого можно устанавливать контакт с окружающими людьми. Если сосед начинает вести себя неадекватно, постарайтесь его успокоить, вплоть до рукоприкладства. Его истерика — это источник опасности для вашей жизни. С террористами нужно вести себя максимально нейтрально и благожелательно. Самому ни о чем не спрашивать; а когда спрашивают, отвечать четко и ясно. Помните, что многие не любят, когда им смотрят прямо в глаза, сочтя это за вызов. Движения должны быть медленными и плавными. Если вы хотите достать из внутренних карманов расческу или лекарство — лучше это проговорить. Иначе могут подумать, что вы полезли за оружием. И помните, заложник — это человек вне общепринятых норм. Если вам не разрешают выйти в туалет — лучше сходить прямо на месте, чем лишний раз просить разрешения у террористов.
4. Режиссируйте штурм. Понятно, что штурм рано или поздно будет. Возможно, будут жертвы. Вам важно не попасть в их число. Все ваши мысли должны быть направлены на то, чтобы уцелеть. Как вас могут освободить? Может, взорвут стену. Тогда нужно по возможности переместиться на безопасное расстояние от всех стен. Возможен пожар. Лучше избавиться от синтетической одежды и уж тем более колгот, иначе 100%-ный ожог гарантирован. Если начнется пожар — будет паника. Причем надо попытаться рассчитать и запомнить свой путь, чтобы не растеряться, когда потухнет свет. Нужно вспомнить, где выход. Ребенка посадить на плечи, чтобы не затоптали. А может, применят газ. Снимите с себя белье и положите в карман. Перед началом намочите (пописайте, в конце концов!) и положите на лицо. Наверняка будут стрелять. Наметьте себе безопасное место и продумайте, как вы туда доберетесь. Поговорите с соседями, есть ли у них хлопчатобумажное белье или одежда. Разорвите ее на бинты. Снимите ремень и засуньте в карман. Если ранят вас или соседа — это станет жгутом, который может спасти жизнь.
При штурме выжили в основном те, кто не спал. Многие заложники утверждают: они чувствовали, что именно в эту ночь будет операция по освобождению. Некоторые договорились с соседом о дежурстве — часть ночи спит один, дежурит другой и наоборот. Многие догадались сделать себе маски из ткани, сумок, свитеров. Одна женщина использовала для этого даже гигиенический пакет.
5. Не бросайтесь на шею спецназу. И вот — штурм. Вы видите освободителей. В пылу боя вас могут перепутать с противником, поэтому дождитесь, пока стихнет пальба, и лишь потом смело выражайте свою благодарность. Стоит также помочь им, рассказать, где и в каких количествах могут находиться другие заложники.
Инструкция по основам безопасного поведения.
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
При загорании электроприбора
- Обесточь прибор (выдерни вилку из розетки или отключи щит).
- Накрой прибор плотной тканью или одеялом.
- Если пожар усилился, закрой окна и двери, покинь помещение.
- Сообщи в пожарную охрану по тел. 01
При загорании одежды на человеке
- Действуй следующим образом:
- Не давай ему бегать – пламя разгорается сильнее и может перекинуться на другие предметы.
- Опрокинь человека на землю (на пол).
- Погаси одежду, используя плотную ткань, воду, землю, снег, песок и т.п., оставив голову открытой.
Инструкция по основам безопасного поведения.
Как пользоваться огнетушителями
Пенный огнетушитель ОХП-10
- Поднеси огнетушитель к очагу пожара.
- Прочисть спрыск (отверстие) шпилькой (иголкой).
- Подними рукоятку и откинь (переверни) ее до отказа на 1800.
- Переверни огнетушитель вверх дном, встряхни и направь струю на очаг загорания.
ЗАПОМНИ! Огнетушителем ОХП-10 запрещается тушить загорание электропроводки и электроприборов, находящихся под напряжением!
Углекислотный огнетушитель ОУ-2
- Сорви пломбу, выдерни чеку.
- Направь раструб на пламя.
- Нажми на рычаг.
ЗАПОМНИ! При пользовании углекислотным огнетушителем запрещается:
- держать его в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;
- прикасаться открытыми частями тела к раструбу;
- при загорании в электроустановках, находящихся под напряжением, подводить раструб к ним ближе чем на один метр.
Инструкция для школьников
при лыжной подготовке.
Получив инвентарь, проверьте его исправность и подгоните крепление лыж к ботинкам (валенкам) в помещении базы. Перед занятиями по лыжной подготовке или конькобежному спорту при морозе ниже 10° или сильном ветре наденьте трусы или плавки, при их отсутствии заложите в брюки сложенную треугольником бумагу; девушкам необходимо надеть бюстгальтеры или закрыть области груди бумагой; наденьте шерстяные носки или оберните ступни ног бумагой; уши закройте наушниками, на руки обязательно наденьте варежки, перчатки.
Следите за товарищами и при появлении признаков обморожения (побелевшая кожа, потеря чувствительности открытых частей тела, ушей, носа, щек) немедленно растирайте поверхность тела рядом с обмороженным местом до порозовения, после чего слегка растирайте непосредственно обмороженное место.
