Классный час "Корни рода твоего"
классный час (6 класс) на тему

Есипова Алевтина Александровна

Час общения на тему семейных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_-_korni_roda_tvoego.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час. Тема: «Корни рода твоего»

                                (час общения на тему семейных         традиций)

                        «Без корней даже полынь не растёт».

                                                        Народная мудрость

                        «Семья - один из шедевров природы»

                                                         Джордж Сантаян.

        В начале классного часа звучит композиция в исполнении Анастасии Лыковой «Дом».

Цели: расширить представление детей о семейных традициях; расширять кругозор, развивать любознательность; способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

Форма: час общения.

Ход классного часа.

Учитель:

        Человеку очень важно знать свои корни, чувствовать себя частью семьи, рода. Как дерево погибает без корней, так и человек не может жить без памяти о своих предках. Каждый из нас множеством ниточек связан со своими родными, с Родиной, друзьями.

        Без этого человек теряет свою личность, теряет себя

        Тема сегодняшнего нашего разговора: «Корни рода твоего».

У многих народов принято почитать своих предков, помнить не только их имена, но и все их славные дела, чем они были знамениты. Это обязывает человека задуматься о том, как он будет жить, чтобы его дети, внуки и правнуки, изучая жизнь своих предков, смогли гордиться им.

        Без знания своих корней, без осознания себя связующим звеном между прошлым и будущим человек легко может превратиться в паразита-одиночку, который живет только интересами своего тела по принципу «После меня хоть потоп».

А знаете ли вы ребята родословную своей семьи? Кто хочет поделиться с нами своей историей приглашаю к доске.

        (ответы учеников с рисунками и презентациями 3- 4 человека)

Учитель:

В русском языке есть такое выражение: «Иваны, не помнящие родства». Так называли в старые времена беглецов с царской каторги, крепостных крестьян, бежавших от помещика, дезертиров и прочих беспаспортных бродяг. Попавшись в руки полиции, они тщательно скрывали свое имя и происхождение, чтобы их не отправили назад. На все вопросы они отвечали, что зовут их Иванами, а родства своего ( т.е. происхождения) они не помнят. Так родилось выражение «Иваны, не помнящие родства».

        С тех пор народ стал называть Иваном, родства не помнящим, того, кто отрекается от родных, друзей, предков, от традиций своей семьи и народа.

- Что нужно, чтобы не превратиться в таких Иванов?

Примерные ответы детей:

- собирать семейные реликвии.

-расспрашивать у родителей о предках.

-составлять генеалогическое древо.

-гордиться достижениями, подвигами членов семьи, рода ит.п.

А о каких традициях своей семьи вы можете нам рассказать?

                (ответы учеников 2-3 человека по желанию).

Далее проводится викторина.

        БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья».                                                                                                                             (Фамилия.)

 2.А теперь скажите «семья» по-итальянски.                                                                                                          (Мафия.)

 3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

 5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

 6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

 7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

 8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

 9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.

(«Дюймовочка».)

 13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

 14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

 15. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

 16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

 17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

(Улей, борть.)

 18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

(Мать-и-мачеха.)

 19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?

(Алфавит.)

   

 20. В каком месяце отмечается Международный день семей?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.

Тех ребят кто ответит на большее число вопросов наградить памятными призами.

        Заключительное слово.

        Сегодня мы говорили о памяти, о связи с далекими предками, о наших корнях. Мы узнали, что образованные люди стараются узнать как можно больше о своих предках, гордятся их достижениями, поминают их, дорожат честью своего рода.

        А дикари не придают этому никакого значения и остаются Иванами, не помнящими родства.

        Кем будете вы, вам решать.

        Подведение итогов (рефлексия).

Заинтересовал ли вас сегодняшний наш разговор? Не боитесь ли вы стать Иванами, родства не помнящими?

        (Дети высказываются)

        Используемая литература:

http://do.gendocs.ru/docs/index-151680.html

Классные часы. М. «Вако» 2012  6класс

Новые стандарты второго поколения в 5-7 классах. Ростов-на-Дону 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Классный час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Посвящен памятной дате России — Дню неизвестного солдата.  Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего...

классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Цель:  ·        расширение знаний о героическом прошлом нашей страны,  истории  мемориального  комплекса «Могила Неизвестного солдата» в Мо...

разработка классного часа "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Классный час на тему " Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" можно использовать при подготовке к празднованию Дня Победы в 8 классе...

Классный час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Классный час " Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен...

Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Классный час проводился в 6 классе с использованием регионального компонента. Посвящен Дню неизвестного солдата...

Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Классный час проводился в 6 классе с использованием регионального компонента. Посвящен Дню неизвестного солдата...

Конспект классного часа на тему «Корни рода твоего»

час общения на тему «Семейные традиции» для обучающихся 12-14лет, целью которого является  расширение  представления учащихся  о семейных традициях; развитие  любознате...