Свет памяти, свет скорби и любви
методическая разработка (6 класс) на тему
1. Воспитательные задачи:
- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение
перед подвигом;
- глубокое уважение к ветеранам.
- учить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм
фронтовиков
2.Оборудование :
-аудиокассета «Военные песни»
- видиомагнитофон
- выставка книг на военную тематику
- портрет ветерана
- плакаты: « Память»
3.Действующие лица –
учащиеся 5-6 класса и классный руководитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_pamyati_svet_skorbi_i_lyubvi_klassnyy_chas.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Коротковская СОШ»
Музей - дети
Урок – мужества :
« Свет памяти, свет скорби и любви»
Автор: В.Д. Афанасьева –« учитель математики
МБОУ « Коротковская СОШ»
1. Воспитательные задачи:
- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение
перед подвигом;
- глубокое уважение к ветеранам.
- учить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм
фронтовиков
2.Оборудование :
-аудиокассета «Военные песни»
- видиомагнитофон
- выставка книг на военную тематику
- портрет ветерана
- плакаты: « Память»
3.Действующие лица –
учащиеся 5-6 класса и классный руководитель.
4.Текст сценария
Ход урока :
- Эпиграф урока:
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Храни свой дух, свободный и высокий,
И в сердце русском отзовутся дни
Истории недавней и далекой.
Россия!
Не искать иного слова,
Иной судьбы
На целом свете нет.
Ты вся - сплошное поле Куликово
На протяжении многих сотен лет.
- Вступительное слово кл. руководителя:
Ребята, в 2014 году 9 мая исполнится 69 лет Великой Победы. Долог, труден был путь к маю 45 года. Более 20 млн. человеческих жизней унесла война.
Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Чтец: Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго. Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, Вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час
Взрыв, что солнце погасил в кромешной гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днём. Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью.Боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.
Кл.рук-ль: Война задела каждый дом, каждую семью.
Сегодня мы поговорим о нашем земляке, учителе – фронтовике, о создателе нашего школьного музея, об участнике ВОВ, о его нелегкой судьбе – о Смолякове Михаиле Михайловиче.
- Выступления учащихся ( биография, боевой путь ветерана, учитель и поэт ).
Биография
За природу, хоть и кроткую,
Я люблю тебя, Короткое,
За Корочку с дымкой синей,
За искристый с дымкой иней,
За ковер зеленый луга,
За зеркальный лемех плуга,
И за шепот камыша,
Без него умрет душа, -
писал о своем родном селе Михаил Смоляков.
Смоляков Михаил Михайлович родился 14 октября 1925 года в селе Короткое Корочанского района Белгородской области, в семье крестьянина – бедняка. В 1934г окончил 4 класс начальной школы хутора Ленина. В 1940г окончил Плотавскую среднюю школу.
В 1940 – 1941гг окончил агротехнические курсы при Большехаланской МТС и до июля 1942г работал агрономом в колхозе « Путь к социализму» Коротковского сельского совета.
В 1941 – 1942 г принимал активное участие в строительстве оборонительных сооружений на Белгородщине. В марте 1943г был призван в ряды Красной Армии. С 12 октября 1943г по 9 мая 1945г принимал активное участие в боях , в борьбе против немцев.
После войны у каждого было большое стремление к учебе, к мирному труду. Возвратившись на родину Михаил Михайлович сразу приступил к работе : работал заведующим клубом в с.Клиновце, 2 года – инструктором РККПСС, а затем 3 года – председателем сельского совета в нашем селе.
В 1962г поступил в Белгородский педагогический институт на историко - филологический факультет. С 1962г работал в Песчанской восьмилетней школе. С 1970г по 1986г работал учителем истории в Коротковской восьмилетней школе.
Работая в школе он основал краеведческий музей. Михаил Михайлович собирал вместе с детьми по крупицам весь краеведческий материал, который находится в нашей школе. 23 августа 2010года его сердце остановилось, похоронен Михаил Михайлович в с. Яблоново.
Боевой путь
Чтец: Я помню страны позывные,
Они раздавались везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили,
Живыми вернуться не все.
Вагоны идут по России,
По травам её, по росе.
И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену.
Я юностью связан с войною,
И я ненавижу войну.
Я знаю, я понял, как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажной
Невесте своей принести.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок Отечества дым.
(Г.Шпаликов «Я жизнью своею рискую»)
Чтец: Важно с девчонками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних...
Все они по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних,
Все они опочили там.
Кл. рук-ль: Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.
Боевой путь Михаила Михайловича начался с освобождения Украины. Освобождал Кривой Рог, Днепропетровщину , форсировал Днепр.
26 июля 1944г воевал на первом прибалтийском фронте. Освобождал Латвию, Литву.
16 апреля 1945г вечером в районе Франкфурта каждому солдату, и Михаилу Михайловичу в том числе, был отдан приказ Жукова о штурме Берлина. От Франкфурта до Берлина оставалось 65 км. Долгим и трудным был путь к победе. В первые слово победа Михаил Михайлович услышал вечером 8 мая 1945г, а 9 мая поэтому поводу был устроен митинг. В этот день все пели, танцевали, плакали от радости, вспоминали о погибших товарищах.
На третий день после победы Михаил Михайлович был у Рейхстага. Рейхстаг был серый, закопченный, и повсюду надписи: « Я из Сталинграда», « Я из Москвы», « Я из Киева», и среди них надпись :« Я из Корочи, Курской области М. Смоляков».
Кл. рук-ль: Победа – великая, ни с чем не сравнимая радость! Это радость народная, но это и скорбь народная. О 27 миллионах сыновей и дочерей скорбит наш народ в этот день. Светла эта память!