Во избежание потертостей не ходите на лыжах, не катайтесь на коньках в тесной или свободной обуви. Почувствовав боль, ослабьте лыжные крепления, расшнуруйте ботинки и, получив разрешение преподавателя, спокойно направляйтесь на базу.
Если во время занятий (соревнований) вы по каким-либо причинам сошли с дистанции, обязательно предупредите инструктора-преподавателя, судейскую коллегию (лично, через контролера или товарища).
Слушайте внимательно объяснения преподавателя, соблюдайте интервал при движении на лыжах по дистанции (3—4 м) при спусках не менее 30м.
При спусках не выставляйте лыжные палки вперед, не останавливайтесь у подножия горы, помните, что вслед за вами следует товарищ.
При поломке и порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути предупредите преподавателя и после его разрешения двигайтесь к лыжной базе или ближайшему населенному пункту.
Прыгать с лыжного трамплина можно только после специальной подготовки на прыжковых лыжах,
Подбирайте по размеру ноги обувь и следите, чтобы она была сухая. Надевайте сухие носки, пальцы ног (при сильном морозе) обертывайте газетной бумагой.
Систематически точите коньки и следите за прочным прикреплением их к ботинкам.
Не катайтесь без перчаток (варежек).
На катках общего пользования во избежание столкновений катайтесь только против часовой стрелки, не находитесь на льду без коньков.
При сильном морозе открытые части тела смазывайте жиром.
Инструкция для школьников
при занятиях легкой атлетикой.
При групповом старте на короткие дистанции бегите только по своей дорожке.
Исключайте резко "стопорящую" остановку.
При прыжках подкладывайте в туфли под пятку резиновые прокладки.
Тщательно разрыхляйте песок в яме - месте приземления.
Не выполняйте прыжки на неровном, рыхло и скользком грунте. Не приземляйтесь на руки.
Перед метанием гранаты, диска, копья, молота посмотрите, нет ли людей в направлении метания.
Не подавайте снаряд броском.
Не ловите ядро низко опущенными кистями рук во избежание ушиба ядром пальцев о грунт.
Не ловите ядро стоя ноги вместе во избежание падения ядра на ноги.
Не переходите места, на которых проводятся занятия по метанию, бегом и прыжками.
Будьте особенно внимательны при упражнениях в метании, Не стойте при групповых занятиях справа от метающего, не ходите за снарядами без разрешения.
Перед метанием в мокрую погоду вытирайте снаряды (диск, ядро, молот, гранату) насухо.
Грабли и лопаты не оставляйте на местах занятий. Грабли кладите зубьями вниз, туфли - шипами вниз.
Инструкция дли школьников
при занятиях гимнастикой.
- Занимайтесь на гимнастических снарядах только с преподавателем или его помощником.
- В местах соскоков со снаряда положите гимнастический мат. При укладке матов следите, чтобы их поверхность была ровной.
- При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдайте достаточные интервалы.
- При выполнении прыжки» и соскоков со снаряда приземляйтесь мягко на коски, пружинисто приседая
- Не выполняйте без страховки сложные элементы и упражнения.
- Помните, что при выполнении упражнений на гимнастических снарядах безопасность во многом зависит от их исправности.
- Регулярно очищайте рабочую поверхность перекладины, она должна быть гладкой и без ржавчины.
- Не выполняйте упражнения на снарядах с влажными ладонями, при наличии свежих мозолей на них, а также на загрязненных снарядах.
- При занятиях на параллельных брусьях ширину жердей устанавливайте в зависимости от ваших индивидуальных данных. Ширина должна быть приблизительно равняться длине предплечья.
- После занятий тщательно мойте руки мылом. При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или при появлении потертостей (водяных пузырей) на ладонях прекратите занятия и обратитесь за советом и помощью к врачу, медицинской сестре.
- Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнений другими учащимися.
- Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
- Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без применения специальных тележек и устройств.
- Изменяя высоту брусьев, ослабив винты, поднимайте одновременно оба конца каждой жерди; выдвигайте ножки у прыжковых снарядов поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.
- Поднимая или опуская жерди брусьев, держитесь за жердь, но не за ее металлическую опору. Каждый раз перед выполнением упражнения проверяйте, закреплены ли стопорные винты.
Инструкция по основам безопасного поведения.
Безопасность на улице
- Постарайся возвращаться домой засветло.
- Если задерживаешься, обязательно позвони домой, чтобы тебя встретили.
- Двигайся по освещенным, людным улицам, желательно в группе людей.
- Избегай пустырей, парков, стадионов, темных дворов, подворотен, тоннелей.
- При угрозе нападения подними шум, кричи, зови на помощь, а также смело применяй средства самозащиты.
- Отказывайся от предложения незнакомых людей проводить или подвезти тебя.
- Если заметишь, что кто-то преследует тебя, наблюдая за ним, перейди на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – беги к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.
