Классный час "Моя малая Родина- Исилькуль"
классный час (8 класс)

Третьякова Анна Владимировна

Кл. час для учащихся 8 классов СКОШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_znaniy_2014.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ                                     «ИСИЛЬКУЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

 

                    УРОК ЗНАНИЙ В  8 КЛАССЕ

Моя малая Родина - Исилькуль

                                                                                   

   

                                                                               

                                                                      Составитель:   Третьякова А.В.

                                                                                                                    кл. руководитель 8 класса

                                                                               

                                                                                   

 

                                                                                                                   

  1. 09.  2014 г.

Урок знаний                                                                                          01.09.2014г.

Тема.  Моя малая Родина - Исилькуль.

     Цель: осветить особо значимые события истории родного края, достижений земляков в различных сферах деятельности (экономике, науке, культуре,  искусстве и спорте).

Задачи:

-   познакомить учащихся  с улицами, достопримечательностями города Исилькуля, с  людьми и историей родного города.  

-  развивать у учащихся  нравственно - патриотические чувства гордости за свой

    родной город;

  • способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся, воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой Родине, к Отечеству, прошлому и настоящему города Исилькуля.

Форма проведения: виртуальная экскурсия (урок - экскурсия)

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в  Power Point,

                              лист из портфолио «Мой мир»

Ход урока:

  1. Орг. момент

Сл. 1

- Всем добрый день. Я хочу вас поздравить всех с началом учебного года. С днем знаний.

Сл. 2

- Пусть новый учебный год станет для вас интересным, ярким и запоминающим.

  1. Вступительная часть

- Чтобы сформулировать тему урока знаний, я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Сл. 3 Видеоролик «Россия - Родина моя»

Сл. 4

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке знаний?

- В какой стране мы живем?

- Что значит Россия для каждого из нас? (щелчок)

-  Назовите столицу нашей  Родины.

- А с чего, по-вашему, начинается Родина?

- Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА. Родина!

Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

- Как называется то место, где вы родились и выросли?

- У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился его «Малая Родина».

Сл. 5

- А мы сегодня поговорим о малой Родине - Исилькуль.

- Сегодняшний урок у нас необычный. Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в виртуальную экскурсию.

- Экскурсия будет увлекательной и познавательной. Мы с вами окунемся в прошлое и настоящее родного города Исилькуля, познакомимся с почетными жителями нашего города и его достопримечательностями.

- В сегодняшней виртуальной экскурсии  я буду экскурсоводом, а вы экскурсионной группой. А поможет нам путеводный лист, который можно увидеть на экране.

Во время экскурсии мы с вами посетим несколько залов:

Сл. 6

-  Страницы истории

- фото - выставка «Город, которого нет»

- Символика города

- Жемчужины города Исилькуля

- Современный город

- У вас на столах лежат тоже путеводные листы, в них вы можете записывать отдельные факты, события, фамилии почетных жителей нашего города.

  1. Основная часть

Сл. 7

- Не  возможно не любить родную землю, места, где ты родился и вырос, где жили  твои предки, и где  будут жить твои потомки.

- Как у человека, у каждого селения, города, завода также есть своя история, своя судьба. Независимо от того, молод ли город, край или имеет ли многовековую историю.  Свою историю имеет и наш город Исилькуль.

Сл. 8

- Город красив и интересен тогда, когда красивы его улицы, дома, площади, интересны исторические памятники, а жители добры и отзывчивы.

- Счастлив тот, кто благоговейно и трепетно относится к истории родного края, к своей деревне, селу, городу, с которым связана его жизненная судьба.

- Справедливо говорят, что любовь к Отечеству начинается с любви к родному краю. У самой западной точки Сибири, на границе с Казахстаном лежит  наш маленький городок Исилькуль. В котором кто- то родился, кто- то родился и живет, а кто- то учится.

- И сегодняшнею экскурсию мне хотелось начать стихотворением Г. Черепановой , посвященного Исилькулю.                                                                                    

 Кому – Москва, Одесса, Ливерпуль?