Чтец: Всяко жил – и горестно, и весело,
Ветеран пехотного полка,
Жизнь не очень густо понавесила
Орденов на лацкан пиджака.
Но когда немалый путь итожится,
Я твержу, как заповедь слова:
Русь жива!
Все прочее приложится,
Главное, солдаты, Русь жива!
Учитель и поэт
Смоляков Михаил Михайлович окончил заочно Белгородский педагогический институт, работал с 1962 года учителем русского языка и истории, директором Песчанской восьмилетней школы Корочанского района.
С 1970 года по 1986год работал учителем истории в Коротковской восьмилетней школе. Михаил Михайлович ветеран не только ВОВ, но и ветеран педагогического труда.
Писать стихи начал с 1950 года. В 1950 году окончил литературные курсы в г. Потсдам, руководителем которых был писатель Пётр Вершигора. Имел встречи с писателями1 Твардовским, Тихоновым, Катаевым, Горбатовым, Ананьевым, Вишневским, Жуковским, Фроловым, Чернухиным, Михалевым, Бухановым и другими.
Его стихи о родном селе, о природе, о добрых людях, о матери.
Матери
И горе тяжкое, и муки —
От косовицы до плечей —
Все вынесли на свете руки
Всесущной матери моей.
И раскрывал пред ней
секреты 14 молоток, и старый струг.
А в посевную, в сорок третьем,
Она впряглась с коровой в плуг,
Все не опишешь, что бывало,
Какою наша мать была.
Случалось, в поле ночевала
И в борозде с детьми спала.
Последней крохою кормила
Того, кто нынче без отца.
В ней и сейчас так много силы,
Хоть волосы под цвет свинца
Короткое
За природу, хоть и кроткую,
Я люблю тебя, Короткое,
За Корочку с дымкой синей,
За искристый с дымкой иней,
За ковер зеленый луга,
За зеркальный лемех плуга,
И за шепот камыша,
Без него умрет душа.
В последние любимым жанром стали басни. Его басни неотделимы от жизни. Меткость, ясность, простота, доходчивость до любого читателя — отличительная черта его басен и стихов.
Бизнесмены Разговор
Был бизнес волку разрешен. Однажды ночью у костра
И сразу действовать стал он: Торговля на язык остра,
Со всех ягнят каракуль снял, С родней своим, к тому ж соседом
Овечье поголовье смял, Такую повела беседу:
Со львами крепко стал дружить « Вот ты, Разбой, ты чем живёшь?
И духом бизнесмена жить. Одно чужое, ведь, жуёшь,
Скакнула в бизнес и Лиса; Грозя ножом средь бела дня
Она взяла в кредит леса. Готов ограбить и меня»
Теперь под дубом и кустом А я торгую без ножа и сплю спокойно
Накрыто все ее хвостом. не дрожа.
И не сорвать грибов тугих: А я торгую без ножа
Шиши остались для других. И сплю спокойно, не дрожа.
Мораль: Разбой же так продолжил
Читатель мой, поверь Бобру: Разговор:
Такой вот бизнес не к добру.
Конечно, я не скрою, — вор.
А ты, Торговля, всего света,
Послушай-ка слова поэта:
« Разбой, торговля и война
Не всё ль равно – их цель одна»
В 1993 году вышел в свет коллективный сборник стихов «Встреча», куда вошли призведения и нашего земляка Михаила Михайловича Смолякова.
В данный сборник стихов включена лишь небольшая часть его творчества.
- Экскурсия в музей к стенду: « М.М. Смоляков –руководитель музея».
( рассказ кл. руководителя об истории создания музея)
- Слово кл. руководителя:
Ребята! Мы сегодня познакомились с замечательным человеком, ветераном ВОВ, поэтом, учителем, основателем нашего музея. Его жизнь – яркий пример верного служения Родине. В настоящее время Михаил Михайлович проживает в с. Яблоново.
Кл. руководитель:
Свет памяти, свет скорби и любви
И через 69лет, и через столетья,
Горячей каплей пролитой крови
Его в себе приносят наши дети!
- Свет памяти- каждый гражданин хранит в своем сердце память о том страшном времени, о стойкости и мужестве советских людей.
- Свет скорби – все мы скорбим о тех солдатах, которые во имя нас, во имя мира на земле не пожалели жизни своей и полегли на полях сражений.
- Свет любви – это любовь к Родине, преданность, стремление защищать её от врагов, верить в её будущее.
Кл. рук-ль: Ребята! Я надеюсь наш урок затронул ваши сердца. Фашизм –это зло. Чтобы его победить нам понадобилось 4 долгих года. Давайте об этом не будем забывать.
Чтец: Прошла война, прошла страда,
Но боль , взывает к людям,
Давайте, люди, никогда,
Об этом не забудем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Вахты памяти, посвященной Дню памяти и скорби "Память в камне"
Пояснительная записка Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9...
«Свет материнства — свет любви»
Сценарий праздника посвящённый Дню матери....
Свет материнства - свет любви
Праздничная программа на День матери...
Музыкальная гостиная «Свет материнства - свет любви»
Посвящается Всемирному Дню Матери...
«СВЕТ ПАМЯТИ, СВЕТ СКОРБИ И ЛЮБВИ… ЕГО В СЕБЯ ПРИНОСЯТ НАШИ ДЕТИ»
Урок мужества...
«Свет материнства – свет любви» Концертная программа.
Сенарий мероприятия,посвящённого Дню матери.для учащихся старшего и среднего звена....
"Свет материнства - свет любви"
Сценарий содержит материалы для использования воспитателями, классными руководителями, педагогами-организаторами. В сценарии содержится материал ко дню Матери для возрастной категории 1-4 класса. Соде...