Инструкция
по технике безопасности
при выполнении ручных швейных работ
1. Опасности в работе:
1. Повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.
2. До начала работы:
1. Посчитайте количество иголок и булавок в игольнице.
2. Положите инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Во время работы:
1. Будьте особенно внимательны при работе.
2. Наденьте наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его.
3. Не забывайте вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
4. Передавайте ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. После окончания работы:
1. Посчитайте количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы.
2. Уберите рабочее место, сдайте учителю (преподавателю) швейный инвентарь.
Инструкция
по технике безопасности
при выполнении машинных швейных работ
I.Опасности в работе:
1. Повреждение пальцев иглой.
2. Попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины.
3. Поражение электрическим током.
2. До начала работы:
1. Застегните манжеты рукавов.
2. Проверьте исправность машины. Если есть сомнения, обязательно обратитесь за помощью к преподавателю.
3. Проверьте перед соединением деталей, не остались ли в них ручная игла или булавки.
3. Во время работы:
1. Установите шпульной колпачок, заправьте верхний конец нитки.
2. Заправочные работы с ниткой производите только при выключенной машине.
3. Не кладите ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.
4. Не передавайте ножницы, изделие или детали при включенной машине.
5. Не отвлекайтесь на разговоры, не вращайте головой, не разговаривайте при включенной машине и лежащими на ней руками.
4. После окончания работы:
1. Выключите машину.
2. Проверьте, все ли детали машины находятся в первоначальном положении.
3. Проверьте, не находятся ли на рабочем столе иголки или булавки.
4. Уберите рабочее место и сдайте его дежурному или преподавателю (мастеру производственного обучения).
Инструкция по основам безопасного поведения.
Правила поведения учащихся
в школьной библиотеке
Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.
Каждый человек не гарантирован от возникновения опасных ситуаций, потому нельзя пренебрегать самыми элементарными правилами предосторожности и допускать беспечность.
Читатели, находясь в библиотеке, обязаны соблюдать следующие правила:
- вести себя тихо, спокойно, разговаривать в полголоса;
- книги доставать с тех полок, которые соответствуют росту, с верхних полок книги брать, подставив стул или подставку;
- нельзя вставать на полки стеллажей;
- нельзя пользоваться электроприборами;
- не применять бенгальских огней;
- не устраивать игр со спичками и другими легковоспламеняющимися материалами;
- не играть выключателями;
- нельзя открывать окна, если проветривается помещение, то не находиться вблизи окон;
- нельзя подходить к оголенным проводам, если заметите;
- нельзя бегать, прыгать, толкаться, драться;
- не хлопать дверями.
• Избегайте прогулок в одиночестве в вечернее время и малолюдных местах.
• Старайтесь предвидеть неприятные ситуации и избегать их.
• Не отвечайте и не поддавайтесь на провокации.
• Если вас остановил преступник, сохраняйте спокойствие, не ведите себя агрессивно, особенно если он вооружен и тем более, если вы не уверены, что сможете защитить себя.
Лучший способ уменьшить физическое насилие по отношению
к себе — не сопротивляться.
• Если возникнет необходимость защищаться, бросайте свертки и пакеты, чтобы иметь свободу движения.
• Избегайте садиться в пустой автобус, а если вам все-таки приходится делать это, выбирайте место ближе к водителю.
• Для передвижения выбирайте оживленные и хорошо освещенные улицы.
• Держите определенную дистанцию с людьми, проходя мимо подъездов и подворотен.
• Будьте готовы изменить свой маршрут, если почувствуете опасность или заметите подозрительную личность.
• Если вас хотят похитить, создавайте как можно больше шума.
ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ В ЗДАНИИ
• Вызовите службу спасения (с сотового *01#).
• Сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери.
• Немедленно покиньте помещение, не бегите наугад, не мешкайте на выходе.
• Двигайтесь к выходу или в сторону незадымленной лестничной клетки.
• Из задымленного помещения выбирайтесь пригнувшись или ползком — внизу дыма меньше.
• Накройтесь мокрой тканью (одеялом, полотенцем).
• Дышите через мокрый носовой платок, ткань, одежду.
• Если выйти из помещения невозможно, заткните все зазоры под дверьми мокрыми тряпками; наполните водой ванну и другие большие емкости облейте пол и двери водой.
• Если нельзя использовать лестницы, прыгайте в окно. Сократите высоту прыжка, связав простыни. Прыгайте на полотняное покрытие грузовика,
крышу машины, цветник, навес или на предварительно сброшенные матрасы, подушки, ковры.
• По прибытии пожарных полностью подчинитесь их командам.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ
• Не задавайте лишних вопросов, выполняйте требования террористов, не противоречьте им, не допускайте истерик и паники.
• Не оказывайте сопротивления, не реагируйте на действия террористов в отношении других заложников.
• Не смотрите в глаза террористам, не ведите себя вызывающе.
• На совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение.
• Не делайте резких движений, старайтесь меньше двигаться.
• В случае ранения старайтесь не двигаться — это уменьшит кровопотерю.