Париж, Аддис-Абеба или Киев,

А нам во жребий выпал Исилькуль,

Один из малых городов России…

                         

Сл. 9

«Страницы  истории» - сопровождение фото- презентацией

Сл. 10

Возникновение пристанционного посёлка Исилькуль датируется 1895 годом, временем нанесения станции Исилькуль на карту железных и официального открытия постоянного движения поездов через неё.

С середины XIX века в России развернулось интенсивное железнодорожное строительство. Строительство Западно-Сибирского участка велось одновременно в двух направлениях: Челябинск – Омск и Кривощеково – Омск. В 1891 году были начаты изыскания направлений, по которым должна пройти Западно-Сибирская железная дорога. Весной 1891 года экспедиция инспекторов-путейцев прошла по местам прокладки будущей дороги, еще не заселенной территории Омского уезда. Экспедиция определила: вдоль трассы вполне достаточно пресных озёр, из которых можно брать воду и для людских, и для технических нужд.

Одним из таких было озеро Исилькуль. И вот, на карте 1892 года уже показана станция около озера Исилькуль, название которого и подарило имя будущему городу.

Сл. 11

Существует две версии происхождения слова «Исилькуль».

- Первая предполагает что Исилькуль с казахского переводится как «гнилая вода».

- Вторая версия, более обоснованная, была опубликована ранее: Название города произошло от названия близлежащего озера. «Исиль-куль» в переводе с тюркского означает «Очарованное (долгожданное) озеро» т.к среди многочисленных, в этом районе, солёных озёр оно было чуть ли не единственным пресным и очень красивым озером в форме правильной окружности.

Исилькульский участок испытывал большие трудности с рабочей силой. Старожильческие деревни находились в 10 – 60 верстах. А больше привлечь крестьян с лошадьми было неоткуда. Дорога прокладывалась по местам, где отсутствовали пресные озера, приходилось издалека завозить воду бочками или копать колодцы.

  Сл. 12

И 25 августа в Омск прибыл первый поезд из Челябинска.

В 1895 году станция Исилькуль была занесена на карту железных дорог Российской империи.

На станции появились больница, школа.

  Сл. 13,14, 15

На средства железнодорожной администрации было построено здание первой школы. Она получила имя Иоанна Кронштадского и открыла свои двери 18 февраля 1898 года. Обучается в ней 56 мальчиков и 36 девочек. При школе две учительницы. Двухэтажное здание школы по улице Революции начали строить весной 1939 года, но к началу нового учебного года она еще не была готова, занятия начались только с января 1940 года.

Сл. 16

Был построен православный храм, который впоследствии был разрушен. Поселок сразу же стал очень бурно развиваться. Появились добротные рубленые и кирпичные дома, в основном для нужд железной дороги и купцов, которых было много в этом богатом торговом селе. В селе было множество торговых лавок, складов, существовал базар, устраивались ярмарки.

Сл. 17

В 1902 г. на окраине села создан один из первых в Сибири плодово-ягодный питомник. Основателем этого питомника был замечательный лесовод, отставной полковник Николай Жуков. Основной задачей было сохранение нетронутой природы, а также искусственные посадки.

В 1929 году курсы школьных работников были преобразованы в Педагогический техникум, так начинается история Педагогического колледжа. Через десять лет появляется ещё одно профобразовательное учреждение — ПУ-28.

В годы войны в Исилькуль, как и в многие другие сибирские города, были эвакуированы люди с европейской части союза. В школе № 1, располагался госпиталь. Многие из эвакуированных во время ВОВ так и остались в Исилькуле, благодаря чему в 1945 году он получил статус города с 18 тысячным населением.

Сл. 18,19

Мужество и героизм проявили исилькульцы на фронтах Великой Отечественной войны. Защищать Родину ушли более 11 тысяч наших земляков, из них более 6 тысяч человек не вернулись с полей сражений. 8 исилькульцев стали героями Советского Союза.

В 50 годах Исилькуль начинает бурно развиваться. Железная дорога полностью переводится на электрическую тягу, появляются мощные предприятия строительной, пищевой промышленности, элеватор, мебельная и трикотажная фабрики, открывается основной цех молочного, телевизионного завода.

Сл. 20

В  1939г. численность города насчитывала 13 600жителей. В 2014г. - 24 086 человек.