• Запомните приметы преступников (черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т. д.).
Во время освобождения лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь.
Если лечь невозможно, сядьте, как можно ниже наклоните голову, прикрыв локтями корпус, коленями живот, а предплечьями и ладонями голову.
Держитесь подальше от проемов дверей и окон.
Ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника.
Неукоснительно выполняйте требования сотрудников спецслужб.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ
• Не задавайте лишних вопросов, выполняйте требования террористов, не противоречьте им, не допускайте истерик и паники.
• Не оказывайте сопротивления, не реагируйте на действия террористов в отношении других заложников.
• Не смотрите в глаза террористам, не ведите себя вызывающе.
• На совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение.
• Не делайте резких движений, старайтесь меньше двигаться.
• В случае ранения старайтесь не двигаться — это уменьшит кровопотерю.
• Запомните приметы преступников (черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т. д.).
Во время освобождения лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь.
Если лечь невозможно, сядьте, как можно ниже наклоните голову, прикрыв локтями корпус, коленями живот, а предплечьями и ладонями голову.
Держитесь подальше от проемов дверей и окон.
Ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника.
Неукоснительно выполняйте требования сотрудников спецслужб.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗВОНКЕ ТЕРРОРИСТА
• Внимательно выслушайте требования телефонного террориста.
• Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
• Не возражайте и не перебивайте говорящего, максимально затяните время разговора.
• Постарайтесь запомнить особенности речи говорящего (акцент, дефекты речи, т. д.).
• Обратите внимание на посторонние звуки (шумы) при разговоре.
• Отметьте «характер» звонка (городской или междугородний).
• Не кладите трубку после окончания разговора.
• Запишите точное время начала разговора и его продолжительность.
• Позвоните в милицию с другого телефона.
• Сообщите о звонке руководству школы.
• Эвакуируйтесь из помещения, взяв с собой только личные вещи.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма в соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст. 207) наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок 1-2 года, либо арестом на срок 3-6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ ВЗРЫВА
Признаки, указывающие на возможность установки взрывного устройства:
- сверток, пакет или предмет оставленные в транспорте, подъезде;
- натянутая проволока или шнур;
- провода, изоляционная лента, свисающая из-под машины.
• Заметив взрывоопасный или подозрительный предмет, не подходите близко, немедленно сообщите о находке в милицию или по телефону 01.
• Не позволяйте случайным людям трогать такие предметы и самостоятельно их обезвреживать.
• Если почувствовали, что взрыв неизбежен, быстро ложитесь и прикройте голову руками.
• Безопасные пространства в здании при взрыве — дверные проемы несущих стен, ванная комната, места рядом с массивной деревянной мебелью.
• Держитесь подальше от окон, зеркал, светильников.
• При угрозе взрыва на улице отойдите в сторону, спрячьтесь за угол, выступ здания. Если такой возможности нет, выбегите на середину улицы, подальше от зданий и сооружений, столбов линий электропередач.
ПОВЕДЕНИЕ НА ВОДЕ
• Нельзя купаться в одиночку.
• Нельзя купаться в темное время суток.
• Нельзя нырять с высоты более 1 м и в незнакомых местах.
• Запрещено в шутку звать на помощь.
• Все находящиеся на плавсредстве люди должны быть одеты в спасательные жилеты (спасательные пояса).
• Нельзя меняться местами на плавсредстве во время движения по воде.
• Опасно опираться на борт или свешивать за борт руки и ноги.
• Недопустимо пользоваться лодочными моторами школьникам до.16 лет.
Правила пользования плавсредствами могут нарушаться только при спасении утопающих или терпящих бедствие.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ГРУППОВЫХ ПОЕЗДКАХ
• Нельзя ходить в одиночку в населенные пункты.
• Нельзя ходить в одиночку на расстояние более 500 м от лагеря.
• Нельзя ходить в одиночку (в том числе и в пределах 500 м от лагеря) по прибойной зоне.
• Избегайте конфликтов с местным населением:
° ведите себя вежливо;
° не позволяйте себе насмешек и оскорбительных замечаний в адрес местных жителей;
° уважайте местные обычаи.
• О любом конфликте с местным населением немедленно сообщите руководителям похода.
• Нежелательно разбивать лагерь в непосредственной близости от населенных пунктов, а также проходить через населенный пункт перед остановкой на ночлег.
• В случае хулиганского или разбойного нападения на лагерь:
° действуйте по команде руководителя и в соответствии с обстоятельствами;
° при первой же возможности следует отправить группу за помощью в ближайший населенный пункт;
° после нападения лагерь необходимо сразу же снять, группе направиться в ближайший населенный пункт и сообщить о случившемся в милицию.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ НАВОДНЕНИИ
Действия населения при угрозе наводнения зависят от скорости развития этого опасного гидрологического явления.
После получения прогноза о возможности наводнения осуществляется оповещение и информирование населения через существующую сеть проводного и радиовещания, телевещания. Поэтому, услышав сигнал «Внимание всем!» (вой сирен), прослушайте по радиоприемнику, громкоговорителю или телевизору сообщение, в котором указывается ожидаемое время затопления и его границы, порядок действия населения тех или иных населенных пунктов при наводнении, включая проведение эвакуации из опасных мест.
При наличии времени перед эвакуацией жители для защиты своего дома должны выполнить следующие действия:
- отключить газ, электричество, воду;
- потушить огонь в печах;
- перенести на верхние этажи здания или чердаки ценные предметы и вещи;
- убрать со двора или закрепить все плавучие предметы;
- закрыть окна и двери, а при необходимости обить окна и двери первых этажей досками или фанерой;
- подготовить и завернуть в целлофановый пакет документы, деньги, драгоценности, ценные бумаги;
- подготовить медицинскую аптечку, непромокаемую одежду и обувь, запас продуктов;
- запасти питьевую воду на случай, если колодцы станут непригодными для использования, а водопровод не будет функционировать;
- заправить баки автомобиля горючим.
Вещи и продукты следует положить в удобные сумки или рюкзаки.
При получении информации о начале эвакуации необходимо быстро собраться и взять с собой: пакет с документами и деньгами; медицинскую аптечку; трехдневный запас продуктов; постельное белье и туалетные принадлежности; комплект верхней одежды и обуви.
После этого надо прибыть в установленный срок на заранее назначенный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасное место. Эвакуация может быть осуществлена пешим порядком, общественным или личным автотранспортом.
При внезапном поднятии уровня воды необходимо как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде с помощью различных плавсредств или пешим порядком по неглубоким и небыстрым бродам.
Оказавшись в зоне затопления, оставайтесь на верхнем этаже или крыше здания, на дереве или другом возвышенном месте.
При внезапном наводнении
- Быстро займите ближайшее возвышенное место.
- Днем вывесьте белое (или цветное) сигнальное полотнище, в темноте - подавайте световые сигналы.
- При вынужденной самоэвакуации (вода у порога!) спасайтесь на плоту из подручных средств.
Самостоятельно из затопленного района можно выбираться лишь в безвыходных ситуациях, когда надежды на спасателей нет
Вы оказались в воде
- Держитесь за плавающие предметы.
- Попытайтесь связать из плавающих предметов плот.
- Отталкивайте опасные предметы с острыми частями.
- Эвакуируйтесь в безопасное место.
Не поддавайтесь панике. Сигнальте о себе.
После спада воды
- Остерегайтесь порванных и провисших электропроводов.
- Не используйте воду без соответствующей санитарной проверки и не употребляйте продукты питания, попавшие в нее.
В доме
• Как только войдете в дом, распахните окна и двери.
• Не зажигайте огонь до полного проветривания.
•Не включайте освещение и электроприборы до проверки исправности электросети.
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасного поведения
на дорогах и на транспорте
1. При выходе на улицу посмотри сначала налево, потом направо, чтобы не помешать прохожим.
2. Маршрут в школу выбирай самый безопасный, тот, где надо реже переходить улицу или дорогу.
3. Когда идешь по улицам города, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.
4. Меньше переходов - меньше опасностей.
5. Иди не спеша по правой стороне тротуара.
6. По обочине иди подальше от края дороги.
7. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
8. Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен; из ворот может выехать автомобиль.
9. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.
10. Переходи улицу только по пешеходным переходам.
11. Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Вели проезжая часть свободна, - иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на «остановке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.
12. Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому: так безопасней.
13. Если на улице большое движение, попроси взрослого или сотрудника милиции помочь ее перейти.
14. Ожидай транспорт на посадочной площадке или тротуаре у указателя остановки.
15. При посадке в автобус, троллейбус, трамвай соблюдай порядок. Не мешай другим пассажирам.
16. В автобус, троллейбус, трамвай входи через задние двери.
17. Выходи только через передние двери. Заранее готовься к выходу, пройдя вперед.
18. Входя и выходя из транспорта, не спеши и не толкайся.
19. Трамвай обходи спереди. Автобус и троллейбус - сзади. Выйдя из автобуса, трамвая, нужно по тротуару дойти до пешеходного перехода и только по нему переходить на другую сторону.
20. Когда переходишь улицу, следи за сигналом светофора: красный - СТОП - все должны остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - жди следующего сигнала; зеленый - ИДИТЕ - можно переходить улицу.
21. Находясь в транспорте, не ходи по салону, держись за поручень, не выглядывай из окон, не высовывай руки. не нажимай без надобности на аварийные кнопки.
22. Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т. п. на проезжей части дороги.
23. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.
24. Не цепляйся за проходящий мимо транспорт.
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасного поведения
на дорогах и на транспорте
1. При выходе на улицу посмотри сначала налево, потом направо, чтобы не помешать прохожим.
2. Маршрут в школу выбирай самый безопасный, тот, где надо реже переходить улицу или дорогу.
3. Когда идешь по улицам города, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.
4. Меньше переходов - меньше опасностей.