Сл. 21- 28

- А сейчас я предлагаю вам посетить фото - выставку «Город, которого нет» (фото - презентация).

- обсуждение

- Что из истории Исилькуля вам запомнилось больше всего.

Динамическая пауза

Давайте  вспомним виды активного отдыха  летом.   По очереди будем показывать пантомимой, а остальные отгадывают. (катание на велосипеде, игра в мяч, бадминтон).

Сл. 29

«Символика города»

Автор Герба и Флага – И.П. Коротков. Основой при разработке Герба стали «ворота Сибири», поскольку Исилькуль граничит с Казахстаном. Ворота города открыты для всех, но если возникнет необходимость, то они могут быть закрыты от неприятеля на замок.

Описание Герба: «в серебряном поле вписанная по сторонам и внизу зазубренная стена, рассеченная зеленью и червленью, с отворенными внутрь воротами с золотыми створами и черными скрепами, сопровождаемая во главе червленым ключом в пояс ушком вправо и бородкой вниз».

Описание Флага: «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба Исилькульского городского поселения в красном, зеленом, белом, желтом и черном цветах».

- Есть и у нашего города гимн. Слова: И. Г. Лукьяненко Музыка: Вл. Синицина

Исполнители: солист: Г. Р.  Гензель  

- Назовите сходства и различия между флагом и гербом Исилькуля.

 Сл. 30   

 Жемчужины города Исилькуля

- Кто – нибудь из вас знает кого- нибудь из почетных жителей (уч-ся называют фамилии).

  - А мы с вами познакомимся с почетными земляками нашего города в различных сферах деятельности:

Сл. 31 

Наука

Гребенников Виктор Степанович

Виктор Степанович Гребенников (23.04.1927 — 10.04.2001) — биолог-энтомолог, заслуженный эколог России, писатель, художник, изобретатель. При жизни Гребенников не получил широкого признания ни в науке, ни в искусстве. Нетрадиционный взгляд на мир Виктору Степановичу передал отец, гениальный инженер-самоучка. Родился и вырос Виктор Гребенников в Симферополе. С начала войны поселился с родителями в городке Исилькуль Омской области. Двенадцать лет жизни в Исилькуле можно назвать счастьем, занимался любимым делом — работал директором детской художественной школы. Затем работал в  институте земледелия и химизации сельского хозяйства. Гребенников основывал микрозаповедники и заказники энтомофауны. Дома у него квартировал настоящий энтомологический зоопарк: были шмелепитомник, муравейник, в банках жили тарантул и каракурт, в укромные места закладывались куколки гусениц, из которых потом вылуплялись бабочки и выпускались в поле. В институте химизации сохранился музей агроэкологии и охраны окружающей среды, созданный в 1976 году самим Виктором Степановичем. Здесь собраны изобретения гениального исследователя, его макропортреты насекомых.

 

Сл. 32

Искусство

- Считается, что у каждого города есть своё лицо. А душа? Душой каждого города, большого или малого, является музыкальное, литературное, изобразительное и другое творчество его обитателей. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город. В культурной жизни нашего района музыкальное  творчество исилькульцев  занимает особое место. С помощью творчества люди стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, свой характер, свои переживания. И мы с вами остановимся на некоторых из них.

Сл. 33

Адольф Рудольфович Гензель

Высокий, широкоплечий, голубые глаза с лукавинкой, благородная седина, всегда располагающая к разговору улыбка, негромкий голос – вот портрет Гензеля Адольфа Рудольфовича.

                  Адольф Рудольфович Гензель являет собой высокий пример провинциального интеллигента российского масштаба.

    Заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города Исилькуля и Исилькульского района. В настоящее время – директор историко-краеведческого музея города Исилькуля.

Сл. 34

Глевский Николай Самуилович

Жизнелюбивый, надёжный, выдумщик и спорщик с распахнутой всем ветрам простой и ясной судьбой, легкий на подъем, в любую минуту готовый включиться в озорной розыгрыш - таков Николай Самуилович Глевский.

   Заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города Исилькуля и Исилькульского района. Выпускник нашей школы. В настоящее время – режиссер Исилькулького Народного театра. Коллективу Исилькульского народного театра повезло, потому что Николай Самуилович – играющий режиссер. Ни один спектакль не обходится без его участия как актера. Быстро летит время, более  40 спектаклей, как 40 маленьких жизней было сыграно Н. С. Глевским.

Сл. 35

Михаил Степанович Шангин    

Михаил Степанович Шангин родился 20 сентября 1929 года. Детство прошло в с. Старое Лосево Исилькульского района. В начале 70-х годов семья переехала в Исилькуль. В 1981 году написал повесть «С неба звездочка упала», в следующем году она была издана. После сборника повестей «Солонцы» в 1984 году М. Шангин был принят в Союз писателей СССР. Затем одна за другой начали выходить книги. М.С. Шангин награжден медалью «За гуманизм и служение России», литературной премией имени М.А. Шолохова.

Сл. 36

Виктор Костырев

Виктор Костырев – выпускник художественной школы 1967 года, ученик В.С. Гребенникова.

Сл. 37

Также в Исилькуле есть вам знакомый детский поэт Иван  Григорьевич Лукьяненко, который неоднократно посещал нашу школу

Сл. 38

Спорт

Высоким признанием пользуются исилькульские спортсмены.

Сл. 39

Иван  Григорьевич  Бордовских

Среди них И. Г. Бордовский, получивший звание лучшего конькобежца Сибири в дореволюционные годы.

Ивану Григорьевичу, одному из ярких представителей омского спорта. И.Г. Бордовский был победителем городских соревнований по велоспорту (1912), выступал одним из организаторов городских соревнований по парусному спорту (1914), чемпионом которых затем стал (1925). Был организатором конькобежной школы в г. Исилькуле. Принимал участие в конькобежных соревнованиях до 80 лет.

Сл. 40

Владимир  Иванович Стрик.

Много сделал для развития спорта Владимир  Иванович Стрик. Он, многократный чемпион области, награжден 92 дипломами и грамотами. В 1956 г. В. Стрик стал чемпионом России в лыжных гонках на 50 км.

Сл. 41

Уверена, что наших земляков

Вы встретите в любом районе мира-

Живая связь народов и веков,

Родной земли и звездного эфира!

Уверена: потомки Ермака,

Мечтая жить привольно и красиво,

Не раз еще прославят на века

Один из малых городов России!

- Как вы думаете,  почему наших земляков называют «жемчужины Исилькуля».

Сл. 42

      III.   Практическая работа

- Оформление раздела в Портфолио  «Мой мир»

 - Мой город (село). Напишите несколько предложений о своей малой Родине. Где вы проживаете, какие достопримечательности есть в вашем населенном пункте.

- Заполнение листов

Город, в котором я живу называется….

Он был основан в … году.

В нем живет … человек.

Мой город знаменит…

У нас есть…

- У кого останется время нарисуйте герб и флаг Исилькуля в предложенных окошках.

Когда вы поедете домой, я вам предлагаю сфотографировать вашу улицу, дом, а фото поместить в портфолио.

- Сегодня Исилькуль -  крупный населённый пункт, где проживает 28 тысяч человек.

Сл. 43

-  А сейчас я  предлагаю вам посмотреть видеоролик «Малая Родина» на песню Веры Харламовой и увидеть наш современный город.

  1. Итог

- Кто такие россияне и что их объединяет?

- Как вы понимаете выражение «малая Родина»?

- Как вы  понимаете  выражение «Где родился, там и пригодился»?

- (Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ).

Сл. 44

- А закончить хотелось стихами Г.Гензеля

Где степь с перелесками встретилась,

Где нашей Сибири исток,

Тебя повстречает приветливо

Наш тихий, простой городок.

Он сердцем на все откликается,

И кто побывал здесь, поймет-

Отсюда Сибирь начинается,

Отсюда и дружба идет.

Сл. 45

Рефлексия  

- О чем  говорили на сегодняшнем  уроке?

- Что запомнилось  вам больше всего?

Закончите предложение:

- Сегодня я…

- Сегодня мне…

- На этом наша экскурсия окончена, но я думаю , что в течение года у нас будет еще множество интересных экскурсий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".

Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

Классный часМОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ

МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ...

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»...