5. Иди не спеша по правой стороне тротуара.
6. По обочине иди подальше от края дороги.
7. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
8. Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен; из ворот может выехать автомобиль.
9. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.
10. Переходи улицу только по пешеходным переходам.
11. Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Вели проезжая часть свободна, - иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на «остановке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.
12. Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому: так безопасней.
13. Если на улице большое движение, попроси взрослого или сотрудника милиции помочь ее перейти.
14. Ожидай транспорт на посадочной площадке или тротуаре у указателя остановки.
15. При посадке в автобус, троллейбус, трамвай соблюдай порядок. Не мешай другим пассажирам.
16. В автобус, троллейбус, трамвай входи через задние двери.
17. Выходи только через передние двери. Заранее готовься к выходу, пройдя вперед.
18. Входя и выходя из транспорта, не спеши и не толкайся.
19. Трамвай обходи спереди. Автобус и троллейбус - сзади. Выйдя из автобуса, трамвая, нужно по тротуару дойти до пешеходного перехода и только по нему переходить на другую сторону.
20. Когда переходишь улицу, следи за сигналом светофора: красный - СТОП - все должны остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - жди следующего сигнала; зеленый - ИДИТЕ - можно переходить улицу.
21. Находясь в транспорте, не ходи по салону, держись за поручень, не выглядывай из окон, не высовывай руки. не нажимай без надобности на аварийные кнопки.
22. Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т. п. на проезжей части дороги.
23. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.
24. Не цепляйся за проходящий мимо транспорт.
ИНСТРУКЦИЯ
по безопасному поведению в общественном транспорте
Необходимо помнить, что общественный транспорт- средство передвижения повышенного
риска, поэтому:
1. Избегайте в темное время суток пустынных остановок, а ожидая автобус, трамвай или
троллейбус, стойте на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми.
2. Когда подходит автобус, не старайтесь стоять в первом ряду - могут толкнуть под колеса.
3. Нельзя спать во время движения, так как при резком торможении можно получить травму.
4. Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды на ступенях и в переходе.
5. Избегайте пустых автобусов.
6. Если вам приходится ехать поздно, то садитесь около водителя и ближе к проходу.
7. Девушкам рекомендуется садиться рядом с женщинами.
8. Если в салон вошел пассажир, ведущий себя развязно, отвернитесь от него, не
встречайтесь с ним глазами.
9. Держите на"виду свои вещи.
В общественном транспорте запрещается:
- ходить без необходимости в автобусах, троллейбусах и т. д.;
- открывать двери с обеих сторон (допускается только справа по движению);
- выглядывать из окон и высовывать руки;
- отвлекать водителя;
- включать или выключать какие-либо приборы (дергать стоп-кран);
- нажимать без надобности на аварийную кнопку.
ИНСТРУКЦИЯ
по безопасному поведению в общественном транспорте
Необходимо помнить, что общественный транспорт- средство передвижения повышенного
риска, поэтому:
1. Избегайте в темное время суток пустынных остановок, а ожидая автобус, трамвай или
троллейбус, стойте на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми.
2. Когда подходит автобус, не старайтесь стоять в первом ряду - могут толкнуть под колеса.
3. Нельзя спать во время движения, так как при резком торможении можно получить травму.
4. Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды на ступенях и в переходе.
5. Избегайте пустых автобусов.
6. Если вам приходится ехать поздно, то садитесь около водителя и ближе к проходу.
7. Девушкам рекомендуется садиться рядом с женщинами.
8. Если в салон вошел пассажир, ведущий себя развязно, отвернитесь от него, не
встречайтесь с ним глазами.
9. Держите на"виду свои вещи.
В общественном транспорте запрещается:
- ходить без необходимости в автобусах, троллейбусах и т. д.;
- открывать двери с обеих сторон (допускается только справа по движению);
- выглядывать из окон и высовывать руки;
- отвлекать водителя;
- включать или выключать какие-либо приборы (дергать стоп-кран);
- нажимать без надобности на аварийную кнопку.
ОБЯЗАННОСТИ
ЛИЦА, ОБНАРУЖИВШЕГО ВОЗГОРАНИЕ,
ПОЖАР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. Включить систему оповещения о пожаре, а именно; опустить вниз рычаг (нажать кнопку ближайшего ручного пожарного извещателя). Система оповещения о пожаре должна быть включена не позднее 10 секунд с момента обнаружения возгорания, пожара;
2. Набрать по ближайшему телефонному аппарату следующие номера пожарных служб:
01— служба спасения города;
___________________ —помер телефона пожарной аварийно-спасательной части завода, предприятия, организации, ближайшей к образовательному учреждению.
3. После ответа набранного абонента «Пожарная служба слушает» сообщить следующую информацию: «В школе № 32 г. Якутска по адресу: ул. Газовиков, 19 произошел пожар. Горит ________________________. В школе идут занятия. Сообщил о пожаре учитель _______ по телефону …..».
4. Уточнить правильность переданной информации и спросить у дежурного пожарной службы (части): «Какие есть вопросы или указания?».
5. Сообщить о пожаре в пожарную службу необходимо не позднее 10 секунд после включения системы оповещения о пожаре или одновременно с включением системы оповещения о пожаре.
6. Сообщить о пожаре руководителю образовательного учреждения или лицу, заменяющему его.
7. Выполнить свои обязанности, оговоренные на случай пожара.
Примечания. 1. номера телефонов экстренных служб, набираемые с обычных и мобильных телефонов:
НАИМЕНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ | ОБЫЧНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СЕТЬ | МОБИЛЬНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СЕТЬ | ||
МТС | Мегафон | |||
Служба спасения |
|
|
|
|
Милиция |
|
|
|
|
Скорая медицинская помощь |
|
|
|
|
2. номера телефонов администрации образовательного учреждения и технической службы:
НАИМЕНОВАНИЕ должности | РАБОЧИЕ | МОБИЛЬНЫЕ | ДОМАШНИЕ |
Директор — |
|
|
|
Зам. директора по учебной работе — |
|
|
|
Зам. директора по начальной школе — |
|
|
|
Зам. директора по воспитательной работе — |
|
|
|
Замдиректора по административно-хозяйственной работе — |
|
|
|
Электромонтер — |
|
|
|
Приемная отдела (управления) образования — |
|
|
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда и технике безопасности для рабочего
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. На должность рабочего принимаются лица не моложе 18-лет. Вновь поступивший обязан пройти медицинский осмотр, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку не менее двух недель и после стажировки первичную проверку знаний по охране труда. Если работник показал неудовлетворительные знания по охране труда, он к самостоятельной работе не допускается, проходит дополнительное обучение и по истечении двухнедельного срока подвергается повторной проверке знаний. Неявка на повторную проверку знаний или не-
. подготовленность к проверке без уважительных причин рассматриваются как нарушение работником трудовой дисциплины. К нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка.
Периодическую проверку знаний проходят не реже одного раза в год. Внеочередная проверка знаний проводится в случаях:
- перевода на новое рабочее место;
- нарушения рабочим инструкций, правил, норм, а также использования неправильных приемов и методов труда, которые могут привести к несчастному случаю;
- перерыва в работе 30 дней и более.
Работник проходит периодический медицинский осмотр не реже одного раза в год.
1.2. Работник обязан соблюдать требования внутреннего трудового распорядка, в частности:
- работать честно и добросовестно;
- соблюдать установленную продолжительность дня согласно установленному графику;
- использовать все рабочее время исключительно для выполнения работ согласно производственной инструкции и служебным обязанностям;
- своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
- строго соблюдать технологическую дисциплину, добиваться качественных показателей в работе;
- бережно относиться к оборудованию, механизмам, инструменту, спецодежде и т.д.;
- соблюдать все правила по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности, охране окружающей среды, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями;
- обязательно пользоваться выданной спецодеждой, спецобувью, СИЗ и предохранительными приспособлениями;
- содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, агрегаты и механизмы, а также соблюдать чистоту на закрепленной территории;
- не допускать присутствия посторонних лиц, распития спиртных напитков на своем рабочем месте и в рабочее время;
- запрещается находиться на территории в состоянии алкогольного опьянения;
- курить только в специально отведенных местах.
Нарушение трудовой и производственной дисциплины влечет за собой административное и дисциплинарное взыскание, а в отдельных случаях, предусмотренных законом, материальную и уголовную ответственность.
Трудовым кодексом РФ предусмотрены следующие дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ):
- замечание;
- выговор;
- увольнение (п. 56, 7, 8 ст. 81 ТК РФ).
1.3. В целях защиты от опасных производственных факторов работник обеспечивается спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с действующими нормами выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ работникам школы.
1.4. Во избежание пожара и тяжелых последствий в результате его возникновения работник обязан:
- соблюдать правила пожарной безопасности во время работы;
- содержать в чистоте помещение и рабочее место;
- содержать в исправности закрепленное оборудование;
- не захламлять проходы и проезды;
- знать место нахождения первичных средств пожаротушения;
- знать схему эвакуации людей, животных и техники;
- знать схему оповещения о пожаре.
1.5. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец должен сообщить непосредственному руководителю, который обязан:
- срочно организовать оказание первой медицинской помощи и доставку пострадавшего в медицинское учреждение;
- сообщить о случившемся руководителю подразделения;
- сохранить до начала работы комиссии по расследованию несчастного случая обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия.
1.6. Личная гигиена работающего способствует предупреждению профессиональных заболеваний организма. Каждый работник обязан выполнять требования санитарных норм, в частности:
- содержать в чистоте и порядке место и инструмент;
- правильно и бережно пользоваться санитарно-бытовыми устройствами, спецодеждой и индивидуальными средствами защиты, не хранить одежду на рабочем месте;
- перед каждым приемом пищи тщательно мыть руки мылом и теплой водой;
- соблюдать питьевой режим и режим питания с учетом особенностей условий работы;
- соблюдать рациональный режим труда и отдыха;
- при появлении температуры или других признаков заболевания немедленно обращаться к врачу.
Во избежание отравления запрещается применять этилированный бензин, бензол, антифриз для мытья рук и спецодежды.
2. ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Надеть спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты.
2.2. Подготовить к выполнению работы необходимые средства и
приспособления.
2.3. До начала работы и при возникновении сомнений о процессе выполняемой работы обращаться к своему непосредственному руководителю за разъяснением и инструктажем по правильным безопасным приемам выполнения порученной работы.
3. ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
3.1. Поддерживать чистоту на рабочем месте и на закрепленной
территории.
3.2. Содержать в чистоте и исправном состоянии инструмент, приспособления, инвентарь.
3.3. Соблюдать правила техники безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
3.4. Транспортные перевозки производить по указанию заместителя директора по хозяйственной части.
3.5. Быть осторожным при работе с тяжелыми деталями во избежание ушибов при их падении.
3.6. Соблюдать правила переезда на транспорте.
3.7. Курить в отведенных для этого местах.
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Во время возникновения пожара принимать меры к быстрейшей ликвидации пожара и немедленно докладывать о случившемся бригадиру.
4.2. При возникновении аварийной ситуации необходимо принять меры по ограничению развития аварийной ситуации.
4.3. При возникновении несчастного случая на производстве необходимо сообщить о случившемся своему руководителю. Принять меры ' к сохранению обстановки, предшествовавшей происшествию, при ус-; ловии материального ущерба.
5. ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Навести порядок на рабочем месте, убрать инструмент на место хранения.
5.2. Переодеться, почистить спецодежду и убрать ее на место хранения.
5.3. Соблюдать правила личной гигиены.
5.4. Доложить мастеру, начальнику цеха обо всех обнаруженных неполадках и замечаниях во время работы.
ИНСТРУКЦИЯ
по электробезопасности
1. Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной последовательности.
2. Уходя из дома или даже из комнаты, обязательно выключайте электроприборы (утюг, телевизор и т. п.).
3. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
4. Никогда не тяните за электрический провод руками - может случиться короткое замыкание.
5. Ни в коем случае не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него - может ударить током.
6. Не пользуйтесь утюгом, чайником, плиткой без специальной подставки.
7. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть нагревателе.
8. Никогда не протирайте включенные электроприборы влажной тряпкой.
9. Не вешайте цветочные горшки над электрическими проводами,
10. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
11. Не прикасайтесь к провисшим или лежащим на земле проводам.
12. Опасно влезать на крыши домов и строений, где вблизи проходят линии электропередачи, а также на опоры (столбы) воздушных линий электропередачи.
13. Не пытайтесь проникнуть в распределительные устройства, трансформаторные подстанции, силовые щитки - это грозит смертью!
14. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочек.
15. Не пытайтесь проводить ремонт электроприборов при их включенном состоянии (в электросети).
16. В случае возгорания электроприборов, если вы не можете погасить вспышку пожара, вызывайте по телефону пожарную службу.
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности для учащихся на учебном участке
I. Общие требования безопасности
Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.
1. Работать на учебном участке в халатах или перчатках
2. Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями
3. Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.
4. Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров
5. Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа, через каждые 20 минут работы 10 минутный
перерыв, 7-8 классы работают 3-4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут .
6. Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
7. Все работы выполнять после указания учителя, руководителя трудовой практики.
8. Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.
9. Травмоопасность на учебном участке :
- солнечный удар
- порезы и ушибы при работе с инвентарём
- отравление ядохимикатами и т.п. веществами
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ
2. Одеть рабочую одежду и защитные перчатки
3. Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда
4. Получить конкретное задание на ближайшие 20 - 30 минут от учителя, руководителя работ
5. При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Приступить к работе после указания учителя
2. Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз
3. Работу по обработке земли производить в защитных перчатках
4. Прополку вести только инвентарём, но не руками
5. Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой и т.д.
6. Соблюдать порядок и дисциплину во время работы
7. Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.
8. Проводить 10 минутный отдых в тени.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок
по указанию учителя или руководителя работ
2. При травматизме обратиться за помощью к учителю
3. При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю
2. Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю
3. Вымыть тщательно с мылом руки, лицо
4. О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда для обучающихся "
Рекомендации для классных руководителей по проведению инструктажей...
Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися
Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися...
Журнал проведения Инструктажа по ТБ в классе
Форма для ведения записей Инструктажа в классе на случай выхода ил выезда класса на экскурсии, в поход и другие внеклассные мероприятия...
Шаблон для проведения инструктажа с обучающимися.
Инструктаж с обучающимися класса по правилам безопасного поведения на время осенних каникул....
Журнал проведения инструктажей по технике безопасности в столярной и слесарной мастерских в 2018-2019 уг
Инструктаж по ТБ в кабинете технологии...
Отчет о проведении инструктажей
Мониторинг работы по безопасности детей....
План проведения инструктажей по технике безопасности
Можно использовать как КТП классных часов и инструктажей...